Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, может ли быть такое явление, как белорусский джаз и блюз, а если да, то каковы критерии, определяющие его.
Собственно говоря, проблема дефиниции действительно существует. Да, можно утверждать, что по-настоящему блюзовую музыку, которую исполняют белорусские музыканты, пускай даже очень высокого уровня, собственно блюзом называть нельзя: по большому счету, это все равно будет имйтация, стилизация, в любом случае — более или менее удачные. А вот если зайти от противного и представить себе хоть на пару минут жителя Нью-Орлеанщины, потомственного афроамериканца, который вдруг подсел на белорусский фольклор и исполняет его в свободное от работы на хлопковой плантации время, да иногда в компании таких же любителей вековой экзотики на различных фестивалях. Представили, да? Так вот: это — что такое? Опустим акцент, неуверенное владение цимбалами да дудой, цвет кожи. Белорусский фолк в их исполнении — это по-настоящему или кич? И будет ли кто-нибудь в дельте Миссисипи всерьез задаваться вопросом, искусство это или подделка?
Белорусское трио "Big Val, Svet & А1" в конкурсной части фестиваля «Ноц блюзова 2003» было признано лучшим, опередив при этом 10 других коллективов из пяти стран Европы. Поскольку я работал в составе международного жюри, то сам видел, насколько удивились в первую очередь польские коллеги, для которых уровень, артистизм, подлинность и достоверность исполнения белорусов стали настоящим сюрпризом. И вот ведь что показательно: на этом конкурсе и не пахнет давним социалистическим принципом, согласно которому на подобных соревнованиях все «сестры» получали свои серьги если не по очереди, то хотя бы по рангу. В Раве Мазовецкой победить вовсе не так просто, благодаря красивым глазам здесь премии не раздают. В Польше давно знают толк в блюзе, разбираются в его тонкостях преотлично и не дурят себе головы вопросами типа «А что это такое — польский блюз?». По одной причине: блюз или есть, или его нет. А уж кто его исполняет — должно волновать меньше всего.
Состав этого конкурса складывался следующим образом. Предварительное прослушивание польских любительских коллективов проходило на основании присланных записей. Таких коллективов было 20, из их числа оргкомитет отобрал шесть. К ним присоединились еще пять из пяти же стран: Беларуси, Франции, Словакии, Германии, Чехии. Эти коллективы представлялись непосредственно членами жюри. То есть поездка нашего трио была целиком на моей совести, и непременно победить цели не ставилось. Прежде всего потому, что «Ноц блюзова» предоставляет начинающим исполнителям отличный шанс потусоваться в профессиональной атмосфере, познакомиться с исполнителями из других стран, выступить на прекрасной аппаратуре да послушать тех, кто приглашен на фестиваль в качестве гостей. Напомню, что организаторы ставят два главных условия участникам конкурса: чтобы эти коллективы не имели изданных альбомов да подписанных контрактов с издательскими фирмами. Возраст, стаж, уровень первоначально не имеют значения. Главным фактором, опять же, предстает чувство блюза да еще оригинальность его презентации.
И вот как это выглядело на практике. Скажем, трио "Rene Lacko Band" из Словакии имеет большой стаж выступлений, хорошо известно в своей стране. Сам Рене, возрастом за сорок, во всем следует образу Стива Рэй Воана, вплоть до мельчайших подробностей, играет отлично, как и его коллеги. Да вот проблема: во всем выступлении трио был только Стив Рэй Воан, а вот Рене Лацко на его фоне оставался каким-то незаметным. Жюри на это не «купилось». Или польская группа "J.J.Band": мощно сыгранная команда, которая вот уже два года постоянно берет на разных конкурсах первые места, друзья минской группы "Mojo Blues". Все на месте, в тройку призеров, по-моему, попадала наверняка. Да во время обсуждения в жюри польские коллеги взяли и поставили вопрос: мол, группа в последнее время почти не выступает, ездит по конкурсам, рубит блюзовую «капусту» благодаря действительно хорошему уровню. А не проучить ли, па- нове, нам этих блюзовых нахлебников? И таки проучили, сняли этот коллектив с обсуждения по причине паразитирования на блюзовой идее.
