nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Фестиваль закончен - Да здравствует джаз!

Фестиваль закончен - Да здравствует джаз!  Каждое событие играет определенную роль в нашей жизни — политической, экономической, культурной.
Так вот, для любителей музыки Армении, значимость только что закончившихся в республике Дней джаза переоценить трудно. Многочислен­ные концерты, выставки, конкурсы, показы кинофильмов — все это было в центре внимания общественности на протяжении 10-11 дней. Теперь подошло время оценок и трезвого анализа.


Вот уже второй год подряд, в ап­реле, Государственный департа­мент и Посольство США в Арме­нии проводят Дни джаза. Это — коллосальная по своим масшта­бам акция — ведь проходят эти праздники джаза не только в Ар­мении, но и в других республи­ках СНГ. Любители джаза долж­ны быть благодарны инициато­рам за организацию и проведе­ние очередного JAM-a (Jazz Appreciation Month — именно так официально назывался фес­тиваль) — он в очередной раз растормошил мертвое, в общем-то, царство нашего джаза и при­влек внимание общественности к этому жанру. Он дал возмож­ность музыкантам показаться во всей своей красе, оторваться от только лишь ресторанного су­ществования и вспомнить о сво­ем первоначальном предназна­чении, а публике — насладиться мастерством местных джазме­нов, и хотя бы на несколько дней сделать этот музыкальный жанр самым популярным в столице.

О джазе в эти дни говорили по ра­дио, писали газеты, делали ре­портажи телеканалы, и наконец, о джазе говорили в транспорте, на работе, на каждом углу. Кста­ти, о телерепортажах. Ереван­цам крупно повезло, что Армен "Чико" Тутунджян вновь обрел теле-"крышу" для своих передач, а значит, скоро они будут иметь удовольствие смотреть интерес­ные, а главное, умные передачи о джазе. В дни же фестиваля те, кто не был на концертах, имели воз­можность следить за происхо­дящим при помощи дневников фестиваля, которые вел Тутунд­жян. Профессионально сделан­ные, они давали исчерпываю­щую информацию о событии и (в отличие от передач на других каналах) подкреплялись словом профессионала.

Не буду повторяться, пере­числяя все события, которые имели место — это неинтерес­но. Остановлюсь лишь на зна­чимых. Итак, как уже упомина­лось, в фестивале приняли учас­тие все составы, имеющие мес­то быть в Ереване — и стар и млад. Начать хочу со "стариков". Абсолютно здорово выступил Левон Малхасян. Очень пра­вильно повел себя мастер. Он не стал выпячивать себя и свои до­стоинства вперед. Набрав моло­дую команду, он предоставил каждому из ребят возможность показать свое мастерство (чем они с честью воспользовались), сам же оставаясь в большей час­ти в тени, иногда добавляя необ­ходимые штрихи. Лишь в одной композиции он взял "огонь на себя" и блестяще показал, что "пороха в пороховницах" еще более чем достаточно! Прекрас­ная идея была блестяще претво­рена в жизнь. Вообще, как мне ка­жется, "дедушка армянского джа­за" больше, чем кто-либо обеспо­коен проблемой скорой смены поколений в этой сфере и делает все, что в его силах, чтобы про­шла эта смена безболезненно.

Еще один ветеран, уже упоми­навшийся Армен Тутунджян, также выступил на "ура". Его коллектив "Chico & Friends" оты­грал очень интересную про­грамму, состоящую из вечнозе­ленных стандартов. Бэндлидер и его басист были прекрасной ритмической и гармонической опорой для двух солирующих инструментов, давая возмож­ность им спокойно импровизи­ровать, не опасаясь за тылы. Му­зыканты хорошо знают, как важ­на ритм-группа для любого кол­лектива. В данном случае имел место прекрасно сыгранный коллектив, состоящий из музы­кантов, хорошо чувствующих плечо партнера и незамедли­тельно реагирующих на его сле­дующий шаг. Я уверен, что в лице "Chico & Friends" Армения имеет коллектив международного уровня. Им бы спонсора найти, они бы показали, что армянские музыканты не лыком шиты.

