Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит на сцену своего фестиваля Антанас Густис, директор Vilnius Jazz'a.
Еще лет пять назад Густис признавался, что хотя фактически в одиночку нести "знамя" нового, авангардного джаза в Литве очень сложно, коммерческим его фестиваль не будет никогда. Всегда предпочтение будет отдаваться, прежде всего музыке, товару, творчеству, а не штампам. Удивительно: прошли годы, но при всей своей новообретенной буржуазности Vilnius Jazz не лишился главного качества — он по-прежнему новоджазовый, некоммерческий, свободный музыкальный форум. И публика у него такая же вольнолюбивая и неподкупная, что и пятнадцать лет назад...
Игры разума
Вышло так, что японский пианист Масахико Сато, собиравшийся выступать на первом же фестивальном концерте в дуэте с саксофонистом Кадзутоки Умэдзу (Kazutoki Umezu), внезапно серьезно заболел и не смог прибыть в Вильнюс. Умэдзу, конечно, сумел бы и выступлением соло удержать зал, но решено было срочно найти ему "пару". Выход из ситуации был найден блестящий и гениально простой: Владимир Тарасов.
Сегодня Тарасов выглядит, как добрый персонаж из детской сказки: он прихрамывает, фирменно тянет ногу при ходьбе, при этом всегда улыбается и еще издали протягивает на встречу вам руку для пожатия. А когда усаживается за свое нагромождение блестящих литавр, гулких барабанов и шепчущей перкуссии, он — Сказочник, в которого верят не только дети, но и взрослые. Этот добрый дух ударной установки и корифей двух деревянных палочек демонстрирует отличную форму, ясную мысль и безграничную фантазию.
Кадзутоки Умэдзу — классический вариант мульти-музыканта. Во-первых, он в совершенстве владеет игрой на саксофоне (альт- и сопрано-) и кларнете (плюс бас-кларнет). Во-вторых, сфера его музыкальных интересов не поддается точному перечислению: Умэдзу сотрудничает как с блюз-, авант-джаз и рок музыкантами из 35 стран мира, так и с исполнителями фолка, танцорами Буто, поэтами, корейскими и японскими шаманами. Неудивительно, что дискография этого 54-летнего музыканта насчитывает около 30 альбомов.
С середины 90-х годов прошлого века Умэдзу регулярно выступал в нью-йоркском Knitting Factory Club в компании Джона Зорна, Тома Коура, Неда Ротенберга, Фреда Фрита, Уэйна Хорвица. Умэдзу "засветился" также в проектах с русскими авангардистами: Сергеем Курехиным, Валентиной Пономаревой, Владимиром Чекасиным и Владимиром Тарасовым. А еще он является членом интернационального саксофонного секстета The Six Winds, в котором играет вместе с Петером Бротцманном и Карло Актис Дато.
На короткой репетиции за несколько часов до концерта Умэдзу и Тарасов не столько музицировали, сколько общались, шутили и... играли (не в музыкальном, а именно игровом смысле). Вот так сговорившись, как дети, в какую игру они будут играть вечером, своим концертом они дали просто блестящий старт фестивалю.
В этом — сущность всей идеи нового джаза: спонтанность, импровизация, фантазия, никаких табу в использовании инструментов и никакой жалости к самим себе... Умэдзу начинал мелодию, давая буквально пару тактов. Тарасов их повторял, словно передразнивая, и уже дальше один за другим добавлял тона, развивая тему, вводя всевозможные нюансы звучанием то литавр, то барабанов, то колокольчиков. Как фокусник, в мгновение ока он менял в руках палочки на щетки, откручивал и прикручивал медные тарелки, жонглировал какими-то звонкими шариками, ронял их, забрасывал в жерло саксофона, когда Умэдзу приближался к его установке. Тот смеялся, силой выдоха шарики выкатывал, они снова ударялись о литавры, отскакивая на кожу барабанов или деревянный пол...
Сильнейшее ощущение того, что музыка рождается здесь и сейчас, прямо на твоих глазах, тут же улетает куда- то в Космос, и уже никогда не повторится.
Несомненно, это было выступление двух великих Импровизаторов, которые чувствуют музыку изнутри, полностью отпускают на волю свою фантазию, беря порой самые немыслимые темпы, на ходу придумывая самые смелые импровизации, без труда улавливая каждую новую гармоническую краску, каждую интонацию, на лету перехватывая друг у друга фразы. Потому что "звук для них равен мысли".