Кстати, "Big Val, Svet & Al" оказались единственным в конкурсе коллективом, который исполнял акустический, чуть ли не корневой дельтаблюз. Тут нужно отметить, что большую роль сыграл факт преотличного владения Биг Валом не только языком, но и типично черным, блюзовым произношением. К тому же, наши разыграли небольшой спектакль, когда было совершенно непонятно, то ли они еще настраиваются, то ли уже играют. В общем, уже во время конкурса стало понятно, что белорусы смотрелись не то что не хуже остальных, но по многим позициям просто лучше, убедительнее.
Победителей жюри определяло в два захода. Семь человек из пяти стран поначалу назвали любое количество групп, которые обратили на себя внимание. Белорусов назвали все без исключения. Во втором туре обсуждения рассматривались уже только три кандидатуры, набравшие большее количество голосов. Каждый из членов жюри определял первого, второго и третьего лауреата. В итоге "Big Val, Svet & А1" набрали 16 баллов, чешская группа "Hoochie Coochie Band" 13, французская "Tia and the Patient Wolves" — 5. Отдельно встал вопрос о польской группе "Patchwork" из небольшого городка Радлина. Группа не очень высокого уровня, но вот для всех моих польских коллег (и не только их) подлинным открытием стала солистка Александра Лысяк. Дело в том, что голосом, манерой исполнения она необыкновенно походила на Джэнис Джоплин. Просто какой-то блюзовый клон! Но конкурс- то был коллективов, а не солистов! В конце концов, дабы как-то отметить этот необыкновенный дебют, решили по справедливости распределить премиальный фонд, чтобы отметить это 18-летнее дарование.
Наши подружились с чехами еще во время саунд-чека. Немудрено: чешский квартет (гармошка, гитара, ударные, контрабас) во главе с гитаристом, певцом, шоу-мэном и по совместительству учителем средней школы исполнял чикагский блюз 50-х, делая это с юморком, артистизмом, невероятно энергичной подачей. На следующий день наши и чехи отправились в город, где джемовали на улице, на заработанные деньги пили пиво, а когда узнали о совместной победе, тут же решили на концерте лауреатов выступить вместе. Что и сделали с невероятной легкостью и успехом. А вот французы взяли третье место в первую очередь благодаря своему лидеру — гитаристке и вокалистке Тие. У нее красивый, глубокий голос, да вот от блюза достаточно далекий. Музыка группы явно ощущает влияние шансона, за счет чего в целом коллектив и выиграл. Интеллигентный такой и чисто французский блюз. Обменялись с нашими записями и также выпили пива.
Из-за обилия конкурсной суеты довелось услышать не всех гостей фестиваля. Наша группа "P.L.A.N." оказалась вообще в форс-мажорной ситуации из-за того, что потеряла на белорусско-польской границе гитариста Жору Станкевича: бдительные стражи порядка засекли неисправность паспорта. Выступать втроем было полным абсурдом, да судьба улыбнулась широкой, хотя и без некоторых зубов, улыбкой: уже на месте, после заселения в отель, Андрей Плесанов встретился носом в нос с лидером "Mojo Blues" Ильей Шевчиком, который был при гитаре и собирался на пивко с музыкантами "J.J.Band". Но пивко (и прочие напитки) пришлось ему отложить до ночи, и после часов четырех репетиции Андрей Плесанов с коллегами довольно успешно отыграли почти полтора часа, исполняя и свои блюзы и рок-н-роллы на белорусском языке, и польскую классику, и блюзовые стандарты. И выглядели они, кажется, не хуже коллег из Словакии "Jan Litecky-Sveda & VitaznyTraktor".
