Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ("Randy Brecker — Bill Evans Soulbop Band") и собственно фестивальной программой для меня были подарком. В эту паузу я в "Ле Клубе" увидела-услышала колоссального французского трубача (и не только! — о чем в свое время) Jean Loup Longnon, познакомилась лично с Алексом Ростоцким, насладилась дружеской и почти домашней обстановкой в "Cool Train", поддавшись с головой обаянию "Фэн Шуй Jazz Project" Олега Киреева, обновила знания о коллекциях Третьяковской галереи... — всего и не перечислишь.
Думается, прошедший фестиваль и в этом сезоне можно считать "главным событием года". Тем более, что впервые он продолжался ЧЕТЫРЕ дня! 16 коллективов и самый разный джаз, новые знакомства и встреча старых друзей, водка по 800 рублей и спонсорский кофе — и все это под дождем и солнцем, от коих одинаково можно было спрятаться под заботливо раскрытыми просторными зонтами Nescafe. Слышимость на всей территории сада был отличная. Вот только в "журналистском приюте" справа от сцены звук в полном объеме был практически непостигаем.
Первый концерт в двух сэтах целиком отдали американскому коллективу "Randy Brecker — Bill Evans Soulbop Band": Рэнди Бреккер (труба), Бил Эванс (саксофон), Дэйв Кикоски (фортепиано), Митч Стэйн (гитара), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны). Может быть, это и стало самым важным событием фестиваля, хотя оно было "пришито белыми нитками": с 10 августа команда выступала в "Ле Клубе", и — вполне понятно! — распорядителям фестиваля стало жаль упускать такую возможность. Но мне это выступление показалось как-то не особенно интересным и даже однообразным.
Безусловно, мастера высочайшего класса, сногсшибательная техника, но... почему- то "не трогало". Джаз-комбо скорее напоминал великолепно отлаженную команду спортсменов, не более. Исключение — пианист Дэйв Кикоски: бережное почти классическое отношение к звуку, экономное сопровождение джаз-массива и удивительно тонкие, разнообразно и богато наполненные соло. Я все ждала появления Игоря Бутмана, который, как мне сказал Рэнди Бреккер на саунд-чеке, будет во втором отделении. Игорь появился чуть ли не в самом конце. И тут же "добавил жару" в рафинированную игру мастеров. Виртуознейший тенор-поединок окончился бисом-братанием!
Двухдневный джаз-антракт привел меня в "Ле Клуб" Игоря Бутмана, где Jean Loup Longnon два дня подряд доставлял удовольствие изрядному числу любителей сего джазового места. Вот бы кого включить в фестивальную программу "Эрмитажа"!
С первого появления француз буквально всех очаровал. Улыбаясь чуть ли не всем телом (ох уж эти французы!), он демонстрировал откровенный восторг от пребывания в России, от общения с еще не знакомой, но уже горячо любимой публикой, от возможности играть "именно для них". Он так мило и восторженно рассказывал о достопримечательностях Москвы и радости встречи с Красной Площадью, что присутствующие невольно выпрямились в горделивой осанке: мол, вот оказывается, где мы живем, даже французы завидуют!
Трубач играл, как говорится, "одной левой". Причем иногда — и в прямом смысле слова, хотя труба, как известно, правосторонний инструмент. Звук вылетал так стремительно, что, казалось, к этому не прилагалось никакое усилие. Он был как скрученный стальной тонкий жгут: очень упругий, крепкий и блестящий. Jean Loup не "скакал" по регистрам, демонстрируя владение верхами и низами. Но каждое высказывание охватывало достаточно большой диапазон, "подавалось" интонационно точно и закончено по мысли.
После очередного соло музыкант слегка продувал мундштук (что скорее походило на легкий поцелуй, как у Диззи Гиллеспи!) и отходил в сторону, стараясь стать незаметным и предоставляя полную свободу своим питерским собратьям по жанру: тенористу Юрию Богатыреву (только что "выпустился" у Гольштейна), пианисту Алексею Черемизову, басисту Владимиру Кольцову-Крутову (который нынче проходил под фамилией "Кольцов") и барабанщику Алексею Шихову.
