Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на большую белую стену. На вечерних концертах входных билетов порой продавалось до 200 штук, так что и в фойе тогда было не протолкнуться. Поговаривают, что на один из концертов пожелал приехать из Вильнюса высокий министерский чин. Так вот, даже для него билета вроде как и не нашлось...
Именно в такой возбужденной атмосфере и проходил уже 13-й по счету фестиваль в Бирштонасе. Несомненно, у него уже давно сложились прочные традиции, наиболее яркой из которых я назвал бы мощный показ молодых исполнительских сил прежде всего из Литвы. В этой стране, которая еще в начале 80-х прошлого века заложила прочный фундамент многоступенчатой системы подготовки музыкантов, в том числе и в области джаза, сегодня уже есть что показать. Если 20 лет назад Пятрас Вишняускас, как и многие другие, кого сегодня со всем на то основанием называют лидерами литовского джаза, выступал в составе ученического оркестра Литовской академии музыки под руководством Владимира Чекасина, то на этом фестивале уже сам Пятрас вывел на сцену целый бэнд тех, кого в той или иной мере можно называть его учениками.
В целом программа фестиваля, опять же по традиции, была очень насыщенной и плотной: три дня — шесть концертов. Естественно, выдержать столь сильную порцию музыкального удовольствия, отслушать все полностью было практически невозможно, а посему ниже я поделюсь своими впечатлениями о выступлениях тех коллективов, которых удалось видеть, а иногда лишь слышать, стоя на балконе чуть ли не на одной ноге.
Вокальная группа JAZZ LAND под управлением Артураса Новикаса существует с 1987 года, являясь сегодня ведущим коллективом литовского вокального джаза. Не знаю, что-то мне этот коллектив никак "не зашел", хотя к чистоте исполнения придраться невозможно. Видимо, здесь вся штука — в плоскости тембров: временами коллектив звучал резковато, теряя при этом насыщенность, мясистость звучания. Впрочем, фестиваль только начинался, литовского пива было испробовано немного, поэтому на второй день выход того же Артураса Новикаса с другим составом — группой JAZZ ISLAND показался совершенно иным. Судя по возрасту вокалистов, это нечто вроде студии основной группы. Так вот, этот "Остров" был куда более раскрепощенным, веселым, хотя, конечно же, и более суматошным. Но очень заводные исполнители, возраст которых — где-то от 16 до 20. В репертуаре — буквально все: стандарты, свинговые темы, полно латины, еще чего-то, включая чуть ли не рэп. Кстати, группа приглашена в этом году на фестиваль в Монтрё. Существует коллектив с 1991 года, нынешний его состав — уже третье поколение обитателей "Осторова".
В первый же вечер играли незнакомцы с Украины — трио Родион Иванов (фортепиано), Максим Гладецкий (контрабас), Валерий Волков (барабаны). Честно говоря, очень приятное оказалось знакомство! Играют музыканты в основном темы, следует полагать, лидера трио— пианиста Родиона Иванова. Играют просто и густо. Сами темы ничуть не сложны, они очень напевны, мелодичны, исполнение выдержано в классическом стиле фортепианного трио без всяких там терзаний внутренностей рояля, истязаний контрабаса да шумных соло на ба- рабанном железе. Главное—музыканты никуда не спешат, что лично для меня в последнее время становится чуть ли не самым важным фактором, что в джазе, что в блюзе. Вспоминается футбольный комментатор Николай Озеров, который изрекал немало перлов, но один из них запомнился: "Спешка ведет к потере мяча". Еще бы! Не только мяча... Суета, часто выдаваемая за показ чего-то нового, оригинального, в конце концов суетой и заканчивается. Украинское же трио делает свое дело умело и достойно. Да, вполне традиционно, да, для кого-то и скучно. Но прелесть фестиваля в Бирштонасе в том, что здесь всегда найдется что-то на любой вкус. Так что если не нравится, можно выйти и хлебнуть бокальчик "Швитуриса". Пиво, располагающее к нахождению общего языка.
На следующий день поспешил на выступление объявленного проекта известного мастера поиграть и поговорить, педагога и пианиста Олега Молокоедова, под оригинальным названием "Студио- 5". Подумалось: ну, сейчас будет "протянута собака" по всей сцене, вдоль и поперек! Ничего подобного! "Собака" если и подала голос. то скромно. А все потому, что на сцене главную роль играпи музыканты, которые до "собаки" еще не доросли. Рядом с опытными Молокоедовым и Владиславом Бортковским (бас) — его сын Дамианас (фортеепиано), ученик шестого класса музыкальной школы им. Дварионаса, Паулюс Андерсонас (перкуссия, барабаны) — ученик третьего класса той же школы и Мариус Алекса (барабаны), также еще очень молодой музыкант, к слову. — стипендиат фонда Растроповича именно по джазовой специализации, а то,что и как преподает молодым Олег Павлович, было вполне понятно. Началось все с классики, как и положено, но позже учитель начал соблазнять молодых всяческими "собачьими" штучками. демонов гонял трубой. Самое интересное, что молодежь помогала ему в этом вполне осознанно, а во всем была музыка. Олег Павлович признал, что рассчитывает вырастить из Дамианаса и Паулюса именно профессионалов своего дела, а не просто музыкантов.