Признаюсь, несмотря на то, что фестивальный буклет афишировал стилистику, в которой работает литовский состав Milasius Power Trio (Юозас Милашюс — электрогитара, ПК, Скирмантас Саснаускас — вокал, тромбон, Аркадий Готесман — ударные, перкуссия, Дариус Чюта — ПК) наиболее близкой к корневой идеологии Vilnius Jazz'a, я шла на их концерт с предубеждением. Подобные эксперименты в области абсолютного free и громогласного noise джаза все-таки не очень здоровы в своем влиянии на человеческий слуховой аппарат. Уж простите, но оглохнуть и заиметь головную боль в первый же день фестиваля не входило в мои планы.
Неподготовленный, вроде меня, слушатель на концерте Milasius Power Trio попадает в неловкую ситуацию: музыка проекта — это шум и ярость. Эдакий напористый нойз, периодически рядящийся в одежды авант-джаза, порой заигрывающий с публикой наследием Антонио Карлоса Жобима, которое буквально "мяукает" в микрофон Саснаускас. Главная заслуга — атональные формы — нечто штормообразное, записанное на ПК, а затем сэмплированное и многократно усиленное по звуку, когда рядом с "живым" тромбоном и ударными звучит хорошо зафузованная гитара. Эта музыка столько же похожа на джаз, как и на тяжелый рок. Она пробивная и агрессивная, каким практически не бывает сегодня даже самый авангардный американский джаз, а европейский — лишь "спит и видит".
Ей Богу, иногда музыканты забирались в такие дремучие джунгли звуков, что оставляли зрителя один на один с этим шумным и хищным зверем по имени Milasius Power Trio, на съедение или на растерзание... Так что лично я сбежала с концерта, каюсь.
Честное слово, ругать этот проект не хочется (все-таки творцы — люди более чем заслуженные) и совершенно, казалось бы, не за что. Но несколько острых углов обернулись "синяками". Впрочем, соглашусь: правильно заниматься искусством, когда тебе наплевать на всех, и ты делаешь то, во что сам веришь. Просто самовыражаешься без оглядки. За это Milasius Power Trio отдельный respect!
Зато уж как релаксировал мой слуховой аппарат на концерте швейцарско-итальянского квартета Musica Reser- vata! Творчество коллектива итальянских гитариста Винченцо Миньярди (Vincenzo Mingiardi), контрабасиста Роберто Бонатти (Roberto Bonatti), перкуссиониста Роберто Дани (Roberto Dani) и швейцарского трубача Михаэля Гассмана (Michael Gassman) тонко балансирует на грани джаза, фьюжн, world music и электронно-акустической музыки, местами предаваясь философии new аgе.
Если говорить о музыкальном коктейле, то тут соседствуют мотивы средиземноморские, африканские, арабские и индийские. Все это укладывается в одно целое, связанное гитарными рифами, сцепляющими воедино полет трубы и шорох перкуссии на фоне гулкого контрабаса, на котором Роберто Бонатти играет преимущественно смычком, временами допуская до струн пальцы. При такой пестроте гармонических основ и мелодического склада все удивительным образом цельно. Заметно, что для музыкантов генезис важнее аутентичности, а новаторство и мышление — канонов и стандартов.
Признаться, особое внимание во время концерта сосредоточил на себе очень артистичный и экспрессивный перкуссионист Роберто Дани. Вот уж где техника управляется чувствами! Казалось, каждый звук Дани выжимал из себя по капле, страдал и гибнул за него. При такой жертвенности звуки выходили какими-то небесно легкими, выстраданными и оплаканными, так что каждый из них очень трогал слушателей. Временами музыканта, казалось, одолевал какой-то "бес перкуссии": он извивался всем телом, naнически колотил щетками по литаврам, ронял их, катал по полу, потом на ощупь выискивал разбросанные на полу ракушки, камешки, орешки, всем этим шелестел, шумел, шептал. Звуки роились, выстраивались в стаи и под лиричные звуки звонкой трубы Михаэля Гассмана улетали под купол зала. В это время на земле оставался глухой рев контрабаса и истеричные гитарные стоны.
