В Донецке прошел IV Международный джазовый фестиваль "ДоДж # 2004". И четвертый раз под непосредственным руководством инициатора фестиваля Медиа Группы LEVEL и администрации города. Точнее – в дружном тандеме двух Александров: донецкого городского головы Александра Лукьянченко и президента фестиваля и компании Александра Серого.
Не знаю, чем отличается ДоДж этого года от предыдущего (я впервые на фестивале в Донецке), но точно знаю, что его история уходит в 60-е годы прошлого века. Занимаясь историей джаза в Ростове-на- Дону, я обнаружила появление на фестивале "Донецк-100" (1967) ростовского трио, в который входили пианист Аркадий Эскин, контрабасист Виктор Некрасов и барабанщик Борис Грунский. А еще через 9 лет на донецком фестивале появился джаз-оркестр Кима Назаретова.
Но вернемся в 2004 год. В целом фестиваль оставил несколько странное впечатление: невозможность купить диски выступающих или какие-то видеоматериалы, обычно сопровождающие такие события (кроме продукции самого "ДоДж'а 2003"), отсутствие информационного буклета при достаточно объемном наборе рекламной продукции и весьма демократичное музыкальное наполнение концертной части, в которой почти половина коллективов представляла джемовую программу. И если 1-й день был более "благополучным" в этом смысле и ровным по силам (о чем чуть позже), то 2-й, включающий и победителей дневного конкурса молодых джазовых исполнителей, буквально через полчаса превратился в джем, о чем свидетельствовало и название сборного коллектива "Жюри-Джем".
Вполне вероятно, так и было задумано. И все же мне показалось, что подобное связано с отсутствием нескольких, заявленных для участия, коллективов, не приехавших по вполне объективным причинам. По крайней мере, в предварительном списке гостей было больше, чем в реалии. Вероятно, организаторам пришлось что-то срочно придумывать.
Вообще 2-й день был скорее подведением итогов конкурса, который, впрочем, вполне органично влился в основное действо джаз-праздника. И все же несколько удивляло неравнозначное распределение сил: профессор из Минска пианист Аркадий Эскин и 12-летняя вокалистка Маша Степаненко, представившая джаз-популяр в эстрадном инварианте. Кстати, это же было свойственно и конкурсу: рядом с известными московским коллективом "Brill-Brothers", в составе которого игравший днем раньше с Намысловским барабанщик Дмитрий Севастьянов, студенты из Донецка и Ростова-на-Дону.
***
Все джаз-действо проходило во дворце молодежи "Юность", путь к которому лежал мимо "прогуливающегося" Иосифа Кобзона. Пожалуй, это первый памятник, поставленный еще при жизни. Впечатлили и прекрасно оборудованный всевозможной свето-, аудио-видео-аппаратурой зал, и утопающая в черных тонах сцена, подступы к которой перекрывали расположенные под 45° белые рекламные щиты спонсоров.
Первым на сцену вышел не бессменный ведущий Владимир Фейертаг, и не биг-бэнд Сергея Щербакова. Совершенно неожиданно на авансцене появилась хрупкая девушка и необычайно пластично буквально в трехминутной пантомиме рассказала о своем видении джаза. Очень эффектно!
И далее все было на контрасте. Традиционный джаз украинского джаз-оркестра (г. Антрацит) сменил русско-украинский дуэт пианиста Леонида Винцкевича (Курск) и трубача Валерия Колесникова (Донецк). Музыканты играют вместе уже лет 5, но каждый раз придумывают нечто необычное. "Портрет Джери" (Luckey Roberts): несколько "ватный" звук трубы на фоне цепких фортепианных аккордов с функциональным басом а'la stride piano. Выворачивающий душу тягучий блюз "уставшей" трубы и мягкого скэта Колесникова закончился неожиданной шуткой: повисшая на доминанте фраза трубы получила свое разрешение в тонику у рояля. Очень мило и симпатично.
Меня всегда поражала манера Леонида Винцкевича, его способность рефлексировать, мгновенно воплощая тончайший "градус" музыкального повествования, и переводить образно-слуховые представления в реальное музыкальное "body". Здесь же, благодаря экрану можно было очень хорошо увидеть эту т.н. "слышащую руку".
Кстати, экран не только проливал свет на таинство рождения музыки, но и помогал заполнить паузы при смене музыкантов. Правда, иногда и он не спасал. И тогда на помощь приходил второй ведущий – киевлянин Алексей Коган. Так было перед выходом на сцену секстета "Doo Bop Sound": уж слишком много электроники надо было подключать.
Питерская команда представила 4 композиции в стиле funk, среди которых авторская Алексея Попова "Flash" и оригинальное прочтение Пола Дезмонда "Take Five" как "Take Four", где не только смена размера на 4 доли, но и четыре взгляда на тему. Необычайно интересная программа: при достаточно легком восприятии и "считывании" музыкальной информации чрезвычайно сложное выстраивание драматургии каждой пьесы. Все выступление вполне можно определить как "Vasabi" (есть такой соус): остро и "вкусно".
Обучающийся в Европе Александр Карагодин – лауреат "ДоДж # 2001". Сначала довел Рег-тайм Джоплина до нечеловеческого темпа, а затем неожиданно "растворился" в тончайшем фантазийном вступлении к "Ночи в Тунисе" Диззи Гиллеспи. Не изменил себе Энвер Измайлов. Его виртуозная техника и находки в области звукоподражания вызвали бурю аплодисментов.