У Пятраса Вишняускаса, чувствуется, иной подход в педагогическому процессу: его выступление с бэндом студентов Литовской академии музыки строилось на достаточно строгом следовании классике. Молодежь старательно исполняла отведенные учебным планом соло, наставник демонстрировал опыт, но во всем этом ощущалось нечто такое солидное, отточенное, вполне зрелое не только как форма своеобразного зачета по специальности. В показе этом приняли участие и другие педагоги — мастера тромбона Скирмантас Саснаускас и трубы Валериус Рамошка.
Группа BALTIC ASTEROIDS состоит из литовских и американских музыкантов. Собралась она как трио в Чикаго, где учился контрабасист Витис Нивинскас, потом разрослась до квинтета с участием быстро набирающего вес, и не только в Литве, саксофониста Янаса Максимовичуса. В исполнении этого интернационального квинтета прозвучала вполне интернациональная современная музыка, которую при желании можно уложить в русло эдакого пост-нео-бопа. Но, как мне показалось, в значительной мере лишенной "изюминки". Все было правильно, окрашено яркими соло, но на душу так и не легло.
Закрывал этот второй за день концерт квартет Артураса Анусаускаса. Этого пианиста можно называть романтиком литовского джазового фортепиано. Среди музыкантов квартета — опытный альт-саксофонист Александр Федотов и молодая ритм-группа: басист Евгениус Каневичус и барабанщик Дариус Рудис. Квартет представлял материал последнего альбома "Tylos puota" ("Пир тишины"). Собственно, в самом названии альбома отражен в значительной мере и материал программы: Анусаускас, как лидер квартета и автор практически всех пьес, любит поиграть с тишиной, любит насладиться каждым отдельно взятым звуком и делает это умело. При этом его позицию полностью разделяют участники группы.
Совместный литовско-эстонский квартет Дайнюса Пулаускаса-Лембита Саарсалу представил музыку, в которой загадок в целом не было. Главная роль в квартете была отведена Лембиту, который с годами своей манере не изменил. Звучала, как я понял, его авторская музыка — в общем хард-боп, который он исполнял еще в дуэте с Леонидом Винцкевичем. Солидно, здорово, но — скучновато. Музыка сверх наполненная, содержательная, продолжительные по времени, развернутые пьесы—это все же на любителя. То, что делает Лембит, ярко подтверждает: манера, вкус, стиль яркого музыканта с годами все же изменить очень сложно. Разве что техника у Лембита дико отшлифовалась, но он из числа именно тех музыкантов, которых можно угадать, не видя исполнителя. А это — большой плюс. На следующий день Лембит Саарсалу играл с бэндом Литовского радио и телевидения. И играл уже по-иному, не столь сложно, поскольку программу составляли стандарты. Правда, делал он это все равно по-своему, как умеет только он.
Наибольшее же потрясение от фестиваля в Бирштонасе осталось (не только у меня) от показа программы "Drumming" Владимира Тарасова. Сначала на сцене появились сам мэтр ударных и его 14-летний сын Петр. Исполнили они одну лишь пьеску. Петр очень старался, но, конечно же, все ударные дела у него еще впереди. А потом...
На сцену вышли четверо учеников Тарасова — Арвидас Иоффе, Аркадий Готесман, Гедиминас Лауринавичус и Дариус Рудис. Началось такое!.. Пять полных "кухонь" создали такой спектакль, что зал просто затаил дыхание. Нет, громко не было. Было очень вкусно. Как правило, Тарасов задавал тему, которую поначалу, как и положено в джазе, квинтет исполнял вместе. Затем наступал черед сольным импровизациям, при этом кто-то неброско поддерживал солиста. В конце пьесы все повторно сходились в теме. И это не было бессмысленное грохотание, как кто-то может подумать. Это была настоящая музыка, разве что исполненная столь необычным словом.
После концерта Владимир Тарасов согласился, что, в принципе, при желании можно было выставить еще пару отличных барабанщиков (скажем, Линаса Буду), но возможности даже столь солидной фирмы, как "UAB Muzikos Ekspresas", не бесконечны: по моим подсчетам, для подзвучки использовалось ну никак менее 40 микрофонов!
Сразу после выступления директор фестиваля Зигмас Вилейкис вручил Владимиру Тарасову главный (и единственный) приз фестиваля — небольшую скульптуру авторства Мариуса Петраускаса, изображавшую самого музыканта за работой.
Собственно, уже по этому, надеюсь, можно понять, сколь содержателен был фестиваль Из участников выступали еще и прекрасный Каунасский биг-бэнд под управлением Ромуальдаса Грабштаса, французский гитарист Марк Дюкре работавший с квинтетом TOXIKUM (Дания-Литва), в котором очень заметен был ученик Чекасина саксофонист Людас Моцкунас, канадско-латвийский квартет ВОТH ENDS, потрясающее шоу Чекасина со студентами-вокалистами Академии музыки, квинтет Янаса Максимовичуса.
А еще — несколько экспозиций джазовой фотографии, среди которых выделялись работы Дайнюса Лабутиса; ежевечерние (еженочные, точнее) сейшны; отлаженная годами организация фестиваля и гостеприимство.
То есть то, что можно было бы пожелать любому джаз-фестивалю.
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...