17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. Пожалуй, это одна из лучших фестивальных площадок в Европе. К тому же на Skeppsholmen расположены три прекрасных музея, в том числе — известнейший Moderna Museet — Museum of Modern Art, вновь открытый в этом году. Все они работали и как концертные площадки.
Часть выступлений проходили на Olympic Stadium (например, концерт Стива Уандера 17 июля) и в Konserthuset (The Concert Hall), три — в Kungstradgarden, несколько джемов в Scandic Continental и в самом популярном джаз-клубе Фэшн.
На шведском фестивале побывал известный джазовый фотограф Павел Корбут. Он не только поделился фотографиями и информацией для журнала Jazz-Квадрат, но и подарил весьма оригинальный буклет. Интересно, что помимо краткой информации о музыкантах и концертах (на шведском языке, по сему о многом мне приходилось только догадываться), имелась несколько раз повторяющаяся пометка: детям до 10 лет вход бесплатный.
J.Q.: Павел! Ты уже пять лет появляешься на этих фестивалях. Чем они отличаются от российских?
Павел Корбут: Прежде всего, они достаточно продолжительные. Прошлый, например, шел 9 дней, потому что был юбилейным — двадцатым. В этом году — чуть поменьше. Открытая площадка располагалась на острове. Там нет никакого жилья, только музеи и учебные заведения. Здесь джаз звучал до часа ночи. Потом все желающие переехали на джемы. На закрытой площадке Konserthuset выступали Ulf Wakenius Quartet, Bobo Stenson Trio, Dave Brubeck Quartet.
В этом году рекордное число слушателей собрал гитарист Van Morrison (в составе саксофонист Martin Winning, трубач Matt Holland, пианист Richard Dunn, гитарист John Edwards, басист David Hayes и барабанщик Robert Trehern — здесь и далее примечания автора). Его концерт собрал порядка 10 тысяч человек Впервые при подходе к концертной площадке на острове спрашивали "лишний билетик". Стояли секьюрити и предупреждали, что при отсутствии билета не стоит надеяться на чудо. Кстати, в 2000 выступал В.В. King и собрал около 8 тысяч человек. Но билеты были в кассах. А тут их разобрали до последнего.
На следующий день 8 тысяч собрало выступление певицы Angle Stone. Это такой, я бы сказал, "припопсованный" соул.
А чем был интересен Моррисон?
Наверное, для такого несметного числа пришедших тем, что исполнял традиционные вещи: стандарты, много блюза. Для сравнения: Дэйв Брубек выступал в зале вместимостью до 2 тысяч человек, и при этом много мест остались свободными.
Были и выступления с элементами шоу. В этом плане особенно отличился Jools Holland R & В Orchestra из Великобритании. Это было настоящее супер-шоу! Вообще, было много ярких выступлений.
Ты к джазовым музыкантам относишься и как фотограф, и как закоренелый джазфэн.
(Со смехом.) Конечно, я джаз очень люблю. Но могу говорить только на уровне чувств и эмоций. Мне, к примеру, очень понравилось выступление Бенни Голсона со шведскими музыкантами (в составе: пианист Antonio Ciacca, басист Christian Spering, барабанщик Petur Ostlund). Мелодические возможности его саксофона просто потрясающи. Играть так в 75 лет!!! Это вообще один из идеологов группы Jazz Messengers (вместе с Артом Блэйки). С 90-х годов он довольно часто появлялся в России, играл с Пономаревым в Ярославле, Новосибирске, Новокузнецке. Я уже не говорю о Москве и Питере. Кстати, Валерий очень часто играет пьесу Голсона I Remember Clifford (посвящение Клиффу Брауну).
Очень интересным было трио Боба Стенсона. Уникальный пианист, в значительной степени повлиявший на развитие фортепианного джаза в Швеции.
Наряду со студией ЕСМ Стенсон давно уже стал символом в истории современного джаза. Вместе они выпустили более 20 релизов. В 1996 году Боб Стенсон записал Reflection с Jon Christensson и Anders Jormin. И не удивительно, что диск завоевал массу наград, в том числе Grammy, Gold Disc журнала Orkter-journalen. Тогда по голосованию Jazz Radio это был рекорд. Запись поставила трио Стенсона в ряд мировых лидеров. А еще через два года музыканты выпустили следующий диск War Orphans, который подтвердил "высокую планку", которой достигли джазмены.