Надо отметить, что музыкальный репертуар квартета основан на впечатлениях лидера - гитариста Винченцо Миньярди от глубокого знакомства с культурой Индии (он даже является автором двух путеводителей по этой стране). В этих исканиях музыкант пошел дальше самореализации в Musica Reservata, ныне записывая альблм с индийской певицей по имени Sangita Bandyopadhyay. Так что, надо думать, со временем музыка квартета будет еще более отдавать ароматом сандала и восточных благовоний, вечно находясь на пути в поисках Вечности.
В этот же день на фестивале выступали "Арабески" — немецкий аккордеонист Манфред Лойхтер (Manfred Leuchter) с квартетом: Гериберт Лойхтер (Heribert Leuchter) — саксофоны, Кристоф Титц (Christoph Titz) — труба, Антуан Пютц (Antoine Puetz) — гитара, бас, Афра Муссавизаде (Afra Mussawisade) — ударные, перкуссия.
Не помню, где я прочла отличную фразу: "Музыка — слово женского рода, поэтому красоты ее еще никто не отменял". Замечу, что даже свой аккордеон Манфред Лойхтер причисляет к существам женского рода и обращается к инструменту не иначе, как "meine Prinzessin" ("моя принцесса"). Понимаете, к чему я клоню?
К тому, что музыка Лойхтера уж очень женственная! Такая кокетливая красотка, изящно сплетенная из африканских (магрибских), индийских и арабских мелодий, и лишь чуть-чуть "припудренная" европейской джазовой традицией. Эдакий easy listening с максимумом простейших музыкальных ассоциаций: сиди, слушай и вкушай. Полная релаксация: ничего и думать не надо—все разжуют и в уши вложат. Глаза закрываешь — и ты в восточном экспрессе, на восточном базаре, на арабском ковре, в гареме... Все звучит очень красиво, ярко, и я даже бы сказала сладковато-вязко, смягчающе-размягчающе.
С другой стороны, за всей этой ненавязчивостью и простотой стоит блестящий профессионализм музыкантов. Особое удивление: насколько органично вошел чужеродный аккордеон в арабскую вязь музыки! Справедливости ради надо признать: ансамбль все же умудряется удержаться на той грани, за которой следует полное потакание слушательскому вкусу. Но каждый раз остановка делается буквально в сантиметре от черты. Следить за этим фокусом было не столько увлекательно, как утомительно...
"В чем тут дело?" — с таким вопросом я заглянула в фестивальный буклет. Оказывается, ныне 43-летний герр Лойхтер всего три года назад, в 2000-м, записал свой первый альбом "Sparito" (теперь CD уже три: плюс "Arabesque" и "Nomade") . С джазом в жизни этого музыканта прежде никогда и никаких пересечений не было. Но в музыке он все же не новичок: прежде Лойхтер был известен как композитор, пишущий для поп- и рок-групп, а также для театра и кино. Неудивительно, что аромат саунд-трека в его музыке по-прежнему очень силен.
И хотя правило, что играть красивую музыку очень тяжело, еще никто не отменял, все же есть в мире много подобной музыки в не столь отполированном варианте.
В 1994 году американская пианистка и композитор Майра Мелфорд (Myra Melford) выступала на сцене Vilnius Jazz соло. Девять лет спустя она привезла в Вильнюс свой новый проект Be Bread, инспирированный строками из поэмы Руми.
"Хлебный" квартет Майры Мелфорд — настоящий подарок для поклонников нового джаза. На трубе здесь играет вьетнамец Куонг By (Cuong Vu) — один из самых интересных молодых новоджазовых музыкантов Америки, чей последний альбом "Come Play With Me" — в пятерке лучших дисков 2001 года. Несмотря на юный возраст, Куонг By — постоянный партнер таких асов авангарда, как Дэвид Боуи, Лори Андерссон, Дейв Дуглас, Бобби Превит, Марк Эллиас, Пэт Метини. К слову, во время тура в составе Pat Matheny Group Куонг By зарекомендовал себя не только как талантливый трубач, но и неординарный вокалист.
На бас-гитаре играет постоянный музыкальный партнер Майры Мелфорд, японец Стому Такеиши (Stomu Takeishi), с 1986 года живущий в Нью-Йорке, выступавший в совместных проектах с Доном Черри, Полом Мотя- ном, Сатоко Фудзии, трио Harriet Tubman, Рэнди Брэкером и Уинтоном Марсалисом.
