Джаз в саду Эрмитаж - 7 Московский международный фестиваль к 100-летию Каунта Бэйси
26.09.2013
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не выдержав, пустилась в пляс.
Все три дня сад "Эрмитаж" был до отказа заполнен музыкантами и любителями джаза. Каждый старался занять место в тени: кто под навесом, а кто на лужайках у фонтана. И только музыкантам не было спасения: первые два часа концерта сцена находилась под нещадно палящими лучами солнца. Так что инструменты накалялись до предела. Это в противовес прошлогоднему фестивалю, проходившему под проливным дождем, где музыканты были в более выгодном положении — под прикрытием навеса.
Как и положено московскому фестивалю, основной упор был сделан на столичных музыкантов, некоторые из них были задействованы в нескольких проектах. Достаточно явно просматривалась и общая концепция: два дня по 3 московских команды, по одному специальному гостю и одному зарубежному коллективу. И шло это все по нарастающей.
На этот раз у фестиваля было два ведущих — Владимир Каушанский и Владимир Фейертаг. И если первый лишь информировал о выходящих на сцену коллективах, то второй создавал замечательную атмосферу, легко и непринужденно совершая экскурсы в прошлое и, не загружая малоизвестными непосвященному именами корифеев европейского джаза, давал простое и понятное объяснение величайшему явлению в биг-бэндовой культуре, имя которому Каунт Бэйси: "Биг-бэнд — это здорово! Это мощь, сила, красота, разная динамика и ритмические перепады, которые позволяют нам все время быть в интриге, когда играет биг-бэнд. А без интриги, как известно, нет искусства". А я бы к словам Владимира Фейертага добавила: без интриги жизнь была бы скучной и постной как диетические морковные] котлеты. А джаз и диета - вещи несовместные. Поэтему в саду "Эрмитаж" интриг было предостаточно.
В первый день, напри было любопытно усльшать саксофониста Алексея Гордеева — ученика профессора Александра Осейчука (РАМ им. Гнесиных) и одновременно студента школы Беркли. Алексей значился "специальным гостем" трио израильского гитариста Иотама Зильберштейна, в составе которого московский басист Аркадий Овруцккий и казанский барабанщик Давид Ткебучава.
Чувствуется, что Алексе! изрядно подпитался от истоков джаза и уже кое-что вынес из годового обучения в Америке. Не могу сказать, чте было "нечто", но все достаточно профессионально. По сравнению с V Всероссийским конкурсом молодых исполнителей (Ростов-на-Дону, 2003) на котором я впервые услышала Алексея, здесь было много осознанной и "умно" используемой свободы, хотя в целом коллектив прозвучал достаточно "сыро" и неубедительно. Причем, буквально с первой композиции — известнейшего джаз-стандарта Love For Sale.
И в следующем квинтете вокалистки Алехандры Мартин был свой special guest — трубач и флюгель-горнист Густаво Бергалли (в составе: пианист Эмилио Солла, контрабасист Давид Менгуаль и барабанщик Луис Саравола). Труба Бергалли была ненавязчива и точна как последний штрих в портрете. Свободные и прозрачные пассажи легко взмывали ввысь, не перегружая фактуру, а сам он излучал удивительную собранность, граничащую с абсолютным покоем.
Мы привыкли к достаточно эмоциональным выступлениям российских музыкантов. А тут — полная противоположность. Густаво с самого начала выбрал определенное место и практически не сходил с него. В паузах он застывал в умиротворенной позе и, казалось, отключался. Но в нужный момент его труба вновь подхватывала разговор и всегда точно попадала в цель, продолжая тонкой вязью джазовое поветвование.
И кто бы мог подумать, что этому "взрывоопасному" музыканту только что исполнилось 70 лет. Кстати, ровно столько же, сколько и возглавляемому им джаз-оркестру Олега Леонидовича. Вот почему одной из композиций продирижировал Владислав Кадерский — прежний дирижер оркестра. А еще был лаконичный (если не сказать — экономный!) Михаил Окунь "в роли" Каунта Бэйси и изысканный (или, если угодно — элегантный!) Алексей Кузнецов "в роли" Фредди Грина.
