У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть…
С такой же преданностью делу я каждый год собираюсь подробно написать обо всем увиденном и услышанном на фестивале, но уже через час хватаюсь за голову от бессилия, и говорю сама себе: "No more "Kaunas Jazz"!.. Но, как и Йонасу Ючасу, отказаться от этой "головной боли" мне не под силу. Потому что для тех, кто хоть раз в жизни провел неделю в котле "Каунас Джаза" эта хэмингуэйевская цитата понятна, как никому другому: "Это праздник, который всегда с тобой!"…
В этот раз, уйдя от репортерского перечисления событий, я хочу рассказать о самых характерных и знаковых чертах этого уникального по своим масштабам и насыщенности программы фестивале, и, может быть, увлечь вас в армию его почитателей…
Итак, 6 фирменных "фишек" "Каунас Джаза" по версии "Джаз квадрата".
1. Колокольный джаз
Впервые концерт колокольного джаза в сквере возле каунасского Музея войны прошел в 1992 году в рамках 2-го фестиваля "Каунас Джаз". Это было выступление каунасских мастеров игры на колоколах Юлиуса Вильнониса и Раймундаса Эймонтаса. На следующий год была введена "традиция в традиции": колокольный джаз должен быть экспериментом. На третьем фестивале со звуками 32-х колоколов экспериментировала литовская группа RAA. Год спустя на колоколах зазвучало написанное специально к этому случаю произведение Эймонтаса "Improverture 4: Blues of the Falling Tower".
С 1995 года к экспериментам с колоколами и джазом подключился самый харизматичный "колокольных дел мастер" Каунаса композитор Гедрюс Купрявичус: 6-й фестиваль открывало его поистине драматическое произведение для колоколов и саксофона (Пятрас Вишняускас) "Blues-Bolero" – парафраз знаменитой темы Мориса Равеля. Очередной эксперимент Купрявичуса открывал фестиваль в 1999 году и носил название "Медь и мел": медь репрезентовал трубач Валерий Рамошка, мел – дети, под музыку расписывавшие цветными мелками и своими детскими фантазиями площадь перед колокольней. В 2000-м году на юбилейный 10 фестиваль колокола играли "Sunday after Easter" – солнечную комбинацию колоколов и синтезатора, в исполнении зачинателя колокольного джаза на фестивале Вильнониса и его блестящего продолжателя Купрявичуса.
А в 2003-м колокола были отданы на "съедение" гостям из Клайпеды, огласивших окрестности колокольным звоном узнаваемых с первой ноты музыкальных тем из популярных мультфильмов студии Уолта Диснея и не менее известных джазовой общественности композиций Дейва Брубека. Коктейль из колоколов, джаза и провокации опять удался!
2. Сакральный джаз
Начало этой уникальной традиции "Каунас Джаза" положил концерт Пятраса Вишняускаса и Томаса Кутавичуса в 1993 году в соборе Святого Михаила Архангела. На следующий год традиция была продолжена швейцарским трио "Acroasis", реализовавших шанс виброфона, виолончели и электрогитары прозвучать вместе под куполом христианского собора. Третьими продолжателями традиции стала группа "Унесенные джаза" — пятерка самых знаменитых литовских джазовых импровизаторов. Памяти легендарного литовского джазового критика, зачинателя первого литовского джаз фестиваля "Бирштонас" Людаса Шальтяниса была посвящена джазовая интерпретация классической музыки Баха "In Memoriam to Liudas Saltenis", реализованная в 1997 году. Интригующее название проекта "10 историй о несуществующих созданиях" швейцарского флейтиста и композитора Романа Глазера скрывало за собой поистине божественной красоты музыку, которая нигде не прозвучала бы так, как под этим огромным куполом и у этого старинного деревянного распятия.
Именно необычное звучание музыки в храме (каждый звук здесь словно звучит дважды, эхом возвращаясь из-под купола вниз) вдохновило саксофонистов Пятраса Вишняускаса и Яна Максимовича на выступление под самым куполом собора в 1999 году. А юбилейный 10-й фестиваль, весь проникнутый духом великого церковного праздника Пасхи, с которым он пересекся датами своего проведения, преподнес публике праздничный подарок — "Пасхальную сюиту" Эугенюса Канявичуса. И новую традицию: не ограничиваться концертами только лишь в соборе Св. Михаила Архангела. Сюита прозвучала под сводами средневекой, выстроенной из красного кирпича прямо на берегу Нямунаса церкви Св. Витовта Великого.
