|
|
|
"Джаз над Волгой" от "А" до "Я" - часть 1
28.11.2013
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло из 20 коллективов в фестивальной программе, 11 малых составов перед джемом в джазовом центре и 7 концертов по области. В рамках события прошел и III Региональный конкурс-фестиваль детских джазовых коллективов и солистов "Музыкальный родник —детям".
Конечно же, фестивальную программу вел Владимир Фейертаг — почетный член ярославского клуба, "талисман" и бессменный его ведущий с 1981 года. А руководил всем джаз-действом директор джазового центра Игорь Гаврилов. Впрочем, обо всем по порядку. Но прежде — немного истории.
Начиналось все с обыкновенного джаз-клуба 14 марта 1974 года. Каждый год клуб отмечал свой день рождения небольшими концертами под названием "Дни джазовой музыки". Эти концерты росли- росли, пока не выросли из "больших" в двухдневные. А свое пятилетие клуб "гулял" уже три дня. И хотя по-прежнему это не называлось "фестивалем", в действе приняло участие 20 коллективов с приглашением джазменов союзных республик
Название "Джаз над Волгой" родилось в 1981 году. На Первый фестиваль, длиною в 6 концертов, прибыло 36 оркестров и ансамблей из 12 республик. Наиболее яркие выступления были записаны на грампластинку фирмы "Мелодия". Затем — 8 лет тишины (внутренние причины + российская перестройка). Зато следующий фестиваль был уже Международным. Приехало 47 (!!!) коллективов, из которых только биг-бэндов было 8, в том числе Кима Назаретова, Олега Лундстрема, Владимира Василевского...
Координация всех действий велась из Ярославского Джазового Центра (директор И.В.Гаврилов). Центр (открылся 29 мая 1999 года) расположен в здании, являющемся архитектурным памятником первой половины XIX века. Это небольшой уютный двухэтажный дом с мезонином, в котором расположились концертный зал на 80- 100 человек, репетиционные классы, студия звукозаписи, библиотека, фонотека и весьма обширный материал для будущего музея. Организация жизни Центра лично у меня вызвала жгучую зависть, а коллектив единомышленников — непреодолимое желание "присоединиться".
День первый
Фестиваль открылся под веселые звуки ярославского диксиленда "Первый причал", начинавший свою историю в знаменитой ярославской студии Владимира Сизова, и приветственные слова администрации города (заместитель мэра города В.В.Величко) и области. Из традиционной речи меня поразила фраза, сказанная Ю А Ивановым, директором департамента культуры и туризма области: "Мода приходит и уходит, а джаз — остается". Думаю, при таком руководстве джазу в Ярославле жить и процветать долгие лета.
Эстафету ярославских музыкантов подхватил биг-бэнд им. Валерия Павлушова. Оркестр был создан Валерием Николаевичем в 1965 году. Активный участник всех джаз- событий в Ярославле, он гастролировал и за рубежом. Особенно плотными гастроли были в середине 90-х: тогда биг-бэнд побывал в Германии, Венгрии, США. В 2002 эстафету принял сын Евгений. В репертуаре широко представлены джазовая классика и джаз- рок, но есть и собственные композиции: например, пьеса саксофониста оркестра Валентина Русакова "Ночной Хаслок" (есть такой городок в Германии).
Полнейшим контрастом был камерный 2 сет, отданный московскому трио пианиста Михаила Окуня (в составе Игорь Уланов — бас, Яков Окунь — ударные). На смену плотному звуковому массиву и эдакой "прямолинейности" подачи музыкального материала — прозрачная фактура и прихотливость музыкальной мысли. Музыканты совершенно не позволяли слушателю отдыхать, заставляя его активизировать внимание и постоянно следить за всеми звуковыми метаморфозами. С первых звуков слушатель погружается в бесконечное путешествие вслед за непредсказуемостью музыкальной мысли: будь то "Softly" Ромберга или "Осенние листья" Космы. Особенно — в "Листьях". Здесь яркие и легко узнаваемые интонации темы были так искусно гипертрофированны, что просто диву даешься изобретательности Михаила Окуня. А что они сделали со знаменитой песней Мэри из старого фильма Александрова "Цирк"? Это надо было слышать!!!
