3-й международный джазовый фестиваль "Анапа - 2003"
29.11.2013
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного руководителя и генерального директора Краснодарского творческого объединения "Премьера" Леонарда Гатова и главы администрации города-курорта Анапа Виталия Астапенко. Движущей силой проекта были размышления о возможных путях превращения Черноморского побережья Краснодарского края в зону культурного отдыха. А реализатором всего задуманного и художественным руководителем джазового фестиваля выступил народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Георгий Гаранян.
На этот раз к традиционному обозначению года "2003" добавилось определение "Золотой пляж". Потому что впервые сие джаз-событие решили целиком и полностью совместить с курортным сезоном. Об этом громогласно в краткой, но эмоциональной речи заявил глава администрации города Виталий Астапенко: "Сегодня мы открываем фестиваль джаза, а закроем его лишь в сентябре, вместе с окончанием курортного сезона".
Конечно же, программу вел неутомимый и всегда жизнерадостно-остроумный петербургский продюсер, критик и историк джаза Владимир Фейертаг. Его выход на высокую (в прямом смысле этого слова!) сцену Аква-парка подготовил Уральский диксиленд (руководитель — трубач Игорь Бурко). Квинтет (труба, тенор-саксофон, контрабас, банджо, ударные) бойко грянул традиционную "нетленку", а барабанщик Борис Савин время от времени разбавлял инструментальную музыку "армстронговским" вокалом.
Затем на сцене появился краснодарский биг-бэнд, по поводу которого Владимир Фейертаг заметил: "Великолепно слаженный и не менее великолепно одетый ансамбль, готовый всегда исполнять самые сложные аранжировки, которые только может придумать изощренный мозг такого фантазера, как Георгий Гаранян".
Георгий Арамович был как всегда великолепен. Он то по-мальчишески хулиганил, залезая в неимоверно высокий регистр (Дж.Колтрейн "Охотничьи трубы"),то вдруг превращался в проникновенного лирика, обволакивая томно-бархатным, чуть ли не баритоновым, звуком. На каждый коллектив отводилось около 30 минут. За это время краснодарцы показали себя по максимуму. Они продемонстрировали "вкусный" мейнстрим. Свежо и оригинально прозвучал "evergreen" ("Чарующий ритм" Дж.Гершвина, "Блюз" К.Бейси), а "Баллада" Г.Гараняна, написанная почти 40 лет тому назад, на хорошем современном языке, будто была сделана совсем недавно.
Массив биг-бэнда сменился трио в составе Михаил Иванов (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (ударные). Музыканты вместе работают уже лет пять, так что о прекрасном чувстве ансамбля и говорить не приходится. Фейертаг назвал Севастьянова "самым молодым джазовым барабанщиком Москвы". Вполне возможно (Диме 33 года). Но в 1994 он уже играл в трио Германа Лукьянова, а затем умудрился параллельно работать в оркестре Олега Лундстрема (1995-97), ансамблях Игоря Бриля (1995- 98), Алекса Ростоцкого (1995) и Анатолия Герасимова (1996-99)- А чуть позже он уже играл то с Чико Фриманом, то с Сиро Баптисто, а то с самим Дейвом Брубеком, Говорят, что с Дмитрием не так уж и легко работать: он слишком мобилен, непредсказуем и может выкинуть что-нибудь "эдакое". Вполне вероятно, что при записи это и мешает, но во время "живого" концерта — в самый раз!
Чуть позже к московскому трио присоединились вокалисты Виктория Пьер-Мари и Андрей Солодки. Владимир Фейертаг сообщил, что Виктория признана "звездой мюзикла и российской королевой блюза". Я тихо возрадовалась. Но... Голос действительно блюзовый, с соответствующей "чернотой", но уж слишком большой налет джаз-популяра. И все же певице нельзя отказать в артистизме: она очень эффектна и пластична. Публика с удовольствием откликнулась на призыв Виктории "потанцевать".
"Кажется, все уже достаточно разогрелись? — спросил ведущий, — тогда можно выпускать эстонский квартет!" Шутку Фейертага подхватил тенорист Райво Тафенау: "Ничего, ничего! Пока слова "горячие эстонские парни" пишут в скобках. Но скоро наступит время, когда эти скобки исчезнут!" И музыканты "рванули" программу в запредельном темпе. После выступления я подошла к эстонцам.
— Райве, вы здорово "завелись", когда Фейертаг вас представил "горячими эстонскими парнями"?
— Он это делает с нами уже 30 лет (смеется)! И пусть будет так. Потому что эстонцы действительно такие "северные", немножко ленивые.
— Вы играете немножко как тореадор: так саксофон держите, будто пытаетесь раззадорить публику. Это ваш стиль или вы на кого-то ориентируетесь?
— На это трудно ответить, потому что не вижу себя со стороны. Я хочу быть на сцене очень свободным. Это для меня самое главное. Я просто беседую с людьми. А что делаю с саксофоном или куда несут ноги, — не знаю. Я надеюсь, что это не очень плохо (смеется)?
