У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в 1994 году и должен был состояться первый фестиваль бэндов и диксилендов.
К сожалению, жизнь внесла свои коррективы. Фестиваль этот был задуман известным пропагандистом и организатором джазовой жизни Людасом Шалтянисом с целью показа того, что делается в области традиционного джаза не только в Литве, что вполне понятно, но и в ближайших странах. Уже была изготовлена атрибутика фестиваля, но неожиданная смерть Людаса нарушила все планы. И лишь в этом году идея получила реальное воплощение: нашлись спонсоры, собралась команда энергичных организаторов (Зита Жепницкиене — директор; Эугениус Ведецкас — арт- директор; Кястутис Вайтиекус — менеджер проекта; Йонас Сакалаускас — исполнительный менеджер), в результате чего три дня в центре старой части Вильнюса звучала бэндовая музыка. Как оказалось — не только традиционная: иногда даже в рамках диксилендовых проектов исполнялась музыка по-настоящему современная.
Итак, на фестиваль "Vilnius Band 2002" приехали музыканты из пяти стран. Кроме хозяев, по одному составу представляли Беларусь (ансамбль традиционного джаза "Ренессанс"), Германию (квинтет "Mac Jass"), Латвию ("Dixieland-jazz band" из Даугавпилса) и Польшу ("Kalatowki"). При этом приезд последнего коллектива выглядел настоящей сенсацией, поскольку во главе этого полноценного бэнда стоял сам Збигнев Намысловский. О нем, собственно, позже, а теперь о том, что звучало на этом фестивале.
Итак, внутренности Дома учителя — уютное место с рядами кресел и столиками под навесом. Цены на билеты — очень доступные: максимум 10 литов (около 2,5 доллара). Один из концертов — вообще с бесплатным входом. Свободные места, впрочем, были всегда, но это, похоже, организаторов не волновало. Традиционно отличные звук и свет, транспорт и пиво "Калнапилис" для участников — то есть все было на месте, без роскоши, но по делу.
Первый концерт открыл муниципальный камерный оркестр Св.Кристофера (патрон города) из Вильнюса, с которым пела Нэда (сильная доля на последнем все-таки слоге). Затем работал старейший литовский диксиленд "Alte Kameraden", возникший еще в начале 60-х прошлого века. В то же время практически на всех концертах показалась и молодежь. Было даже такое впечатление, что "Vilnius Band 2002" проводился в первую очередь для молодых: все-таки традиция — это такая штука, через которую обязаны проходить все джазмены. Пускай даже она потом читается ими сугубо по-своему.
Именно так поступил поистине звездный диксиленд под руководством тенориста Даниэлюса Праспаляускаса, в котором выступали Валериус Рамошка (труба), Людас Моцкунас (сопрано), Скирмантас Саснаускас (тромбон), Гинтарас Шулинскас (гитара), Владиславас Борковскис (бас) и Арвидас Вайнюс (ударные). Это было слаженное, отточенное исполнение, отмеченное оригинальным осмыслением традиции и тонким ее синтезом с тем джазом, которым участники ансамбля занимаются вне рамок диксиленда.
Сильное впечатление оставил также биг-бэнд из Каунаса Ромуальдаса Грабштаса. Минчане (про своих обязан сказать особо) играли согласно договоренности 20 минут, но за это время сделали все, чтобы понравиться публике и организаторам навсегда. Во- первых, начали с традиционной белорусской народной темы, что уже было необычно. Во-вторых, все аранжировки у "Ренессанса" — оригинальные, чем коллектив выделялся на общем фоне. В-третьих, был приготовлен сюрприз: в составе минчан в одной из пьес просолировал кларнетист бэнда из Паневежиса Игорь Ш, который в свое время играл именно в "Ренессансе".
Участниками фестиваля были также такие солидные коллективы, как бэнд Литовского радио и телевидения Ярославаса Чехановичюса и Литовский государственный оркестр духовых инструментов "Тримитас".
Наконец, бэнд Збигнева Намысловского. Я не мог не поинтересоваться у знаменитого поляка, почему он вдруг изменил квартету и квинтету, и вот что услышал:
— Несколько лет подряд в Польше проходит "Джаз-кемпинг" в Колотувках, это такая туристическая база в Татрах. Туда съезжается много молодых музыкантов. И мы много уже играли вместе, вместе же делали и аранжировки. Именно там и возникла идея создания биг-бэнда. Я подготовил для него всякие собственные композиции, и таким образом "Колотувки-бэнд" стал фактом. Пока что у нас вообще нет денег, поскольку оркестр не имеет постоянного состава, мы лишь время от времени встречаемся на репетициях, на которые музыканты приезжают из разных мест Польши. А поскольку это совершенно новый проект (всего два концерта в Польше и вот еще два здесь), мы только сейчас занялись поисками спонсоров. Нам уже помогает 3-я программа Польского радио, в студии которого мы вскоре отыграем концерт в живом эфире. Этот концерт уже будет финансироваться одним из банков, и я надеюсь, что наши контакты с этим банком получат продолжение.
Музыка польского бэнда как раз и представляла на фестивале новую традицию. Образно говоря, это был квартет Намысловского в бэндовом варианте, хотя, конечно же, не только это, но с сильным упором именно на композицию. Маэстро, во всяком случае, не был основной фигурой, солировал скорее мало, чем много, и был одним из участников оркестра, который ярко демонстрировал, что такое школа молодого польского джаза. М-да, под такие бэнды да с такими учителями банки и способны раскошеливаться...
Каждый вечер после окончания оркестра здесь же, в ресторане Дома учителя, проходили сейшены, особенностью которых была чуть ли не предварительная запись. Белорусы и здесь не ударили лицом в барабан: Антон Боев, Алексей Леонович показали, что способны ярко играть не только традицию. Поскольку на этих сейшенах, что удивительно, звучал в основном джаз современный. Неудивительно: ученики подрастают и начинают играть не то, чем прославились их учителя.
Добавлю, что концерты фестиваля вела Юрате Кучинскайте — не просто красивая женщина, но и отличный знаток джаза, в чем-то — ученица Людаса Шалтяниса. А еще концерты "Vilnius Band 2002" проходили в стильном пабе, как я понял, при университете, где было также полно молодежи, которая с удовольствием слушала традиционный джаз в живом исполнении.
Подробную информацию о фестивале можно найти на адресе www.vilniusband.e- net.lt
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...