Во втором сэте Jean Loup показал себя "во всей красе". Отпустив музыкантов отдохнуть, он сел к роялю и... Не вспомню, что это было, то ли "Cry me river", то ли другой "evergreen". Но рояль звучал как у хорошего чуть ли не классического пианиста. Jean Loup буквально "купался в гармониях", раскрашивая один звук еле заметными изменениями в гирляндах аккордов. С трудом расставшись со звукорисованием и звуколюбованием, музыкант вдруг так "врубил" регтайм, что у меня просто в глазах зарябило от мелькания левой руки и летящих пассажей правой.
Но и это оказалось еще не все! Поделившись своим впечатлением о вкусе русской водки, Jean Loup предложил всем непременно выпить (будто тост сказал!) и сам пошел к стойке. Одолев чисто по-русски одним залпом 50 грамм и стрельнув у меня сигарету, он остановился послушать питерцев. И вдруг, будто не выдержав, вышел на сцену к микрофону и начал отчаянно жестикулировать, пытаясь что-то сказать и не находя слов. Он издавал какие-то отдельные звуки, как бы начиная говорить и тут же понимая, что это не то, о чем ему хотелось рассказать. Слегка помучив публику, он "зацепился" за фразу саксофона, и ответил ему скэтом, призывая и нас поддержать разговор. Это была не столько фонетическая импровизация (классическое толкование скэта), сколько самый настоящий разговор "на языке" (читай — инструменте) каждого, музыканта.
Не знаю, как можно охарактеризовать прошедший концерт: шоу, театр одного актера (питерцы были больше в тени и не перетягивали на себя, хотя некоторые высказывания были достаточно протяженными), автопрезентация или просто природная жизнерадостность в купе с блестящим профессионализмом... Так или иначе это было просто здорово!
Очередной фестивальный день оставил впечатление "грома и молнии": очень плотный, чуть ли не запредельный звук (за исключением итальянского дуэта саксофониста Хавьер Джиротто и аккордеониста Лучано Бьондини).
Первым вышел квартет Романа Мирошниченко. Того самого, который в 2001г. познакомился с А1 Di Meola, сказавшего ставшие стартовыми для российского гитариста слова "Не play like me!" Эту фразу подхватили всяческие средства массовой информации напрочь забыв о хрестоматийной' вежливости мировых джазовых звезд.
В последнем я не раз убеждалась лично. За 10 лет общения в качестве журналиста с европейскими джазменами, я ни разу не слышала от них какой бы то ни было критики в адрес отечественных музыкантов. Любого они хвалят и всячески превозносят. Как-то я спросила: "Неужели вам все так нравятся?" На что получила ответ: "Уже одно то, что они это делают при сегодняшней жизни и в таких непростых условиях достойно всяческой похвалы!" Вот так-то!
Второй коллектив назвал себя простенько и со вкусом — "Land of Whales", что в переводе означает "Страна китов" (тенорист Дмитрий Мосьпан, альтист Денис Швытов, трубач Виталий Головнев, клавишник Иван Фармаковский, гитарист Павел Чекмаковский, басист Антон Ревнюк и барабанщик Александр Машин). Мне тут же вспомнилась масса знаменитых "китов", начиная от "трех " Дмитрия Кабалевского и заканчивая эксклюзивом "Кита" Джаррета.
Опять же хорошо отлаженная команда, названная ведущим фестиваля Владимиром Каушанским "сборной молодых элитных джазменов России". Музыканты давно знакомы и неоднократно в том или ином варианте играли вместе. Но четыре месяца тому назад они решили создать свой собственный проект, чему мы и явились свидетелями. "Музыканты последней современной джазовой генерации" (опять же цитата из Каушанского) наглядно продемонстрировали, что они прекрасно освоили учебный курс Гнесинки. Но пока еще за пределы этого не очень торопятся. И не надо. Правда, в "Ле Клубе" я видела совсем другого Мосьпана, который вдохновенно "рубился" сначала с Головневым, а потом с Бутманом. И, если честно, "тот Мосьпан" мне более по душе, чем нынешний из "Страны китов".
Итальянский дуэт Хавьер Джиротто /Лучано Бьондини — сплав итальянской народной музыки, джаза и "аргентинского" танго. Ровно, мило и симпатично. Очередной коллектив — московско-казанский проект Тины Кузнецовой с ансамблем "С — 4". Все вместе это было весьма интересно, полистилично (или полижанрово) и эмоционально. Тина так "выложилась", что и спустя время после концерта никак не могла отдышаться. На разговор она согласилась, но, попросив минут 10, стала медленно прогуливаться за сценой. Совсем как спринтер, который, пробежав дистанцию, после долго ходит, восстанавливая дыхание.
