Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь никого не пропустить и "вспомнить всех поименно". В пятницу первое отделение вновь делили хозяева: "Cutty Sark" гитариста Вячеслава Смирнова и "Overdrive Blues Band" вокалиста Сергея Кузнецова.
Первый квинтет был организован осенью 1996. Все его участники имеют профессиональное образование. Эти и многие другие качества послужили поводом к тому, что с момента открытия в Ярославле Джазового центра, коллектив стал одним из его базовых. А в 2001 они сделали программу,посвященную Дж.Колтрейну. Музыканты показали 4 композиции, в которых явно просматривались и фанк, и рок G-Scofiled "Everybody's Party", Bob Berg "Silverado"). Сам Вячеслав является еще и композитором. "У меня как-то сейчас пошли пьесы на букву "П" "Препятствие" (эта пьеса прозвучит в концерте), "Приближение", "Притяжение", — говорит он.
На смену джаз-року пришел блюзовый квинтет. Что тут скажешь? Название говорит само за себя: музыкантов интересует только блюз, но в самых разных стилях, включая джаз, рок, электро, фанк. Сами они так определили идею своего проекта: соединить накопленный десятилетиям джазовый опыт и страсть к блюзу.
Второй сет был отдан этно-джазу гитариста Тима Дорофеева "Восток-Север" (Архангельск). В составе коллектива — Джаваншир Казымов (тар, вокал), Ольга Ружникова (вокал, клавишные), Владимир Тетерин (бас), Олег Юданов (барабаны), Спартак Резицкий (перкуссия). В репертуаре — весьма необычный сплав джаза, азербайджанского мугама и северной песни. Благодаря этому возникает очень интересная "живая" (даже как бы одушевленная!) контрастная полифония, в которой участвует шесть самостоятельных тем-голосов. И все же нет фактурной плотности, все необычайно прозрачно и находится в постоянном движении.
Я, как завороженная, замерла под воздействием волшебных звуков, которые оказывали на меня чуть ли не психотерапевтическое воздействие. Здесь важным было всё: и отраженный усилителями звук гитары (Тим ее подносил и особым образом поворачивал перед колонкой), и свистулька-соловей, и звучащая полая трубка, наполненная каким-то сыпучим веществом. Если я правильно помню, то она называется "rainmaker" (делающий дождь). Спартак Резицкий потом мне сказал, что есть целая серия аналогичных звуковых палочек: и ветерок, и морской прибой. Все действо напоминало удивительную "игру в звуки", в которой практически ничего не возможно было предугадать. Просто фантастика!!!
Тимофей Дорофеев — гитарист, композитор, руководитель ансамбля — музыкой занимался с детства: сначала барабаны, затем бас-гитара и фортепиано. Потом остановился на гитаре и в 1979 поступил в музыкальное училище (класс эстрадной гитары Александра Борисовича Богданова). Уже в училище создавал интересные экспериментальные коллективы, в которых играли и педагоги. Настоящий проект был создан осенью 2002. До этого был акустическое "Трио Импровизационной Музыки" (сокращенно "ТИМ"). Из авторских композиций наиболее интересны "Осень" (трехчастная пьеса), "Вальс", "Деревенская песня".
А как к вам попал Джаваншир?
Совершенно случайно. В Архангельске на Дне милиции мы выступали в одном концерте. Джаваншир родился в Азербайджанском селе Ханагах. Музыку любил с детства. Видя такое пристрастие старший брат взял мальчика в Баку. Первый инструмент — скрипка, потом — пианино. В 1988 закончил музыкальную школу и поступил в Бакинский Университет культуры и искусства (руководитель оркестра народных инструментов). В 1998 переехал в Архангельск и поступил в университет на юридический факультет. Сейчас работаю в милиции, звание — лейтенант.
Как вы решились на такой проект? Вроде к джазу вы раньше никакого отношения не имели?
Когда они мне предложили попробовать, я очень обрадовался. Поскольку это очень оригинально. И по духу это мне близко. А Тим вообще-то интересовался музыкой Вагифа Мустафа-заде и даже сочинил песню в память о нем.
В одной из композиций прозвучали интонации некогда популярной песни, которую исполнял Рашид Бейбутов "Я встретил девушку". Там буквально цитата из припева: "Ах, эта девушка меня с ума свела".
Эту песню я сочинил сам, а слова народные. Хотя я сам и музыку сочиняю, и слова. Собственных пьес более 10.
Вы певец или исполнитель на таре?
Я с детства играю на таре. А петь стал петь недавно. В этой команде я с сентября 2002.
Блюститель правопорядка и музыкант. Задумывались, как это будет вместе уживаться: милиция — это порядок и строгость, а джаз — импровизация и свобода.
Не могу сказать. Может быть, придется чем-то жертвовать. Но я больше отдаю предпочтение творчеству, хотя и не как работа, а скорее — для души.
