Каждое событие играет определенную роль в нашей жизни — политической, экономической, культурной.
Так вот, для любителей музыки Армении, значимость только что закончившихся в республике Дней джаза переоценить трудно. Многочисленные концерты, выставки, конкурсы, показы кинофильмов — все это было в центре внимания общественности на протяжении 10-11 дней. Теперь подошло время оценок и трезвого анализа.
Вот уже второй год подряд, в апреле, Государственный департамент и Посольство США в Армении проводят Дни джаза. Это — коллосальная по своим масштабам акция — ведь проходят эти праздники джаза не только в Армении, но и в других республиках СНГ. Любители джаза должны быть благодарны инициаторам за организацию и проведение очередного JAM-a (Jazz Appreciation Month — именно так официально назывался фестиваль) — он в очередной раз растормошил мертвое, в общем-то, царство нашего джаза и привлек внимание общественности к этому жанру. Он дал возможность музыкантам показаться во всей своей красе, оторваться от только лишь ресторанного существования и вспомнить о своем первоначальном предназначении, а публике — насладиться мастерством местных джазменов, и хотя бы на несколько дней сделать этот музыкальный жанр самым популярным в столице.
О джазе в эти дни говорили по радио, писали газеты, делали репортажи телеканалы, и наконец, о джазе говорили в транспорте, на работе, на каждом углу. Кстати, о телерепортажах. Ереванцам крупно повезло, что Армен "Чико" Тутунджян вновь обрел теле-"крышу" для своих передач, а значит, скоро они будут иметь удовольствие смотреть интересные, а главное, умные передачи о джазе. В дни же фестиваля те, кто не был на концертах, имели возможность следить за происходящим при помощи дневников фестиваля, которые вел Тутунджян. Профессионально сделанные, они давали исчерпывающую информацию о событии и (в отличие от передач на других каналах) подкреплялись словом профессионала.
Не буду повторяться, перечисляя все события, которые имели место — это неинтересно. Остановлюсь лишь на значимых. Итак, как уже упоминалось, в фестивале приняли участие все составы, имеющие место быть в Ереване — и стар и млад. Начать хочу со "стариков". Абсолютно здорово выступил Левон Малхасян. Очень правильно повел себя мастер. Он не стал выпячивать себя и свои достоинства вперед. Набрав молодую команду, он предоставил каждому из ребят возможность показать свое мастерство (чем они с честью воспользовались), сам же оставаясь в большей части в тени, иногда добавляя необходимые штрихи. Лишь в одной композиции он взял "огонь на себя" и блестяще показал, что "пороха в пороховницах" еще более чем достаточно! Прекрасная идея была блестяще претворена в жизнь. Вообще, как мне кажется, "дедушка армянского джаза" больше, чем кто-либо обеспокоен проблемой скорой смены поколений в этой сфере и делает все, что в его силах, чтобы прошла эта смена безболезненно.
Еще один ветеран, уже упоминавшийся Армен Тутунджян, также выступил на "ура". Его коллектив "Chico & Friends" отыграл очень интересную программу, состоящую из вечнозеленных стандартов. Бэндлидер и его басист были прекрасной ритмической и гармонической опорой для двух солирующих инструментов, давая возможность им спокойно импровизировать, не опасаясь за тылы. Музыканты хорошо знают, как важна ритм-группа для любого коллектива. В данном случае имел место прекрасно сыгранный коллектив, состоящий из музыкантов, хорошо чувствующих плечо партнера и незамедлительно реагирующих на его следующий шаг. Я уверен, что в лице "Chico & Friends" Армения имеет коллектив международного уровня. Им бы спонсора найти, они бы показали, что армянские музыканты не лыком шиты.
Отдельно хочется сказать о проблеме молодежи. На сей раз надо выразить благодарность организаторам, что они вняли убеждениям Левона Малхасяна и впустили в число избранных два молодых инструментальных коллектива — Western и INTO. Надо отметить, что Малхасяну стоило больших трудов преодолеть предубеждение коллег-музыкантов и некий скепсис организаторов по отношению к молодым талантам. Зато после их выступления Малхас принимал поздравления от всех, присутствовавших на концерте — его подопечные выступили на "пять с плюсом"! Причем, если Western — группа, исполняющая энергичную, техничную, но слегка прямолинейную музыку, то INTO показал программу не по годам зрелую, серьезную, высокотехничную. Четверо ребят с классическим музыкальным образованием смогли в своем репертуаре задействовать элементы авангардной классики, композиторского модерн-джаза и органично вплести в ткань композиций армянский фольклор. Состоявшийся творческий коллектив с вполне ясными целями и уже с вполне сформировавшейся собственной манерой исполнения и творческим лицом.
