Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться перед серьезным жюри специалистов, но и познакомиться с ровесниками, такими же в основном любителями из разных стран Европы.
Профессиональные музыканты заинтересованы представившейся возможностью показаться перед организаторами иных фестивалей опять же из европейских стран и таким образом проложить в будущем новые гастрольные маршруты. Но и те, и другие прежде всего заинтересованы показать себя как можно лучше: Noc bluesowa
— отличная стартовая площадка даже для польского блюзового рынка, который сегодня, такое впечатление, развивается пускай и не семимильными шагами, но достаточно уверенно и целенаправленно.
Одно из подтверждений этого — создание в недавнем прошлом Польского блюзового общества, во главе которого стал известнейший музыкант, шоу-мэн, журналист Славек Вешхольский, лидер классной команды Nocna zmiana bluesa. Noc bluesowa, находясь отныне под патронатом в том числе и ПВО, смотрит в будущее с достаточным оптимизмом. Тем более что фестиваль 2005 года станет в чем-то юбилейным, поскольку состоится в 15-й раз. Для небольшого польского городка — это событие само по себе значительное.
Впрочем, значение этого фестиваля для Польши и тем более для Европы не стоит переоценивать, несмотря на его образцовую организацию и профессиональное радушие организаторов. Подобного ранга блюзовых фестивалей на протяжении года случается в Польше с десяток. Но! Noc bluesowa, судя по всему, имеет далеко идущие амбиции, которые нацелены на то, чтобы придумать собственную "изюминку", а потому— выйти на новый качественный уровень прежде всего со стороны представительства гостевой части. Впрочем, насколько эти амбиции будут подтверждены с финансовой стороны, покажет май 2005 года. При этом важно отметить: в этом году на проведение фестиваля город не потратил ни одного злотого из своего бюджета. Все средства поступили от спонсоров и рекламодателей. Вот это уже — интересный, признаться, сюжет! Вы можете себе представить фестиваль действительно европейского представительства, который проходит в каком-нибудь нашем городке ранга в лучшем случае районного, но при этом не тратит ни копейки всегда обязательных для подобных "Дажынак" бюджетных средств? Я —нет!
Итак, Noc bluesowa-2004. И на этот раз белорусская делегация добиралась до резиденции князей Мазовецких не без приключений. На конкурс заявился дуэт из Гомеля "1 блюз 1" — два молодых парня, исполняющих корневой блюз в акустическом варианте. Гомельскую "мафию" возглавлял местный блюзовый "дон Карлеоне" — гитарист Александр Цыганок, воспитавший многих гомельских гитаристов. Но что-то в "семье" не сложилось: одна блюзовая единица дуэта накануне конкурса надолго исчезла и объявилась лишь тогда, когда решать визовый вопрос было уже слишком поздно. Конкурс же в Раве Мазовецкой проходит среди коллективов. Вот и пришлось самому Цыганку, который давным-давно отвык что-то доказывать другим, выйти на сцену и подыграть молодому, еще не достигшему 17 лет Саше Бондареву в первой пьесе.
Бондарев остался на сцене один и попробовал окунуть в музыку дельты не только слушателей, но и жюри, которое, памятуя о внушительном выступлении белорусов в прошлом году (напомню, что трио Big Val, Svet & А1 безоговорочно выиграло тогда конкурс), с некоторым опасением ожидало выступления прибывших от чернобыльских плантаций белорусского юга музыкантов.
Нет, на сей раз поразить не удалось: Александр Бондарев в естественную силу возраста пробить сердца прожженных профи от блюза просто не мог. Хотя его заряженность на настоящий блюз, желание и не присущие возрасту музыкальные ориентации были отмечены должным образом. Жюри постановило присудить два специальных приза, один из которых достался Александру в купе с хорошей магнитолой, которую ему презентовала местная FM- станция. Согласитесь, что для начинающего музыканта итог первого выезда за границу—более чем удачный. Тем более, что, по признанию самого Александра, в Польшу он ехал одним человеком, а вот возвращался совершенно иным. Это было заметно даже внешне: волнение охватило его уже после того, как были вручены призы. И можно дать почти 100%-ю гарантию, что одним музыкантом, исполняющим правильную музыку, в Беларуси стало больше.