Завершил первый день фестиваля российско-польский квартет альт-саксофониста и композитора Збигнева Намысловского (в составе пианист Йоахим Менцель, бас-гитарист Аркадий Овруцкий, барабанщик Дмитрий Севастьянов). Грустные глаза Намысловского: толи усталость (в связи с затянувшимся розыгрышем Медиа Группы LEVEL льгот на покупку автомобиля), толи мудрость. Умеренно-спокойные композиции. Основательная опора на польские ритмы и мотивы. Удивительно длинные музыкальные фразы, особенно – в последней пьесе, "Когда зацветет месяц май".
Интересное построение композиций. К примеру, в авторской пьесе Збигнева "Miss Mash" каждая часть рондальной формы – колоссальное движение к кульминации "до упора", затем, будто потеряв нить повествования, остановка "на полуслове", после чего – вновь движение к вершине. Опять же спасибо экрану, который дал возможность увидеть "лицо польского джаза".
Второй день ДоДж'а состоял из четырех джаз-моментов: пресс-конференции, конкурса, заключительного концерта и полуночного джема.
Пресс-конференция прошла довольно гладко. Вопросов было немного, и я решила не упускать возможности напрямую обратиться к ведущим "первым лицам" фестиваля.
J.Q. Вопрос к городскому голове Александру Лукьянченко. Довольно часто на буклетах и программах указывается, что фестиваль проводится под патронатом администрации города или Министерством Культуры. Обычно это чистая декларация, не имеющая никакого отношения к реальной помощи. Здесь же я впервые воочию увидела заинтересованность города. В чем конкретно заключалась помощь ДоДж'у?
Александр Лукьянченко: Во-первых, финансовая поддержка. Во-вторых, мы 3 недели тому назад подписали договор между мэриями городов Москвы и Донецка на 2 года о взаимном культурном и экономическом сотрудничестве, которое будет воплощено в реальные действия. И здесь мы работаем вместе с Медиа Группой LEVEL. И последнее – всевозможные организационные вопросы, которые постоянно появляются. К тому же мой заместитель по культуре тоже в зале. Так что патронат очень тесный и даже жесткий.
J.Q. Вопрос к "родному отцу" фестиваля Александру Серому. Наверное, "ДоДж" в какой-то мере уже стал "визитной карточкой" Донецка. А оказал ли он влияние на джазовую жизнь города?
Александр Серый: Это сложная тема. Одним из примеров может служить Александр Корогодин. Три года тому назад он стал лауреатом фестиваля, а сегодня учится в Германии. В Донецке существуют люди, которые всячески продвигают джаз. Другое дело, на сколько сам джаз востребован Донецком. Судя по наполненности зала – востребованность высокая.
К разговору присоединяется завкафедрой искусства эстрады Донецкой Музыкальной Академии им. С.Прокофьева профессор Сергей Горовой:
- Одним из результатов проведения джазового фестиваля в Донецке является открытие 1-ой на Украине кафедры эстрадного искусства. Отделения музыкального искусства эстрады есть в музыкальном училище, в целом ряде школ… Такая сквозная система образования и позволяет слышать на джазовой сцене настоящее профессиональное качество.
Владимир Попович, председатель правления ЗАО "Донгорбанк": Имиджевая политика нашего банка – поддержка ДоДж'а. И мы уже учредили приз для победителя конкурса 2005 года в размере 10 т. у. е.!
Я с завистью посмотрела на счастливых джазменов Донецка: при такой поддержке любые самые фантастические мечты вполне могут стать реальностью. Вот только ничего не было сказано о том, где же вся эта замечательная армия донецких музыкантов будет работать. Неужто, как в России, потянутся в столицу!?!
После небольшого перерыва начался конкурс (председатель жюри – народный артист России Игорь Бриль). Как выяснилось, предварительно было подало около 400 заявок, из которых отобрали лишь 11. Практически по каждому участнику жюри голосовало единогласно. Частично о конкурсе я уже говорила. Добавлю лишь несколько имен победителей: Гран-при – композиция "Джангл" Дмитрия Бриля (Москва, Россия). Лучший барабанщик – Максим Малышев (Киев, Украина). 3-е место – вокальная группа а'capela "Юнивокс", показавшая оригинальный фолк молдавского композитора Игоря Якимчука (Кишинев, Молдова). В числе призеров были и донецкие музыканты: группа "BC" (2 место) и "Unlimited" (1 место).
Концертная программа фестиваля мне запомнилась двумя выступлениями: командой "Жюри-Джем" (особенно – дуэт джазовой певицы, преподавателя Грузинской Академии современного искусства и джаза Гулико Чантурия и народного артиста России гитариста Алексея Кузнецова!) и французским дуэтом исполнителя на губной гармошке Оливье Кер-Орио и пианиста Мануэля Рошмана. У Оливье была совсем саксофоновая фразировка. Просто удивительно!
Последовавший затем джем-сейшн совершенно блестяще вел Петр Полтарев. Он честно пробовал хоть как- то регламентировать порывы выступающих. Но даже для него это была абсолютно невыполнимая задача. Молодые и настойчивые джазмены из Ростова буквально оккупировали небольшой пятачок у микрофонов, ни сколько не уступая места народным артистам. И это можно понять: когда еще придется поиграть в такой звездной компании!
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...