В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, привычное россиянам название Efes Pilsener Blues Festival было заменено на International Blues Festival. Поменялось название, но суть осталась прежней: организатор фестиваля — компания "Сайленс Про", пресс-агенство MediaPolis, изысканный вкус пива Efes Pilsener и неповторимый пятичасовой блюз-марафон.
И на этот раз блюз- действо проходило в трех сэтах, выстроенных по нарастающей: первый был отдан акустическому блюзу Fruteland jackson'a, второй — "заводным" Little Charlie & the Nightcats, а третий — уникальному и не выдерживающему никаких сравнений Mighty Sam McClain.
Блюз плантаций
Фрутеланд Джексон — один из последних романтиков акустического блюза. Он использует разные направления — от современного до традиционного, от ритмичных песен рабов с плантаций до эстетизма дельта блюза и Пьедмонт-блюза, от музыки, фактически не предназначенной для акустической гитары, до собственного оригинального материала. Диапазон его песен простирается от блюзовых баллад к стандартам госпелов и к тому, что он сам называет "блюз беби-бум".
Фрутеланд Джексон — победитель Illinois Arts Council Folk/Ethnic Heritage Award 1996, W.C. Handy-1997 в номинации "За возрождение блюза", в W.C. Handy-2004 представлен в номинации "Лучший акустический альбом". Родился он в местечке Sunflower County. С детства вместе с семьей, в которой было 5 детей, каждую неделю обязательно посещал баптистскую церковь. Блюз там был нормой, и это во многом предопределило дальнейшее музыкальное видение Фрутеланда.
Кстати сказать, в семье Jackson было особое отношение к религии. Дедушка и бабушка по материнской линии стали основателями церкви Нью-Джерико в Догсвилле. Выдающимся баптистским священником был и дед по отцовской линии. Они в один голос заявляли, С что Фрутеланд просто создан спасать души заблудших. Однако, такое желание у будущего блюзмена появится намного позже и не из-за советов родных, а по собственному желанию. В тот же период для 12-летнего мальчика кумиром был дядя Woodrow "Dick" Chandler — некогда известный в Миссисипи гитарист и пианист. Он-то и подарил Фрутеланду его первую гитару. Мне даже показалось, что и на концерте была именно она: уж слишком часто ее приходилось подстраивать, будто игрался не спокойный блюз, а бешенный рок.
Гитара — не единственный инструмент, которым владеет Фрутеланд. В школе он играл на трубе и тромбоне. А, став постарше, сначала прошел азы музыкальной теории, затем стал посещать Колумбийский Колледж по классу искусств (музыка и театр) и Университет Рузвельта в Чикаго, где изучал вокал.
Женитьба и рождение ребенка заставили музыканта заняться более серьезными делами. Какое-то время Фрутеланд работал исследователем в департаменте Иллинойса по правам человека, затем, по возвращении в Миссисипи, даже занимался бизнесом (продажа креветок и устриц). Но не было бы счастья, да несчастье помогло. Спустя четыре года уст- рично-креветочный бизнес Фрутеланда был сметен с лица земли ураганом Елена. А на смену ему пришел блюз, который, впрочем, всегда оставался в глубине души. И с середины 80-х музыкант уже никуда от своего юношеского пристрастия не уходил.
Второе приближение к блюзу было очень основательным. Прежде всего, Фрутеланд достал старые пластинки отца и попробовал восстановить в памяти все, чему с таким удовольствием учился ранее: от ритмов и напевов южных плантаций до В.В. King, слушал Robert Johnson, Howling Wolf и своих гуру Johnny Shines, Little Walter, Muddy Waters и дядюшку Woodrow.
Блюз для Фрутеланда стал смыслом жизни и спасением от отчаяния. "Это то, что проходит через сердце и душу, без него нет настоящего общения, — говорит музыкант, — это признание трагедии и достаточный запас оптимизма, чтобы сосуществовать с ней".
Фрутеланд является активным пропагандистом блюза. Он читает лекции в американских школах, университетах и колледжах, стараясь показать на собственном примере значимость влияния, которое блюз оказывает на современную музыкальную культуру. Кроме того, он разработал собственный курс All About The Blues, с которым можно ознакомиться на сайте www.fruteland.com
Блюз Фрутеланда очень прост и в то же время с каким-то особым драйвом. Одни композиции исполнялись без сопровождения (например, And She Said), другие слегка "раскрашивались" свистком или губной гармошкой, что вносило какой- то особый колорит. На первый взгляд кажется, что такое под силу каждому. И все же в исполнении Фрутеланда было "нечто", свойственное только ему мудрость, сдержанность, проникновенность и глубокое понимание сути явления, в котором несомненно главенствует слово. Я спросила, многих ли он научил блюзу.