У Александра Бондарева есть ощущение стиля, он прилично владеет гитарой, поет пока не совсем уверенно (опять же с поправкой на возраст, поскольку в его годы у нас принято исполнять лишь "сиротские" шлягеры). При этом он готов в любой момент исполнить обширное "меню" настоящих блюзовых стандартов, но, что самое главное, — настроен на то, чтобы учиться дальше, внимательно слушать тех, кто достиг в блюзе больше него.
Всего 10 команд из шести стран были представлены в конкурсе. На сей раз, в отличие от прошлого года, доминировали поляки. Teenage Beat из Гливиц занял первое место. Гармошечник группы Томаш Румпель также был отмечен призом жюри, хотя звук его гармоники показался поначалу невыразительным. Но за счет пульсирующих ритмом песен группа в целом смотрелась очень неплохо. Второе место заняли словаки из Mojo & Mahortu Band с мощно акцентированной ритмикой и очень выразительным, "корневым" голосом солиста. В музыке, основанной на четких риффах, была явно ощутима африканская атмосфера наряду с некой медитативностью. На третьем месте по количеству отданных жюри голосов оказалась Lost In Blues из Щецина, исполнявшая энергичный буги-блюз. В группе обратил на себя внимание леворучный гитарист, который играл, охватывая гриф сверху. Лишь на концерте лауреатов я увидел, что, собственно, ладонь левой руки у музыканта... отсутствовала. Но на музыке это никак не сказывалось.
Исполнители из пяти стран были представлены в гостевой программе. Белорусские Mojo Blues, усиленные гармошечником Светом, уже достаточно хорошо известны в Польше, куда на протяжении последних двух лет наведываются постоянно. Немудрено, что после окончания фестиваля музыканты отправились на целый клубный тур по югу Польши, который продлился около двух недель. А вот сам Свет со своим Boogie Band, усиленным Виг Валом, уже через неделю оказался в числе участников очень крупного и престижного фестиваля в Чехии "Блюз в лесу", при этом успев между Польшей и Чехией дать два концерта в Москве. Знай наших!
В первый же вечер после чуть ли не 20-летнего перерыва выступала позабытая звезда польской музыки Эльжбета Мелчарэк. Она исполняла чуть ли не интимного характера, весьма субтильную музыку, в которой джаза было все же больше, чем собственно блюза. Причем эта музыка, по-моему, не очень отвечала ночному концерту под открытым небом, а рассчитана была на камерную аудиторию. Бенко Шолт и Bluesrivers из Венгрии исполняли блюз с отчетливым роковым оттенком, что весьма возбуждающе воздействовало на аудиторию. Следует отметить, что за те четыре года, как белорусские музыканты стали наведываться в Раву Мазовецкую, это было первое появление венгерских блюзменов на данном фестивале. Вот и еще одна польза от него, поскольку не только белорусы получили какое-то впечатление о венгерском блюзе, но и в Венгрию уехали записи наших музыкантов.
Всех гостей послушать, конечно, не удалось, но вот выступление Иренэуша Дудэка. организатора ведущего польского фестиваля Rawa Blues, пропустить было никак нельзя. Шоу, признаюсь, получилось впечатляющим. Дудэк на сцене — словно выпущенный на волю дьяволенок: столько энергии, столько выдумки в показе очень простой в целом музыки, которая корнями уходит в поздние годы эпохи бигбита. Блюз, рок-н-ролл, замешанные на ритмике модных в ту пору молодежных танцев (прозвище у Дудака символичное Shakin’ Dudi) при наличии отточенной техники и потрясающей сценичности лидера и музыкантов его бэнда — все вылилось в незабываемое представление, которое показало, что для настоящего артиста возраст — не помеха. Такие работают всегда, даже после десятков лет музыкального стажа, точно так же, будто выходят на сцену впервые!
Именно это я и имел ввиду, говоря о том,что Александр Бондарев уезжал из Польши совершенно иным музыкантом. Поскольку знакомство с такими артистами, как Иренеуш Дудэк, дает начинающим музыкантам столько, сколько не дадут и десятки прослушанных записей мэтров блюза. Уже ради одного это хочется бывать на фестивале Noc Bluesowa еще и еще...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...