3-й международный джазовый фестиваль "Анапа - 2003"
29.11.2013
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного руководителя и генерального директора Краснодарского творческого объединения "Премьера" Леонарда Гатова и главы администрации города-курорта Анапа Виталия Астапенко. Движущей силой проекта были размышления о возможных путях превращения Черноморского побережья Краснодарского края в зону культурного отдыха. А реализатором всего задуманного и художественным руководителем джазового фестиваля выступил народный артист России, лауреат Государственной премии РФ Георгий Гаранян.
На этот раз к традиционному обозначению года "2003" добавилось определение "Золотой пляж". Потому что впервые сие джаз-событие решили целиком и полностью совместить с курортным сезоном. Об этом громогласно в краткой, но эмоциональной речи заявил глава администрации города Виталий Астапенко: "Сегодня мы открываем фестиваль джаза, а закроем его лишь в сентябре, вместе с окончанием курортного сезона".
Конечно же, программу вел неутомимый и всегда жизнерадостно-остроумный петербургский продюсер, критик и историк джаза Владимир Фейертаг. Его выход на высокую (в прямом смысле этого слова!) сцену Аква-парка подготовил Уральский диксиленд (руководитель — трубач Игорь Бурко). Квинтет (труба, тенор-саксофон, контрабас, банджо, ударные) бойко грянул традиционную "нетленку", а барабанщик Борис Савин время от времени разбавлял инструментальную музыку "армстронговским" вокалом.
Затем на сцене появился краснодарский биг-бэнд, по поводу которого Владимир Фейертаг заметил: "Великолепно слаженный и не менее великолепно одетый ансамбль, готовый всегда исполнять самые сложные аранжировки, которые только может придумать изощренный мозг такого фантазера, как Георгий Гаранян".
Георгий Арамович был как всегда великолепен. Он то по-мальчишески хулиганил, залезая в неимоверно высокий регистр (Дж.Колтрейн "Охотничьи трубы"),то вдруг превращался в проникновенного лирика, обволакивая томно-бархатным, чуть ли не баритоновым, звуком. На каждый коллектив отводилось около 30 минут. За это время краснодарцы показали себя по максимуму. Они продемонстрировали "вкусный" мейнстрим. Свежо и оригинально прозвучал "evergreen" ("Чарующий ритм" Дж.Гершвина, "Блюз" К.Бейси), а "Баллада" Г.Гараняна, написанная почти 40 лет тому назад, на хорошем современном языке, будто была сделана совсем недавно.
Массив биг-бэнда сменился трио в составе Михаил Иванов (фортепиано), Андрей Иванов (контрабас), Дмитрий Севастьянов (ударные). Музыканты вместе работают уже лет пять, так что о прекрасном чувстве ансамбля и говорить не приходится. Фейертаг назвал Севастьянова "самым молодым джазовым барабанщиком Москвы". Вполне возможно (Диме 33 года). Но в 1994 он уже играл в трио Германа Лукьянова, а затем умудрился параллельно работать в оркестре Олега Лундстрема (1995-97), ансамблях Игоря Бриля (1995- 98), Алекса Ростоцкого (1995) и Анатолия Герасимова (1996-99)- А чуть позже он уже играл то с Чико Фриманом, то с Сиро Баптисто, а то с самим Дейвом Брубеком, Говорят, что с Дмитрием не так уж и легко работать: он слишком мобилен, непредсказуем и может выкинуть что-нибудь "эдакое". Вполне вероятно, что при записи это и мешает, но во время "живого" концерта — в самый раз!
Чуть позже к московскому трио присоединились вокалисты Виктория Пьер-Мари и Андрей Солодки. Владимир Фейертаг сообщил, что Виктория признана "звездой мюзикла и российской королевой блюза". Я тихо возрадовалась. Но... Голос действительно блюзовый, с соответствующей "чернотой", но уж слишком большой налет джаз-популяра. И все же певице нельзя отказать в артистизме: она очень эффектна и пластична. Публика с удовольствием откликнулась на призыв Виктории "потанцевать".
"Кажется, все уже достаточно разогрелись? — спросил ведущий, — тогда можно выпускать эстонский квартет!" Шутку Фейертага подхватил тенорист Райво Тафенау: "Ничего, ничего! Пока слова "горячие эстонские парни" пишут в скобках. Но скоро наступит время, когда эти скобки исчезнут!" И музыканты "рванули" программу в запредельном темпе. После выступления я подошла к эстонцам.
— Райве, вы здорово "завелись", когда Фейертаг вас представил "горячими эстонскими парнями"?
— Он это делает с нами уже 30 лет (смеется)! И пусть будет так. Потому что эстонцы действительно такие "северные", немножко ленивые.
— Вы играете немножко как тореадор: так саксофон держите, будто пытаетесь раззадорить публику. Это ваш стиль или вы на кого-то ориентируетесь?
— На это трудно ответить, потому что не вижу себя со стороны. Я хочу быть на сцене очень свободным. Это для меня самое главное. Я просто беседую с людьми. А что делаю с саксофоном или куда несут ноги, — не знаю. Я надеюсь, что это не очень плохо (смеется)?
