Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый "Birstonas Jazz", традиционно проводимый ранней весной. В апреле целую неделю царствует самый амбициозный и коммерциализированный "Kaunas Jazz", а в первую неделю лета стартует "Klaipeda Jazz". Осенью эстафету перехватывает новоджазовый "Vilnius Jazz".
Казалось бы, охвачены все стили и все времена года! Но нет, литовские джаз-фестивали продолжают плодиться и размножаться. Весной 2002 года стартовал "Vilnius Band", а в ноябре запустилась машина "Vilnius Mama jazz"— уже само название интригует. Фестиваль этот делала поистине джазовая команда, "великолепная троица" — известнейший литовский джазмен Витаутас Лабутис, одна из самых авторитетных джазовых критиков Юрате Кучинскайте и собственно "Мама Джаз".
Фото первое: Мама Джаз
"Мама Джаз" — так в Литве любовно называют хозяйку Вильнюсского джаз клуба Юдиту Бартошевичене. Пройти мимо этой женщины просто невозможно: громкая, заметная, деятельная. И, ну очень любит джаз! Неудивительно, что мечтой всей своей жизни Юдита считала организацию собственного джаз фестиваля.
Надо сказать, что "джазовоматеринской" деятельностью Юдита занимается уже 20 лет. С тех пор, как при помощи Владимира Чекасина она из зрителя и слушателя превратилась в организатора джазовых выступлений. Свой первый большой концерт (играл биг-бенд Чекасина с Валентиной Пономаревой) Юдита Бартошевичене организовала тайно и подпольно (времена-то неджазовые были), в небольшом городке недалеко от Вильнюса.
По-моему, чтобы устраивать джазовый фестиваль, нужно обязательно быть неисправимым романтиком и в чем-то даже авантюристом. А каково быть устроителем джазового фестиваля в Литве? Те же самые характеристики, плюс большая смелость и тонкий расчет. Ибо, чтобы при таком чрезмерном обилии джаз-фестивалей на душу населения в такой небольшой стране, еще и умудриться найти свою собственную нишу, своего зрителя, надо немало потрудиться над концепцией фестиваля, его стилистической направленностью, некоей эксклюзивной "фирменной фишкой", которая, вкупе с активнейшей рекламной компанией и привлечением средств от крупных спонсоров, собственно, и может сделать фестиваль событием, традицией, масштабным действом, праздником, равно радующим как организаторов, так и публику.
— Мы не хотим занимать какую-то конкретную стилистическую нишу и таким образом ограничивать возможность выбора приглашаемых музыкантов, — разъяснила нам в интервью Юдита. — Наша цель — показать разные стилистические грани такого уникального и живого явления, как джаз. И надеемся остаться такими же свободными в своем выборе, как весь джаз. Глядя на фестивальную программу, любой джаз-фэн поймет, что не обошлось и без рейтингов, я имею в виду Lester Bowie's Brass Fantasy. Были и счастливые случайности: как-то нам в руки попал CD прекрасного финского трио Trio Toykeat, и мы просто не могли не пригласить их на фестиваль. Были и личные пристрастия: я давно мечтала привезти в Вильнюс Vienna Art Orchestra!
Фото второе: японское чудо
Пятница. В заполненном лишь наполовину зале Литовского национального театра драмы фестиваль открывает концерт Satoko Fujii Quartet.
То, как сложилась в джазе судьба японской пианистки и композитора Сатоко Фудзии, весьма любопытно. Когда девочке было четыре года, родители впервые усадили ее за рояль и загадали дочери судьбу и карьеру всемирно известного классического музыканта. Через шесть лет Сатоко, продолжая реализовывать родительские мечты, начала брать уроки игры на скрипке. А когда ей исполнилось 20 лет, она впервые услышала "Love Supreme" Джона Колтрейна. И скрипка полетела под кровать, а пианистические прелюдии и этюды сменились джазовыми пассажами. Круто поменяв музыкальные вкусы, Сатоко приняла решение стать джазовым музыкантом и... ушла из дома. Путь ее лежал в направлении знаменитых Berklee School of Music и New England Conservatory of Music. С тех пор Сатоко — "гражданин мира". Курсирует между Токио и Нью-Йорком, где-то там, в небесах на борту авиалайнеров рождаются ее композиции. Ее альбомы продюсирует Джон Зорн (так было с диском "Kitsune-Bi" 1999 года), а музыку исполняют трио, квартет, секстет и биг-бенд, носящие ее имя (биг-бендов, кстати, два: японский Satoko Fujii Orchestra East и нью-йоркский Satoko Fujii Orchestra West). Ее музыкальный стиль, сочетающий в себе элементы джаза, классики, авангардного рока и традиционной японской музыки критики обозначили однажды как "музыкальное карате". А в 2000 году Сатоко была номинирована Ассоциацией джазовых критиков (Association of jazz critics) на "Композитора года" в одном списке с Уинтоном Марсалисом, Чиком Кориа и Эндрю Хиллом.
