У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в 1994 году и должен был состояться первый фестиваль бэндов и диксилендов.
К сожалению, жизнь внесла свои коррективы. Фестиваль этот был задуман известным пропагандистом и организатором джазовой жизни Людасом Шалтянисом с целью показа того, что делается в области традиционного джаза не только в Литве, что вполне понятно, но и в ближайших странах. Уже была изготовлена атрибутика фестиваля, но неожиданная смерть Людаса нарушила все планы. И лишь в этом году идея получила реальное воплощение: нашлись спонсоры, собралась команда энергичных организаторов (Зита Жепницкиене — директор; Эугениус Ведецкас — арт- директор; Кястутис Вайтиекус — менеджер проекта; Йонас Сакалаускас — исполнительный менеджер), в результате чего три дня в центре старой части Вильнюса звучала бэндовая музыка. Как оказалось — не только традиционная: иногда даже в рамках диксилендовых проектов исполнялась музыка по-настоящему современная.
Итак, на фестиваль "Vilnius Band 2002" приехали музыканты из пяти стран. Кроме хозяев, по одному составу представляли Беларусь (ансамбль традиционного джаза "Ренессанс"), Германию (квинтет "Mac Jass"), Латвию ("Dixieland-jazz band" из Даугавпилса) и Польшу ("Kalatowki"). При этом приезд последнего коллектива выглядел настоящей сенсацией, поскольку во главе этого полноценного бэнда стоял сам Збигнев Намысловский. О нем, собственно, позже, а теперь о том, что звучало на этом фестивале.
Итак, внутренности Дома учителя — уютное место с рядами кресел и столиками под навесом. Цены на билеты — очень доступные: максимум 10 литов (около 2,5 доллара). Один из концертов — вообще с бесплатным входом. Свободные места, впрочем, были всегда, но это, похоже, организаторов не волновало. Традиционно отличные звук и свет, транспорт и пиво "Калнапилис" для участников — то есть все было на месте, без роскоши, но по делу.
Первый концерт открыл муниципальный камерный оркестр Св.Кристофера (патрон города) из Вильнюса, с которым пела Нэда (сильная доля на последнем все-таки слоге). Затем работал старейший литовский диксиленд "Alte Kameraden", возникший еще в начале 60-х прошлого века. В то же время практически на всех концертах показалась и молодежь. Было даже такое впечатление, что "Vilnius Band 2002" проводился в первую очередь для молодых: все-таки традиция — это такая штука, через которую обязаны проходить все джазмены. Пускай даже она потом читается ими сугубо по-своему.
Именно так поступил поистине звездный диксиленд под руководством тенориста Даниэлюса Праспаляускаса, в котором выступали Валериус Рамошка (труба), Людас Моцкунас (сопрано), Скирмантас Саснаускас (тромбон), Гинтарас Шулинскас (гитара), Владиславас Борковскис (бас) и Арвидас Вайнюс (ударные). Это было слаженное, отточенное исполнение, отмеченное оригинальным осмыслением традиции и тонким ее синтезом с тем джазом, которым участники ансамбля занимаются вне рамок диксиленда.
Сильное впечатление оставил также биг-бэнд из Каунаса Ромуальдаса Грабштаса. Минчане (про своих обязан сказать особо) играли согласно договоренности 20 минут, но за это время сделали все, чтобы понравиться публике и организаторам навсегда. Во- первых, начали с традиционной белорусской народной темы, что уже было необычно. Во-вторых, все аранжировки у "Ренессанса" — оригинальные, чем коллектив выделялся на общем фоне. В-третьих, был приготовлен сюрприз: в составе минчан в одной из пьес просолировал кларнетист бэнда из Паневежиса Игорь Ш, который в свое время играл именно в "Ренессансе".
Участниками фестиваля были также такие солидные коллективы, как бэнд Литовского радио и телевидения Ярославаса Чехановичюса и Литовский государственный оркестр духовых инструментов "Тримитас".
Наконец, бэнд Збигнева Намысловского. Я не мог не поинтересоваться у знаменитого поляка, почему он вдруг изменил квартету и квинтету, и вот что услышал:
— Несколько лет подряд в Польше проходит "Джаз-кемпинг" в Колотувках, это такая туристическая база в Татрах. Туда съезжается много молодых музыкантов. И мы много уже играли вместе, вместе же делали и аранжировки. Именно там и возникла идея создания биг-бэнда. Я подготовил для него всякие собственные композиции, и таким образом "Колотувки-бэнд" стал фактом. Пока что у нас вообще нет денег, поскольку оркестр не имеет постоянного состава, мы лишь время от времени встречаемся на репетициях, на которые музыканты приезжают из разных мест Польши. А поскольку это совершенно новый проект (всего два концерта в Польше и вот еще два здесь), мы только сейчас занялись поисками спонсоров. Нам уже помогает 3-я программа Польского радио, в студии которого мы вскоре отыграем концерт в живом эфире. Этот концерт уже будет финансироваться одним из банков, и я надеюсь, что наши контакты с этим банком получат продолжение.
Музыка польского бэнда как раз и представляла на фестивале новую традицию. Образно говоря, это был квартет Намысловского в бэндовом варианте, хотя, конечно же, не только это, но с сильным упором именно на композицию. Маэстро, во всяком случае, не был основной фигурой, солировал скорее мало, чем много, и был одним из участников оркестра, который ярко демонстрировал, что такое школа молодого польского джаза. М-да, под такие бэнды да с такими учителями банки и способны раскошеливаться...
Каждый вечер после окончания оркестра здесь же, в ресторане Дома учителя, проходили сейшены, особенностью которых была чуть ли не предварительная запись. Белорусы и здесь не ударили лицом в барабан: Антон Боев, Алексей Леонович показали, что способны ярко играть не только традицию. Поскольку на этих сейшенах, что удивительно, звучал в основном джаз современный. Неудивительно: ученики подрастают и начинают играть не то, чем прославились их учителя.
Добавлю, что концерты фестиваля вела Юрате Кучинскайте — не просто красивая женщина, но и отличный знаток джаза, в чем-то — ученица Людаса Шалтяниса. А еще концерты "Vilnius Band 2002" проходили в стильном пабе, как я понял, при университете, где было также полно молодежи, которая с удовольствием слушала традиционный джаз в живом исполнении.
Подробную информацию о фестивале можно найти на адресе www.vilniusband.e- net.lt
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...