Во вторую гостевую ночь играли французы "T.Dziano- hommage a’John Hooker", ко- _ торых слушать не удалось, и а чешско-английская сборная Р "Stan The Man’s Bohemian if- Blues Band & Betty S.". Крепкий ^ коллектив, имеющий три из- £ данных альбома. Лидер — гитарист из Англии, выступающий под псевдонимом Stan the Man. Судя по всему, он из поколения если не Алексиса Корнера, то Джона Мэйала и Питера Грина, дело свое знает — как шесть струн собственного «Стратокастера». Бетти С. — темнокожая, красивых, уверенных форм молодая певица с отличной джазовоблюзовой школой. В общем, уверенного европейского уровня бэнд.
В этот же вечер в качестве гостей играли еще одни наши земляки. Состоялась неожиданная встреча с бывшей белорусской группой "Seven В", которая дала о себе знать лет десять тому в Гродно. Ныне Андрей «Макар» Макаревич (гитара) и Геник Лоска (вокал) держат на себе белорус - ско-польский состав, активно выступают, издают альбомы, на одном из которых, среди прочего, записали на польском фанковый вариант «Kaciy Ясь канюшыну". Живут не просто, но возвращение на блюзовую родину их явно не привлекает.
А закончилась эта блюзовая ночь заводным шоу четырех исполнителей на губной гармошке из Польши, Венгрии, Чехии и Польши, которое организовал ведущий концертов и лидер группы "Nocna Zmiana Bluesa" Славек Вешхольски.
Главный итог поездки таков. По-первых, "Big Val, Svet & Al" тут же получили приглашение выступить на чешском фестивале «Блюз в лесу», но так как он проходил уже на следующие выходные, приглашение пришлось перенести на следующий год. Так же опоздали наши с заявкой на фестиваль в польский Ольш- тын, а вот шансы на то, чтобы осенью отыграть в варшавских блюзовых клубах да выступить на фестивале в Белостоке есть все. Во-вторых, власти Равы Мазовецкой поняли, какую рекламу городу дает фестиваль, и поэтому на сей раз пригласили из Минска двух человек с БТ-1, в результате чего почти часовой отчет о фестивале да нескольких репортажей были показаны на всю нашу страну.
И тогда многие убедились, что есть в Беларуси музыканты, практически неизвестные на родине, но способные убедить своей музыкой многих знатоков за границей.
В Донецке прошел IV Международный джазовый фестиваль "ДоДж # 2004". И четвертый раз под непосредственным руководством инициатора фестиваля Медиа Группы LEVEL и администрации города. Точнее – в дружном тандеме двух Александров: донецкого городского ...
С 12 по 14 декабря 2004 года в Ростове-на-Дону проходил Первый Международный джазовый фестиваль с очень теплым, даже домашним названием – "Центр Кима Назаретова собирает друзей". Джаз-праздник был посвящен 40-летию муниципального биг-бэнда Кима ...
Союз Нерушимый может быть джазовым и даже евро В Петрозаводске прошел традиционный фестиваль джазовой музыки "Звезды и мы". В самом его названии, (первый состоялся почти 20 лет назад, в середине 80-х), было заложено не только, в хорошем смысле, ...
Фестиваль "Альтернатива" впервые был организован замечательным московским пианистом и клавесинистом, первым пропагандистом и исполнителем новой музыки в СССР Алексеем Любимовым в 1988. Первая "Альтернатива", кажется "Альтернатива-?" проходила в ...
"Ах, что такое движется там…?!" (Леонид Утесов, "Пароход") Еще Леонид Осипович Утесов высказывал предположение, что один из видов джаза - диксиленд - зародился в конце XIX века на одесских свадьбах и уж потом "неизвестно каким евреем" был завезен в ...
В июле более 70 тысяч знатоков и любители джаза со всего мира ежегодно съезжаются в Гаагу на Джазовый фестиваль Северного моря – самый большой и самый престижный фестиваль джаза в закрытом помещении. Уже 29 лет они знают, что здесь в течение трех ...
5 декабря большим воскресным концертом польско-американского дуэта -- пианиста Брэда Мельдау (Brad Mehldau) и контрабасиста Дариуша Олешкевича -- завершился в польском Калише 31-ый Международный фестиваль джазовых пианистов. Фестиваль в Калише -- ...
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...