17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. Пожалуй, это одна из лучших фестивальных площадок в Европе. К тому же на Skeppsholmen расположены три прекрасных музея, в том числе — известнейший Moderna Museet — Museum of Modern Art, вновь открытый в этом году. Все они работали и как концертные площадки.
Часть выступлений проходили на Olympic Stadium (например, концерт Стива Уандера 17 июля) и в Konserthuset (The Concert Hall), три — в Kungstradgarden, несколько джемов в Scandic Continental и в самом популярном джаз-клубе Фэшн.
На шведском фестивале побывал известный джазовый фотограф Павел Корбут. Он не только поделился фотографиями и информацией для журнала Jazz-Квадрат, но и подарил весьма оригинальный буклет. Интересно, что помимо краткой информации о музыкантах и концертах (на шведском языке, по сему о многом мне приходилось только догадываться), имелась несколько раз повторяющаяся пометка: детям до 10 лет вход бесплатный.
J.Q.: Павел! Ты уже пять лет появляешься на этих фестивалях. Чем они отличаются от российских?
Павел Корбут: Прежде всего, они достаточно продолжительные. Прошлый, например, шел 9 дней, потому что был юбилейным — двадцатым. В этом году — чуть поменьше. Открытая площадка располагалась на острове. Там нет никакого жилья, только музеи и учебные заведения. Здесь джаз звучал до часа ночи. Потом все желающие переехали на джемы. На закрытой площадке Konserthuset выступали Ulf Wakenius Quartet, Bobo Stenson Trio, Dave Brubeck Quartet.
В этом году рекордное число слушателей собрал гитарист Van Morrison (в составе саксофонист Martin Winning, трубач Matt Holland, пианист Richard Dunn, гитарист John Edwards, басист David Hayes и барабанщик Robert Trehern — здесь и далее примечания автора). Его концерт собрал порядка 10 тысяч человек Впервые при подходе к концертной площадке на острове спрашивали "лишний билетик". Стояли секьюрити и предупреждали, что при отсутствии билета не стоит надеяться на чудо. Кстати, в 2000 выступал В.В. King и собрал около 8 тысяч человек. Но билеты были в кассах. А тут их разобрали до последнего.
На следующий день 8 тысяч собрало выступление певицы Angle Stone. Это такой, я бы сказал, "припопсованный" соул.
А чем был интересен Моррисон?
Наверное, для такого несметного числа пришедших тем, что исполнял традиционные вещи: стандарты, много блюза. Для сравнения: Дэйв Брубек выступал в зале вместимостью до 2 тысяч человек, и при этом много мест остались свободными.
Были и выступления с элементами шоу. В этом плане особенно отличился Jools Holland R & В Orchestra из Великобритании. Это было настоящее супер-шоу! Вообще, было много ярких выступлений.
Ты к джазовым музыкантам относишься и как фотограф, и как закоренелый джазфэн.
(Со смехом.) Конечно, я джаз очень люблю. Но могу говорить только на уровне чувств и эмоций. Мне, к примеру, очень понравилось выступление Бенни Голсона со шведскими музыкантами (в составе: пианист Antonio Ciacca, басист Christian Spering, барабанщик Petur Ostlund). Мелодические возможности его саксофона просто потрясающи. Играть так в 75 лет!!! Это вообще один из идеологов группы Jazz Messengers (вместе с Артом Блэйки). С 90-х годов он довольно часто появлялся в России, играл с Пономаревым в Ярославле, Новосибирске, Новокузнецке. Я уже не говорю о Москве и Питере. Кстати, Валерий очень часто играет пьесу Голсона I Remember Clifford (посвящение Клиффу Брауну).
Очень интересным было трио Боба Стенсона. Уникальный пианист, в значительной степени повлиявший на развитие фортепианного джаза в Швеции.
Наряду со студией ЕСМ Стенсон давно уже стал символом в истории современного джаза. Вместе они выпустили более 20 релизов. В 1996 году Боб Стенсон записал Reflection с Jon Christensson и Anders Jormin. И не удивительно, что диск завоевал массу наград, в том числе Grammy, Gold Disc журнала Orkter-journalen. Тогда по голосованию Jazz Radio это был рекорд. Запись поставила трио Стенсона в ряд мировых лидеров. А еще через два года музыканты выпустили следующий диск War Orphans, который подтвердил "высокую планку", которой достигли джазмены.
Очень интересным был шведский тромбонист Nils Landgren. Он достаточно известен в Европе, ведет музыкальные программы. В этом году он выпустил диск Funky ABBA. С этой же программой выступил на фестивале. Когда записывал диск, то приглашал одного из музыкантов группы ABBA на консультацию. Отдавая предпочтение фанку, он и группу свою назвал Funk Unit. Сильная группа. Там есть и "свой" Колтрейн, только клавишник и Magnum.