— Как давно вы играете на саксофоне?
— Раньше я играл на аккордеоне, потом самостоятельно в 85-м году после армии освоил саксофон. А профессионально стал заниматься с 93-го. Поступил в консерватории, но вскоре сбежал, потому что там учили только классике. У меня совсем другой взгляд на инструмент. Я не представляю, как можно играть Баха на саксофоне, и зачем это надо. Правда, пару лет я поиграл программу, а потом ушел работать с Анной Веске.
— А вам не кажется, что все же знание академической музыки помогло вам в плане общей культуры?
— В плане общей культуры и взгляда на музыку — это точно. Но мне нужна была другая практика. Если бы я просидел пять лет в консерватории, я бы никогда не научился делать джаз. Джазовый музыкант нуждается в концертной деятельности. Нужно сделать 2000 концертов, чтобы на 2001 тебя заметили.
— И сколько же концертов сыграли вы?
— Надеюсь, что этот 2001 концерт очень-очень близко (смеется).
Я подхожу к руководителю ансамбля контрабасисту Тойво Унту, фамилия которого в переводе на русский язык означает "Волк".
— Скажите, господин Волк (с продолжением вопроса пришлось подождать, потому что Тойво, не ожидавший такого начала, долго не мог успокоиться от смеха)... Скажите, господин Волк, а как давно вы пришли в джаз?
— Я играю уже более 25 лет. У меня есть составы и дома, и на западе. Есть очень хороший коллектив в Нью-Йорке. Сейчас границы открыты, и мы спокойно перемещаемся. Некоторые американские музыканты даже нашли в Таллинне дом, семью. Так что эти проекты очень разные. И это хорошо, потому что можно поиграть разную музыку, разные стили.
— По какому принципу вы выбираете команду?
— Принцип выбора членов ансамбля очень простой: музыканты должны хорошо сочетаться и взаимодополнять друг друга. Сейчас мы играем джаз-стандарты, бибоп и мейнстрим. С другим составом я играю фьюжн.
— Как давно существует этот коллектив или это чисто "фестивальный" ансамбль, то есть собранный "по случаю"?
— Этим составом мы дали пару концертов в Таллинне, здесь отыграли и еще куда- нибудь съездим. Но вообще это "фестивальный вариант".
— А какой жизнью живет джаз в Таллинне?
— Играть джаз считается "хорошим тоном". Он звучит и на светских раутах, и высоких приемах. Наравне с ка мерной классической музыкой. В Таллинне есть джазовое отделение в музыкальном училище, которое открылось в начале 80-х. У нас есть колледж, в котором тоже есть джазовый факультет Проходит три фестиваля, самый большой из которых — "Jazzkaar" ("Джаз-радуга") который идет круглый год. V него очень большие связи благодаря которым можно поехать куда угодно. Третий год проходит конкурс молодых джазовых певиц, победительницей которого Е прошлом году стала наша вокалистка Софья Рубина. Там нет денежных призов, но есть возможность выступить на самых больших фестивалях в Европе.
И еще мне удалось поговорить с клавишником Женей Гимером.
— Женя! Каким образом из Новосибирска вас закинуло в Эстонию, в Финляндию...
— Так складывается жизнь музыканта. Она насыщена гастролями. Мы два года подряд ездили на фестиваль в Тори с Диксилендом. И когда я там был в 95-м, администрация фестиваля предложила интересный проект — поставить мюзиклы. Съехалась такая сборная команда: хореограф — англичанин, декоратор — датчанин, а мне предложили руководить оркестром. За это время у меня появились связи в Финляндии.
— Вы из Новосибирска сразу в Финляндию попали?
— Я был и в Финляндии, и в Америке, и в Германии, — не в этом дело. Просто я очень рад, что попал в такую тусовку, где есть много всего интересного. И хотя живу в Финляндии и числюсь там, но на самом деле приходится много ездить. Подробности о тех, с кем я играл, можно посмотреть на сайте (www.kolum- bus.fi/gimer).Cefl4ac сочиняю балет. Не так давно в Вене у меня уже была премьера балета "Один на один" для чернокожих танцоров из Ямайки. Это такой авангард. Здесь и серийная техника, и такая умозрительная додекафония не без влияния Шенберга. На самом деле то, что мы там сделали — это очень эмоциональная музыка, потому что в основе лежит все-таки джаз. И хотя музыка эта фиксированная, там остается очень много возможностей для импровизаций.
Барабанщика группы Айвара Васильева и вокалистку Софью Пулину я так и не нашла: они затерялись в толпе слушающих. И я поспешила сделать то же самое. Потому что на коду первого фестивального дня организаторы припасли интернациональный ансамбль израильского пианиста Леонида Пташки в составе Майк Блам (югославский контрабасист, проживающий в Америке), Дмитрий Севастьянов (Москва), Моника Хилори и Рой Янг (американские вокалисты). Я бы последнего назвала явным хэдлайнером фестиваля, хотя и не знаю его "послужного списка". Певец мгновенно покорил слушателей своей "разговорной манерой" поведения на сцене. Потрясающее исполнение знаменитой композиции "Bye, Bye, Blackbird" (RHenders). Рой настолько легко и органично вступал в диалоги с каждым из музыкантов, что на его призыв "поговорить" откликнулся и Гаранян.