И, наконец, на ударных — "человек-оркестр" Эллиот Умберто Кави (Elliot Humberto Kavee), творческую биографию которого ну никак не уложить в пару строк. Судите сами: ударник, перкуссионист, виолончелист (зачастую на своих концертах Кави играет одновременно (!) на ударных и виолончели) и композитор; автор, пишущий для театра и кино; актер, сотрудничающий с труппой мимов из Сан-Франциско... Все же главная специализация Кави — новоджазовая музыка, которую он творит вместе с такими же "чудаками", как сам: Омаром Соса, Доном Черри, Сесилем Тэйлором, Эллиотом Шарпом, Тимом Берном, Джоном Раскиным и др.
Сама Майра Мелфорд — живое доказательство правильности призыва: "Учиться, учиться и еще раз учиться!" Хотя у нее изначально было слишком много идей, чтобы скатиться в салонные пианистки, играющие хороший мягкий джаз, так хорошо продающийся в клубах после десяти вечера. Слишком много идей, темперамента, который по сей день все время взрывает самые благополучные мелодические отрезки шумными и экспрессивными пассажами.
Между первым, 1990 года, и последним на данный момент альбомом Мелфорд — чуть более десяти лет: мелочь даже в масштабах человеческой жизни . А какой рост уровня исполнения (у Майры безупречная фортепианная техника), а главное, музыкального мышления! В том же 1991 году критики Down Beat обозначили Мелфорд как "музыканта, заслуживающего большего внимания". Сегодня она звезда новоджазового мейнстрима, с легкостью замешивающая в своей музыке коктейль из авангарда, танго, клезмер, камерной музыки и этнических мотивов. Последние все более овладевают Майрой: в ее сегодняшних композициях торжествуют столь экзотические восточные лады, какие на рояле вообще не сыграешь. Этот факт Мелфорд не беспокоит: почти год она прожила на севере Индии, в Калькутте, где изучила у местного мастера все премудрости игры на "гармониуме" — традиционном для Индии и Пакистана клавишном инструменте. Теперь ей все нипочем!
В Вильнюс гармониум Майра Мелфорд не привезла. О чем более всего, видимо, пожалел фестивальный рояль: уж как она по нему колотила, выбивая нужные звуки! Когда силы пальцев не хватало — переходила на кулаки. Или нещадно колола клавиши локтями, они у Майры маленькие и острые.
На другом конце сцены бой за звуки вел мим-ударник Эллиот Умберто Кави: казалось, от каждого соприкосновения деревянной палочки с кожей барабана он испытывает столь же сильную физическую боль, как если бы опускал руку в кипяток. Кави извивался всем телом, делал просто невероятно страдальческие гримасы на лице и, казалось, увидь его сейчас Роберт Родригес — снял бы в продолжении "От заката до рассвета". Без грима!
На линии этой двойной "mortal combat" пианистки и ударника, бас-гитарист и трубач смотрелись аки ангелы: первый — прочной линией своего точного глухого баса, как веревкой, обвязавший всю музыку, не давая ей разбушеваться более положенного; второй — высокими звуками ведущий за собой, не давая сбиться с пути. Расслабиться или помечтать под эту музыку было невозможно. Ее можно было только слушать...
За неделю до начала фестиваля от певицы Саадет Тюркоз (Saadet Turkoz), должной выступать в Вильнюсе в дуэте со швейцарским саксофонистом Урсом Ляймгрубером (Urs Leimgruber), на e-mail директора Vilnius Jazz'a пришло послание: "Я очень извиняюсь, но только что мне позвонил Урс: у него случился приступ, связанный с заболеванием вегетативной нервной системы. В третий раз за последний год. Урс не сможет приехать в Вильнюс. Я не знаю, что делать..."
Как и в случае с распадом японского дуэта Умэдзу-Сато по причине внезапной хвори последнего, директор Антанас Густис и думать не стал об отмене концерта, а начал срочно искать музыканта, который смог бы составить на сцене пару Саадет. Задача, надо сказать, еще более непростая, чем в случае с поиском партнера для Кадзутоки Умэдзу. Ибо музыка, исполняемая Саадет — глубоко личная, выстраданная, эмоциональная, в то же время очень спонтанная. Здесь нужен был не столько музыкант, сколько Человек. И он был найден...
