nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дельта-блюз с берегов Свислочи

Дельта-блюз с берегов Свислочи  Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», ко­торый состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых лю­бителей музыки. Они спори­ли на тему, может ли быть та­кое явление, как белорусский джаз и блюз, а если да, то како­вы критерии, определяющие его.

Собственно говоря, про­блема дефиниции действи­тельно существует. Да, можно утверждать, что по-настоящему блюзовую музыку, которую исполняют белорусские му­зыканты, пускай даже очень высокого уровня, собственно блюзом называть нельзя: по большому счету, это все равно будет имйтация, стилизация, в любом случае — более или менее удачные. А вот если зай­ти от противного и предста­вить себе хоть на пару минут жителя Нью-Орлеанщины, потомственного афроамери­канца, который вдруг подсел на белорусский фольклор и исполняет его в свободное от работы на хлопковой планта­ции время, да иногда в компа­нии таких же любителей ве­ковой экзотики на различных фестивалях. Представили, да? Так вот: это — что такое? Опу­стим акцент, неуверенное владение цимбалами да ду­дой, цвет кожи. Белорусский фолк в их исполнении — это по-настоящему или кич? И бу­дет ли кто-нибудь в дельте Миссисипи всерьез задавать­ся вопросом, искусство это или подделка?

Белорусское трио "Big Val, Svet & А1" в конкурсной части фестиваля «Ноц блюзова 2003» было признано луч­шим, опередив при этом 10 других коллективов из пяти стран Европы. Поскольку я работал в составе междуна­родного жюри, то сам видел, насколько удивились в пер­вую очередь польские колле­ги, для которых уровень, ар­тистизм, подлинность и до­стоверность исполнения бе­лорусов стали настоящим сюрпризом. И вот ведь что по­казательно: на этом конкурсе и не пахнет давним социалис­тическим принципом, со­гласно которому на подоб­ных соревнованиях все «сест­ры» получали свои серьги ес­ли не по очереди, то хотя бы по рангу. В Раве Мазовецкой победить вовсе не так просто, благодаря красивым глазам здесь премии не раздают. В Польше давно знают толк в блюзе, разбираются в его тон­костях преотлично и не дурят себе головы вопросами типа «А что это такое — польский блюз?». По одной причине: блюз или есть, или его нет. А уж кто его исполняет — должно вол­новать меньше всего.

Состав этого конкурса скла­дывался следующим образом. Предварительное прослуши­вание польских любитель­ских коллективов проходило на основании присланных за­писей. Таких коллективов бы­ло 20, из их числа оргкомитет отобрал шесть. К ним присое­динились еще пять из пяти же стран: Беларуси, Франции, Словакии, Германии, Чехии. Эти коллективы представля­лись непосредственно члена­ми жюри. То есть поездка на­шего трио была целиком на моей совести, и непременно победить цели не ставилось. Прежде всего потому, что «Ноц блюзова» предоставляет начинающим исполнителям отличный шанс потусоваться в профессиональной атмо­сфере, познакомиться с ис­полнителями из других стран, выступить на прекрасной ап­паратуре да послушать тех, кто приглашен на фестиваль в качестве гостей. Напомню, что организаторы ставят два главных условия участникам конкурса: чтобы эти коллек­тивы не имели изданных аль­бомов да подписанных кон­трактов с издательскими фир­мами. Возраст, стаж, уровень первоначально не имеют зна­чения. Главным фактором, опять же, предстает чувство блюза да еще оригинальность его презентации.

И вот как это выглядело на практике. Скажем, трио "Rene Lacko Band" из Словакии име­ет большой стаж выступле­ний, хорошо известно в своей стране. Сам Рене, возрастом за сорок, во всем следует об­разу Стива Рэй Воана, вплоть до мельчайших подробнос­тей, играет отлично, как и его коллеги. Да вот проблема: во всем выступлении трио был только Стив Рэй Воан, а вот Рене Лацко на его фоне оста­вался каким-то незаметным. Жюри на это не «купилось». Или польская группа "J.J.Band": мощно сыгранная команда, которая вот уже два года постоянно берет на раз­ных конкурсах первые места, друзья минской группы "Mojo Blues". Все на месте, в тройку призеров, по-моему, попадала наверняка. Да во время обсуж­дения в жюри польские кол­леги взяли и поставили во­прос: мол, группа в последнее время почти не выступает, ез­дит по конкурсам, рубит блю­зовую «капусту» благодаря действительно хорошему уровню. А не проучить ли, па- нове, нам этих блюзовых на­хлебников? И таки проучили, сняли этот коллектив с обсуж­дения по причине паразити­рования на блюзовой идее.