J.Q.: Давно поете джаз?
...С 15 лет.
J.Q.: А сколько вам сейчас?
...Завтра будет 21 (!!!)
J.Q.: Что вас направило к джазу?
...Пластинки, наверное, внутренняя энергия.
J.Q.: Какие пластинки?
...Певиц, трубачей, саксофонистов.
J.Q.: А было ли какое-то "стартовое" имя?
...Я сейчас не могу сказать. Наверное, просто, в общем. Не буду говорить, что Элла Фицджеральд. Но первое, кого услышала — это ее, конечно. Естественно, снимала ее "Авиапочту" как и все начинающие джазовые певицы (смеется).
J.Q.: Кто вас первым заметил и повел за собой?
...Владимир Николаевич Чекасин. Он меня увидел на фестивале в джаз-клубе "Синяя птица" два года тому назад и пригласил принять участие в своих проектах.
J.Q.: Что вас больше интересует: эксперименты в джазе или чистое мастерство?
...Меня интересует и "чистый" джаз, и не то, чтобы эксперименты, а синтезирование джаза и моей музыки, моего видения. Можно назвать это экспериментом. Я совсем недавно начала писать свои песни. К этому шла очень долго. И у меня появилась своя определенная точка зрения на музыку. Немалое влияние оказал и тот факт, что я была классической пианисткой. Так что вкусы у меня очень разнообразные. Я люблю и "попсу", и классику, прежде всего XX век: Прокофьев, Шостакович, Скрябин, Стравинский.
J.Q.: В сегодняшнем бескрайнем мире джазовых стилей какому вы отдаете предпочтение?
...Я очень люблю традицию.
J.Q.: Но, судя по тому, что вы показали сегодня, там традицией и "не пахнет". А вот "фолк" был.
..Да. Но это фестиваль. Сюда люди приходят повеселиться. Не думаю, что здесь надо было показывать свои находки в традиции. Ну, фольклор, традиция. Конечно же, дело в актуальности. Поэтому все само собой соединяется в одно целое. Но я ищу, ищу бесконечно и работаю над этим. Я считаю, что музыка, как действенная сила, может заставить людей поменяться в хорошую сторону, правильную, повернуться к какому-то спасению.
J.Q.: И все же фестиваль — это всегда заявка. Хотя можно идти в угоду слушателю и делать то, что он просит, то, что он без напряжения принимает. Вы готовы на такой компромисс с публикой или будете отстаивать свою авторскую позицию?
...Конечно, готова. Только с личной позицией тебя никто не поймет.Я стремлюсь к тому, чтобы музыка была хорошей и доступной. Какое-то время работала с людьми; которые приносят в музыку много непонятностей, неясностей. И очень сложно сегодняшнему слушателю узреть в этом какой-то смысл. Я долго работала над тем, чтобы в авангарде, где вообще очень тонкая грань между профанацией и настоящим искусством, можно было понять, что там происходит и зачем. Поэтому я стараюсь, чтобы все было доходчиво, но в хорошем смысле. Но никогда не пойду по пути "попсы", которая, на мой взгляд, терпит крах, потому что затрагивает только один центр человеческий — животный.
J.Q.: Тина! Из нашего разговора я поняла, что вы несколько запутались в своей позиции.
...Нет. У меня есть четкое убеждение.
J.Q.: А вы можете его сформулировать?
...Я еще не набрала достаточное количество личного репертуара, поэтому совмещаю кое-что. Например, "Узкая полосонька", которая тут звучала — это народная песня, одна из моих авторских вещей. В какой-то степени это и "попса".
J.Q.: Если бы вам завтра предложили сформировать собственный авторский концерт, из каких бы композиций вы его комплектовали?
...У меня сейчас идет момент формирования как певицы. Я работаю в нескольких проектах, один из которых посвящен исключительно "традиции" ("Round Midnight", "Body & Soul"). Сегодня в "традиции" была исполнена лишь баллада. В принципе, я не думаю, что буду петь только "джаз", или только "попсу", только "фанк".
J.Q.: Музыкант должен быть многогранным?
..Даже не в этом дело. Я люблю все эти направления. И во мне много противоречий. Но я хочу делать музыку благородную и сильную.
Завершение этого фестивального дня (квартет саксофониста Питера Кинга из Великобритании) было аналогично предыдущему. Там в дружном тандеме сошлись давние друзья-партнеры Ренди Бреккер и Игорь Бутман, здесь — Питер Кинг и саксофонист Олег Киреев. И вновь российский музыкант "пульнул" в публику мощнейшим энергетическим зарядом.