Fruteland Jackson: Есть специальные программы в школах, которые обучают блюзу, учат играть на гитаре. Однако я не знаю ни одного профессионального музыканта, который бы научился блюзу в специальной школе. Самый лучший способ — слушать исполнителей. По крайней мере, свой опыт я приобрел именно таким способом. Правда, блюз всегда жил в нашей семье. Только я поздно это понял.
Ольга Коржова: Занимаясь педагогической деятельностью, Вы получили звание профессора?
Я не профессор (смеется) Я просто обучаю студентов истокам блюза, корням, рассказываю о блюзовых музыкантах и сам играю. Может быть, называют "профессором" просто из уважения...
Но вернемся к вашему neрвому вопросу. Есть определенные вещи, которым не возможно научить. Напри мер, невозможно научить эстетике блюза. Это исходит о личности человека. Некоторые способны передавать это чувство другим. И есл и вы слушаете блюз, какое бы ни было ваше личное состояние в данную секунду и отношение к блюзу, он может внедриться в вашу душу как лекарство. Этому невозможно обучить. Конечно, я могу дать гитару и показать гармонии. Но будет утеряно нечто очень важное, что надо именно почувствовать.
Есть много хороших музыкантов, которые абсолютно правильно играют блюз. Но вы ничего не почувствуете, потому что они ничего не передают. Я слушал очень много таких музыкантов. Но есть и другие, они играют плохо или очень простенько. Но вдруг внезапно вы сердцем чувствуете, что это ваш блюз. Потому что он передает вам нечто такое, что не связано ни с игрой на гитаре, ни с вокалом. Этому я не могу научить. Да и никто не сможет, потому что это общение не технологии, а чувству.
Дети Сакраменто
Так в пресс-релизе были названы Little Charlie & the Nightcats. Их выступление было полнейшим контрастом предыдущему: на смену серьезным размышлениям о жизни пришло блюз-шоу.
Гитарист Малыш Чарли Бати (Little Charlie Baty) и вокалист, гармонист и композитор Рик Эстрин (Rick Estrin) нашли друг друга более 30 лет тому назад. Они впервые встретились в начале 70-х. В то время Бати был студентом в UC Berkley и слегка поигрывал на гармонике, Рик же владел гармоникой в совершенстве. Так что Бати ничего не оставалось, как переключиться на гитару-
Мгновенно почувствовав. что они просто созданы для совместного творчества, музыканты объединили свои усилия и взялись за создание гремучей смеси из свинга, джаза, тяжелого чикагского блюза, рокабилли и бибопа, замесив все это на тандеме экстравагантности и виртуозности. И почти сразу договорились каждую композицию преподносить театрализовано — будь то техасский свинг, прото-рок-н- ролл или джив.
Little Charlie Baty: "Наша философия заключается в том, что мы должны развлекать людей при помощи музыки. Музыка может существовать и сама по себе, но с помощью нашей энергетики и элементов шоу она попадает и на другой уровень. Мы хотим, чтобы люди понимали, как нам самим нравится то,что мы делаем".
В игре на гитаре Бати очень быстро достиг поразительного мастерства. Village Voice отмечает: "Игра Бати напоминает Эрика Клэптона и Гая одновременно. Он один из самых влиятельных гитаристов в этом жанре".
После переезда в Сакраменто Рик с Бати собрали свой первый блюз-бэнд. Вскоре к ним присоединились барабанщик Джей Хансен и басист Лоренцо Фаррелл, оба — ветераны некогда известных Bay Area's Steve Lucky and the Rhumba Bums. В конце 80-х одна из демо-записей попала на авторитетный блюзовый лейбл Alligator Records.
Мастерством музыкантов заинтересовался сам Брюс Иглаер — президент Alligator'a. Он лично отправился в Сакраменто, чтобы посмотреть на живое выступление. И был просто в восторге. А спустя некоторое время группа уже давала концерты и участвовала в фестивалях Чикаго, Сан-Франциско, Цинцинатти, Нью-Йорка и Портланда. Они играли на Монреальском джазовом фестивале, в Сан-Диего на San Diego Street Scene и Си- эттловском Bumbershoot Festival.
