26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы Москвы: Джаз-оркестр Олега Лундстрема (главный дирижер Георгий Гаранян), Биг-бэнд Игоря Бутмана (дирижер и аранжировщик Виталий Долгов), «Академик-бэнд» РАМ им. Гнесиных п/у Анатолия Кролла, Игорь Бриль, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Михаил Окунь, Алексей Кузнецов, квартет «Мы из джаза», Герман Лукьянов и ансамбль «Миллениум», Александр Осейчук и ансамбль «Зеленая волна», Анна Бутурлина, Даниил Крамер, Сергей Манукян, Яков Окунь и др. Музыканты отыграли совершенно бесплатно, а все средства от концерта пошли Дому Композиторов.
По сути, этим фестивалем начал свою жизнь Центр джазовой музыки Анатолия Кролла. Основная его задача – популяризация джаза и – в свете этого – самая разнообразная просветительская деятельность.
Три дня фестиваля показали достаточно богатую джазовую палитру. Имена действительно звездные, так что комментировать выступления бессмысленно. Стоит разве что отметить премьеру «Академик-бэнда» и для меня совершенно новый коллектив «Маримба плюс» Льва Слепнера.
Все три дня в зале были практически одни и те же, среди которых немало музыкантов. Одного из них – мастера вокала Сергея Манукяна – я попросила поделиться впечатлениями о фестивале.
Сергей Манукян: Фестиваль колоссальный. Очень серьезные силы задействованы, - это раз. Огромное количество интересной и разнообразной музыки, - это два. Но самое главное – все это проходит в Доме композиторов, где, в общем-то, это и должно быть. Потому как каждый импровизирующий джазовый музыкант – это оригинальный композитор. Причем, он композиторствует не просто «как-то» сочиняя музыку, а потом играя ее. А непосредственно сейчас, на сцене, сочиняя мелодии «на ходу», делает это иногда просто самозабвенно. Поэтому совершенно правильно, что именно здесь проходит такой представительный и такой необычный джазовый фестиваль.
J.Q. Ты показал на фестивале себя таким, какого мы знаем. Это принципиальная и уже «пожизненная» творческая позиция, или готовится нечто неожиданное?
С.Манукян (смеется): Ну что может быть неожиданного в вокальном джазе или soul-music!? Демонстрировать какие-то чудеса голоса или что-то там еще… Я хочу играть хорошую музыку. Я хочу ее сочинять. Я хочу, чтобы она звучала. А на сколько это однообразно или разнообразно – судить слушателю. Это уже как получается, как звучит сама музыка. Ведь нельзя себя «тянуть за уши» и насильно изменять, чтобы казаться постоянно новым. Да и я не считаю это правильным. Если ты постоянно меняешь свое «лицо», значит, у тебя нет ничего «своего». Уж лучше оставаться самим собой, но при этом желательно духовно совершенствоваться для того, чтобы божья благодать присутствовала, чтобы энергия была господняя. Тогда музыка будет всегда интересно и по-новому звучать. Я в этом не сомневаюсь!
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...