Кстати, "Big Val, Svet & Al" оказались единственным в конкурсе коллективом, кото­рый исполнял акустический, чуть ли не корневой дельта­блюз. Тут нужно отметить, что большую роль сыграл факт преотличного владения Биг Валом не только языком, но и типично черным, блюзовым произношением. К тому же, наши разыграли небольшой спектакль, когда было совер­шенно непонятно, то ли они еще настраиваются, то ли уже играют. В общем, уже во время конкурса стало понятно, что белорусы смотрелись не то что не хуже остальных, но по многим позициям просто лучше, убедительнее.

Победителей жюри опреде­ляло в два захода. Семь чело­век из пяти стран поначалу назвали любое количество групп, которые обратили на себя внимание. Белорусов на­звали все без исключения. Во втором туре обсуждения рас­сматривались уже только три кандидатуры, набравшие большее количество голосов. Каждый из членов жюри оп­ределял первого, второго и третьего лауреата. В итоге "Big Val, Svet & А1" набрали 16 баллов, чешская группа "Hoochie Coochie Band" 13, французская "Tia and the Patient Wolves" — 5. Отдельно встал вопрос о польской груп­пе "Patchwork" из небольшого городка Радлина. Группа не очень высокого уровня, но вот для всех моих польских коллег (и не только их) под­линным открытием стала со­листка Александра Лысяк. Де­ло в том, что голосом, мане­рой исполнения она необык­новенно походила на Джэнис Джоплин. Просто какой-то блюзовый клон! Но конкурс- то был коллективов, а не соли­стов! В конце концов, дабы как-то отметить этот необык­новенный дебют, решили по справедливости распреде­лить премиальный фонд, что­бы отметить это 18-летнее да­рование.

Наши подружились с чеха­ми еще во время саунд-чека. Немудрено: чешский квартет (гармошка, гитара, ударные, контрабас) во главе с гитари­стом, певцом, шоу-мэном и по совместительству учителем средней школы исполнял чи­кагский блюз 50-х, делая это с юморком, артистизмом, неве­роятно энергичной подачей. На следующий день наши и чехи отправились в город, где джемовали на улице, на зара­ботанные деньги пили пиво, а когда узнали о совместной победе, тут же решили на кон­церте лауреатов выступить вместе. Что и сделали с неве­роятной легкостью и успе­хом. А вот французы взяли третье место в первую оче­редь благодаря своему лидеру — гитаристке и вокалистке Тие. У нее красивый, глубокий голос, да вот от блюза доста­точно далекий. Музыка груп­пы явно ощущает влияние шансона, за счет чего в целом коллектив и выиграл. Интел­лигентный такой и чисто французский блюз. Обменя­лись с нашими записями и также выпили пива.

Из-за обилия конкурсной суеты довелось услышать не всех гостей фестиваля. Наша группа "P.L.A.N." оказалась во­обще в форс-мажорной ситу­ации из-за того, что потеряла на белорусско-польской гра­нице гитариста Жору Станке­вича: бдительные стражи по­рядка засекли неисправность паспорта. Выступать втроем было полным абсурдом, да судьба улыбнулась широкой, хотя и без некоторых зубов, улыбкой: уже на месте, после заселения в отель, Андрей Плесанов встретился носом в нос с лидером "Mojo Blues" Ильей Шевчиком, который был при гитаре и собирался на пивко с музыкантами "J.J.Band". Но пивко (и прочие напитки) пришлось ему отло­жить до ночи, и после часов четырех репетиции Андрей Плесанов с коллегами доволь­но успешно отыграли почти полтора часа, исполняя и свои блюзы и рок-н-роллы на белорусском языке, и поль­скую классику, и блюзовые стандарты. И выглядели они, кажется, не хуже коллег из Словакии "Jan Litecky-Sveda & VitaznyTraktor".

