Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. Это уже четвертое его появление на российской земле.
В предыдущие годы на сцены Москвы и Питера выходили представители соул-блюза, чикагской и нью-йоркской школ... Приезжали и просто исполнители, играющие блюз в собственной интерпретации. Среди гостей фестиваля были такие мировые легенды, как Long John Hunter, The Holmes Brothers, Otis Taylor и другие. В этом году — Louisiana Red, С. J. Chenier и Lil' Ed & The Blues Imperials.
Программа фестиваля была рассчитана следующим образом: три вечера — 5,6 и 7 ноября пиво и блюз царили в Москве (в УСЗ "Дружба" в "Лужниках", поскольку в прошлые годы зал МДМ не мог вместить всех желающих), 9 ноября — в Ростове-на-Дону, а 11 ноября — в Санкт-Петербурге (большой зал Дворца спорта "Юбилейный")
Как видим, на этот раз фестиваль "зацепил" и столицу Южного Федерального. Но не потому, что организаторы наслышаны о горячей ростовской публике или "местные" подсуетились. Просто, в России открылось 3-е по счету отделение пивоварни Efes Pilsener. И располагается оно в Ростове-на-Дону, что имеет самое непосредственное отношение к блюзу.
Все ростовское пив-блюз- действо расположилось во Дворце спорта. Почти на шесть часов вместительная арена спортивного комплекса превратилась в пивную, на сцене которой неистовствовали три американские команды.
Концерту предшествовала небольшая пресс-конференция. Чисто по-русски, она началась на полчала позже. А сами блюзмены появились спустя еще минут 10 (научились у наших). За это время московский представитель Efes Pilsener Blues Festival Ольга рассказала, что блюз и пиво — близнецы-братья, а снимать разрешается только по три композиции каждого коллектива. Затем вышли американцы. Луизиана Ред говорил мало, Шенье вообще молчал, лишь изредка поблескивая ослепительной золотой (в полном смысле слова) улыбкой. В основном говорил Эд — и при этом он ни на секунду не переставал жевать. Все было мило, спокойно и закончилось бесплатным пивом для прессы и автографами для пришедших заранее.
Ростовский концерт вел известный рок-н-ролльщик Виталий Хачкинаев (для сравнения, Питерским руководил Фейертаг!), а в народе — просто "Bill The Сгаzу Man". В свое время Виталий исколесил весь бывший СССР в погоне за джаз-блюз-рок-концертами гастролеров. Он же встречал блюзменов в аэропорту, он же повез "желающих отужинать" в ресторан "Хад-Дон". Он же предложил ничего не подозревающим музыкантам "рояль в кустах" в виде ростовских команд "Cool Cats" и "Revolation". Что потом было — трудно передать словами. Нечто аналогичное я уже видела во время мартовского ужина "Deep Purple". Когда далеко не юные британцы оглушительно свистели в четыре пальца, слушая в исполнении ростовской группы "DAO" собственную "Smoke On The Water". А потом и сами схватились за инструменты.
И на этот раз шума и восторгов было не меньше. К сожалению, не все американцы смогли оценить изобретательность российских музыкантов. К примеру, Луизиана Ред очень устал после полета, "видно, ноют старые раны времен корейской войны", — сказал он потом в беседе. Но присутствующие "молодые" сошлись в колоссальном джеме, из которого "выходили" медленно, печально и с большим трудом.
Итак, — свершилось великое событие: блюз-фестиваль на донской земле. Первым вышел Луизиана Ред (настоящее имя Иверсон Минтер, и живет он уже не в Америке, а скоро 30 лет как в Германии). Познакомившись с его биографией, сразу становится ясно, почему Ред выбрал именно блюз. Акустическая гитара (спустя пару композиций ее сменила слайд-гитара), хриплый, даже надтреснутый голос. Действительно — "блюз во плоти". Самый настоящий, классический, к которому мы привыкли по записям старых мастеров: три аккорда и очень простенькие филлы (инструментальные вставки). Иногда было невозможно определить размер такта, что также указывает на любовь Реда к ранним архаическим формам. Вверх тут же взлетели зажженные спички и зажигалки, а весь зал стал мерно покачиваться, как под гипнозом. Между прочим, Луизиана Ред первым в блюзовой индустрии выиграл W.C. Handy Award как лучший артист года. Это случилось еще в 1983 году. Уже потом были В.В. King, Stevie Ray Vaughan, Willie Nelson...
Реда сменил Си Джей Шенье. Пока он надевал "балдони" (аккордеон), а бэк-вокалист — модифицированную для концертных выступлений стиральную доску (эдакий кантри-антураж), зал затих в ожидании. А с первыми же звуками — тут же пустился в пляс.
Американские журналисты окрестили Шенье "Наследным принцем Луизианского блюза". На принца он действительно очень ПОХОЖ: высокий, стройный, гордая осанка, много золота на руках. А вот поет он "зайдиго" — так называемый "блюз луизианских болот". Не знаю, кому как, а для меня это было полнейшей неожиданностью: эдакая французско-американская смесь кантри, блюза и зарождающегося джаза. В свое время Би Би Кинг сказал: "блюз — это джаз, получивший высшее образование". Слушая Шенье, об этом и не вспомнишь. Самое настоящее забавное и веселенькое "детство".
Завершал фестивальную программу сумасшедший и неуправляемый "Малыш" Эд Уильям. Он уже появлялся на сцене в качестве барабанщика Реда. А теперь он вышел как гитарист команды "The Blues Imperials". Свой первый состав он собрал еще в 1975. Потом музыканты как-то "рассыпались", иногда собираясь для записи CD. А в 1998 году Эд повторил попытку реформировать коллектив для выездных концертов. И весьма удачно.
"Мы зажигаем, как никогда, говорит Эд, — и мы хотим ездить по гастролям, и нам нравится эта безумная жизнь". Летом 1999 года они выступали на блюзовом фестивале в Чикаго перед сотней тысяч восторженных фанатов. Публика вопила, прыгала и танцевала. Особый восторг вызвал "выезд" Эда в публику на плечах гитариста Майка Джерета. Нечто аналогичное было и здесь, хотя до такого не дошло. "Секьюрити" не успевали оттаскивать разогретых пивом, буги-джазом и экзальтированным Эдом поклонников. Кто-то активно пробовал сменять свою черную кожаную кепку на красный тюрбан Эда. И еще долго не отпускали музыкантов со сцены.
Ну что ж, теперь и в Ростове ноябрьские праздники будут вспоминаться не только в связи с октябрьской революцией 'или днями единения, но и как замечательная возможность послушать настоящий американский блюз!
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...