Завершил большой фестивальный концерт "Джаз-контакт" флюгельгорниста Олега Степурко. Вторым солистом секстета был саксофонист и флейтист Анатолий Герасимов, в прошлом игравший в оркестрах Мерсера Эллингтона и Тэда Джонса/Мэла Льюиса. Опять же контраст: напористые скоростные пассажи флюгельгорна и пастельные тона умиротворенно медитирующей флейты.
После концерта — полуночный джем. Он начался с концертной программы музыкантов, по той или иной причине не "поместившихся" в основную часть. В целом было представлено четыре города в разных вариантах: Киров, Иваново, Ульяновск- Москва. С видимым удовольствием "оттянулись" и "дневные" музыканты (в том числе
— Михаил Окунь!), к которым присоединялись то барабанщик из Архангельска Олег Юданов, то ярославский саксофонист Алексей Терентьев. Впрочем, об этих и многих других музыкантах — в свое время.
День второй
Видно, долгая ярославская зима (говорят, она там чуть ли не полгода!) помогла ярославским джазменам определиться в стилистике: многие предпочитают горячий рок или жаркий фанк Не стали исключением и выступающие следующего дня: оркестр ДКиТН "Славнефть" Сергея Болдырева и джаз-комбо "Прогрессив" Евгения Егорова. В нынешнем составе с руководителем Сергеем Болдыревым оркестр существует около трех лет. А вообще он был организован более 25 лет тому назад Вячеславом Тихоновым и почти сразу рискнул приехать в Ростов-на-Дону на 1-й Всесоюзный фестиваль биг-бэндов (1984) и вошел в пятерку лучших коллективов. А еще оркестр был частым гостем джазовой студии ДК "Москворечье" и Джаз-клуба МВТУ им. Баумана.
Оркестровый джаз-рок сменился секстетом гитариста Евгения Егорова (в составе саксофонист Александр Попов, трубач Александр Серов, клавишник Михаил Бушуев, басист Андрей Копылов и барабанщик Александр Нестеров). Этому коллективу уже 5 лет. Музыканты показали по 6 композиций (M.Stern, E.Svensson, N.Langren), а начали с огненного "In a Fonki Mood" N.Langren, задав тон всему выступлению.
Ярославские команды уступили сцену концептуальному джазу квартета саксофониста Алексея Круглова (в составе клавишник Дмитрий Братухин, басист Роман Бубнов и барабанщик Петр Талалай). Мощное и умное выступление. Почти взрослое. Я вспоминаю Алексея на конкурсе молодых исполнителей в Ростове-на-Дону 3 года назад. Тогда он поразил техникой и желанием показать абсолютно все, на что способен, причем — в каждой композиции. А здесь — рациональный подход, лишь иногда нарушаемый внезапным эмоциональным всплеском. И все же потом на джеме Алексей мне понравился больше: то ли звук в зале был слишком плотным (буквально сливались партии), то ли этим музыкантам ближе камерная обстановка...Когда я поделилась своими впечатлениями с Владимиром Борисовичем Фейертагом, он как-то странно посмотрел на меня и сказал: "Может быть, не знаю. Я слушал из-за кулис, и впечатление очень сильное".
Последний сет был отдан чешскому трио "M.T.S. — Art Ensemble" (гитарист Pavel J Ryba, скрипач Zdenek Starka Dvorak и перкуссионист Jiri Kollman). В целом это был фолк-джаз, в котором были и чешские напевы, и цыганские (венгерские, мадьярские?), и латиноамериканские... Павел собрал свой коллектив в 1999- Через год записал диск "Yes, yes, no, по". Блестящий отзыв, напечатанный о нем в Jazziz Magazine (USA), привлек внимание производителей престижных бас-гитар Warwick (Германия). Pavel J.Ryba стал обладателем такого инструмента — одним из 10 известных музыкантов, удостоенных этой чести. Ансамбль гастролировал в Голландии, Австрии, Венгрии, Румынии, Польше, США, Китае. В России выступают впервые.
Явный лидер Павел играл то на пятиструнной бас-гитаре, то переходил на ритм-гитару. Иногда невозможно было отличить, на чем именно он играет. А порою просто использовались фортепианные приемы. Перкуссионист, сняв обувь, играл очень аккуратно, как-то "по лисьи" и преимущественно щетками. У скрипача постоянно срывались цыганские интонации, которые тут же "упаковывались" в тремоло. Очень смелый смычок, практически без пиано и какого бы то ни было изыска. Я тут же вспомнила Давида Голощекина: уж он бы потешился над интонацией, прежде чем ее завершить.
