В Донецке прошел IV Международный джазовый фестиваль "ДоДж # 2004". И четвертый раз под непосредственным руководством инициатора фестиваля Медиа Группы LEVEL и администрации города. Точнее – в дружном тандеме двух Александров: донецкого городского головы Александра Лукьянченко и президента фестиваля и компании Александра Серого.
Не знаю, чем отличается ДоДж этого года от предыдущего (я впервые на фестивале в Донецке), но точно знаю, что его история уходит в 60-е годы прошлого века. Занимаясь историей джаза в Ростове-на- Дону, я обнаружила появление на фестивале "Донецк-100" (1967) ростовского трио, в который входили пианист Аркадий Эскин, контрабасист Виктор Некрасов и барабанщик Борис Грунский. А еще через 9 лет на донецком фестивале появился джаз-оркестр Кима Назаретова.
Но вернемся в 2004 год. В целом фестиваль оставил несколько странное впечатление: невозможность купить диски выступающих или какие-то видеоматериалы, обычно сопровождающие такие события (кроме продукции самого "ДоДж'а 2003"), отсутствие информационного буклета при достаточно объемном наборе рекламной продукции и весьма демократичное музыкальное наполнение концертной части, в которой почти половина коллективов представляла джемовую программу. И если 1-й день был более "благополучным" в этом смысле и ровным по силам (о чем чуть позже), то 2-й, включающий и победителей дневного конкурса молодых джазовых исполнителей, буквально через полчаса превратился в джем, о чем свидетельствовало и название сборного коллектива "Жюри-Джем".
Вполне вероятно, так и было задумано. И все же мне показалось, что подобное связано с отсутствием нескольких, заявленных для участия, коллективов, не приехавших по вполне объективным причинам. По крайней мере, в предварительном списке гостей было больше, чем в реалии. Вероятно, организаторам пришлось что-то срочно придумывать.
Вообще 2-й день был скорее подведением итогов конкурса, который, впрочем, вполне органично влился в основное действо джаз-праздника. И все же несколько удивляло неравнозначное распределение сил: профессор из Минска пианист Аркадий Эскин и 12-летняя вокалистка Маша Степаненко, представившая джаз-популяр в эстрадном инварианте. Кстати, это же было свойственно и конкурсу: рядом с известными московским коллективом "Brill-Brothers", в составе которого игравший днем раньше с Намысловским барабанщик Дмитрий Севастьянов, студенты из Донецка и Ростова-на-Дону.
***
Все джаз-действо проходило во дворце молодежи "Юность", путь к которому лежал мимо "прогуливающегося" Иосифа Кобзона. Пожалуй, это первый памятник, поставленный еще при жизни. Впечатлили и прекрасно оборудованный всевозможной свето-, аудио-видео-аппаратурой зал, и утопающая в черных тонах сцена, подступы к которой перекрывали расположенные под 45° белые рекламные щиты спонсоров.
Первым на сцену вышел не бессменный ведущий Владимир Фейертаг, и не биг-бэнд Сергея Щербакова. Совершенно неожиданно на авансцене появилась хрупкая девушка и необычайно пластично буквально в трехминутной пантомиме рассказала о своем видении джаза. Очень эффектно!
И далее все было на контрасте. Традиционный джаз украинского джаз-оркестра (г. Антрацит) сменил русско-украинский дуэт пианиста Леонида Винцкевича (Курск) и трубача Валерия Колесникова (Донецк). Музыканты играют вместе уже лет 5, но каждый раз придумывают нечто необычное. "Портрет Джери" (Luckey Roberts): несколько "ватный" звук трубы на фоне цепких фортепианных аккордов с функциональным басом а'la stride piano. Выворачивающий душу тягучий блюз "уставшей" трубы и мягкого скэта Колесникова закончился неожиданной шуткой: повисшая на доминанте фраза трубы получила свое разрешение в тонику у рояля. Очень мило и симпатично.
Меня всегда поражала манера Леонида Винцкевича, его способность рефлексировать, мгновенно воплощая тончайший "градус" музыкального повествования, и переводить образно-слуховые представления в реальное музыкальное "body". Здесь же, благодаря экрану можно было очень хорошо увидеть эту т.н. "слышащую руку".
Кстати, экран не только проливал свет на таинство рождения музыки, но и помогал заполнить паузы при смене музыкантов. Правда, иногда и он не спасал. И тогда на помощь приходил второй ведущий – киевлянин Алексей Коган. Так было перед выходом на сцену секстета "Doo Bop Sound": уж слишком много электроники надо было подключать.
Питерская команда представила 4 композиции в стиле funk, среди которых авторская Алексея Попова "Flash" и оригинальное прочтение Пола Дезмонда "Take Five" как "Take Four", где не только смена размера на 4 доли, но и четыре взгляда на тему. Необычайно интересная программа: при достаточно легком восприятии и "считывании" музыкальной информации чрезвычайно сложное выстраивание драматургии каждой пьесы. Все выступление вполне можно определить как "Vasabi" (есть такой соус): остро и "вкусно".
Обучающийся в Европе Александр Карагодин – лауреат "ДоДж # 2001". Сначала довел Рег-тайм Джоплина до нечеловеческого темпа, а затем неожиданно "растворился" в тончайшем фантазийном вступлении к "Ночи в Тунисе" Диззи Гиллеспи. Не изменил себе Энвер Измайлов. Его виртуозная техника и находки в области звукоподражания вызвали бурю аплодисментов.