Очень интересным был шведский тромбонист Nils Landgren. Он достаточно известен в Европе, ведет музыкальные программы. В этом году он выпустил диск Funky ABBA. С этой же программой выступил на фестивале. Когда записывал диск, то приглашал одного из музыкантов группы ABBA на консультацию. Отдавая предпочтение фанку, он и группу свою назвал Funk Unit. Сильная группа. Там есть и "свой" Колтрейн, только клавишник и Magnum.
Совершенно уникальный трубач "от Бога" Jon Faddis.
О, я никогда не забуду, как он играл с Диззи Гиллеспи. Это был потрясающий поединок. Сначала Диззи дает развернутое и весьма замысловатое соло с уходом в запредельный верхний регистр. А Фэддис в ответ предлагает свой вариант и еще выше. Джон играл практически со всеми знаменитостями, потом надолго погрузился в студийную работу. К концертной деятельности вернулся где-то лет 20 назад. Но еще он и музыкальный директор Carnegie Hall Jazz Orchestra.
Фэддис был единственным музыкантом, который попросил организаторов допустить к нему всех, кто хотел поговорить или получить автограф. Такое бывает крайне редко. В прошлые годы я как-то там встречал Ренди Бреккера. Мы разговорились, и я спросил, что он думает по поводу встреч со зрителями. Он мне ответил: "Я почти месяц в турне по Европе, измотался до невозможности. Нет никаких сил ни общаться, ни автографы раздавать. Мне бы лишь до постели добраться скорее!"
Фэддису отвели специальное место для встреч, поставили "секьюрити", которые запускали по 2-3 человека. Я тоже поговорил с Джоном и отдал фотографии, которые сделал три года назад. Передал привет и от Валерия Пономарева. Посмеялись вместе. Потому что наше знакомство было самым тесным образом связано с этим именем. Когда при первой встрече Фэддис узнал, что я из России, он сразу сказал: "Не спать".
Это единственное, что он знал на русском. А научился этой фразе он как раз у Пономарева. Во время репетиций тот постоянно повторял ее, стараясь привести музыкантов в активное состояние. Так что и я Фэддиса поприветствовал этой же фразой!
Перед началом выступления Джон, вероятно, решил поздороваться на шведском языке. Спросил что-то у шведского .музыканта, тот ему сказал какую-то фразу. "Repeat once люге, please", — попросил трубач. Тот повторил. Ничего не поняв, Фэддис махнул рукой и :казал просто: "Hello, Stocknolm".
А как сегодня звучит Дейв Брубек. Ему же за 80!
84 года. Он спокойно вышел на сцену, старческой походкой мелкими шажками подошел к роялю. Но когда сел и взял первые аккорды — куда все подевалось. Это было "супер"! И возраст ’улетел" незнамо куда. Эмоции захлестывали весь зрительный зал.
Был ли кто-то совершенно неожиданный?
Певица и слайд-гитаристка Bonnie Raitt. Рыжая и очень эксцентричная. С ней выступал гитарист George Marinelli. Они на пару "зажигали" зал. Это было нечто! Бонни завоевала 9 Гремми за альбом Niick оf Тime. В ее репертуаре и кантри, и фолк, и блюз.
А как ты вообще попал на эти фестивали?
В 97-м или 98-м году, во время очередного визита к брату, который живет в Стокгольме, я попытался выяснить, какие джазовые события проходят в Швеции.
Нашел джаз-клуб Фэшн, jazz-pub, нашел организаторов джаз-фестиваля. Весной в мае отправил запрос с просьбой аккредитоваться, они прислали приглашение, и "колесо закрутилось’ ’. С тех пор я там каждый год.
После своего первого визита ты предоставил фотографии, они куда-то попали...
Естественно, фотографии дал. А вот куда они пошли — не знаю. Но вторая аккредитация была уже без проблем, хотя и надо лишний раз напомнить о себе.
И все же интересно было б узнать судьбу фотографий...
В этом году на концерте Стива Уандэра, который был на стадионе, я встретился с пресс-атташе. Она сказала, что организовала какую-то мою выставку. Знаю, что мой английский не достаточно хорош...
Хотя и лучше, чем шведский!!!
Да, причем, гораздо (смеется). И все же я так и не понял, о какой выставке шла речь. Потсму что для этого необходимы фотографии как минимум 30 на 45. И так бы ничего не понял, если бы не пришел в специальную комнату для прессы. На стене в большой раме висел коллаж из моих фотографий. И подписан "Стокгольм. Джаз-фестиваль 2000. Фотограф Павел Корбут."
Ну это же просто памятник пребыванию г-на Корбута в Швеции!
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...