Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической музыки". Кроме шуток — на "Что этНо?" выступали только наши бывшие или нынешние соотечественники, но это люди, добившиеся определенных позиций на Западе, выступавшие там, записывавшиеся на Real World (Дживан Гаспарян, "Ашхабад"), ЕСМ (Аркадий Шилклопер) и других.
На протяжении целого дня в московском саду "Эрмитаж" выступали Дживан ГАСПАРЯН, группа "АШХАБАД", Инна ЖЕЛАННАЯ с "Альянсом", трио ШИЛКЛОПЕР-СТАРОСТИН-ВОЛКОВ, гитарист Энвер ИЗМАЙЛОВ, молдавское трио "ТРИГОН", Леонид ФЕДОРОВ и ВОЛКОВ-трио, Алексей АЙГИ и "4-33", русско- кельтский проект "ВОЛКИ И ОВЦЫ", алтаец Болот БАЙРЫШЕВ, группа "НЕТЕ", а также новомодный проект электронщика Алексея Борисова "ВОЛГА". Таким образом, реестр больших московских джаз-, рок- и поп-фестивалей на открытом воздухе пополнился еще одним, получившим гордое имя "Первый московский международный фестиваль этнической музыки "Что этНо?". Оказалось, народную музыку в различных некорневых вариантах (world, world beat, ethnotronic, этно-джаз) можно нынче играть на открытом воздухе при большом количестве народа, заплатившего деньги за вход. Правда, пришлось завершить действо на час раньше, и завершить довольно некрасиво — в тот момент, когда только начали совместное выступление Леонид Федоров, Сергей Старостин и "Волков-трио", на сцену неожиданно поднялся худрук фестиваля Николай Дмитриев и сообщил это пренеприятнейшее известие. Для организаторов явилось сюрпризом, что в Москве нельзя играть музыку на улице после 23.00.
В программе не было явного хедлайнера, звезды world music — Дживан Гаспарян, Инна Желанная, группа "Ашхабад" — были разнесены по времени. Вокалист и исполнитель на народных духовых Сергей Старостин стал "сквозным" участником, сыграв и в своем родном "Альянсе", и с Аркадием Шилклопером, и с "Волков-трио".
Фестиваль открыл экстравагантный гитарист Энвер Измайлов, который умеет изображать на своей гитаре всяческие не характерные для этого инструмента звуки. В этот раз его гитара играла как ансамбль балалаечников.
Довольно бледно, как ни странно, смотрелся экстравагантный горловой певец Болот Байрышев. Выступавший одним из первых, он оказался плохо озвучен, да и зрителей к тому моменту собралось мало. Правда, Болот "отыгрался", исполнив номер с группой "Волга", где его "нечеловеческое" обертоновое пение пришлось очень кстати. "Волга" играет "завернутую" электронику с русским народным вокалом певицы Анжелы Манукян (если и есть на земле "плавильный котел" народов, то это — Москва). Это сейчас называют etnotronic — этника плюс электроника. Не могу судить о "продвинутости" электронной составляющей в их музыке, но это явно не привычный тупой world beat, когда барабанная "бочка" подкладывается под незатейливый народный мотивчик. И получается "прикольно". Современные деятели этнотроники "прикалываться" как раз явно не хотят — они искренне ищут живую и плодотворную, а не оскорбительно-китчевую связь народной и электронной музыки (положительный пример — "риалуорлдовский" альбом People's Colony 1 англо-пакистанского проекта Temple Of Sound & Rizwan-Muazzam). Пользуясь современным инструментарием, деятели этнотроники по ходу дела иногда буквально осуществляют интересный принцип: чтобы голос звучал как инструмент, а инструмент — как голос. Так, например, лидер молдавского "Тригона" Александр Мурзак играл на скрипке через "примочку", на выходе получая протяжный вздох-стон- крик. Так что ухищрения современной умной техники, в общем-то, не особенно противоречат в этом смысле всяким дудочкам с птичьими голосами, на которых играли наши далекие предки. "Тритон" поначалу звучал довольно холодно, но к концу выступления слегка разогрелся, даже явив собравшимся какие-то приколы, типа "Полета шмеля", скрещенного с молдавским "Жаворонком". Басист играл в странной технике — теппингом, но положив бас-гитару на колени.