...На джеме я долго выжидала, когда можно будет поговорить с "Надеждой года 2000". Алексей буквально как на амбразуру кидался в каждую композицию. Отойдет, посидит чуть-чуть — и снова вперед. Я почти час пыталась улучшить момент, а потом во время очередного глотка минералки просто взяла за руку и предложила отвлечься минут на 10 для разговора. Сначала Алексей говорил как по написанному, хотя и запыхавшись. Чувствовалось, что с этим текстом он уже "сжился" или "сросся". "Аранжировка обязательной программы для конкурса в Риге мне приснилась ночью. Я просто встал и записал ее. И занял 1-е место", — заученно и старательно выговаривал молодой талант. А я ему: "Вот видишь, значит надо чаще спать!" Леша в первый раз улыбнулся и как-то "отпустил удила". Теперь можно и поговорить.
Ты прошел достаточно жесткий путь "кругловских" экспериментов, даже частично переборол в себе стиль "а ля Чекасин". Это было трудно?
Я с Владимиром Чекасиным два года взаимодействовал. На какой-то момент мне стало интересно делать нечто похожее. Он меня привел в театр Бориса Мильграмма. И мне было интересно почувствовать себя не только музыкантом, но и еще наполовину актером. Это уже второй раз я попадаю в театр. Первый раз это было в 13 лет. Тогда я окончил музыкальную школу и пришел в класс-центр Казарновского. Там театральные люди — совершенно особые. Я недоумевал: как можно, я играю на саксофоне, а тут человек монолог какой-то читает. Я стал работать, что-то делать.И потом мне судьба как бы предоставила второй шанс встречи с театром (это когда я познакомился с Чекасиным). На самом деле сейчас это тоже уже пройденный этап: хочется чего-то большего. Делаю свои проекты, перфомансы. Я хочу собрать свой оркестр: биг-бэнд со скрипками, вокалом (блюзовая певица Тина Кузнецова из Казани, Анна Бутурлина, Анечка — дочка Чекасина). Я это делаю в культурном центре "Дом" у Николая Дмитриева.
Сделал проект по Высоцкому "Спасите наши души" — 70- минутная композиция, рассказывающая о борьбе социума и творческой личности. Использовал и оригинальные песни Владимира Семеновича, и его стихи, и собственные аранжировки (баллада, рэп). Надеюсь, этот проект можно будет еще показать и в других городах.
Концепция, тематика — здесь твое отношение понятно. А за каким стилем ты видишь будущее джаза, куда он идет, как ты чувствуешь?
Он до сих пор сохранил свою традиционную основу. Но в последнее время преобладают современные стили типа джангл, фьюжн. В Европе сейчас очень активно идет использование того, что делал в свое время Арнольд Шнитке или Эдисон Денисов. И я этим увлекся. Написал пьесу "Song С-494 +1", которая была удостоена награды как лучшая авторская композиция 2001 года. В ней использована серийная техника в сочетании с джазовыми приемами. Я пробую разработать несколько композиционных технологических средств, взаимодействующих и внутри ансамбля, и на слушателя.
Что-то здесь я не очень поняла. Это что—уже из области психологии или медицины? Как желудочные таблетки? Ладно. А сейчас ты увлекаешься музыкально-поэтическими или литературно-музыкальными...
...перфомансами. Я уже сделал 5 литературно-музыкальных представлений: "Дайте родину мою" (на стихи С.Есенина), "Спасите наши души" (на стихи В.Высоцкого), "Всем семи небесам" (С. Есенин, В.Мая- ковский, М.Цветаева), "Квадратура крута" (Памяти Казимира Малевича), "Люблю" (В.Мая- ковский), "Перевоплощение" (С.Есенин, А.Блок, М.Цветаева). Есть еще на стихи Д.Хармса, на собственные стихи. И все это должно быть очень органично. Вот так я и пытаюсь разработать свой стиль.
Отпустив Алексея, я тут же захватила чешского гитариста и композитора Павла. Мы говорили на странной смеси чешско-русско-английского, но желание пообщаться было сильнее незнания языка. И вот, что у нас получилось.