Но рассказ о первом дне будет не полным, если не сказать о самом серьезном моменте фестиваля, организованного МДА Юрия Саульского. Когда ведущий произнес добрые слова памяти самого известного и любимейшего композитора, дирижера и руководителя оркестром Юрия Сергеевича Саульского, публика разразилась неимоверно продолжительным аплодисментами. У многих были слезы на глазах. Самые искренние слова благодарности этому замечательному человеку, сумевшему объединить лучшие силы страны, поддержать самые разнообразные проекты, а с 1978 года — организовывать в Москве джазовые фестивали. Созданный им в начале 90-х гг. Московский Джазовый Ангажемент до сих пор является одной из самых авторитетных и влиятельных организаций.
Второй день открыл детский биг-бэнд Андрея Мачнева (Ростов-на-Дону). Этот коллектив Владимир Фейертаг назвал "самой большой интригой фестиваля". Хотя ростовский биг-бэнд за последние два года достаточно частый гость в Москве. К слову, в апреле прошлого года он стал полноправным участником юбилейного концерта мастеров джаза, посвященного 60-летию Народного артиста России Анатолия Кролла, разделив сцену киноконцертного зала Россия с джаз-оркестрами Олега Лундстрема, Игоря Бутмана, Михаила Финберга.
Дирекции фестиваля пришлось изрядно потрудиться, чтобы ребята почувствовали себя комфортно на сцене. Для восьмилетнего барабанщика Самвела Саркисяна нужен был стул повыше, а контрабасисту Феде Степанову небольшая подставка, чтобы он мог достать до грифа. После получасового саунд- чека у ребят было время немного отдохнуть и "остыть". Они разбрелись по парку, и тут за сценой вдруг раздался какой-то грохот Мы кинулись за кулисы и — о, ужас! — Федин контрабас лежал на земле со сломанным грифом. Что делать? Через 20 минут надо выходить на сцену. Правда, несколько пьес Федя играл и на бас-гитаре. Пришлось ему срочно продумывать весь вариант исполнения на этом инструменте. А прежде — взять себя в руки и собраться. Пожалуй, предложенную здесь фотографию детского биг-бэнда, сделанную перед концертом, можно считать эксклюзивом: на ней запечатлены последние минуты из жизни Фединого контрабаса.
Выступление детского биг-бэнда Андрея Мачнева прошло на "ура". У небольшой сцены собрались практически все пришедшие на концерт. Многие, никогда не слышавшие ростовских учеников единственной в мире джазовой школы, пришли в неописуемый восторг и такое же недоумение: неужели это играют дети? Ребят долго не отпускали. А после все подходили к Андрею и, поздравляя с блестящим выступлением, пытались выясить, какими секретами и "ключиками" он пользуется, чтобы научить так играть детей.
Следующей интригой, на мой взгляд, можно считать квартет Николая Громина со специальным гостем (!) Алексеем Кузнецовым. Николай Николаевич — не частый гость на Родине. С 1977 года он живет в Копенгагене. Играл в оркестре Тэда Джонса, преподавал в Датской консерватории. Кандидат экономических наук самостоятельно освоил гитару. Он является одним из первых советских импровизаторов. Участвовал практически во всех московских джаз-фес- тивялях. Первая известность к нему пришла в 1961 году: тогда Николай выступил на Таллиннском фестивале в качестве солиста квинтета Вадима Сакуна.
С Алексеем Кузнецовым Николая Громина связывает давняя дружба, зафиксированная в двух дуэтных пластинках — "Джанго" (1979) и "Спустя десять лет" (1989). Будет ли продолжение, к примеру "Спустя 25 лет"? С этим вопросом я подошла к Николаю Громину.
J.Q.: Нет ли желания продолжить диалог с Кузнецовым?
Н. Громин: Никогда не возражаю против проектов. Хотя... Я был травмирован и 3 года не мог играть. Правда, пару раз я выступал с Гараняном, но остался недоволен собой. Сейчас у меня "ренессанс". Недавно играл на фестивале в Копенгагене. Да и в России, помимо сегодняшнего выступления, тоже есть кое-какие мысли. Так что движение пошло. Сделать еще одну дуэтную пластинку— это идея. Но мы с Лешей это еще не обсуждали. Два года тому назад Леша хотел записать CD, ноя был не в форме. Поэтому ничего не получилось. Запись сделали, но по содержанию она было скучной.
Как Вы считаете, с ростом технического прогресса и появлением массы "примочек" изменилась ли сегодняшняя гитарная школа?
"Школа" понятие очень широкое. Под этим словом лично я понимаю влияние какого-то гитариста. Например, Пэта Мэтени.
И вы попали под его влияние?