Nightcats выпустили несколько альбомов: Disturbing The Peace (1988), The Big Break (1989), Captured Live (1991), Night Vision (1992), Straight Up! (1995) и Shadow Of The Blues (1998), все — на Alligator Records, утвердили репутацию одной из самых рискованных и мудрых блюзовых команд.
Последний CD—That's Big! (2002) — в полной мере демонстрирует чуть ли не все излюбленные приемы музыкантов: повтор фраз, "язык за щекой"... И все же здесь присутствует особая изобретательность, более серьезная и "взрослая", чем была использована в прошлых альбомах. Пример тому — I Know She Used То Be Your Woman, которая вполне могла бы стать песней Sonny Boy Williamson II, a Money Must Think I'm Dead могла бы принадлежать Louis Jordan.
И уж далеко не последнюю роль играет сочинительский талант Рика Эстрина. Не случайно его песни постоянно сравнивают с Willie Dixon и командой Leiber and Stoller. A за песню My Next Ex-Wife в 1993 году Эстрин был удостоен награды W.C. Handy. Кстати, благодаря песням Рика целые альбомы были номинированы на Грэмми: Don't Put Your Hands On Me (c альбома Коко Тэйлор Force Of Nature), I'm Just Lucky That Way (с альбома Роберта Крэя Shame + A Sin), и Homely Girl (с альбома Джона Хэммонда Trouble No More совместно с Little Charlie & the Nightcats на заднем плане). Хэммонд уговорил Little Charlie & the Nightcats подыграть ему и на следующем релизе, взял с собой в тур, где музыканты выступали на одной площадке с Робертом Крэем и The Allman Brothers Band. Среди артистов, которые делали ка- вер-версии песен Эстрина, числятся также Little Milton, Rusty Zinn, Kid Ramos и Mark Hummel.
Ажиотажа вокруг музыкантов хватает! "Есть ли на свете гитарист лучше, чем Литтл Чарли? — вопрошает Blues Revue. — Кто может переиграть Рика Эстрина?" Можно долго перечислять достоинства Nightcats. Но это и в тысячной толике не раскроет колоссальную энергетику реального выступления. И как тут не вспомнить сущую правду, высказанную The Village Voice: "Каждую ночь Little Charlie & the Nightcats вербуют десятки новых рекрутов блюза!"
С первых звуков команды блюзфэны резко приподнялись. Музыканты же не торопились. Для начала они дали пару простеньких блюзов, как бы примеряясь к публике и пробуя звук на зал. Но поезд уже отошел от станции и начал набирать ход. И напрасно секьюрити спустя 10 минут требовали "контрольного метра". Разгоряченная публика в буквальном смысле слова выпрыгивала к музыкантам, желая поучаствовать в перфомансе. Это смущало только устроителей концертов. Сами же блюзмены, напротив, подбадривали и благодарили наиболее активных любителей блюза.
Рик все чаще менял гармошки, которых у него было около 10. Все меньше становился интервал между пьесами, которые будто "наступали на пятки друг другу". Все громче зал эхом повторял короткие фразы Рика. Темп постепенно ускорялся. И вот уже все действо забурлило, превратившись в череду эффектных трюков. Не снижая темпа, Бати перекинул раскаленную до предела гитару за спину. Глядя на него, аналогичный трюк проделал и контрабасист. Рик выделывал такие танцевальные па, что сам Майкл Джексон мог бы позавидовать. Зал взревел!
Смена команд прошла на пике накала. Еще раздавались крики "давай-давай", а на сцену, слегка приволакивая ноги и широко улыбаясь, уже выходил Sam McClain.
Душа Америки
Mighty Sam McClain — самый старший из приехавших блюзмэнов. Более 40 лет он шел к успеху подлинно блюзовой тропой: от бездомных скитаний, голода и нищеты к оглушительным овациям Apollo Theater. В конце 80-х он завоевал первое место в номинации "Лучший вокалист" на Music City Song Festival, а спустя еще несколько лет был удостоен первого места в номинации "Лучшее блюзовое исполнение и блюзовый альбом" (Boston Music Awards). Сэм является номинантом журнала Real Blues в категории "Исполнитель RB и Soul" (1997-1999 гг. Kaluah Boston Music Awards (1997) и W.C. Handy Awards (1994- 1999 гг.), победитель Academy for Advancement of High End Audio (1996), Germany's Talkin' Blues и Trophee's France Blues (1998)... Сегодня Mighty Sam McClain номинируется на Грэмми и Indie Awards.