В Цюрихе на одной улице с Саадет Тюркоз живет немецкий тромбонист Нильс Вограм (Nils Wogram), недавно переехавший сюда из Кельна. Знакомство Нильса и Саадет случилось на джаз-фестивале в Германии; по возвращении в Цюрих они дали вместе первый концерт. Выступление в Вильнюсе стало их вторым совместным выходом на сцену.
С тех пор как Нильс Вограм взял в руки тромбон, он, судя по всему, ни разу об этом поступке не пожалел и не дал поводов другим в правильности такого решения усомниться. Пять лет назад, когда Нильс привозил на Vilnius Jazz'99 свой квартет, это был 25-летний короткостриженный юноша, открытый всем ветрам экспериментов. Тогда главная ценность Нильса была в отзвуках его школьной прилежности, свежести первых попыток придумать свой собственный "велосипед", а еще неотступное, вызываемое им предчувствие: "Из этого парня будет толк!". Так и вышло: сегодня Нильс Вограм — наиболее заслуживающий внимания европейский музыкант своего поколения (ему 30 лет).
...Приглушенные звуки тромбона. И что-то обворожительное вполголоса, переходящее на шепот, даже при наличии микрофона у самых губ певицы. Вдруг женщина вздрагивает, словно от испуга, и с шепота переходит на горловое пение. И поет таким голосом, что кажется, всему миру приходит конец...
Джаз и world-music часто идут рука об руку, между ними в последнее время очень тонкая грань. И Саадет Тюркоз пересекает ее туда и обратно с невероятной легкостью. Странствовать - ее судьба. Рожденная в Турции в казахско-турецкой семье, с 20 лет она живет в Щвейцарии. Здесь, основываясь на традиционной для Средней Азии манере пения, она изобрела свой собственный вокальный стиль, который, если и сравнивать, то разве что с манерой Саинхо Намчылак — столь же своеобразный вокал, создающий особое ощущение исключительно внутренней свободы.
Саадет умудряется найти уникальные фразировки в и без того уникальных старинных казахских и тypeцких народных напевах и сказаниях. Голос Саадет полон печали и способен тянуться так долго, что уже непонятно, есть ли у этого голоса начало и конец. Под это пение лучше всего размышлять. Или плакать. И то и другое, согласитесь, встречается в нашей нынешней жизни не часто. Для этого нужно уметь останавливать время. Саадет умеет...
Есть музыка, за которой буквально не видно людей - как будто звуки связались в мелодию сами по себе, из пустоты. Концерт Саадет Тюркоз и Нильса Вограма — это было выступление двух живых людей в этот самый миг волею интуиции творящих музыку, являющуюся на свет так, как рождаются люди и звери - с потом и кровью, с болью на лице, криками и стонами. Но и с невероятным блеском блаженства в глазах. Ведь всякое рождение — чудо...
И следом за таким чудесным концертом, тем же вечером на 1фестивальной сцене предстал коллектив, на мой взгляд, являюший пример обратного: Playground, музыка из радиоприемника, в которой инструменты управляют музыкантами, как хвост вертит собакой.
Если опять же, заглянуть в фестивальный буклет для ясности, лидер Fredrik Nordstrem Quintet — Фредрик Нордстрем — лауреат престижной награды Jazz in Sweden Prize, которой в Швеции награждают "музыканта года". Этот приз позволил коллективу записать альбом на престижной студии Caprice и провести тур в его поддержку, профинансированный Шведским концертным институтом (Swedish Concert Institute). Критика творчества коллектива тоже более чем лестная: обозреватель Down Beat зафиксировал в этой музыке "серьезную драматургию, игру с темпом и постоянную интригу, в которой пребывает слушатель".
Может быть, для поклонника smooth jazz Фредрик Нордстрем и в правду интриган. Но в контексте Vilnius Jazz'a 2003 творчество Fredrik Nordsroem Quintet выглядело наименее интригующим. Это очень качественно сделанный (именно "сделанный") северно-европейский джаз, с явными заигрываниями то с классикой, то с роком (в зависимости от выбранного темпа композиции). Звук чистый, профессиональный, все правильно и выверено, но в этой музыки есть чисто "кулинарный" промах: совсем нет специй и порождаемых ими аппетитных ароматов. Слишком постное блюдо, пусть и приготовленное согласно рецепту. И главная "перчинка", которой лично мне больше всего не хватало в этой музыки — оригинальность.