Из субботнего концерта хочу остановиться лишь на двух выступлениях: Дана Барта с ансамблем "Illustratosphere" и "Джаз-бас театра" Алекса Ростоцкого. Дан Барта весьма популярен в Чехии. Он шесть раз был удостоен премии "Певец года". Начинал свою карьеру в поп- и рок-группах. Сегодняшний проект — первый шаг в джаз. Это и чувствуется. Всю программу можно определить как "рок в импровизационноджазовом прочтении".
В команде Дана пианист Станислав Маха, клавишник Филипп Елинек (его дед играл в оркестра Карла Влаха), гитарист Ян Фридел (а в программе значился Мирослав Хишка), контрабасист Роберт Балцар (в Чехии создал свое трио, которое выступало с такими мэтрами джаза, как саксофонист Benny Golson, трубачи Winton Marsalis и Benny Bailey) и барабанщик Иржи Славичек.
У Дана спокойный теплый голос, без металла и надрыва, очень гибкий и необычайно подвижный. Нечто аналогичное я слышала пару лет тому назад на ростовском джаз-фестивале "Памяти Виктора Кутова". Тогда трубач Павел Самохин, живущий ныне в Польше, привозил "Агнеш- бэнд" вокалистки Агнешки Пеньживятор. Это был самый настоящий "авторский" джаз со своим собственным, ни на что не похожим видением: от "Шехеразады" Римского-Корсакова до "Summertime".
"Illustratosphere"- это единая связь Слова, чувства и музыки. И совсем не случайно на обложке альбома чешских музыкантов изображена тень стрекозы на стене, как символ чего-то очень хрупкого и неуловимого. В программе чешской команды обилие сложных ритмов, фолк-цитат (вплоть до нашей "Катюши") и причудливого, порою—непредсказуемого по мелодическому и ритмическому рисунку вокала. Порою мне казалось, что певец просто медитирует с микрофоном. И это при плотной опоре на рок Конечно же, мне захотелось поговорить с Даном.
J.Q.: Почему джаз?
...У меня друзья — музыканты, который играют классический джаз. И я решил попробовать. Конечно, я, прежде всего pop-singer, а не jazz- singer. Но я уже достаточно глубоко "врос" в джаз. Для меня это очень утонченная музыка. Мы стараемся найти что-то в гармонии и свободе ритма, и это каждый раз определяет звучание нашего бэнда.
Я уже лет 12 увлекаюсь джазом. Но еще до этого я пять или шесть лет пытался его петь. Я ориентировался на Бобби МакФеррина и Курта Эллинга Хотя в целом я люблю очень многих певцов и не могу выделить кого-то одного. Для меня очень важны Стивен Тейлор и Род Стюард, Стиви Уандер и Рей Чарлз, Янес Бори и Майкл Джексон.
J.Q.: Ваш голос — инструмент для передачи чувств и настроений. Он очень простой и свободно плывущий. Возникает такое ощущение, будто вы просто рассказываете о чем-то, проговаривая какое-то впечатление или состояние. И возникает удивительная картина, трудно определяемая и очень зыбкая, как утренний рассвет...
...Спасибо. Я рад, что это получается. Хотя и не всегда.
J.Q.: В ваших композициях обилие народных мотивов. Это и "чистые" цитаты, и особая ритмика. Вы преднамеренно пытаетесь ориентироваться На "фолк"?
..Да, конечно. Народная музыка всегда лежит в основе нашего творчества. Особенно это заметно в импровизациях. А другая основа — классическая музыка и ее образы, Именно поэтому я не хочу просто петь. Я хочу "рисовать" настроения и образы, передавая их в пространст во, к слушателю. Песня — это магия поэзии, ритмов, гармонии и мелодии. И все это — Как картина определенного состояния, внутренней тональности. Как рассказ о себе, собственном состоянии. Для нас очень важно так подготовить настроение, чтобы доступно и понятно суметь передать его на расстоянии. Вот, что мы хотим сделать в каждом своем выступлении. И если это хоть чуть-чуть удается, то мы очень счастливы!
