Vilnius Mama Jazz 2003 - Фирменный рецепт джазового мюсли
15.08.2013
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита Бартошевичене приготовила своеобразное "джазовое мюсли": такое же мультикомпонентное, пестрое, здоровое, легко усваиваемое блюдо, дающее невероятно позитивный заряд сил и оптимизма на год вперед после дегустации.
Итак, если следовать этой гастрономической аналогии, то в состав нынешнего "маминого" джазового мюсли-блюда вошли традиционные овсяные и кукурузные хлопья—коллективы из пост-советского пространства: украинский Man Sound, российский 'Транс-Атлантик", литовские Lithuanian Jazz Trio (Витас Лабутис-Леонид Шинкаренко-Арвидас Йоффе), великолепная Неда с финским Raivo Tafenau Quartet в качестве базовой вкусовой добавки.
Сочные кусочки сухофруктов (да-да, именно так!) фестивальной программы, эдакая изысканная сладко-кислая курага — это, прежде всего, бельгийское трио Erik Vermeulen Trio и франко-бельгийский квартет David Linx & Diederik Wissels 4-tet с одним из самых титулованных европейских джазовых вокалистов Давидом Линксом. Орешки (здесь кандидаты вне конкуренции) — чрезвычайно креативный и авангардный состав Copenhagen Art Ensemble (Бельгия), объединивший весь творческий цвет "молодых львов" современного европейского джаза. Затерявшимися в общей пестрой смеси семечками льна и подсолнуха я бы обозначила выступления венгерского саксофонного дуэта Judit Balvanyos & Zoltan Varga и голландский проект Man Bites Dog — они, несомненно, придали нужный вкус блюду, но без них, как ни печально это признавать, он не потерял бы своей привлекательности.
Всевозможные деликатесные цукаты плюс пикантный банан — таких ингредиентов добавило в общую смесь премьерное представление на фестивальной сцене международного проекта World Music Show вечного провокатора от джаза Владимира Чекасина, объединившего в своем новом шоу цыганский ансамбль "Лойко" и литовскую фольклорную группу Vydraga, немецкую вокалистку, композитора и мастера игры на редчайшем инструменте "теремин" Барбару Буххольц (Barabara Buchholz) с маститыми асами литовской джаз-сцены — басистом Леонидом Шинкаренко, ударником Ар видасом Йоффе и пианистом Томасом Кутавичусом.
Ну, что же осталось добавить в это джазовое мюсли для полноты вкуса? Конечно, изюм! Роль самого пикантного компонента фестивальной программы, его "изюминки", бесспорно, была отдана американскому басисту Маркусу Миллеру и его Marcus Miller Band (а это: Michael "Patche Stewart (труба), Roger Byam (саксофон, флейта), Dean Brown (гитара), Bruce Flowers (клавишные), Poogie Bell (ударные)), представивших на фестивале программу "Bass and more" в рамках своего европейского концертного тура. После более чем 2-х часового концерта в двух отделениях Маркус Миллер любезно согласился ответить на вопросы журналистов:
-Признайтесь, какой концерт в туре вам было труднее играть: первый или последний?
— Первый! Последний - здесь, в Вильнюсе,- лризнаться, было совсем не трудно играть. Знаете, во время тура я старался делать разные вещи, экспериментировать. Попробовать одну песню, другую, и к концу у меня уже было прекрасное понимание того, что и как играть, что хорошо работает в этой программе, что нравится публике. Так что именно под конец тура я почувствовал себя действительно комфортно.
А был ли в этом туре самый запоминающийся концерт. поразивший вас самого?
— Знаете, мы просто фантастически провели время! У каждого города есть свое лицо, свой стиль восприятия музыки. А мы были в Амстердаме, в Париже... Сейчас мы впервые начали поездки по Восточной Европе: были в Словакии, в Будапеште, в Вильнюсе. Везде было особенно, везде просто фантастично ново для нас.
— Если вернуться немного назад в прошлое: вы много играли вместе с легендарным Майлсом Дэвисом, принимали участие в записи его альбомов... Скажите, трудно, наверное, было, находясь рядом с такой большой личностью, оставаться самим собой, не попадая под его абсолютное влияние?
— Знаете, иногда можно написать прекрасную музыку, найти место каждому инструменту, выстроить на свое место каждую ноту.. Но вот приходит Майлс и играет первую ноту. И после того, как он ее сыграет, твоя музыка становится его музыкой. И я, играя рядом с ним, старался все делать так, чтобы это действительно была его музыка, чтобы он чувствовал это, и чтобы ему не приходилось думать, а только чувствовать, играя ее. Некоторые аккомпаниаторы — действительно всего лишь аккомпанируют в стороне, сопровождают солиста и сами знают об этом. Что же касается меня, мне было интересно, играя рядом с Майлсом Дэвисом, привносить все же какую-то частичку своей личности, свой стиль. И я благодарен, что он давал мне шанс делать это.