— Как давно вы играете на саксофоне?
— Раньше я играл на аккордеоне, потом самостоятельно в 85-м году после армии освоил саксофон. А профессионально стал заниматься с 93-го. Поступил в консерватории, но вскоре сбежал, потому что там учили только классике. У меня совсем другой взгляд на инструмент. Я не представляю, как можно играть Баха на саксофоне, и зачем это надо. Правда, пару лет я поиграл программу, а потом ушел работать с Анной Веске.
— А вам не кажется, что все же знание академической музыки помогло вам в плане общей культуры?
— В плане общей культуры и взгляда на музыку — это точно. Но мне нужна была другая практика. Если бы я просидел пять лет в консерватории, я бы никогда не научился делать джаз. Джазовый музыкант нуждается в концертной деятельности. Нужно сделать 2000 концертов, чтобы на 2001 тебя заметили.
— И сколько же концертов сыграли вы?
— Надеюсь, что этот 2001 концерт очень-очень близко (смеется).
Я подхожу к руководителю ансамбля контрабасисту Тойво Унту, фамилия которого в переводе на русский язык означает "Волк".
— Скажите, господин Волк (с продолжением вопроса пришлось подождать, потому что Тойво, не ожидавший такого начала, долго не мог успокоиться от смеха)... Скажите, господин Волк, а как давно вы пришли в джаз?
— Я играю уже более 25 лет. У меня есть составы и дома, и на западе. Есть очень хороший коллектив в Нью-Йорке. Сейчас границы открыты, и мы спокойно перемещаемся. Некоторые американские музыканты даже нашли в Таллинне дом, семью. Так что эти проекты очень разные. И это хорошо, потому что можно поиграть разную музыку, разные стили.
— По какому принципу вы выбираете команду?
— Принцип выбора членов ансамбля очень простой: музыканты должны хорошо сочетаться и взаимодополнять друг друга. Сейчас мы играем джаз-стандарты, бибоп и мейнстрим. С другим составом я играю фьюжн.
— Как давно существует этот коллектив или это чисто "фестивальный" ансамбль, то есть собранный "по случаю"?
— Этим составом мы дали пару концертов в Таллинне, здесь отыграли и еще куда- нибудь съездим. Но вообще это "фестивальный вариант".
— А какой жизнью живет джаз в Таллинне?
— Играть джаз считается "хорошим тоном". Он звучит и на светских раутах, и высоких приемах. Наравне с ка мерной классической музыкой. В Таллинне есть джазовое отделение в музыкальном училище, которое открылось в начале 80-х. У нас есть колледж, в котором тоже есть джазовый факультет Проходит три фестиваля, самый большой из которых — "Jazzkaar" ("Джаз-радуга") который идет круглый год. V него очень большие связи благодаря которым можно поехать куда угодно. Третий год проходит конкурс молодых джазовых певиц, победительницей которого Е прошлом году стала наша вокалистка Софья Рубина. Там нет денежных призов, но есть возможность выступить на самых больших фестивалях в Европе.
И еще мне удалось поговорить с клавишником Женей Гимером.
— Женя! Каким образом из Новосибирска вас закинуло в Эстонию, в Финляндию...
— Так складывается жизнь музыканта. Она насыщена гастролями. Мы два года подряд ездили на фестиваль в Тори с Диксилендом. И когда я там был в 95-м, администрация фестиваля предложила интересный проект — поставить мюзиклы. Съехалась такая сборная команда: хореограф — англичанин, декоратор — датчанин, а мне предложили руководить оркестром. За это время у меня появились связи в Финляндии.
— Вы из Новосибирска сразу в Финляндию попали?
— Я был и в Финляндии, и в Америке, и в Германии, — не в этом дело. Просто я очень рад, что попал в такую тусовку, где есть много всего интересного. И хотя живу в Финляндии и числюсь там, но на самом деле приходится много ездить. Подробности о тех, с кем я играл, можно посмотреть на сайте (www.kolum- bus.fi/gimer).Cefl4ac сочиняю балет. Не так давно в Вене у меня уже была премьера балета "Один на один" для чернокожих танцоров из Ямайки. Это такой авангард. Здесь и серийная техника, и такая умозрительная додекафония не без влияния Шенберга. На самом деле то, что мы там сделали — это очень эмоциональная музыка, потому что в основе лежит все-таки джаз. И хотя музыка эта фиксированная, там остается очень много возможностей для импровизаций.
Барабанщика группы Айвара Васильева и вокалистку Софью Пулину я так и не нашла: они затерялись в толпе слушающих. И я поспешила сделать то же самое. Потому что на коду первого фестивального дня организаторы припасли интернациональный ансамбль израильского пианиста Леонида Пташки в составе Майк Блам (югославский контрабасист, проживающий в Америке), Дмитрий Севастьянов (Москва), Моника Хилори и Рой Янг (американские вокалисты). Я бы последнего назвала явным хэдлайнером фестиваля, хотя и не знаю его "послужного списка". Певец мгновенно покорил слушателей своей "разговорной манерой" поведения на сцене. Потрясающее исполнение знаменитой композиции "Bye, Bye, Blackbird" (RHenders). Рой настолько легко и органично вступал в диалоги с каждым из музыкантов, что на его призыв "поговорить" откликнулся и Гаранян.