Второе выступление этого фестивального дня, которое меня крайне заинтересовало — "Джаз-бас театр" Алекса Ростоцкого, в котором Алекс и руководитель, и режиссер, и автор сценария, и продюсер. Можно сказать, что через этот театр прошли десятки первоклассных музыкантов, А можно иначе: творчество и поиски полистилиста Ростоцкого привлекли не одного джазмена, что, на мой взгляд, точнее. По крайней мере, такой вывод напрашивается при знакомстве с последним альбомом Ростоцкого "Splashes" ("Всплески"), который показателен не только прекрасными музыкантами (трубач Юрий Парфенов, тенорист Сергей Головня, пианист и клавишник Евгений' Борец, барабанщик Сергей Остроумов, вокалист и исполнитель на табло Keshab Kanti Chowdhury), но и попыткой осмыслить сегодняшние проблемы с позиции философии (или теософии).
Фактически фестивальная программа "Джаз-бас театра" Ростоцкого (Юрий Парфенов, Сергей Головня, Евгений Борец, Сергей Остроумов и гитарист Павел Чекмаковский) продемонстрировала "в живую" несколько инструментальных композиции с этого диска. Свое выступление Алекс предварил приглашением "туда, где стоит стена, на фоне которой человек уродлив и страшен, как иероглиф, как любые другие ненаписанные письмена". Это было приглашение в полный контрастов мир Ростоцкого, мир, в котором прекрасно уживаются яркие краски Африки и утонченные восточные миниатюры, причудливые индийские раги и Новгородские звоны.
Полистилистика, полифония. политональность, полигармония — никакой однозначности. Звуковое поле очень зыбкое и многозначное. Великолепная труба Юрия Парфенова просто завораживала. Порою мне казалось, он йграет на нескольких разных инструментах. Уникальный трубач-ювелир! Звук то сворачивался в плотный упругий жгут, то легчайшим ветерком уносился в запредельность, а то и вовсе становился густым и масленым. Невозможно описать словами, надо слышать.
После этого игра JVL биг-бэнда пианиста Якова Окуня с легендарным американским саксофонистом и флейтистом Лу Табакиным (Lew Tabakin) мне показалась слишком плоской и прямолинейной, чрезмерно заорганизованной и целенаправленной.
Последний день подарил два совершенно блестящих на мой взгляд выступления: "Винцкевич-квартет" (Курск-Москва) и секстет "Восток-Север" (Архангельск). Винцкевичи тоже продемонстрировали "в живую" несколько композиций со своего диска "Stekpanna trio & Vintskevich duo". Впрочем, об этой программе я уже говорила в прошлом номере "Джаз-квадрата". Могу лишь подтвердить: великолепный авторский джаз в не менее великолепном исполнении.
Секстет "Восток-Север" (в составе Джаваншир Казымов— тар, вокал, Ольга Ружникова — вокал, клавишные, Владимир Тетерин — бас, Олег Юданов — барабаны, Спартак Резицкий — перкуссия). Архангельских музыкантов я слышала буквально полгода тому назад, на фестивале в Ярославле. В Москву они приехали практически с той же программой (сплав джаза, азербайджанского мугама и северной песни), только слегка подкорректированной с учетом игры на открытой площадке.
Думаю, этот коллектив вполне можно назвать хэдлайнером фестиваля. Хотя они и не имею такого большого "послужного списка", как Лу Табакин или Питер Кинг. Но это выступление многие после чуть ли не в один голос назвали настоящим "открытием", ни в коей мере не умаляя достоинств и высочайшего профессионализма других участников сего джаз-собрания. Все остальное было в большей или меньшей степени удачно и профессионально ровно.
По окончании фестиваля я подошла к музыкальному критику Михаилу Митропольскому, который видел и все шесть предыдущих в саду Эрмитаж.
J.Q.: Ваши впечатления об этом фестивале как явлении?
...О, тут говорить можно очень долго! Когда фестиваль только начинался, никто не знал, как его собственно надо делать в таких условиях. Это "садовый фестиваль". И по началу должно было прийти понимание, какая собственно музыка должна звучать в такой обстановке. Ясно, что никакие концептуальные проекты здесь не пройдут, хотя были многократные попытки такое делать. Но это "не работает" в полной мере, потому что такую музыку нужно слушать, внимать, входить в образ, в определенное состояние. А здесь это "не идет".