Минималист Алексей Айги (непонятно какое отношение имеющий к этнике) выступил, как обычно. То есть хорошо. Но — как обычно. Публика танцевала, как на дискотеке. В одной из композиций с характерным пульсирующим, как в диско, басом тромбонист ансамбля "4.33" остроумно напел I Was Made For Lovin' You из репертуара Kiss. Та же "фишка" — играть роковые риффы на народных инструментах — проскочила у безупречного Сергея Старостина, который победил темперацию рожка, продудев "Подмосковные вечера" и — о, боже! — Smoke On The Water. Хорошо, когда такие вещи случаются один раз — это, наверное, весело. Если бы я не слышал то же самое на концерте "Альянса" несколько месяцев назад. Такой "кроссовер" звучит довольно по-дурацки и неуместно, но публика радуется — как же, "наше"! (Примерно также все радуются, когда Бутман играет какую- нибудь детскую песенку'.)
"Ашхабад" поначалу играл как-то спокойно и медитативно, если не сказать салонно. Зал реагировал вяло, но потом лидер и скрипач группы Гасан Мамедов вышел в танцевальный партер, и зал оживился. Но наибольшее внимание и аплодисменты снискал барабанщик "Ашхабада" —дядя в огромной папахе, барабанивший сольно черт-те сколько времени. "Ашхабад" явно перебрал по времени, и Дмитриеву пришлось мягко и интеллигентно согнать со сцены туркменских гостей.
Мэтр мэтров Дживан Гаспарян выступил с зауженным составом — ему аккомпанировали только два дудукиста и какой-то новый барабанщик. Это мало что изменило — звучал Гаспарян, как всегда, романтично-медитативно.
Александр БЕЛЯЕВ, Москва на фото - Сергей Старостин
Нет уже ничего удивительного в том, что этот фестиваль "продается" еще за несколько дней до начала. На сей раз опоздавшие приобрести билеты могли рассчитывать лишь на входные да на место в фойе Центра культуры, где все концерты транслировались на ...
В пяти городах России — Москве, Ростове-на-Дону, Уфе, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге — прошел очередной, ставший уже традиционным, блюзовый фестиваль. На этот раз, в связи с ограничением на рекламу пива на территории Российской Федерации, ...
Если джаз в России с недавних пор ассоциируется с коньяком Хеннесси (я имею в виду ежегодный "Hennessy"-Typ Игоря Бутмана с кем-нибудь из джаз-звезд), то блюз — с пивом Эфес Пилзнер. В 2002 году прошел 13 традиционный Efes Pilsener Blues Festival. ...
22 октября в Варшаве стартует JVC Jazz Festival Warsaw' 2004: напомним, что прошлогодний фестиваль (под титулом JVC Jazz Jamboree) был назван читателями авторитетного журнала Jazz Forum лучшим джазовым фестивалем года. У нынешнего JVC Jazz Festival ...
Это было 44-е издание фестиваля. Два последних года организацией и концепцией занимается Мариуш Адамяк, пожалуй, самый известный аниматор джазовой жизни польской столицы. Благодаря ему фестиваль получил второе дыхание. Основные концерты проходили ...
Следует сразу же признать, что фестиваль Noc bluesowa, который ежегодно проходит в последнюю неделю мая в польском городке Рава Мазовецка, стал для исполнителей блюза из Беларуси своеобразной отдушиной. Дебютанты получили шанс не только показаться ...
На блюзовый фестиваль в норвежском городе Нутодден в 2002 году я отправился уже в четвертый раз. Все началось с того, что не попав в 98-м на знаменитый джаз-фестиваль в Монтре, известный своей разностилистической программой, я не оставил попыток ...
Junior Watson Band С половины концерта Омунда Морюда, продолжавшегося потом до глубокой ночи (более Зх часов подряд), мы с Джонасом вынуждено сбежали только по одной возможной в такой ситуации причине: через улицу начинался тот единственный ...
Недавно прошел очередной блюзовый фестиваль в нюрвежском ороде Нотоддене — "ДК" в одном из прошлых номеров уже освещал события прошлогоднего феста. Честно говоря, мне казалось, что в этом году большой статьи у меня не получится по разным ...
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...