Отдельно хочется сказать о проблеме молодежи. На сей раз надо выразить благодарность организаторам, что они вняли убеждениям Левона Малхасяна и впустили в число избранных два молодых инструменталь­ных коллектива — Western и INTO. Надо отметить, что Малхасяну стоило больших трудов преодолеть предубеждение коллег-музыкантов и некий скепсис организаторов по от­ношению к молодым талантам. Зато после их выступления Малхас принимал поздравления от всех, присутствовавших на кон­церте — его подопечные высту­пили на "пять с плюсом"! При­чем, если Western — группа, ис­полняющая энергичную, тех­ничную, но слегка прямолиней­ную музыку, то INTO показал программу не по годам зрелую, серьезную, высокотехничную. Четверо ребят с классическим музыкальным образованием смогли в своем репертуаре за­действовать элементы аван­гардной классики, композитор­ского модерн-джаза и органич­но вплести в ткань композиций армянский фольклор. Состояв­шийся творческий коллектив с вполне ясными целями и уже с вполне сформировавшейся собственной манерой исполне­ния и творческим лицом.

Не могу не упомянуть и вока­листов. К сожалению, надо при­знать, что полноценных джазо­вых певцов в Армении сегодня нет, и судя по тому, что видели и слышали на фестивале — не предвидится. Представленное в лучшем случае, тянуло на само­деятельные попытки "быть джа­зовой певицей". Это что касает­ся солисток Но один вокальный коллектив стоит отметить. Это женский вокальный квартет "Араз". Они спели всего один но­мер вместе с биг-бэндом Арме­на Мартиросяна в стиле этно- джаза и сразу завоевали огром­ную симпатию зрителей. Непо­нятно, почему вокальные кол­лективы есть, а вот солистов нет. Боятся брать ответственность на себя? Могут петь только то, что заранее написано на бумаге руководителем? Чему же их учат в джазовом колледже, откуда и появляется большинство несостоявшихся джазовых певиц?

Очень жаль, что в очередной раз не смогла принять участие на этом форуме джаза этно-джазовая группа TIME REPORT. Ре­бят прямо-таки преследует злой рок. Буквально за пару дней до начала фестиваля заболел ли­дер квинтета Армен Уснунц, и ребята, чтобы не ставить своего руководителя в безвыходное положение, отказались от вы­ступления. Конечно, их отсутст­вие чувствовалось — ниша доб­ротного этно-джаза была пуста.

Программа фестиваля состо­яла не только из концертов. Был великолепно организованный конкурс на лучший "джазовый" рисунок. Под музыку квартета INTO ребята два часа рисовали образы джаза. Огромное скоп­ление зрителей показало, что событие очень пришлось по ду­ше любителям как живописи, так и джаза. Победителем увле­кательного конкурса стал сту­дент пятого курса Государствен­ной Художественной Академии Карен Карапетян. Как мне ка­жется, подобные конкурсы можно устраивать почаще и своими силами, не дожидаясь инициативы ГосДепа США. Зедь это все сильно развивает воображение молодых ху­дожников, их ассоциативное мышление и способствует внутреннему раскрепоще­нию будущих Сарьянов.

Очень напряженной и жар­кой была атмосфера на кон­курсе познанию теории джаза. Конкурс этот показал, как ма­ло наша молодежь знает этот жанр искусства. А откуда ему, собственно, знать, если все радио- и телеканалы часами, день-деньской рассказывают лишь о том, какого цвета пла­тье у Мадонны и какого по сче­ту любовника сменила Джен­нифер Лопез. Парочка пере­дач про джаз, все же существу­ющих на армянских телекана­лах, имеют прямо-таки позор­но низкий уровень. И как ре­зультат студенты, глядя на пор­трет Майлса Дэвиса, называют его Луисом Армстронгом. Как говорится, приехали! В фина­ле же заслуженно победила ко­манда Консерватории, костяк которой составляли музыкан­ты опять-таки квартета INTO.