На следующий день джаз- фестиваль проходил перед кинотеатром "Родина". В концерте участвовало лишь три малых состава из Саранска ("Мейнстрим Ковчег"), Новороссийска (фанк-группа) и уже знакомый из Таллинна. Все остальные уехали на концерт в Краснодар. Я подошла к заместителю генерального директора творческого объединения"Премьера" Борису Георгиевичу Коломиец.
— Помнится, на Первом фестивале джаза два года тому назад вы мне сказали, что надеетесь сделать джазовый фестиваль "визитной карточкой"города-курорта Анапы. Стала ли Анапа ассоциироваться с джазом?
— Нет. Может быть, одной из визитных карточек. Потому что вторая — сентябрьский "Кино-шок".
— На этот раз весь курортный сезон в таком шикарном обрамлении!
— Да, но это впервые. Как будет в следующий раз, мы не знаем. Но мечтаем о том, чтобы курортный сезон начинался и заканчивался джазовым фестивалем, т.е., с первой недели июня до последней недели сентября. Спасибо г- ну Астапенко, который для этого много делает и привлекает людей. К примеру, вчерашний концерт в Аква-парке у Сергея Андреевича Зери- нова, директора и депутата законодательного собрания края — не случайность: Аквапарк в определенной степени спонсирует фестиваль.
Вообще этот фестиваль гораздо шире одного города. Вот сегодня мы с вами здесь, а в это время в Краснодаре проходит совершенно другой джазовый концерт. Он начался "Голубой рапсодией" Дж.Гершвина с молодым 16-тилетним солистом Владимиром Румянцевым из Москвы (стипендиат культурного фонда Владимира Спивакова).
— Мне кажется, задачу нынешнего фестиваля можно сформулировать, как создание некоей ауры свободы и импровизации на весь курортный сезон. Это я так фантазирую!
— Вы совершенно правильно фантазируете. Свобода, импровизация, легкость и раскованность, свойственная джазу любых стилей и направлений — это и есть стиль курорта.
— Я, например, сегодня ела блюдо под названием "Курортный роман" — мясо под ананасовым соусом с кетчупом. Эдакое совмещение несовместимого.
— Да, но это блюдо — как бы запрограммировано. А у нас — чистая импровизация, хотя и хорошо подготовленная!
— Это у вас уже третий фестиваль. Скажите, сложнее проходят последующие фестивали или легче?
— Этот фестиваль очень трудно организовался. И в какой-то момент (об этом не знает даже Гаранян!) у нас были большие сомнения в том, состоится ли он вообще. Но благодаря воле и энергии Леонарда Григорьевича Гатова, который, несмотря на чрезвычайную занятость (он не был ни здесь на открытии, ни в Краснодаре, потому что у него 11 выпускается "Баядерка" в постановке Григоровича), приложил максимум усилий для реализации задуманного. Г-н Гатов — вообще "джазовый» человек. И не только потому, что в свое время он играл в оркестре Эдди Рознера, а потому что он по стилю жизни "джазовый". Все эти его импровизации, от которых у его заместителей просто подскакивает давление, "едет крыша", тем не менее его непреклонная воля сделала свое дело, хотя на это было и очень мало времени. И, тем не менее, он убедил, что единственный выход провести в этом году джазовый фестиваль — это совместить его с открытием курортного сезона. Нашлись какие-то деньги, к сожалению — очень небольшие. Поэтому не получилось сделать достаточно многое, вплоть до фестивального буклета.
— Анапский фестиваль проходит однозначно под эгидой Краснодара. А как выбираются музыканты для участия?
— Это все к Гараняну. Только он, как художественный руководитель, ведет разговоры с музыкантами. На этот фестиваль можно попасть только в одном случае: если твоя музыка соответствует струнам души Георгия Арамовича.
У Георгия Арамовича тоже очень мало времени заниматься фестивалем. Для него важнее определить стратегию. Технически это происходит таю он выбирает людей, сбрасывает мне информацию и контактные телефоны. Остальное все — уже наша работа.
— Наверное, это единственный фестиваль, в котором не принимает участие Игорь Бутман!
— А может быть это и хорошо. Я считаю, что молодежь должна идти впереди, но сзади непременно мудрый гуру, подсказывающий, куда идти. И здесь это происходит. К примеру, эстонская вокалистка Софья Рубина (она из Тарту). На мой взгляд,.у нее бешеные перспективы!
Последний день фестиваля проходил в самом кинотеатре "Родина", но уже без меня. Правда, я узнала, что там буду все те же коллективы, нос новой программой и без таллиннцев. Жаль, на фестивале не было ростовчан. Но меня порадовала прощальная фраза Бориса Георгиевича: "Ростов-на-Дону — центр джаза Юга России. Это гениальный генератор джазовых идей".
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...