Vilnius Mama Jazz 2003 - Фирменный рецепт джазового мюсли
15.08.2013
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита Бартошевичене приготовила своеобразное "джазовое мюсли": такое же мультикомпонентное, пестрое, здоровое, легко усваиваемое блюдо, дающее невероятно позитивный заряд сил и оптимизма на год вперед после дегустации.
Итак, если следовать этой гастрономической аналогии, то в состав нынешнего "маминого" джазового мюсли-блюда вошли традиционные овсяные и кукурузные хлопья—коллективы из пост-советского пространства: украинский Man Sound, российский 'Транс-Атлантик", литовские Lithuanian Jazz Trio (Витас Лабутис-Леонид Шинкаренко-Арвидас Йоффе), великолепная Неда с финским Raivo Tafenau Quartet в качестве базовой вкусовой добавки.
Сочные кусочки сухофруктов (да-да, именно так!) фестивальной программы, эдакая изысканная сладко-кислая курага — это, прежде всего, бельгийское трио Erik Vermeulen Trio и франко-бельгийский квартет David Linx & Diederik Wissels 4-tet с одним из самых титулованных европейских джазовых вокалистов Давидом Линксом. Орешки (здесь кандидаты вне конкуренции) — чрезвычайно креативный и авангардный состав Copenhagen Art Ensemble (Бельгия), объединивший весь творческий цвет "молодых львов" современного европейского джаза. Затерявшимися в общей пестрой смеси семечками льна и подсолнуха я бы обозначила выступления венгерского саксофонного дуэта Judit Balvanyos & Zoltan Varga и голландский проект Man Bites Dog — они, несомненно, придали нужный вкус блюду, но без них, как ни печально это признавать, он не потерял бы своей привлекательности.
Всевозможные деликатесные цукаты плюс пикантный банан — таких ингредиентов добавило в общую смесь премьерное представление на фестивальной сцене международного проекта World Music Show вечного провокатора от джаза Владимира Чекасина, объединившего в своем новом шоу цыганский ансамбль "Лойко" и литовскую фольклорную группу Vydraga, немецкую вокалистку, композитора и мастера игры на редчайшем инструменте "теремин" Барбару Буххольц (Barabara Buchholz) с маститыми асами литовской джаз-сцены — басистом Леонидом Шинкаренко, ударником Ар видасом Йоффе и пианистом Томасом Кутавичусом.
Ну, что же осталось добавить в это джазовое мюсли для полноты вкуса? Конечно, изюм! Роль самого пикантного компонента фестивальной программы, его "изюминки", бесспорно, была отдана американскому басисту Маркусу Миллеру и его Marcus Miller Band (а это: Michael "Patche Stewart (труба), Roger Byam (саксофон, флейта), Dean Brown (гитара), Bruce Flowers (клавишные), Poogie Bell (ударные)), представивших на фестивале программу "Bass and more" в рамках своего европейского концертного тура. После более чем 2-х часового концерта в двух отделениях Маркус Миллер любезно согласился ответить на вопросы журналистов:
-Признайтесь, какой концерт в туре вам было труднее играть: первый или последний?
— Первый! Последний - здесь, в Вильнюсе,- лризнаться, было совсем не трудно играть. Знаете, во время тура я старался делать разные вещи, экспериментировать. Попробовать одну песню, другую, и к концу у меня уже было прекрасное понимание того, что и как играть, что хорошо работает в этой программе, что нравится публике. Так что именно под конец тура я почувствовал себя действительно комфортно.
А был ли в этом туре самый запоминающийся концерт. поразивший вас самого?
— Знаете, мы просто фантастически провели время! У каждого города есть свое лицо, свой стиль восприятия музыки. А мы были в Амстердаме, в Париже... Сейчас мы впервые начали поездки по Восточной Европе: были в Словакии, в Будапеште, в Вильнюсе. Везде было особенно, везде просто фантастично ново для нас.
— Если вернуться немного назад в прошлое: вы много играли вместе с легендарным Майлсом Дэвисом, принимали участие в записи его альбомов... Скажите, трудно, наверное, было, находясь рядом с такой большой личностью, оставаться самим собой, не попадая под его абсолютное влияние?
— Знаете, иногда можно написать прекрасную музыку, найти место каждому инструменту, выстроить на свое место каждую ноту.. Но вот приходит Майлс и играет первую ноту. И после того, как он ее сыграет, твоя музыка становится его музыкой. И я, играя рядом с ним, старался все делать так, чтобы это действительно была его музыка, чтобы он чувствовал это, и чтобы ему не приходилось думать, а только чувствовать, играя ее. Некоторые аккомпаниаторы — действительно всего лишь аккомпанируют в стороне, сопровождают солиста и сами знают об этом. Что же касается меня, мне было интересно, играя рядом с Майлсом Дэвисом, привносить все же какую-то частичку своей личности, свой стиль. И я благодарен, что он давал мне шанс делать это.
И что самое интересное, Майлс также подвиг меня на создание моего собственного культа, на то, чтобы я писал свою собственную музыку. И будучи рядом с ним я нашел способ писать музыку, которая принадлежит только мне, которая была бы уникальна. И уже последние десять-двенадцать лет я пишу музыку для себя, которая растет и развивается вместе со мной. Но именно Майлс дал мне толчок начать мою собственную музыкальную карьеру.
—Сегодня, будучи уже. лидером собственного бэнда, вы позволяете своим музыкантам импровизировать,играя музыку для вас, аккомпанируя вам?