...И заключительный аккорд фестивального дня — биг- бэнд п/у Михаила Радинского (Ростов-на-Дону). Оркестр, ведущий свою историю с 1978 года, уже бывал в Ярославле: в 1990 он принимал участие в конкурсе молодых джазовых исполнителей и стал лауреатом 1 премии. Кстати, тогда же коллектив привлек внимание зарубежных представителей и получил приглашение приехать в Финляндию для участия в Международном конкурсе молодежных биг- бэндов, где занял призовое II место. За последние три года музыканты выпустили три CD: "Есть только миг", "Старые друзья" и "Ветер перемен" (поет Сергей Апатенко).
В недрах оркестра есть несколько интересных малых составов. Но Михаил Радинский решил показать свое "последнее детище" — квартет "Леди-блюз". Очаровательные ростовские леди в таком темпе исполнили пьесу Ч.Кориа "Испания", что у слушателей буквально дух захватило. Все участницы квартета — ученицы Юлии Фроловой, которая и завершила выступление биг-бэнда.
Вечерний джем открыл оркестр училища культуры В.Во- робьева-В.Супруна (Ярославль) и квартет Сергея Бездетко (Рыбинск). И — до утра!
День пятый
Как уже говорилось ранее, в рамках ярославского джаз-марафона прошел и III Региональный конкурс-фестиваль детских джазовых коллективов и солистов "Музыкальный родник — детям". В указанном событии участвовали действительно юные, но не только джазмены. Решением жюри победитель конкурса, саксофонист Михаил Сметанин (ансамбль "Вестники джаза") был рекомендован для участия в V Всероссийском конкурсе молодых джазовых исполнителей (г. Ростов-на-Дону). Далее — вновь Государственный концертный зал и вновь три отделения, по одному на каждый коллектив.
"Academic Band" тромбониста Николая Новичкова (Ульяновск). Он создан участниками Ульяновского государственного академического симфонического оркестра в 1984 . году. В программе — традиционный джаз, пьесы из репертуара Луи Армстронга и других ансамблей Новоорлеанского стиля. Музыканты собрались разные по возрасту. Есть среди них и "старожилы" из самого первого состава (сам Николай и трубач Вадим), а Алексей Кулик еще доучивается в консерватории. А "главный аранжировщик" (в помощниках Николай и Вадим) — клавишник и вокалист "а-ля Армстронг" Олег Зисер. Недавно в ансамбле появился еще один трубач — Владимир Макарьев, так что к кларнету- скандалисту верхнего регистра добавился еще один виртуоз-свистун.
, Музыканты объехали с гастролями практически все Поволжье, выступали в Кривом Роге и Москве. Первая зарубежная поездка — фестиваль диксилендов в Дрездене (1989). Затем — Бренсон (Америка, штат Миссури). Кстати, после фестиваля в Ярославле они вновь едут по привычному маршруту в Бренсон, и это уже в четвертый раз. Так что здесь "Academic Band" в какой-то мере обкатывал свою американскую программу. В программе 14 композиций, в числе которых "On the Sunnyside", "I Love Jazz", "Georgia" и, — конечно же! — "Caravan".
...Ярославский квартет гитариста Юрия Тихомирова в составе: Андрей Мартыненко (клавишные), Владимир Кокуев (бас) и Сергей Шаров (ударные). Музыканты показали собственное видение известных джазовых пьес: "Таке Five" (D.Bruveck), "Footspriuce" (W.Shorter), "Lover Man" (R.Ramirez), "Meditations" (A.C.Jobim), "My Secret Love" (S.Fine), "Latin Lover" (J.Basko).
Последний сет был отдан ансамблю Владимира Данилина — Алексея Кузнецова (Москва). Здесь рассказывать о полученном удовольствии не просто бессмысленно, а даже невозможно. И в этом со мной солидарен Юра Тихомиров: "О Данилине с Кузнецовым говорить — слов не хватит".
Да простят меня контрабасист Евгений Онищенко и барабанщик Игорь Игнатов, но я их практически не заметила. Все внимание — на уникальный дуэт аккордеона — гитары. Фантастические соло, немыслимые повороты музыкальной мысли, постоянное ожидание "а куда сейчас" даже в хрестоматийном стандарте "Поезд "А". К концу сета я окончательно сорвала голос, а на балладе Т.Монка "Round Midnight" просто и молча умерла. И была безмерно благодарно "девушке в красном", чей сумасшедший визг грел мне сердце не только на концерте, но и последовавшем джеме.
День шестой
Вот и пришел он — ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ день. Не знаю, как другие, но я, если честно, и не заметила, как пролетела эта неделя. Все было настолько насыщено, разнообразно и интересно, что потерялось ощущение времени.
Последний день поделили трио ярославского саксофониста Алексея Терентьева и две питерские команды: квинтет виртуознейшего трубача Ивана Васильева и темпераментный фанк "Лера Гехнер бэнд" (Гамбург — Санкт-Петербург).