На фестиваль Сатоко пожаловала с наиболее транспортабельным составом — квартетом (фортепиано, ударные, бас-гитара, труба (на которой, кстати, играл Нацуки Тамура — муж Сатоко) и представила публике композиции с двух "квартетных" альбомов: "Vulcan" и "Minerva". Тот факт, что продававшиеся в фойе оба эти диска обезумевшая после концерта джазовая публика в ажиотаже размела за считанные секунды, лучше любых слов о музыке Сатоко Фудзии.
Зато лидеру и основателю легендарного Vienna Art Orchestra Маттиасу Рюэггу, выступление японцев очень не понравилось. Настолько, что на пресс-конференции он даже обвинил организаторов фестиваля в умышленном расхолаживании публики перед выступлением оркестра. Лично мне показалось, что и с первым, и со вторым утверждением господин Рюэгг погорячился...
Фото третье: венский арт
Три факта о Vienna Art Orchestra были известны заранее: 1) в нем все солисты и все звезды; 2) исполняться будет программа "Duke Ellington's Sound of Love"; 3) технический райдер у этого состава — самый сложный, из всех участников фестиваля.
У "венцев" были самые серьезные требования к свету и звуку на площадке, и к техническому оснащению, которое позволяло бы проецировать на экран "изюминку" программы — архивные кадры из истории музыкальной карьеры Дюка Эллингтона. Отличный ход, моментально настроивший зал на ностальгию и легкую лирику.
Программа "Duke Ellington's Sound of Love" подразумевала собой не только музицирование, но и создание невероятно заразительной музыкальной атмосферы: шоу со слайдами и выходками солистов, курившими прямо на сцене в перерывах между соло, покрикивания и прихлопывания как аккомпанимент импровизациям — все это превращало публику из зрителей в соучастников "звуков любви". Правда, курить в зале кроме "венцев" больше никому не позволялось!
Детально описывать фестивальное выступление оркестра не стану, боясь скатиться на сплошные "ахи!". Отмечу лишь такую деталь: все время концерта в голове крутилась мысль — нужны ли "венцам" допинги, чтобы все время пребывать на сцене в таком прекрасном настроении, в такой креативной радости, сродни детской? Общение на ночном сейшне доказало, что допинги тут ни при чем. Они с равным азартом включаются как в джазовые импровизации, так и в алкогольные, и делают все это легко и талантливо. И даже итальянская вокалистка оркестра Anna Lauvegnac, пусть проиграла скэт- сражение Владимиру Чекасину, но выиграла негласный титул "королевы вечера по танцам". Может быть, Маттиасу Рюэггу стоит пересмотреть ее роль в оркестре?!
Раскадровка: джем-сейшны
На ночных фестивальных сейшнах в клубе Bravo было буквально не протолкнуться! В первую ночь играл масштабный и дэнсинговый джазовый проект Malina's Тор Secret, идеолог которого, бас-гитарист Ромас Малинаускас, собрал для реализации своих музыкальных идей музыкантов со всей Литвы (Вильнюса, Клайпеды, Каунаса и Шауляя). В их музыке намешан джаз, фанк, рэп, латино — да все то, что может заставить ноги пуститься в пляс! Плясали, хотя места для танцев в этом клубе при таком наплыве посетителей, конечно, маловато. Но тереться в танце плечом о спину, скажем, харизматичного рыжего трубача из Vienna Art Orchestra или их сексапильной вокалистки — в этом что- то есть!
Сейшн следующей ночи был объявлен супер-аншлаговым, еще не начавшись: музыканты из Rap Band голландской трубачки Саскии Лару еще час предавались неге в отеле Radisson, как все столики в Bravo уже были заняты, распространив свои владения даже на территорию и без того небольшого танцпола. Так что пожелание Саскии, видеть публику на своем концерте радостной и танцующей, было выполнено лишь наполовину. Радостной! Ja-ja, naturlich!
Каждый приезд Саскии Лару на джазовый фестиваль всегда, похоже, проходит по одному сценарию: ее ждут как большую звезду, чуть ли не апологета игры на трубе, а провожают как отличную веселую тетку. И труба тут ни при чем... Так было в Москве на фестивале "Богема Джазз". Так вышло и в Вильнюсе, куда, впрочем, организаторы сразу приглашали Саскию не на основную фестивальную сцену, а в клуб, повеселить публику. Для танцев, в общем. С этой задачей Saskia Laroo Rap Band отлично справился! В программе вечера были исполнены композиции с трех последних альбомов Саскии: "Bodymusic" (1998), "Jazzkia" (1999) и "Sunset Eyes" (2000). Как всегда Саския играла на электротрубе с модификаторами, рэп проговаривал уроженец Суринама Mash Out, на бас-гитаре колдовал хорват Зоран Ягер, а за клавишами был нынешний чернокожий бой-френд Саскии. Всю ночь зал не отпускал Саскию со сцены и хором скандировал по команде рэппера: "This is Saskia! Laroo! Laroo!". На утро только эти слова были в голове. Музыку я вспомнить не смогла...
