5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В состав жюри входили известные исполнители и знатоки джазовой музыки Владимир Фейертаг, Валерий Мурзов, Ольга Березий, Леонид Робинович, Игорь Бриль, Урал Шарипов и Александр Леонтьев.
Вполне на европейский манер фестиваль открыл ансамбль "этнических барабанщиков". Четко отлаженными движениями и заводным ритмом они, словно "шлюзовая камера", мгновенно окунули зрителей в атмосферу фестиваля, помогли раскрепоститься, раскрыть чувства для полного восприятия музыки, чем значительно помогли оркестру тольяттинского музучилища п/у Валерия Мурзова по-настоящему завести зал. Затем на сцену вышла гостья вечера Ирина Родилес из Москвы и окончательно свела всех с ума сильным, полным экспрессии и любви к музыке, пением. Особенно поразила публику ее джазовая вариация на песню Beatles "Can't Buy Me Love". He дал утихнуть эмоциям в зале коллектив "Ю-джаз" из Самары — уж очень эффектно выглядела девушка, игравшая на контрабасе. Вполне достойно смотрелся и самарский биг-бэнд п/у Анатолия Майорова, завершивший программу первого дня.
Во второй день концерт начался с выступления очередного гостя фестиваля — Григория Файна из Самары, чья виртуозная игра, поражающая мелодичностью, никого не оставила равнодушным. Затем на сцену вышел биг-бэнд "Юность Полесья", в музыке которого отчетливо звучали народные белорусские мотивы. Но больше всего тольяттинских знатоков джаза порадовали поппури "На концерте Франка Синатры" и "Birdland" (Joe Zawinul) в исполнении белорусских музыкантов. Биг- бэнд сменило трио "Экспромт" из Тольятти. Публика и их приняла хорошо, бурными аплодисментами встретив появление на сцене контрабасиста "Экспромта" с эффектным белым "четырехструнником" в руках. Стоит отметить выступление ансамбля "Соундбластер" (Самара), полностью состоящего из очаровательных девушек. Несмотря на дикие звуки, которые контрабасистка извлекала смычком из своего инструмента, ансамбль 'принимали очень хорошо и даже не сразу отпустили со сцены (что на подобном фестивале, по- моему, редкость). Далее выступали настоящие фавориты фестиваля—детский биг- бэнд из города Вятские Поляны. Юные музыканты очаровали зрителей отлаженной игрой. А коллектив "Офф бит" из Самары цогрузил зал в интимно, летнюю атмосферу бразильских мотивов. Но еще один детский джаз-ансамбль "Стиль" из Новокуйбышевска, несмотря на ужасные неполадки со звуком, снова завел зал. Юные музыканты показали себя настоящими профессионалами, ведь даже для опытных музыкантов подобный эксцесс — тяжелое испытание. Завершило программу выступление биг-бэнда из города Чапаевска.
Третий день начался с выступления биг- бэнда из города Вятские Поляны, вокального ансамбля "Септима", оркестра "Юность полесья" и трио "Экспромт". Видимо, организаторы фестиваля поступили так из сострадания к тем, кто поленился сходить на концерты в предыдущие дни. Затем на сцену вышли мужчины в форме — оркестр "Хамелеон" из Самары, поразивший зал отменной игрой барабанщика. А коллектив из Самары "Дэне Флор Джаз" вызвал настоящий взрыв эмоций в зале. Закрыл конкурсную часть фестиваля биг-бэнд "Мираж" из Новокуйбышев- ска, уже хорошо зарекомендовавший себя на некоторых известных международных фестивалях. Музыканты выкладывались "на полную", напоследок удивив всех вариацией на одну из песен совсем не джазовой группы... "Deep Purple"! Как говорится — без комментариев.
И лишь под самый конец вечера, когда людей в зале оставалось неприлично мало для фестиваля такого масштаба, приехал "почетный гость" — Игорь Бриль с сыновьями Александром и Дмитрием. "Новое поколение" Брилей под аккомпанемент отца блестяще отыграло соло на духовых и удалилось, дабы оставить знаменитого пианиста наедине со зрителями...
Лауреатами фестиваля были названы: лучший биг-бэнд — биг-бэнд п/у Анатолия Майорова (Самара), детский биг- бэнд (Вятские Поляны), биг-бэнд (Заречный) ; лучший ансамбль — "Ю-джаз" (Самара), трио "Экспромт" (Тольятти); лучший вокальный ансамбль — "Септима" (Уфа), "Шестое чувство" (Курск); лучший молодой коллектив — "Стиль" (Но- вокуйбышевск); лучшая джаз-группа — "Хамелеон" (Самара).
Стоит отметить, что решение жюри вызвало недовольство публики, несогласной с тем, что обошли вниманием команду "Дэне флор джаз". Ведь интересный, экспрессивный вокал и своеобразный сценический образ их вокалистки, зажигательная игра барабанщика и других музыкантов никого в зале не оставили равнодушным. Остается только надеяться, что это — недоразумение, и тольяттинский джаз-фестиваль не превратится в преграду для исполнителей современного джаза, а будет только способствовать их развитию.
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался решить две вовсе не равновеликие проблемы. Во-первых, насколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать главным ...
Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической ...
Каждое событие играет определенную роль в нашей жизни — политической, экономической, культурной. Так вот, для любителей музыки Армении, значимость только что закончившихся в республике Дней джаза переоценить трудно. Многочисленные концерты, ...