Несколько слов о лидере ярославского трио. Музыкой Алексей начал заниматься в 4 года (пел в хоре мальчиков). Окончил ДМШ, затем московское училище и университет культуры (1997). Играл в биг- бэнде Вячеслава Тихонова, с музыкантами оркестра радио и телевидения Земли Гессен, басистом Карлом Джексоном из Нью-Йорка, с квартетом Дениса Баптиста из Англии ("Джазовая провинция 2000"). Год тому назад собрал трио, ориентированное на новые стандарты и хард-боп. Трио — традиционный состав. Казалось бы, что здесь можно сделать? И все же музыканты решили попробовать самые разные формы преподнесения композиции с элементами перфоманса. Одну пьесу начинает только саксофон. Причем, он и на сцене один. После достаточно продолжительного речитатива к нему присоединяется басист, затем барабанщик. В следующей композиции — иное вступление голосов. И вновь на сцене только один музыкант. Я бы сказала, очень уважительное и корректное преподнесение каждого исполнителя с привлечением к нему максимум внимания и предоставлением максимум возможностей "поговорить". К тому же — это лишнее подтверждение тому, что каждый в группе — солист.
Следующий сет — питерский квинтет из "Acoustic Band" трубача Ивана Васильева в составе: Юрий Богатырев (тенор-саксофон), Владимир Кольцов-Крутов (контрабас), Алексей Черемизов (клавишник) и на барабанах Алексей Шихов. Вообще "Acoustic Band" — это десять питерских музыкантов, которые в 2002 году решили объединиться, чтобы играть акустическую музыку середины XX века: бибоп, хард-боп.
Из буклета я узнала, что тенорист — ученик Геннадия Гольштейна — лауреат конкурса молодых джазовых музыкантов, басист несколько лет прожил в Нью-Йорке (кстати, он сотрудничает и со следующей питерской командой "Лера Гехнер бэнд"). Пианист обладает прекрасным чувством джаза, Алексей Шихов — самый приглашаемый в Питере барабанщик, а руководитель считается самым сильным трубачом северной столицы.
Мне чрезвычайно понравилось выступление — очень мощное и яркое. Конечно же, поразила потрясающие возможности и блестящая техника солиста. Есть у него что- то от исполнительского стиля "Диззи" (Гиллеспи) и "Фэтс" (Наварро). К тому же достаточно ощутимо влияние трубача Клиффорда Брауна: Ивану тоже "есть что сказать", хотя опыт только накапливается. Вероятно, Клиффорд является для питерского трубача главным ориентиром. По крайней мере, так позволяет думать репертуар, в котором пьесы и самого Клиффа, и его пианиста Ричи Пауэлла.
Завершающий аккорд фестиваля — "Лера Гехнер Бэнд" в составе: Алексей Попов (саксофон), Алексей Никонов (клавишные), Алексей Дегусаров (гитара), Владимир Коль- цов-Крутов (контрабас) и Николай Миронов (ударные). Лера Гехнер родилась в Ленинграде. Здесь же училась в институте театра, музыки и кинематографии. Работала в театре-студии "Кудесник", в театрах "Рок-опера", "Синий мост"...С 1991 жила в Германии. В 1998 уехала в Гамбург и добилась известности в местных театрах и джаз-клубах, организовав проект "L.E.R.A." (рок, блюз, джазовые стандарты, регги). Выступала со многими немецкими музыкантами, а также участвовала в шоу Владимира Чекасина (театр "Mon Martha").
В 2001 Лера вернулась в Россию. Как пошутил ведущий концерта, "ее утомили горячие немецкие парни, и она решила поработать со спокойными российскими музыкантами". Лера тут же собрала несколько ансамблей, чтобы исполнять современный джаз. Самым успешным оказалось сотрудничество с аранжировщиком и саксофонистом Алексеем Поповым, благодаря которому возникла фанк-шоу группа, завершившая всю фестивальную программу.Я этот коллектив видела уже второй раз, так что к ранее сказанному особенно и добавить нечего. Эффектно и зрелищно.
Лера в течение программы несколько раз меняла имидж, используя чисто театральные приемы. Сначала, соответствуя выбранным композициям, это была кокетливая девчонка-чертенок (два хвостика и черные круглые очки). Потом очки куда-то переместились, и перед нами оказалась серьезная девушка, внимательно и с каким-то удивлением глядящая нам в глаза. А под конец — исчезли и хвостики: перед нами была уже зрелая и крайне эмоциональная женщина. И все это — в контексте репертуара.
Вечером, конечно же, джем. Самый последний, самый-са- мый, на котором уже все были братья и еще раз братья, а уставших профессионалов спасали профессиональные любители. Играли все! Подтверждение тому — перед вами. Я слышала, как один музыкант говорил другому об игре Фейертага: "Надо же, дает: так просто и незамутненно, но как стильно!"
Моя любимая "девушка в красном" оглушительно визжала, Тихомиров переместился к роялю (и весьма-весьма!!!), Ваня Васильев брал запредельные ноты. А все вместе — оглушительная феерия прощания с джаз-марафоном по имени "Джаз над Волгой 2003".
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...
Каюсь, собираясь лететь в Башкирию, я попытался решить две вовсе не равновеликие проблемы. Во-первых, насколько близко к краю света находится эта самая Уфа, а во- вторых, что же нынче следует понимать под фольклором, который должен стать главным ...