Постепенно пришли к выводу: программы делать для массового слушателя, а не д ля критиков-интеллектуалов, которые вечно шипят и брюзжат. Я отношусь как раз к последним. Это происходит не оттого, что я злой или страдаю снобизмом, а совсем по другой причине. Поскольку я уже перевалил за пятидесятилетний рубеж, как-то пришло постепенно понимание того, что жизнь не очень длинна, и хотелось бы ее насытить до конца как следует. То есть я музыку воспринимаю не как фон, не как коврик, о который вытирают ноги. Хотя и такое возможно для массового потребления. Мне от музыки нужно некое откровение. Я столького не знаю, не понимаю, и мне "художник" (в широком смысле этого слова!), должен это открыть. Вот я каждый раз от джаза (или не от джаза, это не важно от чего!) жду именно этого. Не хочется терять время на банальность.
Здесь же банальности происходят часто, к сожалению для меня. Но это нормально. Потому что публика, которая приходит сюда, этого и ждет.
А вот с публикой в нашей стране — просто беда. Уровень подготовки и отношения к джазу изменился с советских времен не в лучшую сторону. Из-за обстоятельств жизни люди не хотят вникать во что-то глубоко. Они приходят "оттянуться". Самый характерный пример на этом фестивале — это первый концерт. Я на пресс-конференции задал вопрос, который сочли провокационным почему-то. Я сказал: "Первый концерт, где играет Ренди Бреккер-Билл Эванс, отделен по времени от остального фестиваля. Поэтому давайте посмотрим сам фестиваль, основное его "тело": кто хэдлайнер?"
Мне так ничего и не ответили. Почему? Да потому, что "хэдлайнер" — это понятие совершенно определенное. Это имя, которое знают все. Это — "звезда", на которую идет публика. Но это не тождественно талантливому музыканту. Например, во вчерашнем концерте (речь идет о 15 августа — прим. авт.) играл музыкант, которого я ценю невероятно высоко — это Юрий Парфенов. Это талантливейший человек, "кпд" (коэффициент Полезного действия — прим. авт.) которого чрезвычайно низок Потому что Юрий не делает ничего "под своим именем": у него нет на это ни сил, ни воли. Но талант невероятный!
J.Q.: Не знаю, кому как, но по мне труба Парфенова звучала интереснее, чем у Бреккера. И были очень хорошие соло.
...Да, были. Но обратил ли кто на это внимание? Игорь Бутман считает, что музыкант, прежде всего, должен быть компетентным. Да, его оркестранты прекрасно играют, многие владеют идиомами джаза. А "искра божья" где? Они конструкторы. Я знаю, что произойдет в следующий момент и могу предугадать. Мне это не интересно, мне это скучно. Каждый раз я прихожу на фестиваль с надеждой: что-то пронзит мое сердце. Здесь для меня полнейшим откровением стал один коллектив — "Восток-Север". Этот фестиваль выполняет свою функцию — он привлекает людей. Другое дело, как раньше говорили, "а чему он учит людей"? А ничему.
J.Q.: Ну, это вы зря! Здесь достаточно большое разнообразие.
... Большое. Но, тем не менее, людям продолжают внушать мысль, что джаз — это "развлекушка" высокого уровня, на которой можно "оттянуться". Оно конечно так. И эта линия в джазе нужна, и дай бог ей здоровья, это все-таки лучше, чем "попса". Но кто расскажет нам о том, что в джазе есть и что-то другое. Что джаз — достаточно серьезная музыка, в которой есть глубокие переживания и своя эстетика?
Во многом г-н Митропольский прав. И все же я не склонна быть такой категоричной в оценке фестиваля как явления. Нельзя подменять дЖаз-демонстрацию обучением пониманию джаза. У каждого такого праздника есть своя сверхзадача: один освещает джазовую жизнь региона, другой демонстрируется высочайшие имена-ориентиры, третий дает возможность познакомиться с наиболее интересными проектами года (классификацию можно и продолжить).
Думается, прошедший в саду Эрмитаж можно вполне отнести к последнему типу: широчайшая джазовая палитра от хрестоматийных имен до "темных лошадок", от сладенького джаз-популяра до сложного по восприятию интеллектуального фолка.
Был и авторский джаз (квартет Винцкевичей), и серьезная глубокая музыка с богатством образов ("Джаз-бас театр" Ростоцкого), и своя эстетика (здесь уже одним именем не отделаться), и демонстрация российской джазовой школы, и высочайшие ориентиры... Лично для меня был и хэдлайнер, хотя и не в общепринятом смысле слова.
Помимо этого у каждого был выбор — слушать или не слушать. А уж выбирать здесь есть из чего!
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...