— Музыку, которую мы исполняем, трудно определить под какую-то категорию. Мы играем не просто народную музыку, мы играем "себя". Я работал с самыми разными музыкантами, не только джазовыми: и с Ханной Загоровой, и Карелом Готтом.
Вы бас-гитарист, но на пяти-струнном басу играете как на ритм-гитаре.
Я играю и на басу, и на ритм- гитаре. Я делаю такой микст: играя на басу, объединяю и гармонии, и фортепианный принцип звукоизвлечения. Мой бас — и фортепиано, и гитара.
У вас различные составляющие джаза даются "порционно": проводится какая-нибудь тема (чаще чешская народная), затем дается ее свободное толкование, в которое приникают и латиноамериканские ритмы, и жесткие авангардные гармонии, и цыганские интонации.
Да-да. Мы так и хотим. Я в джазе уже 20 лет. А скрипачу Двораку 57. Вообще-то он гитарист, а на скрипке играет пять лет.
А что ему оставалось еще делать? Вы же отняли у него гитару!
Так-так, отнял (смеется). Дворак был гитаристом в самых разных коллективах, в том числе — в оркестре радио и телевидения "Прага". Я там тоже играл. Так мы и познакомились. Решили поиграть вместе. А потом мне стала интересной такая необычная комбинация: бас, скрипка и перкуссия. И он согласился.
Перкуссионист практически не играл руками, а только щетками (хотя в беседе Павел и сказал, что программа рассчитана "половина на половину'). К тому же босиком. Почему?
Так-так. Но программа рассчитана "половина на половину". Это о щетках. Я как-то не заметил, как он играл. А зачем снял туфли? Я бы тоже играл без обуви на перкуссии (смеется). Это удобнее: во- первых, обувь не стучит во время исполнения, а во-вторых, на 2 см ближе к земле!
День третий
Третий день подарил нам старый добрый джаз 60-х (оркестр "Радуга" из Рыбинска), авторские композиции "Плюс один" Вадима Майнугина (Ярославль) со специальным гостем из Донецка трубачом Валерием Колесниковым и современный мейнстрим квартета Петра Назаретова (Ростов-на-Дону).
Оркестру "Радуга" я бы просто поставила памятник при жизни. Замечательный саунд: все чистенько, аккуратненько, с красивой нюансировкой, точно выдержанной стилистикой и великолепным со- листом-трубачом. И это при том, что в Рыбинске вообще ничего джазового нет, а все музыканты — из муниципального духового оркестра.
Оркестр был организован в 1961 году композитором, певцом и клавишником Аркадием Шацким. И сразу получил название "Радуга". Коллектив выступал с концертами в Германии, Финляндии, Монголии, Польше, Болгарии, на Кубе и Островах Зеленого Мыса Неоднократный участник фестивалей джазовой музыки в Москве, Ленинграде, Ярославле, Рязани имеет и собственную пластинку, выпущенную фирмой грамзаписи "Мелодия".
"Того самого" состава нет уже лет 15. Но до сих пор оркестр Шацкого является своеобразным джаз-университетом или джаз-ликбезом, через который прошли практически все местные музыканты Сам Аркадий Исаакович умер буквально на сцене год назад спел песню, вышел за кулисы — и все.
Свое выступление оркестр начал со знаменитого "St. Louis Blues" (У.Хенди), который сменился не менее знаменитой пьесой Г.Манчини "Dear Hart". А когда четыре трубача блестяще отыграли "Trumpet Boogie" — зал дружно зашумел. "Margi Grass", песни Ш.Трене, Д.Эллингтон, КДжонс... И все без дирижера, по "отмашке" тенориста Юрия Парменова. И последнее. Только у этого оркестра я увидела эффектное и "вкусно" сделанное автопредставление: когда В.Фейертаг называл каждую группу — она вставала и "делала" свой квадрат.
"Плюс Один" Вадима Майнугина. Основной костяк коллектива — барабанщик Михаил Фадеичев и клавишник Вадим Майнугин. На этот раз это был квартет (тенорист Станислав Майнугин и контрабасист Иван Комаров), а "Плюс Один" — трубач из Донецка Валерий Колесников. Это имя хорошо известно в стране с 1967. Блестящий бопер 8 лет играл в состве "Золотые мелодии джаза" (1977-85), затем — два года в ансамбле московского саксофониста Валерия Кацнельсона.
