26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы Москвы: Джаз-оркестр Олега Лундстрема (главный дирижер Георгий Гаранян), Биг-бэнд Игоря Бутмана (дирижер и аранжировщик Виталий Долгов), «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных п/у Анатолия Кролла, Игорь Бриль, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Михаил Окунь, Алексей Кузнецов, квартет «Мы из джаза», Герман Лукьянов и ансамбль «Миллениум», Александр Осейчук и ансамбль «Зеленая волна», Анна Бутурлина, Даниил Крамер, Сергей Манукян, Яков Окунь и др. Музыканты отыграли совершенно бесплатно, а все средства от концерта пошли Дому Композиторов.
По сути, этим фестивалем начал свою жизнь Центр джазовой музыки Анатолия Кролла. Основная его задача – популяризация джаза и – в свете этого – самая разнообразная просветительская деятельность.
Три дня фестиваля показали достаточно богатую джазовую палитру. Имена действительно звездные, так что комментировать выступления бессмысленно. Стоит разве что отметить премьеру «Академик-бэнда» и для меня совершенно новый коллектив «Маримба плюс» Льва Слепнера.
Все три дня в зале были практически одни и те же, среди которых немало музыкантов. Одного из них – мастера вокала Сергея Манукяна – я попросила поделиться впечатлениями о фестивале.
Сергей Манукян: Фестиваль колоссальный. Очень серьезные силы задействованы, - это раз. Огромное количество интересной и разнообразной музыки, - это два. Но самое главное – все это проходит в Доме композиторов, где, в общем-то, это и должно быть. Потому как каждый импровизирующий джазовый музыкант – это оригинальный композитор. Причем, он композиторствует не просто «как-то» сочиняя музыку, а потом играя ее. А непосредственно сейчас, на сцене, сочиняя мелодии «на ходу», делает это иногда просто самозабвенно. Поэтому совершенно правильно, что именно здесь проходит такой представительный и такой необычный джазовый фестиваль.
J.Q. Ты показал на фестивале себя таким, какого мы знаем. Это принципиальная и уже «пожизненная» творческая позиция, или готовится нечто неожиданное?
С.Манукян (смеется): Ну что может быть неожиданного в вокальном джазе или soul-music!? Демонстрировать какие-то чудеса голоса или что-то там еще… Я хочу играть хорошую музыку. Я хочу ее сочинять. Я хочу, чтобы она звучала. А на сколько это однообразно или разнообразно – судить слушателю. Это уже как получается, как звучит сама музыка. Ведь нельзя себя «тянуть за уши» и насильно изменять, чтобы казаться постоянно новым. Да и я не считаю это правильным. Если ты постоянно меняешь свое «лицо», значит, у тебя нет ничего «своего». Уж лучше оставаться самим собой, но при этом желательно духовно совершенствоваться для того, чтобы божья благодать присутствовала, чтобы энергия была господняя. Тогда музыка будет всегда интересно и по-новому звучать. Я в этом не сомневаюсь!
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...