Джаз Коктебель 2004 - И будет фестиваль проведен...
28.09.2013
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От последнего удалось избавиться. Мэр города Коктебель Алексей Булыга все это срубил. Но на этом финансовые запасы города (а формально ПГТ) с населением в 2,5 тыс. человек иссякли. А на строительство площади требовалось не больше не меньше 100 тыс. долларов. И деньги нашлись. Не сами, конечно. Журналист Дмитрий Киселев, узнав о трагичной судьбе Коктебеля и дома Волошина, принял решение, изменившее не только судьбу дома-музея, но и всего города. Ему пришла идея проведения джазового фестиваля, посвященного столетию дома Волошина прямо на площади перед домом поэта. Деньги удалось собрать, и теперь имена тех, кто перечислил деньги на строительство площади, увековечены на гранитной плите в центре самой площади. Эти люди — Анатолий Кинах, Петр Порошенко, Игорь Палица, Сергей Тигипко и Сергей Левочкин.
И был проведен джазовый фестиваль, тут же названный ураганным. В нем участвовали выдающиеся музыканты — пианист Владимир Соляник, гитарист-виртуоз Энвер Измайлов, трубач Григорий Немировский. Открывал фестиваль оркестр Черноморского флота России, прибывший из кругосветного похода, под управлением главного дирижера вооруженных сил РФ Виктора Афанасьева, единственного в мире обладателя генеральского фрака. Запомнился ростовский диксилэнд. Всего более ста музыкантов из России и Украины решили поддержать фестиваль и с удовольствием в нем участвовали. Настроение, по словам Дмитрия Киселева, царило торжественное, возвышенное и нарядное. Праздник джаза начинался, как только спадала дневная жара, стихали импровизации и фантазии далеко за полночь. Состоялся даже выездной концерт — музыканты и зрители, погрузившись на прогулочный катер, делились эмоциями и музыкой с волной. Все были счастливы, поскольку ничего подобного в Коктебеле не происходило давно, если не сказать никогда. Закрывал фестиваль блестящий оркестр Крымской милиции. Заметьте, и военные и милиция играли джаз..." Анастасия Юрченко
Решение поехать на фестиваль в Коктебель пришло неожиданно. 80 километров прямо по трассе, и мы с другом Максимом-Ботаником там. Но, обо всем поподробнее.
Коктебель — это поселок городского типа. Главные достопримечательности: гора Кара- Даг, завод марочных вин и коньяков Коктебель, Дом Максимилиана Волошина. По мнению известного русского писателя Виктора Ерофеева, купившего в этих местах дачу: "Коктебель — это название, которое завораживает. Люди не понимают, что это такое, но французское слово "belle" — красивое, оно завораживает всех".
С 15 по 18 июля 2004 года здесь проходил Второй международный фестиваль джаза. Организатором и идеологом данного мероприятия является известный киевский журналист Дмитрий Киселев. Им был предложен лозунг-слоган: "Хватит пухнуть в Турции — жизнь в Коктебеле". Похоже, это подействовало на спонсоров фестиваля.
В качестве места проведения была выбрана площадь на набережной перед домом Максимилиана Волошина. Этого известного поэта "серебряного века" называют неформальным идеологом современного глобализма. К нему в гости приезжали со всей Европы (в 1928 году здесь побывало 600 гостей): поэты и писатели, театралы и художники, иными словами все те, кого называют "богемой". Именно она и организовала в Коктебеле первые нудистские пляжи.
Площадь предварительно привели в надлежащий вид. За гостей и участников фестиваля отвечал арт-директор (он же ведущий) Владимир Соляник—один из самых знаменитых пианистов на всем постсоветском пространстве, преподаватель Киевского высшего музыкального училища имени Р.М. Глиэра и основатель Киев APT Ансамбля.
В этом году в фестивале приняли участие Оркестр МВД Крыма (Симферороль), Оркестр Черноморского флота России (Севастополь), Motion Trio (Польша), Квартет Томаша Шукальского (Польша), Patina (Латвия), Квартет Игоря Бутмана (Москва), Энвер Измайлов и группа Минарет (Крым), Джаз-ансамбль Днiпро (саксофон — Игорь Дьяченко, Киев), Night Groove (солистка Юлия Рома, Киев), Dixie Friends (Ростов), Владимир Лазерсон и группа "Волки и овцы" (Москва), Киев APT Ансамбль Владимира Соляника, Lee Davison (США), City-Jazz (Киев), Трио Мелос (Симферополь) и Геннадий Гутгарц (Киев). Всего было более 100 участников из 8 стран мира. Был проведен перфоманс Геннадия Гутгарца "Живопись в действии!. Художник использовал женское тело для перенесения на холст).