Не знаю, не мне.судить, Я просто иногда его слушаю. Это не мой любимый гитарист, но он интересен мне. А как он влияет, зависит от моего подсознания. Может быть, там внутри что-то и накапливается. Я же отдаю предпочтение Уэсу Монтгомери (John Leslie ’Wes' Montgomery).
Почему?
(Рассмеявшись.) Не смогу ответить. Для меня это равносильно вопросу "почему мне нравится та или иная женщина". Я его просто считаю "лучшим". Он "неуч", так же как и я. Не учился музыке. Просто природный талант. Я это очень высоко ценю. Сейчас многие учатся и поэтому как-то "заученно " играют. А Уэс 'учился" на кухне по ночам. Днем он работал, вечером играл в клубах, а ночью учился, и развил гитару до таких вершин, которых, как я считаю, больше пока никто не достиг. Технически может быть, но по содержанию — никто.
Ваша гитара скорее "поющая", нежели "бегущая". Это Ваш сегодняшний имидж?
Все зависит от настроения. Я могу быть грубым, резким и злым, и тогда такое ощущение пропадает. А могу быть очень добрым. Это может зависеть и от состояния звездной системы над нами...
Николая подхватили журналисты, а я пошла искать народного артиста России Алексея Кузнецова.
J.Q.: Алексей! Будет ли продолжение диалога с Громиным?
А. Кузнецов: Можно записать третью пластинку. Как говорится, "Бог любит троицу".
Что изменилось в вашем дуэте? Ушло ли былое ощущение комфортности, единства компании?
Нет. Но ушли некоторые физиологические возможности. Я Николаю поставил пленку наших старых лет, где мы играли вдвоем плюс контрабасист Алексей Исплатовский. Какая техника! С ума сойти можно! Я ему так и сказал. А он в ответ: "Неужели такое было!" Раз он сказал "было", значит, ощущает, что сегодня не так комфортно себя чувствует.
Зато есть нечто другое — душа.
Да, душа, идеи, неизменным остается свинг. Но имеет значение сам человек в целом, как ОН себя ощущает. И это передается. Но мы будем играть, я надеюсь, Дания-Россия. Я ему такс иронией: "Тыужеу нас побывал, теперь мне надо к тебе приехать". Продолжить проект я готов. Лишь бы маэстро Громин не возражал.
А маэстро Громин уже дал согласие. Я только что это с ним об этом разговаривала. Так что у вас теперь нет другого выхода. Придется делать 3 диск — "Спустя 25 лет"!
Мощнейшим было завершение третьего дня фестиваля, которое, по сути, явилось блистательным финалом всего джаз-праздника: вокалист, работающий с оркестром Каунта Бэйси, Dennis Rowland и Estonian Dream Big Band. Выступление Денниса было столь ярким и энергетически сильным, что все предыдущие квартеты и квинтеты отошли далеко на задний план.
Деннису пришлось нелегко. Его захлестывали эмоции, а "горячие эстонские парни" никак не могли расшевелиться. Он был раскаленным мотором, а бэнд — машиной, которая не хочет заводиться. И все же это было здорово!
Во-первых, красивый сильный голос и великолепная культура. Во-вторых, потрясающее обаяние и колоссальная отдача. В-третьих, очень зрелищно и ярко. Деннис то застывал в эффектной позе, как бы приглашая фотографов поработать, то совершал красивые танцевальные движения, пытаясь обыграть небольшое свободное пространство шириной около полуметра. Да и само его общение с оркестром (Деннис выступил и е качестве бэндлидера) скорее походило на шоу: красиво, артистично и элегантно.
В исполнении Poyланда каким-то удивительньм образом уживаются камерность, даже интимность подачи материала со способностью одним жестом или возгласом поднять публику и закрутить в танце. По окончании его выступления вся площадка заполнилась танцующими. Здесь были и дети, и швейцарский женский квартет Four Rouses, даже весьма солидная пара, не выдержав, начала отплясывать достаточно замысловатые па.
По окончании Деннис долго раздавал автографы,пожимая сотни рук и отвечая сотней улыбок всем от мала до велика приговаривая то по-русски, то по-английски: "Спасибо". А я смотрела и думала: вокалист "Графа" Каунта Бэйси на фестивале Tribute to Basie говорит России "спасибо": за сохранение традиции, за понимание, за любовь к этому светлому, радостному и такому трудно объяснимому миру по имени Джаз.
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...