В принципе, музыкальная карьера Сэма началась в 5 лет, когда он стал петь евангельские псалмы в церкви. На этом приятные воспоминания о детстве, в общем-то, и закончились. Не выдержав жестокого обращения отчима, Сэм в 13 лет сбегает из дома и знакомится с местным ритм-энд-блюзовым гитаристом Little Melvin Underwood из Chitlin Circuit. Здесь Сэм продолжил свои вокальные экзерсисы.
Впервые на маленького вокалиста посмотрели более пристально во время выступления в Клубе 506 в Пенсаколе (штат Флорида). Май- ти Сэм был представлен авторитетному продюсеру и ди-джею "Papa Don" Schroeder. Первый по-насто- ящему успешный сингл Сэм записал в 1966 году — "Sweet Dreams" Patsy Cline. Далее последовали несколько сеш- нов в звукозаписывающей студии и синглы Fannie-May, In the Same Old Way...
Казалось бы, вот и успех! Но не тут-то было. Небольшая размолвка обрекла Сэма еще на 15 лет скитаний. Сначала в Нэшвилле, затем в Новом Орлеане мальчик занимался по-настоящему черной работой и даже вынужден был сдавать кровь. Но где бы ни был — никогда не расставался с музыкой.
Только в 45 лет судьба предоставила Сэму еще один шанс. Neville Brothers — Нью- Орлеанская гордость — набирали новых музыкантов, в ряды которых попал и Сэм. Через год он отправиться вместе с ними в Японию, где предстояло гастролировать и принимать участие в записи Live In Japan вместе Wayne Bennett.
В начале 90-х Сэма пригласили в проект Hubert Sumlin Blues Party, продюсируемый Hammond Scott. Благодаря этому появилось много друзей и полезных контактов, в результате чего началось сотрудничество с Joe Harley и AudioQuest Music. И вскоре появились принесшие славу синглы Give It Up То Love и Keep On Movin.
Переехав в Новый Хэмпшир, Сэм создал Sledgehammer Soul and Down Home Blues. В 1998 году последовали два релиза: Journey (AQM) и Joy and Pain-Live in Europe, выпущенные на лейбле CrossCut. Soul Survivor-The Best of MSM стало его прощанием с AudioQuest. Затем Сэм заключил контракт с лейблом Telarc Blues и начал долговременное сотрудничество с продюсером Джо Харли.
С 1996 года Сэм несколько отодвинул на задний план музыкальную карьеру и занялся менеджментом. Он основал компанию McClain Management, призванную помогать самобытным и талантливым музыкантам. После успешного со-продюси- рования CD с Джо Харли МакКлейн основал и McClain Productions. Отныне Майти Сэм сам стал контролировать свою жизнь и карьеру. Новый альбом One More Bridge to Cross (2003) был уже выпущен на его собственном лейбле Mighty Music.
То, что продемонстрировала команда Mighty Sam McClain, можно назвать "изнурительным вытягиванием жил" в хорошем смысле этого слова. Великолепная медь (тромбон, тенор-саксофон, труба) "с оттяжкой", потрясающая гитара с постоянным глиссандированием и медленным "доведением" звука до нужной высоты, необычайно корректные и разнообразные брэйки барабанщика. Практически в каждой композиции — богатейшая звуковая палитра и "вкусная" аранжировка. И над всем этим — проникновенный, низкий с хрипотцой голос МакКлейна.
Как и Луизиана Рэд, Сэм — это просто "блюз во плоти". Он не поет, он живет ТАМ. И в этот мир он готов пригласить всех и каждого. Выйдя к микрофону, Сэм пожелал любви и мира и тут же пошел здороваться с собравшимися за руку. С первых звуков этого необычайно теплого голоса наступила какая-то благоговейная тишина. Все остальное помню смутно...
Голос Сэма обволакивал. Он излучал покой и добро. Я просто впала в некий транс и чуть ли не медитировала. Кстати, в аналогичном состоянии были многие. Мы стояли и слегка покачивались в такт музыке, как кобры, завороженные звуками индусской дудочки. А Сэм заклинал со сцены: "Люди! Любите друг друга! Не бойтесь лишний раз сказать об этом! Любовь правит миром. И только любовь спасет мир. Любовь — самое прекрасное чувство, которым Бог наградил человека. Поделитесь своей любовью с каждым, будь то человек, растение или животное. И да снизойдет на вас Божья благодать!"
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...