В 2001 году к джазово-сакральной традиции концертов в христианских храмах присоединилась каунасская синагога, где с этого года стали проводиться фестивальные концерты "Еврейская тема в джазе". Так в 2003 году синагога огласилась прекрасным вокалом израильской певицы Оры Ситтнер, древними поэмами на идише и иврите, пропетыми ею также искренне, как молитва, и воспринятые публикой как музыкальное откровение. И даже скептики не стали начинать спор, уместно ли такие концерты афишировать под вывеской джазового фестиваля: разве возможны споры в храме?
3. Концерт открытия фестиваля
— это всегда новый проект, созданный специально к первому дню фестиваля. Для меня "Каунас Джаз" открылся в 1998 году синтезом творений композитора Гедрюса Купрявичуса и легендарного художника Чюрлениса "The Creation of the World for the End of the 20th Century" – немыслимо фантастичным сочетанием джаза и картин, голосов и компьютерной анимации. На следующий год музыка Эдварда Грига в джазовой обработке была исполнена Каунасским симфоническим оркестром и норвежским джаз-гитаристом Мадсом Эриксоном. 2000-й год, год Гершвина и открытие "Каунас Джаза" "Rhapsody in Blue" с блестящим соло пианиста Пятраса Генюшаса, а во втором отделении — проект "Decaphonia" Гедрюса Купрявичуса с 10 джазовыми звездами Литвы. Для концерта-открытия фестиваля в 2003 году организаторы выбрали беспроигрышный вариант: Каунасский Биг-Бенд п/у Ромуальда Грабштаса и обласканный вниманием публики в прошлом году дуэт хрупкой немецкой органистки Барбары Деннерляйн и экспрессивного аргентинского ударника Даниэля Мессины. Неожиданные компоненты коктейля и неизменная эксклюзивность идеи – главные козыри концертов-открытия "Каунас Джаза".
4. Ночные клубные сейшны
До 1994 года это был очень серьезный фестиваль. А потом продюсер Йонас Ючас пригласил швейцарскую группу "Mentalities" с их программой "Latin Adventure Part II" сочетавшую в себе кроме джазовой свободной импровизации зажигательные афро-кубински ритмы. Так была заложена традиция музыки не только для души, но и тела. Йонас Ючас словно решил в отдельно взятой стране возродить традицию джаза как танцевальной музыки, которая равно хороша для ног, как и для ушей. И стал проводить джазовые концерты в самых популярных молодежных ночных клубах. На эти концерты также трудно достать билеты, как и на амбициозные (по 200 литов за билет) в главном концертном зале фестиваля.
В последние годы ночные концерты проходят в каунасском клубе Combo: здесь от заката до рассвета всю фестивальную неделю "сходит с ума" джазовая публика: пиво, музыка, танцы, веселье и полное отсутствие критиков с серьезными лицами, сортирующих звуки: джаз – не джаз. "Не джаз!" — заявляет уже самим своим названием французская группа "noJazz" из ди-джея, саксофониста, трубача и ударника, играющая гремучий коктейль из джаза, drum'n'bass, фанка, техно и диско. Между тем первый СD "noJazz" продюсировал сам Teo Macero, некогда выпускавший альбомы (ни больше, ни меньше!) Майлса Дэвиса, Чарльза Мингуса и Дюка Эллингтона.
И еще раз: не джаз, а просто шаманство какое-то – клубный концерт арабо-персидского музыканта из Франции с каким-то просто киплинговским сценическим псевдонимом Mad Sheer Khan. Он сидит на именном троне в дыму каких-то арома-наркотических благовоний, как в сомнамбулическом сне водит смычком по dilrube и то и дело с криками возносит руки вверх, словно в молитве. У его ног – грузный негр всем своим огромным телом стучит в глухой барабан qaraqabs, а миловидная блондинка в сари играет на "первобытном органе" гармониуме. И в такт этому языческому джазу до первых лучей солнца раскачивается весь "Каунас Джаз": его директор, его гости, его публика…
5. Финальная кода
Закрывают фестиваль всегда звезды ну просто вселенского масштаба: Bela Fleck and The Flecktones (1998), Yellowjackets (1999), David Sanborn Band (2000), Mike Stern Band (2001), Кurt Elling (2002). В 2003 году у фестиваля было сразу четыре (!) финальные коды: каунасскую часть программы венчало выступление группы одного из самых ротируемых трубачей мира, американца Роя Харгрува, неоднократно называемого журналом Downbeat лучшим современным джазовым трубачем. Каунасский концерт "черного бриллианта" чуть было не оказался под угрозой срыва: Рой чувствовал себя очень неважно, за несколько часов до выступления у него поднялась температура, начал бить озноб.