На следующий день джаз- фестиваль проходил перед кинотеатром "Родина". В концерте участвовало лишь три малых состава из Саранска ("Мейнстрим Ковчег"), Новороссийска (фанк-группа) и уже знакомый из Таллинна. Все остальные уехали на концерт в Краснодар. Я подошла к заместителю генерального директора творческого объединения"Премьера" Борису Георгиевичу Коломиец.
— Помнится, на Первом фестивале джаза два года тому назад вы мне сказали, что надеетесь сделать джазовый фестиваль "визитной карточкой"города-курорта Анапы. Стала ли Анапа ассоциироваться с джазом?
— Нет. Может быть, одной из визитных карточек. Потому что вторая — сентябрьский "Кино-шок".
— На этот раз весь курортный сезон в таком шикарном обрамлении!
— Да, но это впервые. Как будет в следующий раз, мы не знаем. Но мечтаем о том, чтобы курортный сезон начинался и заканчивался джазовым фестивалем, т.е., с первой недели июня до последней недели сентября. Спасибо г- ну Астапенко, который для этого много делает и привлекает людей. К примеру, вчерашний концерт в Аква-парке у Сергея Андреевича Зери- нова, директора и депутата законодательного собрания края — не случайность: Аквапарк в определенной степени спонсирует фестиваль.
Вообще этот фестиваль гораздо шире одного города. Вот сегодня мы с вами здесь, а в это время в Краснодаре проходит совершенно другой джазовый концерт. Он начался "Голубой рапсодией" Дж.Гершвина с молодым 16-тилетним солистом Владимиром Румянцевым из Москвы (стипендиат культурного фонда Владимира Спивакова).
— Мне кажется, задачу нынешнего фестиваля можно сформулировать, как создание некоей ауры свободы и импровизации на весь курортный сезон. Это я так фантазирую!
— Вы совершенно правильно фантазируете. Свобода, импровизация, легкость и раскованность, свойственная джазу любых стилей и направлений — это и есть стиль курорта.
— Я, например, сегодня ела блюдо под названием "Курортный роман" — мясо под ананасовым соусом с кетчупом. Эдакое совмещение несовместимого.
— Да, но это блюдо — как бы запрограммировано. А у нас — чистая импровизация, хотя и хорошо подготовленная!
— Это у вас уже третий фестиваль. Скажите, сложнее проходят последующие фестивали или легче?
— Этот фестиваль очень трудно организовался. И в какой-то момент (об этом не знает даже Гаранян!) у нас были большие сомнения в том, состоится ли он вообще. Но благодаря воле и энергии Леонарда Григорьевича Гатова, который, несмотря на чрезвычайную занятость (он не был ни здесь на открытии, ни в Краснодаре, потому что у него 11 выпускается "Баядерка" в постановке Григоровича), приложил максимум усилий для реализации задуманного. Г-н Гатов — вообще "джазовый» человек. И не только потому, что в свое время он играл в оркестре Эдди Рознера, а потому что он по стилю жизни "джазовый". Все эти его импровизации, от которых у его заместителей просто подскакивает давление, "едет крыша", тем не менее его непреклонная воля сделала свое дело, хотя на это было и очень мало времени. И, тем не менее, он убедил, что единственный выход провести в этом году джазовый фестиваль — это совместить его с открытием курортного сезона. Нашлись какие-то деньги, к сожалению — очень небольшие. Поэтому не получилось сделать достаточно многое, вплоть до фестивального буклета.
— Анапский фестиваль проходит однозначно под эгидой Краснодара. А как выбираются музыканты для участия?
— Это все к Гараняну. Только он, как художественный руководитель, ведет разговоры с музыкантами. На этот фестиваль можно попасть только в одном случае: если твоя музыка соответствует струнам души Георгия Арамовича.
У Георгия Арамовича тоже очень мало времени заниматься фестивалем. Для него важнее определить стратегию. Технически это происходит таю он выбирает людей, сбрасывает мне информацию и контактные телефоны. Остальное все — уже наша работа.
— Наверное, это единственный фестиваль, в котором не принимает участие Игорь Бутман!
— А может быть это и хорошо. Я считаю, что молодежь должна идти впереди, но сзади непременно мудрый гуру, подсказывающий, куда идти. И здесь это происходит. К примеру, эстонская вокалистка Софья Рубина (она из Тарту). На мой взгляд,.у нее бешеные перспективы!
Последний день фестиваля проходил в самом кинотеатре "Родина", но уже без меня. Правда, я узнала, что там буду все те же коллективы, нос новой программой и без таллиннцев. Жаль, на фестивале не было ростовчан. Но меня порадовала прощальная фраза Бориса Георгиевича: "Ростов-на-Дону — центр джаза Юга России. Это гениальный генератор джазовых идей".
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...