Джаз в саду Эрмитаж - 7 Московский международный фестиваль к 100-летию Каунта Бэйси
26.09.2013
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не выдержав, пустилась в пляс.
Все три дня сад "Эрмитаж" был до отказа заполнен музыкантами и любителями джаза. Каждый старался занять место в тени: кто под навесом, а кто на лужайках у фонтана. И только музыкантам не было спасения: первые два часа концерта сцена находилась под нещадно палящими лучами солнца. Так что инструменты накалялись до предела. Это в противовес прошлогоднему фестивалю, проходившему под проливным дождем, где музыканты были в более выгодном положении — под прикрытием навеса.
Как и положено московскому фестивалю, основной упор был сделан на столичных музыкантов, некоторые из них были задействованы в нескольких проектах. Достаточно явно просматривалась и общая концепция: два дня по 3 московских команды, по одному специальному гостю и одному зарубежному коллективу. И шло это все по нарастающей.
На этот раз у фестиваля было два ведущих — Владимир Каушанский и Владимир Фейертаг. И если первый лишь информировал о выходящих на сцену коллективах, то второй создавал замечательную атмосферу, легко и непринужденно совершая экскурсы в прошлое и, не загружая малоизвестными непосвященному именами корифеев европейского джаза, давал простое и понятное объяснение величайшему явлению в биг-бэндовой культуре, имя которому Каунт Бэйси: "Биг-бэнд — это здорово! Это мощь, сила, красота, разная динамика и ритмические перепады, которые позволяют нам все время быть в интриге, когда играет биг-бэнд. А без интриги, как известно, нет искусства". А я бы к словам Владимира Фейертага добавила: без интриги жизнь была бы скучной и постной как диетические морковные] котлеты. А джаз и диета - вещи несовместные. Поэтему в саду "Эрмитаж" интриг было предостаточно.
В первый день, напри было любопытно усльшать саксофониста Алексея Гордеева — ученика профессора Александра Осейчука (РАМ им. Гнесиных) и одновременно студента школы Беркли. Алексей значился "специальным гостем" трио израильского гитариста Иотама Зильберштейна, в составе которого московский басист Аркадий Овруцккий и казанский барабанщик Давид Ткебучава.
Чувствуется, что Алексе! изрядно подпитался от истоков джаза и уже кое-что вынес из годового обучения в Америке. Не могу сказать, чте было "нечто", но все достаточно профессионально. По сравнению с V Всероссийским конкурсом молодых исполнителей (Ростов-на-Дону, 2003) на котором я впервые услышала Алексея, здесь было много осознанной и "умно" используемой свободы, хотя в целом коллектив прозвучал достаточно "сыро" и неубедительно. Причем, буквально с первой композиции — известнейшего джаз-стандарта Love For Sale.
И в следующем квинтете вокалистки Алехандры Мартин был свой special guest — трубач и флюгель-горнист Густаво Бергалли (в составе: пианист Эмилио Солла, контрабасист Давид Менгуаль и барабанщик Луис Саравола). Труба Бергалли была ненавязчива и точна как последний штрих в портрете. Свободные и прозрачные пассажи легко взмывали ввысь, не перегружая фактуру, а сам он излучал удивительную собранность, граничащую с абсолютным покоем.
Мы привыкли к достаточно эмоциональным выступлениям российских музыкантов. А тут — полная противоположность. Густаво с самого начала выбрал определенное место и практически не сходил с него. В паузах он застывал в умиротворенной позе и, казалось, отключался. Но в нужный момент его труба вновь подхватывала разговор и всегда точно попадала в цель, продолжая тонкой вязью джазовое поветвование.
И кто бы мог подумать, что этому "взрывоопасному" музыканту только что исполнилось 70 лет. Кстати, ровно столько же, сколько и возглавляемому им джаз-оркестру Олега Леонидовича. Вот почему одной из композиций продирижировал Владислав Кадерский — прежний дирижер оркестра. А еще был лаконичный (если не сказать — экономный!) Михаил Окунь "в роли" Каунта Бэйси и изысканный (или, если угодно — элегантный!) Алексей Кузнецов "в роли" Фредди Грина.