Фото четвертое: медная фантазия
Второй день фестиваля. Суббота. На сцене второй хэдлайнер фестиваля, американский состав Lester Bowie's Brass Fantasy, вот уже третий год выступающий без своего "отца-вдохновителя" музыканта и композитора Лестера Боуи, участника легендарного Art Ensemble Of Chicago. Сейчас лидерство в ансамбле перешло по наследству к давнишнему партнеру Боуи, трубачу Джеральду Брэйзелю: "медная" идея работы исключительно с духовыми инструментами осталась прежней, профессионализм легендарных участников тоже не вызывает сомнений, но вот фантазии в их творчестве, похоже, поубавилось. Представленная на фестивале программа из обработки поп-хитов взволновала только нижние конечности публики: было весело, танцевать хотелось, а вот интересного для головы и сердца в игре и музыкальных ходах Brass Fantasy (несмотря на, несомненно, не утерянный профессионализм) мало чего осталось. Настолько, что в кулуарах этот концерт хэдлайнеров был назван одним из самых сильных разочарований фестиваля...
Фото пятое: красота по- фински
Признаться, моим первым вопросом к финскому трио Toykeat, было: как переводится их название? Случайно, не "Три толстяка", нет? Добиться ответа от финнов было нелегко. На пресс-конференции они отшутились, что, мол, объясняли название первые десять лет — теперь на второе десятилетие взяли тайм-аут. Так что еще раз спросить об этом их можно будет не ранее 2008 года, когда трио вступит в третий десяток. Но после окончания фестиваля пианист Ииро Рантала "раскололся": "toykeat" на английский переводится как "rotten". А уж с десяток значений этого мерзкого словечка вы можете найти в любом англо-русском словаре: не хочется их цитировать!
Более резкий диссонанс столь циничного названия трио довольно непривлекательных мужчин с красотой исполняемой ими музыки трудно себе представить! Вообразите: гигантская копия Карлссона без пропеллера грузно усаживается за рояль, коротенькие пальцы-колбаски касаются клавиш и... музыка звучит изысканная и красочная, в лучших традициях европейского пианистического джаза, романтичная, красивая, даже салонная. Но не банальная! Иначе, откуда бы взялись репутация лучшего и самого известного в мире финского джазового коллектива, четыре исключительно успешные релиза альбомов и более 1200 концертов по всему миру. Впрочем, раскрыть истоки столь романтичного подхода Toykeat к звукам мне не удалось. В ответ на вопрос, они романтики только на сцене, или в жизни тоже, я получила приглашение от "Карлссона" наведаться в его гостиничный номер. Разве романтики так поступают?...
Фото шестое: болгарин и литовская "чертова дюжина"
Третий фестивальный день. Презентация совместного проекта известнейшего болгарского джазмена Анатолия Вапирова с тринадцатью литовскими музыкантами: Валериюс Рамошка, Вайдас Чеснаускас, Доминикас Вишняускас (труба), Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис, Даниелюс Праспаляускис, Ян Максимович (саксофоны), Скирмантас Саснаускас, Аудрюс Стасюлис (тромбоны), Томас Кутавичус (фортепиано), Эугениюс Канявичус (контрабас), Дарюс Рудис (ударные), Гедиминас Лауринавичус (перкуссия). Для исполнения было выбрано произведение Вапирова "Mirror of Memory", посвященное джазовому басисту и композитору Чарльзу Мингусу. Подробнее об этом проекте мы поговорили с самим Анатолием Вапировым:
Вы остались довольны фестивальным концертом? Ведь у вас было всего пять дней на репетиции!
Отвечу так: уже лучше, но все еще плохо. (Смеется) Vienna Art Orchestra играют эту программу ("Duke Ellington's Sound of Love" — прим. автора) уже третий или четвертый год. Вот когда можно почувствовать результат! Мне же важно было спровоцировать литовских музыкантов взглянуть на музыку с балканским колоритом. Практически каждый мой фестиваль в Варне заканчивает показом подобного совместного проекта, в котором встречаются музыка и музыканты из разных регионов, Восток и Запад. Это традиция. Так что в следующий раз мы соберемся этим составом в Варне и теперь уже болгарской публике покажем этот проект. Он уже запланирован в фестивальной программе. Только немного изменится состав участников: останутся 8 литовских музыкантов, к которым присоединятся болгарские.