Предпоследний день был отмечен "свинг-парти". То есть, в гостинце "Армения" со­брались люди, желающие по­танцевать под сумасшедшие ритмы джаза. Помогали им в этом два наших джаз-бэнда — п\у Армена Мартиросяна и п\у Ерванда Ерзинкяна. Весь вечер оркестры наяривали свинг-мелодии в духе незаб­венного Гленна Миллера, а люди пытались танцевать. На­до и здесь с сожалением кон­статировать, что и танцевать- то мы по-настоящему разучи­лись. Так, топтаться-то на мес­те мы можем, а вот танцевать по-настоящему — удел не­многих счастливчиков.

Последний день ознамено­вался жарким джэмом, когда каждый старался показать, во что он горазд. Кому-то уда­лось, кому-то нет, но это было уже не важно. Официальная программа закончилась, и это была, собственно, произволь­ная, для души.

И в заключение, об ожидав­шемся гвозде фестиваля — выступлении гостей — трио Майка дель Ферро. Насколько я знаю, законы гостеприимст­ва запрещают критиковать гостя. Исключительно подчи­няясь этому закону я скажу лишь следующее. В состав трио входят замечательные музыканты (особенно я бы отметил японского басиста Ясухито Мори), показавшие отменную технику, ориги­нальную программу, состоя­щую из джазовых обработок оперных арий. Но как показа­лось, причем не только мне, но и многим нашим профи джаза, лидер трио решил спе­кульнуть на этом материале, надеясь, что сам материал его вывезет, опасаясь, что собст­венным мастерством ему не добиться значимых успехов. Резюме — он их не добился и с этим выигрышным материа­лом. У трио нету того особого драйва, который делает джаз джазом. А без него джазмену ничего не поможет.

Остается выразить сожаление, что вот уже второй раз в Ереван при­езжают коллективы, которым нечего сказать нашим музы­кантам. А на прошедшем мас­тер-классе, который давали гости, мне кажется, произош­ло обратное — Ваагн Айрапе­тян и другие наши джазовые корифеи быстро заставили участников трио поменять свой менторский поначалу тон. Это абсолютно не гово­рит о том, что гостей пригла­шать не надо. Отнюдь. Такие гости служат сразу две службы — во-первых, знакомят нас со своим искусством, а во-вто­рых, показывают, что не так страшен черт, как его малю­ют: оказывается, мы тоже так можем, или даже лучше.

В заключение, хочется в очередной раз выразить ис­креннюю благодарность По­сольству США и лично мисте­ру Ордуэю за проведение этой масштабной и полезной акции. И конечно, поблагода­рить сотрудников Отдела по связам с общественностью посольства Асмик Микаелян, Соси Какосян во главе с их ше­фом Кимберли Харгэном. Все эти дни они буквально разры­вались на части, пытаясь удов­летворить запросы буквально всех. Спасибо Вам за фести­валь, за помощь и за музыку.

Армен Манукян





JAZZ-KBAДPAT №2 / 2003


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2002 - 2004 года

  • стиль: джаз, джаз
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
  • стиль: блюз, блюз
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
  • стиль: блюз, блюз
Если джаз в России с недавних пор ассо­циируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 го­ду прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
  • стиль: джаз, джаз
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
  • стиль: джаз, джаз
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организа­цией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, са­мый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
  • стиль: блюз, блюз
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
  • стиль: блюз, блюз
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 го­ду я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
  • стиль: блюз, блюз
Junior Watson Band С половины концерта Омун­да Морюда, продолжавшего­ся потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежа­ли только по одной возмож­ной в такой ситуации причи­не: через улицу начинался тот единственный ...
  • стиль: блюз, блюз
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из про­шлых номеров уже освещал со­бытия прошлогод­него феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не по­лучится по разным ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сен­сационное само по себе. В Рос­сии и Москве фестивалей про­ходит просто тьма (наш ны­нешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исклю­чительно фестивальной ...
  • стиль: джаз, джаз
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, до­статочно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учите­ля, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
  • стиль: джаз, джаз
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com