Но рассказ о первом дне будет не полным, если не сказать о самом серьезном моменте фестиваля, организованного МДА Юрия Саульского. Когда ведущий произнес добрые слова памяти самого известного и любимейшего композитора, дирижера и руководителя оркестром Юрия Сергеевича Саульского, публика разразилась неимоверно продолжительным аплодисментами. У многих были слезы на глазах. Самые искренние слова благодарности этому замечательному человеку, сумевшему объединить лучшие силы страны, поддержать самые разнообразные проекты, а с 1978 года — организовывать в Москве джазовые фестивали. Созданный им в начале 90-х гг. Московский Джазовый Ангажемент до сих пор является одной из самых авторитетных и влиятельных организаций.
Второй день открыл детский биг-бэнд Андрея Мачнева (Ростов-на-Дону). Этот коллектив Владимир Фейертаг назвал "самой большой интригой фестиваля". Хотя ростовский биг-бэнд за последние два года достаточно частый гость в Москве. К слову, в апреле прошлого года он стал полноправным участником юбилейного концерта мастеров джаза, посвященного 60-летию Народного артиста России Анатолия Кролла, разделив сцену киноконцертного зала Россия с джаз-оркестрами Олега Лундстрема, Игоря Бутмана, Михаила Финберга.
Дирекции фестиваля пришлось изрядно потрудиться, чтобы ребята почувствовали себя комфортно на сцене. Для восьмилетнего барабанщика Самвела Саркисяна нужен был стул повыше, а контрабасисту Феде Степанову небольшая подставка, чтобы он мог достать до грифа. После получасового саунд- чека у ребят было время немного отдохнуть и "остыть". Они разбрелись по парку, и тут за сценой вдруг раздался какой-то грохот Мы кинулись за кулисы и — о, ужас! — Федин контрабас лежал на земле со сломанным грифом. Что делать? Через 20 минут надо выходить на сцену. Правда, несколько пьес Федя играл и на бас-гитаре. Пришлось ему срочно продумывать весь вариант исполнения на этом инструменте. А прежде — взять себя в руки и собраться. Пожалуй, предложенную здесь фотографию детского биг-бэнда, сделанную перед концертом, можно считать эксклюзивом: на ней запечатлены последние минуты из жизни Фединого контрабаса.
Выступление детского биг-бэнда Андрея Мачнева прошло на "ура". У небольшой сцены собрались практически все пришедшие на концерт. Многие, никогда не слышавшие ростовских учеников единственной в мире джазовой школы, пришли в неописуемый восторг и такое же недоумение: неужели это играют дети? Ребят долго не отпускали. А после все подходили к Андрею и, поздравляя с блестящим выступлением, пытались выясить, какими секретами и "ключиками" он пользуется, чтобы научить так играть детей.
Следующей интригой, на мой взгляд, можно считать квартет Николая Громина со специальным гостем (!) Алексеем Кузнецовым. Николай Николаевич — не частый гость на Родине. С 1977 года он живет в Копенгагене. Играл в оркестре Тэда Джонса, преподавал в Датской консерватории. Кандидат экономических наук самостоятельно освоил гитару. Он является одним из первых советских импровизаторов. Участвовал практически во всех московских джаз-фес- тивялях. Первая известность к нему пришла в 1961 году: тогда Николай выступил на Таллиннском фестивале в качестве солиста квинтета Вадима Сакуна.
С Алексеем Кузнецовым Николая Громина связывает давняя дружба, зафиксированная в двух дуэтных пластинках — "Джанго" (1979) и "Спустя десять лет" (1989). Будет ли продолжение, к примеру "Спустя 25 лет"? С этим вопросом я подошла к Николаю Громину.
J.Q.: Нет ли желания продолжить диалог с Кузнецовым?
Н. Громин: Никогда не возражаю против проектов. Хотя... Я был травмирован и 3 года не мог играть. Правда, пару раз я выступал с Гараняном, но остался недоволен собой. Сейчас у меня "ренессанс". Недавно играл на фестивале в Копенгагене. Да и в России, помимо сегодняшнего выступления, тоже есть кое-какие мысли. Так что движение пошло. Сделать еще одну дуэтную пластинку— это идея. Но мы с Лешей это еще не обсуждали. Два года тому назад Леша хотел записать CD, ноя был не в форме. Поэтому ничего не получилось. Запись сделали, но по содержанию она было скучной.
Как Вы считаете, с ростом технического прогресса и появлением массы "примочек" изменилась ли сегодняшняя гитарная школа?
"Школа" понятие очень широкое. Под этим словом лично я понимаю влияние какого-то гитариста. Например, Пэта Мэтени.
И вы попали под его влияние?