А учитывая, что следующим фестивальным концертом значилось выступление более чем оригинальной и интригующей команды из Великобритании The Cinematic Orchestra, должное проходить в другом, достаточно отдаленном зале, "струйка" людей, покидающих зал во время этого концерта, была подобна на тонкий, но неутомимый ручеек...
В ноябре прошлого года британская группа The Cinematic Orchestra (ТСО) выступала в Санкт-Петербурге с неизменным аншлагом и многоминутными овациями после концерта. Репутация у команды безупречная: первый же концерт с программой озвучивания немого фильма Дзиги Вертова "Человек с кинокамерой" (1929) на международном кинофестивале в португальском Опорто завершился 10 минутной (!) овацией.
Оттого в Вильнюсе выступления "синематического оркестра" ждали как манны небесной. Публика, надо отметить, собралась самая "разношерстная": джазмены, электронщики и рокеры, киноманы и меломаны. Большинство из них с творчеством ТСО знакомо не было, да и ленты Дзиги Вертова не видело. Так что в зале перед началом концерта стоял гул: все хотели высказать свои догадки, каково это будет и на что похоже.
Вдруг все затихли. Свет погас. На экране высветились первые кадры ленты, гласящие, что фильм снят без сценария и без слов, дабы полностью отделить искусство кино от театра и литературы. Заметим, про отсутствие музыки — ни слова. Это принципиально важный момент!
В полной тишине музыканты по ту сторону экрана заняли свои места в оркестровой яме. В это же время, ступая на цыпочках, семеро парней из ТСО приблизились к своим инструментам. Черно-белый дирижер взмахнул палочкой — Джейсон Свинскоу махнул рукой. И началось...
Музыканты начала XXI века играют музыку на фоне одного дня 1929 года. Вместо нот перед каждым — монитор, транслирующий фильм (большой экран за спиной). Взаимодействие фильма и музыки поразительное: самый, что ни на есть "живой" диалог с прошлым через новую музыку и старые кинокадры. Именно музыка превращает эту архивную 68-минутную ленту в огромный эпический ультрасовременный "клип", сам же электронный джаз на фоне кинокадров 70-летней давности наполняется симфонизмом.
"Человек с киноаппаратом" — фильм авангардный, минималисткий, без начала и конца, рассказывающий безо всякого сюжета о жизни большого города с его трамваями, рабочими, модницами и прочими суетливыми горожанами. Столь же суетливый и саундтрек с элементами трип- хопа, пост-рока, эйсид джаза. Но главное в нем — минимализм: никакой другой стиль так хорошо не сочетается с аскетизмом немого черно-бело- го кино. "Человек с кинокамерой" — фильм гениальный! Имея дело с такой фактурой, ошибиться невозможно.
Дзига Вертов был музыкантом, снимавшим кино. Джейсон Свинскоу, лидер и идеолог ТСО — киноман, сочиняющий музыку по принципу киномонтажа, "склеивая" сэмплы между собой, словно кадры. В основе основ его музыки — джаз, прошедший многократное сэмплирование, всевозможную фильтрацию, как отдельных звуков, так и целых сольных партий. Звук, рожденный на грани цифры и струны, клавиши компьютера и фортепьяно. С технической точки зрения это подборка и комбинирование между собой сэмплов и "живых" импровизаций. Сначала Музыканты играют каждый свою партию или мелодию, записывают трэки, сэмплируют их и потом уже на концерте играют на их фоне своеобразный джэм.
При этом никакого стойкого "запаха" технократизма от музыки не исходит. Она — чистая эмоция: красива, мелодична, завораживает постоянной сменой темпа и поражает тем умом, с которым сделана. Пророчески, не будучи запрещенной кинорежиссером, эта музыка словно оживляет старые кинокадры, вдыхает жизнь в черно-белых людей, наполняет звуками город, заставляет трамваи звенеть, поезд мчаться, корабль плыть... И, кажется, что 70лет фильм молчал, потому что ждал именно эту музыку!..
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался решить две вовсе не равновеликие проблемы. Во-первых, насколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать главным ...
Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической ...