5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В состав жюри входили известные исполнители и знатоки джазовой музыки Владимир Фейертаг, Валерий Мурзов, Ольга Березий, Леонид Робинович, Игорь Бриль, Урал Шарипов и Александр Леонтьев.
Вполне на европейский манер фестиваль открыл ансамбль "этнических барабанщиков". Четко отлаженными движениями и заводным ритмом они, словно "шлюзовая камера", мгновенно окунули зрителей в атмосферу фестиваля, помогли раскрепоститься, раскрыть чувства для полного восприятия музыки, чем значительно помогли оркестру тольяттинского музучилища п/у Валерия Мурзова по-настоящему завести зал. Затем на сцену вышла гостья вечера Ирина Родилес из Москвы и окончательно свела всех с ума сильным, полным экспрессии и любви к музыке, пением. Особенно поразила публику ее джазовая вариация на песню Beatles "Can't Buy Me Love". He дал утихнуть эмоциям в зале коллектив "Ю-джаз" из Самары — уж очень эффектно выглядела девушка, игравшая на контрабасе. Вполне достойно смотрелся и самарский биг-бэнд п/у Анатолия Майорова, завершивший программу первого дня.
Во второй день концерт начался с выступления очередного гостя фестиваля — Григория Файна из Самары, чья виртуозная игра, поражающая мелодичностью, никого не оставила равнодушным. Затем на сцену вышел биг-бэнд "Юность Полесья", в музыке которого отчетливо звучали народные белорусские мотивы. Но больше всего тольяттинских знатоков джаза порадовали поппури "На концерте Франка Синатры" и "Birdland" (Joe Zawinul) в исполнении белорусских музыкантов. Биг- бэнд сменило трио "Экспромт" из Тольятти. Публика и их приняла хорошо, бурными аплодисментами встретив появление на сцене контрабасиста "Экспромта" с эффектным белым "четырехструнником" в руках. Стоит отметить выступление ансамбля "Соундбластер" (Самара), полностью состоящего из очаровательных девушек. Несмотря на дикие звуки, которые контрабасистка извлекала смычком из своего инструмента, ансамбль 'принимали очень хорошо и даже не сразу отпустили со сцены (что на подобном фестивале, по- моему, редкость). Далее выступали настоящие фавориты фестиваля—детский биг- бэнд из города Вятские Поляны. Юные музыканты очаровали зрителей отлаженной игрой. А коллектив "Офф бит" из Самары цогрузил зал в интимно, летнюю атмосферу бразильских мотивов. Но еще один детский джаз-ансамбль "Стиль" из Новокуйбышевска, несмотря на ужасные неполадки со звуком, снова завел зал. Юные музыканты показали себя настоящими профессионалами, ведь даже для опытных музыкантов подобный эксцесс — тяжелое испытание. Завершило программу выступление биг-бэнда из города Чапаевска.
Третий день начался с выступления биг- бэнда из города Вятские Поляны, вокального ансамбля "Септима", оркестра "Юность полесья" и трио "Экспромт". Видимо, организаторы фестиваля поступили так из сострадания к тем, кто поленился сходить на концерты в предыдущие дни. Затем на сцену вышли мужчины в форме — оркестр "Хамелеон" из Самары, поразивший зал отменной игрой барабанщика. А коллектив из Самары "Дэне Флор Джаз" вызвал настоящий взрыв эмоций в зале. Закрыл конкурсную часть фестиваля биг-бэнд "Мираж" из Новокуйбышев- ска, уже хорошо зарекомендовавший себя на некоторых известных международных фестивалях. Музыканты выкладывались "на полную", напоследок удивив всех вариацией на одну из песен совсем не джазовой группы... "Deep Purple"! Как говорится — без комментариев.
И лишь под самый конец вечера, когда людей в зале оставалось неприлично мало для фестиваля такого масштаба, приехал "почетный гость" — Игорь Бриль с сыновьями Александром и Дмитрием. "Новое поколение" Брилей под аккомпанемент отца блестяще отыграло соло на духовых и удалилось, дабы оставить знаменитого пианиста наедине со зрителями...
Лауреатами фестиваля были названы: лучший биг-бэнд — биг-бэнд п/у Анатолия Майорова (Самара), детский биг- бэнд (Вятские Поляны), биг-бэнд (Заречный) ; лучший ансамбль — "Ю-джаз" (Самара), трио "Экспромт" (Тольятти); лучший вокальный ансамбль — "Септима" (Уфа), "Шестое чувство" (Курск); лучший молодой коллектив — "Стиль" (Но- вокуйбышевск); лучшая джаз-группа — "Хамелеон" (Самара).
Стоит отметить, что решение жюри вызвало недовольство публики, несогласной с тем, что обошли вниманием команду "Дэне флор джаз". Ведь интересный, экспрессивный вокал и своеобразный сценический образ их вокалистки, зажигательная игра барабанщика и других музыкантов никого в зале не оставили равнодушным. Остается только надеяться, что это — недоразумение, и тольяттинский джаз-фестиваль не превратится в преграду для исполнителей современного джаза, а будет только способствовать их развитию.
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...