Совершенно уникальный трубач "от Бога" Jon Faddis.
О, я никогда не забуду, как он играл с Диззи Гиллеспи. Это был потрясающий поединок. Сначала Диззи дает развернутое и весьма замысловатое соло с уходом в запредельный верхний регистр. А Фэддис в ответ предлагает свой вариант и еще выше. Джон играл практически со всеми знаменитостями, потом надолго погрузился в студийную работу. К концертной деятельности вернулся где-то лет 20 назад. Но еще он и музыкальный директор Carnegie Hall Jazz Orchestra.
Фэддис был единственным музыкантом, который попросил организаторов допустить к нему всех, кто хотел поговорить или получить автограф. Такое бывает крайне редко. В прошлые годы я как-то там встречал Ренди Бреккера. Мы разговорились, и я спросил, что он думает по поводу встреч со зрителями. Он мне ответил: "Я почти месяц в турне по Европе, измотался до невозможности. Нет никаких сил ни общаться, ни автографы раздавать. Мне бы лишь до постели добраться скорее!"
Фэддису отвели специальное место для встреч, поставили "секьюрити", которые запускали по 2-3 человека. Я тоже поговорил с Джоном и отдал фотографии, которые сделал три года назад. Передал привет и от Валерия Пономарева. Посмеялись вместе. Потому что наше знакомство было самым тесным образом связано с этим именем. Когда при первой встрече Фэддис узнал, что я из России, он сразу сказал: "Не спать".
Это единственное, что он знал на русском. А научился этой фразе он как раз у Пономарева. Во время репетиций тот постоянно повторял ее, стараясь привести музыкантов в активное состояние. Так что и я Фэддиса поприветствовал этой же фразой!
Перед началом выступления Джон, вероятно, решил поздороваться на шведском языке. Спросил что-то у шведского .музыканта, тот ему сказал какую-то фразу. "Repeat once люге, please", — попросил трубач. Тот повторил. Ничего не поняв, Фэддис махнул рукой и :казал просто: "Hello, Stocknolm".
А как сегодня звучит Дейв Брубек. Ему же за 80!
84 года. Он спокойно вышел на сцену, старческой походкой мелкими шажками подошел к роялю. Но когда сел и взял первые аккорды — куда все подевалось. Это было "супер"! И возраст ’улетел" незнамо куда. Эмоции захлестывали весь зрительный зал.
Был ли кто-то совершенно неожиданный?
Певица и слайд-гитаристка Bonnie Raitt. Рыжая и очень эксцентричная. С ней выступал гитарист George Marinelli. Они на пару "зажигали" зал. Это было нечто! Бонни завоевала 9 Гремми за альбом Niick оf Тime. В ее репертуаре и кантри, и фолк, и блюз.
А как ты вообще попал на эти фестивали?
В 97-м или 98-м году, во время очередного визита к брату, который живет в Стокгольме, я попытался выяснить, какие джазовые события проходят в Швеции.
Нашел джаз-клуб Фэшн, jazz-pub, нашел организаторов джаз-фестиваля. Весной в мае отправил запрос с просьбой аккредитоваться, они прислали приглашение, и "колесо закрутилось’ ’. С тех пор я там каждый год.
После своего первого визита ты предоставил фотографии, они куда-то попали...
Естественно, фотографии дал. А вот куда они пошли — не знаю. Но вторая аккредитация была уже без проблем, хотя и надо лишний раз напомнить о себе.
И все же интересно было б узнать судьбу фотографий...
В этом году на концерте Стива Уандэра, который был на стадионе, я встретился с пресс-атташе. Она сказала, что организовала какую-то мою выставку. Знаю, что мой английский не достаточно хорош...
Хотя и лучше, чем шведский!!!
Да, причем, гораздо (смеется). И все же я так и не понял, о какой выставке шла речь. Потсму что для этого необходимы фотографии как минимум 30 на 45. И так бы ничего не понял, если бы не пришел в специальную комнату для прессы. На стене в большой раме висел коллаж из моих фотографий. И подписан "Стокгольм. Джаз-фестиваль 2000. Фотограф Павел Корбут."
Ну это же просто памятник пребыванию г-на Корбута в Швеции!
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...
И вновь любители живой музыки остались довольны: 9, 10, 11 апреля в Тольятти состоялся фестиваль, посвященный не одному стилю, и даже не культовой фигуре, а именно музыкальному инструменту. Какому? Вы догадаетесь, услышав название мероприятия – ...
По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к пианисту и, положив ему руку на ...
Третий международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе-2003" в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного ...
Прошедший в Ярославле "Джаз над Волгой 2003" можно смело заносить в книгу рекордов Гиннеса. Семь дней джаза с 7 вечера и чуть ли не до 7 утра!!! Такого еще в российской практике не было! Весьма представительное и разнообразное джазовое меню состояло ...
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...