Во вторую гостевую ночь играли французы "T.Dziano- hommage a’John Hooker", ко- _ торых слушать не удалось, и а чешско-английская сборная Р "Stan The Man’s Bohemian if- Blues Band & Betty S.". Крепкий ^ коллектив, имеющий три из- £ данных альбома. Лидер — гитарист из Англии, выступаю­щий под псевдонимом Stan the Man. Судя по всему, он из поколения если не Алексиса Корнера, то Джона Мэйала и Питера Грина, дело свое знает — как шесть струн собствен­ного «Стратокастера». Бетти С. — темнокожая, красивых, уверенных форм молодая пе­вица с отличной джазово­блюзовой школой. В общем, уверенного европейского уровня бэнд.
­
В этот же вечер в качестве гостей играли еще одни наши земляки. Состоялась неожи­данная встреча с бывшей бе­лорусской группой "Seven В", которая дала о себе знать лет десять тому в Гродно. Ныне Андрей «Макар» Макаревич (гитара) и Геник Лоска (во­кал) держат на себе белорус - ско-польский состав, активно выступают, издают альбомы, на одном из которых, среди прочего, записали на поль­ском фанковый вариант «Kaciy Ясь канюшыну". Живут не просто, но возвращение на блюзовую родину их явно не привлекает.

А закончилась эта блюзовая ночь заводным шоу четырех исполнителей на губной гар­мошке из Польши, Венгрии, Чехии и Польши, которое ор­ганизовал ведущий концер­тов и лидер группы "Nocna Zmiana Bluesa" Славек Вешхольски.

Главный итог поездки та­ков. По-первых, "Big Val, Svet & Al" тут же получили пригла­шение выступить на чешском фестивале «Блюз в лесу», но так как он проходил уже на следующие выходные, при­глашение пришлось перенес­ти на следующий год. Так же опоздали наши с заявкой на фестиваль в польский Ольш- тын, а вот шансы на то, чтобы осенью отыграть в варшав­ских блюзовых клубах да вы­ступить на фестивале в Бело­стоке есть все. Во-вторых, вла­сти Равы Мазовецкой поняли, какую рекламу городу дает фестиваль, и поэтому на сей раз пригласили из Минска двух человек с БТ-1, в резуль­тате чего почти часовой отчет о фестивале да нескольких репортажей были показаны на всю нашу страну.

И тогда многие убедились, что есть в Беларуси музыкан­ты, практически неизвестные на родине, но способные убе­дить своей музыкой многих знатоков за границей.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ

Jazz-Квадрат, №3/2003


стиль
блюз
автор
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Беларусь, Польша
музыкальный стиль
современный блюз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела фестивали 2002 - 2004 года

  • стиль: блюз, блюз
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
  • стиль: блюз, блюз
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 го­ду я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
  • стиль: блюз, блюз
Junior Watson Band С половины концерта Омун­да Морюда, продолжавшего­ся потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежа­ли только по одной возмож­ной в такой ситуации причи­не: через улицу начинался тот единственный ...
  • стиль: блюз, блюз
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из про­шлых номеров уже освещал со­бытия прошлогод­него феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не по­лучится по разным ...
  • стиль: джаз, джаз
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сен­сационное само по себе. В Рос­сии и Москве фестивалей про­ходит просто тьма (наш ны­нешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исклю­чительно фестивальной ...
  • стиль: джаз, джаз
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, до­статочно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учите­ля, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
  • стиль: джаз, джаз
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
  • стиль: джаз, джаз
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежне­му активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь са­мый старый и уважаемый ...
  • стиль: джаз, джаз
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
  • стиль: джаз, джаз
17-24 июля в Стокгольме про­шел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 кон­цертов и клубных выступле­ний на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву счи­тающийся "сердцем" Сток­гольма. ...
  • стиль: джаз, джаз
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают лю­дей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
  • стиль: джаз, джаз
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
© 2012-2025 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com