Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. Это уже четвертое его появление на российской земле.
В предыдущие годы на сцены Москвы и Питера выходили представители соул-блюза, чикагской и нью-йоркской школ... Приезжали и просто исполнители, играющие блюз в собственной интерпретации. Среди гостей фестиваля были такие мировые легенды, как Long John Hunter, The Holmes Brothers, Otis Taylor и другие. В этом году — Louisiana Red, С. J. Chenier и Lil' Ed & The Blues Imperials.
Программа фестиваля была рассчитана следующим образом: три вечера — 5,6 и 7 ноября пиво и блюз царили в Москве (в УСЗ "Дружба" в "Лужниках", поскольку в прошлые годы зал МДМ не мог вместить всех желающих), 9 ноября — в Ростове-на-Дону, а 11 ноября — в Санкт-Петербурге (большой зал Дворца спорта "Юбилейный")
Как видим, на этот раз фестиваль "зацепил" и столицу Южного Федерального. Но не потому, что организаторы наслышаны о горячей ростовской публике или "местные" подсуетились. Просто, в России открылось 3-е по счету отделение пивоварни Efes Pilsener. И располагается оно в Ростове-на-Дону, что имеет самое непосредственное отношение к блюзу.
Все ростовское пив-блюз- действо расположилось во Дворце спорта. Почти на шесть часов вместительная арена спортивного комплекса превратилась в пивную, на сцене которой неистовствовали три американские команды.
Концерту предшествовала небольшая пресс-конференция. Чисто по-русски, она началась на полчала позже. А сами блюзмены появились спустя еще минут 10 (научились у наших). За это время московский представитель Efes Pilsener Blues Festival Ольга рассказала, что блюз и пиво — близнецы-братья, а снимать разрешается только по три композиции каждого коллектива. Затем вышли американцы. Луизиана Ред говорил мало, Шенье вообще молчал, лишь изредка поблескивая ослепительной золотой (в полном смысле слова) улыбкой. В основном говорил Эд — и при этом он ни на секунду не переставал жевать. Все было мило, спокойно и закончилось бесплатным пивом для прессы и автографами для пришедших заранее.
Ростовский концерт вел известный рок-н-ролльщик Виталий Хачкинаев (для сравнения, Питерским руководил Фейертаг!), а в народе — просто "Bill The Сгаzу Man". В свое время Виталий исколесил весь бывший СССР в погоне за джаз-блюз-рок-концертами гастролеров. Он же встречал блюзменов в аэропорту, он же повез "желающих отужинать" в ресторан "Хад-Дон". Он же предложил ничего не подозревающим музыкантам "рояль в кустах" в виде ростовских команд "Cool Cats" и "Revolation". Что потом было — трудно передать словами. Нечто аналогичное я уже видела во время мартовского ужина "Deep Purple". Когда далеко не юные британцы оглушительно свистели в четыре пальца, слушая в исполнении ростовской группы "DAO" собственную "Smoke On The Water". А потом и сами схватились за инструменты.
И на этот раз шума и восторгов было не меньше. К сожалению, не все американцы смогли оценить изобретательность российских музыкантов. К примеру, Луизиана Ред очень устал после полета, "видно, ноют старые раны времен корейской войны", — сказал он потом в беседе. Но присутствующие "молодые" сошлись в колоссальном джеме, из которого "выходили" медленно, печально и с большим трудом.
Итак, — свершилось великое событие: блюз-фестиваль на донской земле. Первым вышел Луизиана Ред (настоящее имя Иверсон Минтер, и живет он уже не в Америке, а скоро 30 лет как в Германии). Познакомившись с его биографией, сразу становится ясно, почему Ред выбрал именно блюз. Акустическая гитара (спустя пару композиций ее сменила слайд-гитара), хриплый, даже надтреснутый голос. Действительно — "блюз во плоти". Самый настоящий, классический, к которому мы привыкли по записям старых мастеров: три аккорда и очень простенькие филлы (инструментальные вставки). Иногда было невозможно определить размер такта, что также указывает на любовь Реда к ранним архаическим формам. Вверх тут же взлетели зажженные спички и зажигалки, а весь зал стал мерно покачиваться, как под гипнозом. Между прочим, Луизиана Ред первым в блюзовой индустрии выиграл W.C. Handy Award как лучший артист года. Это случилось еще в 1983 году. Уже потом были В.В. King, Stevie Ray Vaughan, Willie Nelson...
Реда сменил Си Джей Шенье. Пока он надевал "балдони" (аккордеон), а бэк-вокалист — модифицированную для концертных выступлений стиральную доску (эдакий кантри-антураж), зал затих в ожидании. А с первыми же звуками — тут же пустился в пляс.
Американские журналисты окрестили Шенье "Наследным принцем Луизианского блюза". На принца он действительно очень ПОХОЖ: высокий, стройный, гордая осанка, много золота на руках. А вот поет он "зайдиго" — так называемый "блюз луизианских болот". Не знаю, кому как, а для меня это было полнейшей неожиданностью: эдакая французско-американская смесь кантри, блюза и зарождающегося джаза. В свое время Би Би Кинг сказал: "блюз — это джаз, получивший высшее образование". Слушая Шенье, об этом и не вспомнишь. Самое настоящее забавное и веселенькое "детство".
Завершал фестивальную программу сумасшедший и неуправляемый "Малыш" Эд Уильям. Он уже появлялся на сцене в качестве барабанщика Реда. А теперь он вышел как гитарист команды "The Blues Imperials". Свой первый состав он собрал еще в 1975. Потом музыканты как-то "рассыпались", иногда собираясь для записи CD. А в 1998 году Эд повторил попытку реформировать коллектив для выездных концертов. И весьма удачно.
"Мы зажигаем, как никогда, говорит Эд, — и мы хотим ездить по гастролям, и нам нравится эта безумная жизнь". Летом 1999 года они выступали на блюзовом фестивале в Чикаго перед сотней тысяч восторженных фанатов. Публика вопила, прыгала и танцевала. Особый восторг вызвал "выезд" Эда в публику на плечах гитариста Майка Джерета. Нечто аналогичное было и здесь, хотя до такого не дошло. "Секьюрити" не успевали оттаскивать разогретых пивом, буги-джазом и экзальтированным Эдом поклонников. Кто-то активно пробовал сменять свою черную кожаную кепку на красный тюрбан Эда. И еще долго не отпускали музыкантов со сцены.
Ну что ж, теперь и в Ростове ноябрьские праздники будут вспоминаться не только в связи с октябрьской революцией 'или днями единения, но и как замечательная возможность послушать настоящий американский блюз!
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...