Вадим Майнугин — хирург, профессор, доктор наук и пианист. 40 лет тому назад окончил ДМШ, 2 года играл в оркестре "Радуга" Аркадия Шацкого. Затем поступил на джазовый факультет мединститута, где 2 года играл в студенческом квартете гитариста Станислава Каширина. Защитил сначала кандидатскую, потом — докторскую. И тут же вновь повернул к джазу. В 1991 организовал малый состав "Плюс один". Каждый месяц — концерты в филармонии. "Я всегда был приверженцем мейнстрима и в джазовом реализме так и остался. Хотя есть и авангардные программы, точнее — стилистически менее конкретные", — рассказывает о себе Вадим.
...Квартет педагогов ростовской консерватории пианиста Петра Назаретова, в составе которого — саксофонист Олег Великанов, контрабасист Адам Терацуян и барабанщик Григорий Дерацуев.. Вновь мейнстрим, и вновь авторская музыка. Ровно 14 лет ростовские джазмены не появлялись на международном ярославском фестивале "Джаз над Волгой". В последний раз это было в 1989 году: тогда джаз-оркестр п/у первого российского профессора джазовой музыки Кима Назаретова вызвал продолжительные стоячие овации. И вот снова, спустя выше упомянутые 14 лет на ярославской сцене звучит и ростовский биг-бэнд, но п/у Михаила Радинского (об этом чуть позже), и имя Назаретова, но уже сына.
Все участники квартета Петра Назаретова — лауреаты международных джазовых конкурсов. В таком составе музыканты играют второй год, и буквально сразу же и весьма убедительно заявили о себе на джаз-фестивалях в Киеве и Донецке, Бердянске и Санкт-Петербурге, Владикавказе и Анапе. Явно отдавая предпочтение современному мэйнстриму, квартет продемонстрировал в Ярославле оригинальные версии джазовых стандартов и собственные композиции: "Горячий джаз еще раз" П.Назаретова, "Дорога в Эльдорадо" О.Великанова, "Шаги" А.Терацуяна. А рядом с этим — "Глас урагана" Х.Хенкока, "Вечеринка для всех" ДжСкофил- да, "Летняя ночь" Э.Уоррена, "Панноника" Т.Монка.
Вечером — как обычно, джем, который предварялся двумя командами: "Da Capo Jazz Band" Сергея Тихонова (Боровичи) и квартетом Алексея Румянцева (Череповец). Я заметила очаровательную японку и порадовалась: "Надо же, какая леди заинтересовалась джазом!". Но даже и предположить не могла, что ее появление — не праздное любопытство. Когда бэнд отработал свою программу, на сцену Джазового Центра вышло трио клавишника Алексея Румянцева в составе вокалистки Хироми Руманцевой и тромбониста Николая Сизова. Это был дивный "тот самый" регтайм 30-х, от которого все вокруг как-то посветлело и заулыбалось. Конечно, после выступления я тут же кинулась знакомиться.
Хироми Румянцева, 31 год. Джаз поет с 15 лет, играет на пианино, знает азы джазовой гармонии, прилично читает с листа. До знакомства с мужем самостоятельно занималась импровизацией и почти 3 года пела по клубам.
— Когда я познакомилась с Лешей в Германии, — это был 1994, — то и английский уже знала довольно неплохо (окончила Кембридж). Он меня послушал и сказал: "Ничего! Не очень как, но можешь". Так мы и начали. Сначала по 2- 3 пьесы в его программе, потом — больше.
А почему вы подошли к Леше?
Сегодня молодежь любит би-боп, латино и много играют такой музыки. А я люблю старый джаз: там и слова очень интересные, и такой "черный" юмор. С Лешей мы уже выступали не только в Японии и Германии, но и в России (Ярославль, Череповец).
А вы кто по специальности?