Не могу не упомянуть и вокалистов. К сожалению, надо признать, что полноценных джазовых певцов в Армении сегодня нет, и судя по тому, что видели и слышали на фестивале — не предвидится. Представленное в лучшем случае, тянуло на самодеятельные попытки "быть джазовой певицей". Это что касается солисток Но один вокальный коллектив стоит отметить. Это женский вокальный квартет "Араз". Они спели всего один номер вместе с биг-бэндом Армена Мартиросяна в стиле этно- джаза и сразу завоевали огромную симпатию зрителей. Непонятно, почему вокальные коллективы есть, а вот солистов нет. Боятся брать ответственность на себя? Могут петь только то, что заранее написано на бумаге руководителем? Чему же их учат в джазовом колледже, откуда и появляется большинство несостоявшихся джазовых певиц?
Очень жаль, что в очередной раз не смогла принять участие на этом форуме джаза этно-джазовая группа TIME REPORT. Ребят прямо-таки преследует злой рок. Буквально за пару дней до начала фестиваля заболел лидер квинтета Армен Уснунц, и ребята, чтобы не ставить своего руководителя в безвыходное положение, отказались от выступления. Конечно, их отсутствие чувствовалось — ниша добротного этно-джаза была пуста.
Программа фестиваля состояла не только из концертов. Был великолепно организованный конкурс на лучший "джазовый" рисунок. Под музыку квартета INTO ребята два часа рисовали образы джаза. Огромное скопление зрителей показало, что событие очень пришлось по душе любителям как живописи, так и джаза. Победителем увлекательного конкурса стал студент пятого курса Государственной Художественной Академии Карен Карапетян. Как мне кажется, подобные конкурсы можно устраивать почаще и своими силами, не дожидаясь инициативы ГосДепа США. Зедь это все сильно развивает воображение молодых художников, их ассоциативное мышление и способствует внутреннему раскрепощению будущих Сарьянов.
Очень напряженной и жаркой была атмосфера на конкурсе познанию теории джаза. Конкурс этот показал, как мало наша молодежь знает этот жанр искусства. А откуда ему, собственно, знать, если все радио- и телеканалы часами, день-деньской рассказывают лишь о том, какого цвета платье у Мадонны и какого по счету любовника сменила Дженнифер Лопез. Парочка передач про джаз, все же существующих на армянских телеканалах, имеют прямо-таки позорно низкий уровень. И как результат студенты, глядя на портрет Майлса Дэвиса, называют его Луисом Армстронгом. Как говорится, приехали! В финале же заслуженно победила команда Консерватории, костяк которой составляли музыканты опять-таки квартета INTO.
Предпоследний день был отмечен "свинг-парти". То есть, в гостинце "Армения" собрались люди, желающие потанцевать под сумасшедшие ритмы джаза. Помогали им в этом два наших джаз-бэнда — п\у Армена Мартиросяна и п\у Ерванда Ерзинкяна. Весь вечер оркестры наяривали свинг-мелодии в духе незабвенного Гленна Миллера, а люди пытались танцевать. Надо и здесь с сожалением констатировать, что и танцевать- то мы по-настоящему разучились. Так, топтаться-то на месте мы можем, а вот танцевать по-настоящему — удел немногих счастливчиков.
Последний день ознаменовался жарким джэмом, когда каждый старался показать, во что он горазд. Кому-то удалось, кому-то нет, но это было уже не важно. Официальная программа закончилась, и это была, собственно, произвольная, для души.
И в заключение, об ожидавшемся гвозде фестиваля — выступлении гостей — трио Майка дель Ферро. Насколько я знаю, законы гостеприимства запрещают критиковать гостя. Исключительно подчиняясь этому закону я скажу лишь следующее. В состав трио входят замечательные музыканты (особенно я бы отметил японского басиста Ясухито Мори), показавшие отменную технику, оригинальную программу, состоящую из джазовых обработок оперных арий. Но как показалось, причем не только мне, но и многим нашим профи джаза, лидер трио решил спекульнуть на этом материале, надеясь, что сам материал его вывезет, опасаясь, что собственным мастерством ему не добиться значимых успехов. Резюме — он их не добился и с этим выигрышным материалом. У трио нету того особого драйва, который делает джаз джазом. А без него джазмену ничего не поможет.
Остается выразить сожаление, что вот уже второй раз в Ереван приезжают коллективы, которым нечего сказать нашим музыкантам. А на прошедшем мастер-классе, который давали гости, мне кажется, произошло обратное — Ваагн Айрапетян и другие наши джазовые корифеи быстро заставили участников трио поменять свой менторский поначалу тон. Это абсолютно не говорит о том, что гостей приглашать не надо. Отнюдь. Такие гости служат сразу две службы — во-первых, знакомят нас со своим искусством, а во-вторых, показывают, что не так страшен черт, как его малюют: оказывается, мы тоже так можем, или даже лучше.
В заключение, хочется в очередной раз выразить искреннюю благодарность Посольству США и лично мистеру Ордуэю за проведение этой масштабной и полезной акции. И конечно, поблагодарить сотрудников Отдела по связам с общественностью посольства Асмик Микаелян, Соси Какосян во главе с их шефом Кимберли Харгэном. Все эти дни они буквально разрывались на части, пытаясь удовлетворить запросы буквально всех. Спасибо Вам за фестиваль, за помощь и за музыку.
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...