— Да. У меня такая структура: начало композиции, а потом я говорю: "Вот, ребята, делайте то, что считаете нужным". Обычно, я могу управлять спонтанной импровизацией, подавая сигналы группе. Но с этими парнями случается так, что когда один из них играет соло, и его нужно заканчивать, а он так не думает, то он просто не хочет на меня смотреть. (Смеется.) Так что обычно получаются довольно длинные композиции. Впрочем, знаете ли, в Polygram Music считают, что это и есть настоящий джаз. Так что если вы придете послушать нас завтра, и даже если мы будем играть те же самые песни, они будут другими.
— Сколько на сегодняшних своих концертах вы играете собственной музыки, и сколько — чужой?
—Ну, мы обычно играем процентов семь "чужой" музыки. Это странно звучит: "чужая музыка". На самом деле это музыка, написанная кем-то другим, слушая которую ты понимаешь, что она невероятно тебе близка. Но и мою музыку мы играем, потому что людям интересно, что ты написал сам, что ты чувствуешь. В то же время людям интересны старые вещи, композиции, которые мы играем уже много лет: что с ними случилось за эти годы, как они изменились. И я стараюсь делать концерт по принципу: смесь из старых и новых вещей.
— Не совсем музыкальный вопрос: элемент вашего фирменного стиля — эта черная шляпа. Расскажите о ней немного.
— Поначалу я надевал эту шляпу просто для моральной поддержки. Я начал носить ее, когда был еще молод и не совсем в себе уверен. Ну и потом, было просто интересно: мы ведь играли такой радикальный джаз, который людям джазом вовсе и не казался. И было забавно при всем этом выходить на сцену в этакой, знаете ли, полностью джазовой черной шляпе... (Смеется.)
— Во время сегодняшнего концерта вы, отложив в сторону бас-гитару, играли на саксофоне, и довольно неплохо играли. Скажите, а почему именно саксофон?
— Почему мне нравится саксофон? Ну, потому что он не такой, как те инструменты, на которых мы в основном играем — гитары, перкуссия... Я хочу дать возможность людям послушать что-нибудь другое. Особенное! И знаете, мне кажется, что именно когда я играю на саксофоне, когда люди слышат мою игру, они думают, что я хороший человек и неплохой музыкант. (Смеется.)
— Будучи мульти-музыкантом высочайшего уровня, признайтесь: осталось ли что-то недостижимое для вас в вашей профессии?
— В инструментальном плане я умею играть мелодии, я знаю, как работать пальцами, и вопрос для меня сейчас только в том, хотите ли вы меня слышать.
— Значит, вам до сих пор всегда легко удается найти, что сказать слушателю? Именно не как, а что?
— Фокус в том, чтобы не обманывать себя, будто ты говоришь людям посредством музыки. Нужно думать только о том, что музыка не принадлежит тебе, а просто проходит через тебя, посланная самой жизнью или Богом. Если ты забываешь об этом и начинаешь думать что-то вроде: ’Так, я должен создавать музыку" — это уже неверный путь. Иногда, когда подходит время моего соло, но оно еще достаточно далеко, я начинаю думать, что и как буду делать. Но когда оно совсем уже близко, я все еще не знаю, что буду дел ать. Все: остается только два такта — бум- бум — и тут ты понимаешь — вот ОНО! Пам-пам!!!... Так что надо просто всегда оставаться открытым и знать, что в какой- то момент что-то вдруг само придет и подскажет тебе идею, мысль. Иногда оно приходит очень поздно, просто пугающе поздно, но приходит всегда! Уж поверьте мне!...
Анастасия КОСТЮКОВИЧ, Георгий СТОЛЯРОВ
P. S. Автор выражает искреннюю благодарность Юдите Бартошевичене за неоценимую помощь, оказанную в подготовке этого материала.
N. В. Особая благодарность отелю Reval Hotel Lietuva за радушное гостеприимство.
С 12 по 14 декабря 2004 года в Ростове-на-Дону проходил Первый Международный джазовый фестиваль с очень теплым, даже домашним названием – "Центр Кима Назаретова собирает друзей". Джаз-праздник был посвящен 40-летию муниципального биг-бэнда Кима ...
Союз Нерушимый может быть джазовым и даже евро В Петрозаводске прошел традиционный фестиваль джазовой музыки "Звезды и мы". В самом его названии, (первый состоялся почти 20 лет назад, в середине 80-х), было заложено не только, в хорошем смысле, ...
Фестиваль "Альтернатива" впервые был организован замечательным московским пианистом и клавесинистом, первым пропагандистом и исполнителем новой музыки в СССР Алексеем Любимовым в 1988. Первая "Альтернатива", кажется "Альтернатива-?" проходила в ...
"Ах, что такое движется там…?!" (Леонид Утесов, "Пароход") Еще Леонид Осипович Утесов высказывал предположение, что один из видов джаза - диксиленд - зародился в конце XIX века на одесских свадьбах и уж потом "неизвестно каким евреем" был завезен в ...
В июле более 70 тысяч знатоков и любители джаза со всего мира ежегодно съезжаются в Гаагу на Джазовый фестиваль Северного моря – самый большой и самый престижный фестиваль джаза в закрытом помещении. Уже 29 лет они знают, что здесь в течение трех ...
5 декабря большим воскресным концертом польско-американского дуэта -- пианиста Брэда Мельдау (Brad Mehldau) и контрабасиста Дариуша Олешкевича -- завершился в польском Калише 31-ый Международный фестиваль джазовых пианистов. Фестиваль в Калише -- ...
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...