Не знаю, не мне.судить, Я просто иногда его слушаю. Это не мой любимый гитарист, но он интересен мне. А как он влияет, зависит от моего подсознания. Может быть, там внутри что-то и накапливается. Я же отдаю предпочтение Уэсу Монтгомери (John Leslie ’Wes' Montgomery).
Почему?
(Рассмеявшись.) Не смогу ответить. Для меня это равносильно вопросу "почему мне нравится та или иная женщина". Я его просто считаю "лучшим". Он "неуч", так же как и я. Не учился музыке. Просто природный талант. Я это очень высоко ценю. Сейчас многие учатся и поэтому как-то "заученно " играют. А Уэс 'учился" на кухне по ночам. Днем он работал, вечером играл в клубах, а ночью учился, и развил гитару до таких вершин, которых, как я считаю, больше пока никто не достиг. Технически может быть, но по содержанию — никто.
Ваша гитара скорее "поющая", нежели "бегущая". Это Ваш сегодняшний имидж?
Все зависит от настроения. Я могу быть грубым, резким и злым, и тогда такое ощущение пропадает. А могу быть очень добрым. Это может зависеть и от состояния звездной системы над нами...
Николая подхватили журналисты, а я пошла искать народного артиста России Алексея Кузнецова.
J.Q.: Алексей! Будет ли продолжение диалога с Громиным?
А. Кузнецов: Можно записать третью пластинку. Как говорится, "Бог любит троицу".
Что изменилось в вашем дуэте? Ушло ли былое ощущение комфортности, единства компании?
Нет. Но ушли некоторые физиологические возможности. Я Николаю поставил пленку наших старых лет, где мы играли вдвоем плюс контрабасист Алексей Исплатовский. Какая техника! С ума сойти можно! Я ему так и сказал. А он в ответ: "Неужели такое было!" Раз он сказал "было", значит, ощущает, что сегодня не так комфортно себя чувствует.
Зато есть нечто другое — душа.
Да, душа, идеи, неизменным остается свинг. Но имеет значение сам человек в целом, как ОН себя ощущает. И это передается. Но мы будем играть, я надеюсь, Дания-Россия. Я ему такс иронией: "Тыужеу нас побывал, теперь мне надо к тебе приехать". Продолжить проект я готов. Лишь бы маэстро Громин не возражал.
А маэстро Громин уже дал согласие. Я только что это с ним об этом разговаривала. Так что у вас теперь нет другого выхода. Придется делать 3 диск — "Спустя 25 лет"!
Мощнейшим было завершение третьего дня фестиваля, которое, по сути, явилось блистательным финалом всего джаз-праздника: вокалист, работающий с оркестром Каунта Бэйси, Dennis Rowland и Estonian Dream Big Band. Выступление Денниса было столь ярким и энергетически сильным, что все предыдущие квартеты и квинтеты отошли далеко на задний план.
Деннису пришлось нелегко. Его захлестывали эмоции, а "горячие эстонские парни" никак не могли расшевелиться. Он был раскаленным мотором, а бэнд — машиной, которая не хочет заводиться. И все же это было здорово!
Во-первых, красивый сильный голос и великолепная культура. Во-вторых, потрясающее обаяние и колоссальная отдача. В-третьих, очень зрелищно и ярко. Деннис то застывал в эффектной позе, как бы приглашая фотографов поработать, то совершал красивые танцевальные движения, пытаясь обыграть небольшое свободное пространство шириной около полуметра. Да и само его общение с оркестром (Деннис выступил и е качестве бэндлидера) скорее походило на шоу: красиво, артистично и элегантно.
В исполнении Poyланда каким-то удивительньм образом уживаются камерность, даже интимность подачи материала со способностью одним жестом или возгласом поднять публику и закрутить в танце. По окончании его выступления вся площадка заполнилась танцующими. Здесь были и дети, и швейцарский женский квартет Four Rouses, даже весьма солидная пара, не выдержав, начала отплясывать достаточно замысловатые па.
По окончании Деннис долго раздавал автографы,пожимая сотни рук и отвечая сотней улыбок всем от мала до велика приговаривая то по-русски, то по-английски: "Спасибо". А я смотрела и думала: вокалист "Графа" Каунта Бэйси на фестивале Tribute to Basie говорит России "спасибо": за сохранение традиции, за понимание, за любовь к этому светлому, радостному и такому трудно объяснимому миру по имени Джаз.
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
музыкальный стиль: пидмонтский блюз, современный блюз
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...