Завершил первый день фестиваля российско-польский квартет альт-саксофониста и композитора Збигнева Намысловского (в составе пианист Йоахим Менцель, бас-гитарист Аркадий Овруцкий, барабанщик Дмитрий Севастьянов). Грустные глаза Намысловского: толи усталость (в связи с затянувшимся розыгрышем Медиа Группы LEVEL льгот на покупку автомобиля), толи мудрость. Умеренно-спокойные композиции. Основательная опора на польские ритмы и мотивы. Удивительно длинные музыкальные фразы, особенно – в последней пьесе, "Когда зацветет месяц май".
Интересное построение композиций. К примеру, в авторской пьесе Збигнева "Miss Mash" каждая часть рондальной формы – колоссальное движение к кульминации "до упора", затем, будто потеряв нить повествования, остановка "на полуслове", после чего – вновь движение к вершине. Опять же спасибо экрану, который дал возможность увидеть "лицо польского джаза".
Второй день ДоДж'а состоял из четырех джаз-моментов: пресс-конференции, конкурса, заключительного концерта и полуночного джема.
Пресс-конференция прошла довольно гладко. Вопросов было немного, и я решила не упускать возможности напрямую обратиться к ведущим "первым лицам" фестиваля.
J.Q. Вопрос к городскому голове Александру Лукьянченко. Довольно часто на буклетах и программах указывается, что фестиваль проводится под патронатом администрации города или Министерством Культуры. Обычно это чистая декларация, не имеющая никакого отношения к реальной помощи. Здесь же я впервые воочию увидела заинтересованность города. В чем конкретно заключалась помощь ДоДж'у?
Александр Лукьянченко: Во-первых, финансовая поддержка. Во-вторых, мы 3 недели тому назад подписали договор между мэриями городов Москвы и Донецка на 2 года о взаимном культурном и экономическом сотрудничестве, которое будет воплощено в реальные действия. И здесь мы работаем вместе с Медиа Группой LEVEL. И последнее – всевозможные организационные вопросы, которые постоянно появляются. К тому же мой заместитель по культуре тоже в зале. Так что патронат очень тесный и даже жесткий.
J.Q. Вопрос к "родному отцу" фестиваля Александру Серому. Наверное, "ДоДж" в какой-то мере уже стал "визитной карточкой" Донецка. А оказал ли он влияние на джазовую жизнь города?
Александр Серый: Это сложная тема. Одним из примеров может служить Александр Корогодин. Три года тому назад он стал лауреатом фестиваля, а сегодня учится в Германии. В Донецке существуют люди, которые всячески продвигают джаз. Другое дело, на сколько сам джаз востребован Донецком. Судя по наполненности зала – востребованность высокая.
К разговору присоединяется завкафедрой искусства эстрады Донецкой Музыкальной Академии им. С.Прокофьева профессор Сергей Горовой:
- Одним из результатов проведения джазового фестиваля в Донецке является открытие 1-ой на Украине кафедры эстрадного искусства. Отделения музыкального искусства эстрады есть в музыкальном училище, в целом ряде школ… Такая сквозная система образования и позволяет слышать на джазовой сцене настоящее профессиональное качество.
Владимир Попович, председатель правления ЗАО "Донгорбанк": Имиджевая политика нашего банка – поддержка ДоДж'а. И мы уже учредили приз для победителя конкурса 2005 года в размере 10 т. у. е.!
Я с завистью посмотрела на счастливых джазменов Донецка: при такой поддержке любые самые фантастические мечты вполне могут стать реальностью. Вот только ничего не было сказано о том, где же вся эта замечательная армия донецких музыкантов будет работать. Неужто, как в России, потянутся в столицу!?!
После небольшого перерыва начался конкурс (председатель жюри – народный артист России Игорь Бриль). Как выяснилось, предварительно было подало около 400 заявок, из которых отобрали лишь 11. Практически по каждому участнику жюри голосовало единогласно. Частично о конкурсе я уже говорила. Добавлю лишь несколько имен победителей: Гран-при – композиция "Джангл" Дмитрия Бриля (Москва, Россия). Лучший барабанщик – Максим Малышев (Киев, Украина). 3-е место – вокальная группа а'capela "Юнивокс", показавшая оригинальный фолк молдавского композитора Игоря Якимчука (Кишинев, Молдова). В числе призеров были и донецкие музыканты: группа "BC" (2 место) и "Unlimited" (1 место).
Концертная программа фестиваля мне запомнилась двумя выступлениями: командой "Жюри-Джем" (особенно – дуэт джазовой певицы, преподавателя Грузинской Академии современного искусства и джаза Гулико Чантурия и народного артиста России гитариста Алексея Кузнецова!) и французским дуэтом исполнителя на губной гармошке Оливье Кер-Орио и пианиста Мануэля Рошмана. У Оливье была совсем саксофоновая фразировка. Просто удивительно!
Последовавший затем джем-сейшн совершенно блестяще вел Петр Полтарев. Он честно пробовал хоть как- то регламентировать порывы выступающих. Но даже для него это была абсолютно невыполнимая задача. Молодые и настойчивые джазмены из Ростова буквально оккупировали небольшой пятачок у микрофонов, ни сколько не уступая места народным артистам. И это можно понять: когда еще придется поиграть в такой звездной компании!
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...