И что самое интересное, Майлс также подвиг меня на создание моего собственного культа, на то, чтобы я писал свою собственную музыку. И будучи рядом с ним я нашел способ писать музыку, которая принадлежит только мне, которая была бы уникальна. И уже последние десять-двенадцать лет я пишу музыку для себя, которая растет и развивается вместе со мной. Но именно Майлс дал мне толчок начать мою собственную музыкальную карьеру.
—Сегодня, будучи уже. лидером собственного бэнда, вы позволяете своим музыкантам импровизировать,играя музыку для вас, аккомпанируя вам?
— Да. У меня такая структура: начало композиции, а потом я говорю: "Вот, ребята, делайте то, что считаете нужным". Обычно, я могу управлять спонтанной импровизацией, подавая сигналы группе. Но с этими парнями случается так, что когда один из них играет соло, и его нужно заканчивать, а он так не думает, то он просто не хочет на меня смотреть. (Смеется.) Так что обычно получаются довольно длинные композиции. Впрочем, знаете ли, в Polygram Music считают, что это и есть настоящий джаз. Так что если вы придете послушать нас завтра, и даже если мы будем играть те же самые песни, они будут другими.
— Сколько на сегодняшних своих концертах вы играете собственной музыки, и сколько — чужой?
—Ну, мы обычно играем процентов семь "чужой" музыки. Это странно звучит: "чужая музыка". На самом деле это музыка, написанная кем-то другим, слушая которую ты понимаешь, что она невероятно тебе близка. Но и мою музыку мы играем, потому что людям интересно, что ты написал сам, что ты чувствуешь. В то же время людям интересны старые вещи, композиции, которые мы играем уже много лет: что с ними случилось за эти годы, как они изменились. И я стараюсь делать концерт по принципу: смесь из старых и новых вещей.
— Не совсем музыкальный вопрос: элемент вашего фирменного стиля — эта черная шляпа. Расскажите о ней немного.
— Поначалу я надевал эту шляпу просто для моральной поддержки. Я начал носить ее, когда был еще молод и не совсем в себе уверен. Ну и потом, было просто интересно: мы ведь играли такой радикальный джаз, который людям джазом вовсе и не казался. И было забавно при всем этом выходить на сцену в этакой, знаете ли, полностью джазовой черной шляпе... (Смеется.)
— Во время сегодняшнего концерта вы, отложив в сторону бас-гитару, играли на саксофоне, и довольно неплохо играли. Скажите, а почему именно саксофон?
— Почему мне нравится саксофон? Ну, потому что он не такой, как те инструменты, на которых мы в основном играем — гитары, перкуссия... Я хочу дать возможность людям послушать что-нибудь другое. Особенное! И знаете, мне кажется, что именно когда я играю на саксофоне, когда люди слышат мою игру, они думают, что я хороший человек и неплохой музыкант. (Смеется.)
— Будучи мульти-музыкантом высочайшего уровня, признайтесь: осталось ли что-то недостижимое для вас в вашей профессии?
— В инструментальном плане я умею играть мелодии, я знаю, как работать пальцами, и вопрос для меня сейчас только в том, хотите ли вы меня слышать.
— Значит, вам до сих пор всегда легко удается найти, что сказать слушателю? Именно не как, а что?
— Фокус в том, чтобы не обманывать себя, будто ты говоришь людям посредством музыки. Нужно думать только о том, что музыка не принадлежит тебе, а просто проходит через тебя, посланная самой жизнью или Богом. Если ты забываешь об этом и начинаешь думать что-то вроде: ’Так, я должен создавать музыку" — это уже неверный путь. Иногда, когда подходит время моего соло, но оно еще достаточно далеко, я начинаю думать, что и как буду делать. Но когда оно совсем уже близко, я все еще не знаю, что буду дел ать. Все: остается только два такта — бум- бум — и тут ты понимаешь — вот ОНО! Пам-пам!!!... Так что надо просто всегда оставаться открытым и знать, что в какой- то момент что-то вдруг само придет и подскажет тебе идею, мысль. Иногда оно приходит очень поздно, просто пугающе поздно, но приходит всегда! Уж поверьте мне!...
Анастасия КОСТЮКОВИЧ, Георгий СТОЛЯРОВ
P. S. Автор выражает искреннюю благодарность Юдите Бартошевичене за неоценимую помощь, оказанную в подготовке этого материала.
N. В. Особая благодарность отелю Reval Hotel Lietuva за радушное гостеприимство.
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...