Отметили ли вы разницу в исполнении этого произведения болгарскими музыкантами и литовскими?
У меня есть диск"Back То the Future", на котором я собрал воедино все свои наиболее значимые композиции. Так вот на нем я играю "Mirror of Memory" вместе с итальянским оркестром из Турина. Материал один и тот же, а музыка получилась совсем иная! Все зависит от солистов: литовские солисты играют — музыка получается более сдержанная. Итальянские солисты — и появляется колорит средиземноморский.
Почему именно это произведение вы выбрали для фестивального проекта?
Я сразу его выбрал, как только Витас Лабутис мне позвонил, и предложил сделать для фестиваля совместный с литовскими музыкантами проект. Я тут же подумал об этой музыке. Витас сам приглашал в проект музыкантов, которых посчитал нужным пригласить. А я очень доверяю его музыкальному вкусу. Я увидел прекрасное молодое поколение литовских музыкантов: трубач Валериюс Рамошка, ударник Дарюс Рудис... Но все же самым большим открытием для меня стал талант саксофониста Яна Максимовича. Это что-то поразительное!
Фото седьмое: "ифриканский"джаз
Закрытие фестиваля было очень экзотичным. Как рахат- лукум. Весь последний фестивальный сет был отдан прилетевшим в Вильнюс всего на одну ночь французским подданным из проекта Karim Ziad IFRIKYA. Этнических французов в группе — трое. Еще трое музыкантов — выходцы из Алжира. И музыку они играют тоже восточную, эдакий "ифриканский джаз", сочетающий в себе элементы джаза, французского шансона, рока, фанка и этнические мотивов мусульманской Африки (Магриба). Кстати, пропорция джаза и этнйки в композициях практически идеальная. Приемы игры используются джазовые, а инструменты по большей части народные, вроде экзотической деревянной гитары гумбри (gumbri). Пение тоже восточное (чтобы вы могли представить колорит — так поет свою знаменитую "Айшу" Халед, которому, кстати, Карим Зиял одно время аккомпанировал), но очень точное в интонациях и, как оказалось, импровизационное: никаких бумажек и текстов.
Лидер группы, ударник Карим Зияд — личность известная в импровизационной музыке. Он был участником мирового турне Joe Zawinul Sindicate, вместе с которым дал более 150 концертов по всему миру. А по окончании тура резко порвал с Завинулом, собрал свою группу и сгоряча записал первый альбом "IFRIKYA" всего за 15 дней!
Музыка этого проекта на первый, очень поверхностный взгляд, показалась обычным восточным фьюжном. Но то, как этот фьюжн был сделан (сложная конструкция произведений, ипровизаци- онные соло, изощренность использования традиционных для музыки магриба инструментов в джазовых по структуре композициях) уже через несколько минут концерта убедил, что перед нами — новый уникальный продукт "исламского джаза", свежие музыкальные ходы которого порой по-настоящему захватывали.
Раскадровка: финал
Третья фестивальная ночь должна была пройти под знаком заключительного сейшна, который обещал быть грандиозным. С фестивальной сцены Мама Джаз торжественно объявила, что сегодня в клубе будут играть чуть ли не все музыканты, участвовавшие в фестивале. Погода в помощь: оказалось, что по причине тумана и нелетной погоды "узниками" аэропорта все еще остаются не только "вчерашние" американцы из Brass Fantasy, но и "позавчерашние" австрийцы из Vienna Art Orchestra. Весьма заинтересовавшийся вопросом, кто именно выступил спонсором приезда на фестиваль французов - мусульман из IFRIKYA, Владимир Чекасин тоже обещал быть в клубе (кстати, каждый вечер он появлялся на сейшне и, выходя на сцену, преподавал такой урок джаза заезжим гостям, что тем оставалось только либо слушать его игру, раскрыв рот, либо дергать организаторов- "Скажите, кто этот человек!?"). Но за те полчаса, что занял путь от фестивальной площадки до клуба, видимо, распогодилось: американцы и австрийцы благополучно вылетели из Вильнюса. А приехавшие в клуб французы (большинство из них — выходцы из Алжира и Марокко, исповедующие ислам), сослались на священный месяц рамадан и вторую бессонную ночь. И играть в сейшне не стали. Малочисленную клубную публику развлекали супер-профессионалы из "Вильнюс Джаз Квартета", а потом сцену оккупировали молодые финны из проекта Idiot, перед этим в изрядном количестве продегустировавшие литовское пиво. Так что некогда трубач Яркко Хакала превратился в вокалиста, и принципиально визжал в микрофон исключительно мимо нот, не давая публике взгрустнуть.
Такими вот пронзительными были финальные аккорды первого фестиваля "Vilnius Mama Jazz", уже ставшего историей...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...