Мужественно собравшись с силами, трубач все же вышел на сцену, отыграл всю программу почти 2-х часового концерта, который, впрочем, не станет лучшим в его биографии. Но все же не остался незамеченным необычайный лиризм трубы Харгрува, звучавшей местами настолько "пианиссимо", что трели случайно проснувшегося в зале мобильного телефона на его фоне казались возгласом громогласной тубы. И виртуозное жонглирование музыкантом стилями и темпами при написании композиции, и какой-то сильнейший и энергичнейший дух молодого американского джаза – все это даже больной и обессиленный Харгрув смог донести до публики.
На следующий день вся фестивальная команда перекочевала в Вильнюс, где проходили три последние дня 13-го "Каунас джаза" (кстати, с 2004 года фестиваль несколько изменит название, и, оправдывая проведение своих концертах в двух литовских столицах – Вильнюсе и Каунасе, будет именоваться не иначе как фестиваль "двух городов").
Начиная с 2001 года "каунасджазовцы" стали вывозить свои фестивальные концерты в Вильнюс, а не, как- то было ранее, в окраинные города и провинцию. И те пункты программы, что попадают в столицу, неизменно представляются на самых престижных и амбициозных ее площадках: в 2003-м году концерты "Ванессы Мэй от джаза", скрипачки Регины Картер и камерунского "джазового вуду" бас-гитары Ричарда Бона прошли на сцене Вильнюсского дворца конгрессов. А новосозданное в Каунасе немецко- аргентино-литовское трио Барбара Деннерляйн--Даниэль Мессина--Кястутис Вайгинис – на сцене только что отстроенного, похожего на здание для чествования космонавтов, Forum Palace. Так что освоение джазом новых территорий и залов – тоже фирменная "фишка" "Каунас Джаза".
6. Как правило: "без правил!"
При всей невозможности полностью описать все события "Каунас джаза", длящегося более недели, самый неблагодарный труд – определить его стилистические приоритеты. Их нет! Единственный критерий: живая музыка. Составляющий каждый год программу своего фестиваля, бессменный продюсер "Каунас Джаза" Йонас Ючас, чем дальше, тем больше напоминает мне библейского Ноя, собирающего в свой ковчег "каждой твари по паре". Как в Ноевом ковчеге, в программе "Каунас Джаза" каждый любитель музыки сможет найти свою "вторую половину".
Положим, вы поклонник этники: вот вам израильская группа Esta, комбинирующая джазовые традиции с этническим наследием кельтов, израильтян, африканцев, жителей Балкан и Ближнего Востока. Если вам нравится испанская гитара и фламенко — послушайте проект американского саксофониста Чико Фримана Guataca с виртуозом испанской гитары Хернаном Ромеро. Или вы готовы последнюю рубаху порвать, отстаивая даунтауновские идеалы и принципы. Значит, в кармане у вас лежит билет на концерт американского композитора и барабанщика Бобби Превита с его проектом "Bump Electric Plays Counterclockwise", в котором заняты такие поистине "живые памятники" как басист Стив Свэллоу (Steve Swallow) и органист Уэйн Хорвиц (Wayne Horvitz). Или вам близки эксперименты по скрещиванию джаза с классикой? Значит, вы придете в восторг от концерта американской чернокожей скрипачки Регины Картер. Или вы ярый авангардист, считающий шум (noise), скрежет (metal) и всякое отсутствие правил (free) – самыми божественными звуками для барабанных перепонок? Для таких смельчаков как вы — швейцарское трио Wittwer-Pliakas-Wertmueller, играющее остро и громко даже для трех последних оставшихся в зале героев…
Даже к показу мод, салюту и запуску воздушных шаров в Каунасе безоглядно плюсуют слово "jazz", и на выходе неизменно получают равенство: "фестиваль" = "праздник". Для всех и каждого!
музыкальный стиль: пидмонтский блюз, современный блюз
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...