О, у меня много профессий: преподаватель английского, переводчик, секретарь, журналист, поэт, даже было несколько публикаций в Нью- Йорке. Не японская поэзия — танку, хайку, а европейская, на английском языке. А сейчас я еще являюсь арт-директором коллектива. Если мы играем в Японии или Германии. А в России — Леша. Я еще с грамматикой не очень. А вообще я так знаю 10 языков: немецкий, французский, голландский, китайский. Я уже 11 лет живу в Европе, из них 7 лет в Германии, 2 в Англии. Мне интересно все новое, незнакомое. Мне джаз нравится своей свободой. В Японии человек живет так, как должен. Все абсолютно одинаковые, как в униформе. Мне трудно быть "как все", я хочу так, как я хочу. Я играла и Мендельсона, и Баха, много классики знаю. Но мне нужна свобода творчества, которую я нашла в джазе. Здесь я чувствую себя способной на многое. Думала, никогда больше не попаду в Японию. Но сейчас там очень много джаза: и большие концертные залы отдаются под джазовые выступления, и фестивали проводятся, особенно в Иокогаме. У нас даже есть "Blue Note" в Токио — филиал Нью-йоркского клуба. К нам приезжали и Майкл Бреккер, и Натали Колл, и Херби Хенкок. Мне даже кажется, что у нас сейчас джаза больше, чем в Нью-Йорке. Просто "бум" какой-то джазовый!
Пианист, композитор и руководитель ансамбля Андрей Румянцев. Родился в Ленинграде, учился в Череповце, окончил среднюю специальную музыкальную школу (1987) при Ленинградской консерватории по специальности "композиция" (класс Александра Павловича Смел- кова и Сергея Николаевич Евтушенко). Даже один семестр учился в училище им. Гнеси- ных на эстрадно-джазовом отделении (у И.М.Бриля), но посещал только групповую импровизацию. Затем — армия (военный оркестр), Петербургская консерватория (класс композиции АТ. Мнацаканян). В 1992 поступил в высшую школу музыки Кельна по двум специальностям: "композиция" (класс профессора Кшиштофа Майера) и "джазовое фортепиано" (класс профессора Джона Тейлора). Здесь проучился до 2000. Выступает и с сольными программами, и в составе оркестра русских народных инструментов (даже оркестровал для этого состава японские народные песни), и с различными собственными джаз-комбо. 8 лет работал солистом в различных клубах Германии, что помогло определиться в стиле "stride piano", который не давался в интересующем его объеме в школе.
— Я в Кельне на какое-то время даже собрал собственный ансамбль "а ля Джимми Смит" (вокал, саксофон, гитара, орган, ударные).
А почему именно "stride piano"?
Во-первых, самые первые пьесы, которые меня заинтересовали, были именно этого стиля. Когда я услышал впервые "Нью-Орлеанскую сюиту" Дюка Эллингтона, это произвело буквально переворот в моем восприятии. До этого я ничего не признавал, кроме классики. Поэтому, еще учась в школе при Ленинградской консерватории, я стал посещать мастерские "Квадрата", даже играл в разных составах. Но саму традицию 20-30 годов мы плохо знали и не относились к этому серьезно. И даже в Гнесинке по истории стилей, которые нам читал Аркадий Петров, мельком проходили этот период. И просто когда я столкнулся с этим на практике, то действительно понял, что это для меня очень интересная эпоха, которую хотелось бы изучить. На это мне потребовалось пять лет.
В клубе Кельна, где я работал, много механических инструментов. Там есть такой Йозеф Бушман — достаточно известный коллекционер в Германии, он собирает музыкальные автоматы начала прошлого века. И не только Дюка на таких инструментах записывали. У меня на компакт-диске есть авторские записи, сделанные на механическом фортепиано АН.Скрябиным в 1914 году, есть Эдвард Григ и Густав Малер... Там создана антикварная атмосфера 20-х годов, надо было ей соответствовать. Кстати, так называемую "салонную"музыку я никогда не играл, потому что мне это не интересно. А вот старую джазовую музыку — с удовольствием. Там есть такое активное ритмическое начало, от которого сам получаешь огромное удовольствие. Если действительно хорошо это делаешь, то можно "завестись" самому и "завести" всю публику. Когда- то я играл и би-боп, и традиционный джаз, и собственные композиции на достаточно современном языке. Но мне сейчас просто это ближе всего.
Вы хотите вернуться "назад к природе", чтобы погрузиться в чистый язык джаза, незамутненный современной чрезмерной интеллектуализацией?
Мне кажется, что в джазе происходят те же процессы, что и в академической музыке. Когда прошла авангардная волна Штокгаузена. В тот период это была революция, но время показало, что многое устарело.
Ольга Коржова
Jazz-Квадрат, №3/2003
стиль джаз
автор Ольга КОРЖОВА
страна Россия
Расскажи друзьям:
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
|
| |
|
| |