16-го поздно вечеров мы добрались до контрольной точки (Коктебель, конец 2- го дня). Ориентируясь на музыку из центра городка, пробирались сквозь море положительно настроенных людей. Оказавшись у сцены на площади музыку удалось послушать всего 20 минут. И все, второй день завершен! Но даже эти несчастные двадцать минут прояснили, что происходит. На сцене были "Волки и овцы" - московский проект Владимира Лазерсона, не совсем джаз, но его руководитель определяет свою позицию так "Если не я, то кто же будет играть на волынках, бубнах, дудочках и прочем?" Лазерсон — один из лучших волынщиков России, и публика это поняла, начав выплясывать что-то наподобие кельтских танцев.
Ночью было принято решение: проникнуть в Кара-Дагский заповедник с двумя бутылками коньяка и встретить рассвет на горе. Из этой идеи, конечно, мало что получилось, зато была (случайно) обнаружена музыкальная площадка №2: у подножия Кара-Дага находился палаточный городок прессы. В центре его разместился большой шатер, в котором по ночам играли все те, кто вечером "отжигал" внизу на главной площади. Вот это была ТУСОВКА! Я увидел столько интересных и разных людей, но главное — это был ДЖАЗ. В ту ночь джемовали "Волки и овцы" и ростовские Dixie Friends, джемовали так, что два человека реально потеряли сознание, но спасибо ЗАО Коктебель — их быстро привели в чувства. Dixie Friends, одетые по моде 20-х годов прошлого века, т.е. в жилеты, галстуки, лаковые туфли и соломенные шляпы, "зажигали" всю ночь, да так, что целая куча фотографов, журналистов, осветителей, техников и просто хороших людей, совершенно забыв про сон, дружно отплясывали у подножия Кара-Дага.
17-ое июля. День третий. Вечером на сцене традиционного джаза исполнялось 40% от общего количества музыки. 60% принадлежало этно-world music. Полвосьмого, закат, Кара-Даг (на заднем плане), на сцене Григорий Немировский, труба, Германия; Эндрю Артнаутофф, контрабас, США; Алик Фантаев, ударные, Израиль; Владимир Соляник, рояль, Украина. Вся эта международная компания играет безумный, просто умопомрачительный джаз-джем. Внимание! На сцене появляется человек восточной наружности, невысокого роста, одетый в длинное шелковое красное одеяние — это Николай Ооржак, шаман из Тувы. И тут начинается такое... Джаз (в самом что ни на есть чистом его виде) плюс горловое тувинское пение. Все продлилось минут 20-25, но если бы это продолжалось еще столько же, то каждый из видевших (закат солнца, Кара- Даг) и слышавших (джаз, горловое тувинское пение) зрителей впал бы в такой транс, что непременно попал бы в нирвану. Жаль, этого не произошло, а может и к лучшему — не все готовы к такому резкому изменению своего существования.
На сцене в это время темно, много дыма. "Motion Trio" (Польша), — объявляет ведущая Ольга Сенина. Действие набирает ход: на сцене появляются три черных стула, выходят трое мужчин, одетых в черные одеяния и в черных очках... с тремя черными аккордеонами. "Что это было?" — спрашивали потом друг у друга зрители в толпе. А было следующее: музыка извлекалась при помощи трех (черных) аккордеонов плюс электронных примочек. Все вместе это дало эффект БОМБЫ, разорвавшейся в умах слушателей. "Следующая композиция — это саундтрек к компьютерной игре", — так объявил одну из композицией участник коллектива. Звуки были явно неземного происхождения, скорее что-то с другой планеты (Марса, как вариант), а может из всей галактики. Motion Trio — хэдлайнеры 4-го дня. Number One: финальная композиция (выступление трио длилось около полутора часов), ее апогей (музыка непередаваема словами) — сидящий в центре участник трио начинает стучать рукой по микрофону расположенному около него (отличная идея). Слева и справа от него коллеги вовсю наяривают на аккордеонах, а в центре, через каждые 10 секунд, удар по сверхчувствительному микрофону Некоторые зрители аж приседали, я в том числе. Бомба, атомная бомба — вот, что такое Motion Trio...
Пятый (заключительный) день, говорят, был не похож ни на что: Оркестр МВД Крыма (Симферополь), Оркестр Черноморского флота России (Севастополь), но я в это время был уже в пути, далеко от этого прекрасного, вечно молодого, свободного Коктебеля...
Но в следующем году будет 3-ий фестиваль, и я обязательно снова поеду туда слушать музыку в стиле — ДЖЖАЗЗЗЗ!
День четвертый Ох, и тяжкая это работа — передавать словами полученное удовольствие!!! Куда проще было бы сказать "все классно", как это говорили не раз мои собеседники. Но за этим одним словом — стоиттакмного, что я упорно напрягаюсь, пытаясь ...
Сыграй мне джаз, бэби... По свидетельству негритянского пианиста и композитора Кларенса Уильямса до 1916 года слово "джаз" никому не было известно. Но однажды, когда ансамбль Уильямса играл в одном из чикагских баров, какая-то леди подошла к ...
С 7-го по 9-е июня в Анапе прошел III Международный джазовый фестиваль. Напомню, что идея его проведения родилась три года тому назад в разговоре народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.Волкова, художественного ...
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...