Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической музыки". Кроме шуток — на "Что этНо?" выступали только наши бывшие или нынешние соотечественники, но это люди, добившиеся определенных позиций на Западе, выступавшие там, записывавшиеся на Real World (Дживан Гаспарян, "Ашхабад"), ЕСМ (Аркадий Шилклопер) и других.
На протяжении целого дня в московском саду "Эрмитаж" выступали Дживан ГАСПАРЯН, группа "АШХАБАД", Инна ЖЕЛАННАЯ с "Альянсом", трио ШИЛКЛОПЕР-СТАРОСТИН-ВОЛКОВ, гитарист Энвер ИЗМАЙЛОВ, молдавское трио "ТРИГОН", Леонид ФЕДОРОВ и ВОЛКОВ-трио, Алексей АЙГИ и "4-33", русско- кельтский проект "ВОЛКИ И ОВЦЫ", алтаец Болот БАЙРЫШЕВ, группа "НЕТЕ", а также новомодный проект электронщика Алексея Борисова "ВОЛГА". Таким образом, реестр больших московских джаз-, рок- и поп-фестивалей на открытом воздухе пополнился еще одним, получившим гордое имя "Первый московский международный фестиваль этнической музыки "Что этНо?". Оказалось, народную музыку в различных некорневых вариантах (world, world beat, ethnotronic, этно-джаз) можно нынче играть на открытом воздухе при большом количестве народа, заплатившего деньги за вход. Правда, пришлось завершить действо на час раньше, и завершить довольно некрасиво — в тот момент, когда только начали совместное выступление Леонид Федоров, Сергей Старостин и "Волков-трио", на сцену неожиданно поднялся худрук фестиваля Николай Дмитриев и сообщил это пренеприятнейшее известие. Для организаторов явилось сюрпризом, что в Москве нельзя играть музыку на улице после 23.00.
В программе не было явного хедлайнера, звезды world music — Дживан Гаспарян, Инна Желанная, группа "Ашхабад" — были разнесены по времени. Вокалист и исполнитель на народных духовых Сергей Старостин стал "сквозным" участником, сыграв и в своем родном "Альянсе", и с Аркадием Шилклопером, и с "Волков-трио".
Фестиваль открыл экстравагантный гитарист Энвер Измайлов, который умеет изображать на своей гитаре всяческие не характерные для этого инструмента звуки. В этот раз его гитара играла как ансамбль балалаечников.
Довольно бледно, как ни странно, смотрелся экстравагантный горловой певец Болот Байрышев. Выступавший одним из первых, он оказался плохо озвучен, да и зрителей к тому моменту собралось мало. Правда, Болот "отыгрался", исполнив номер с группой "Волга", где его "нечеловеческое" обертоновое пение пришлось очень кстати. "Волга" играет "завернутую" электронику с русским народным вокалом певицы Анжелы Манукян (если и есть на земле "плавильный котел" народов, то это — Москва). Это сейчас называют etnotronic — этника плюс электроника. Не могу судить о "продвинутости" электронной составляющей в их музыке, но это явно не привычный тупой world beat, когда барабанная "бочка" подкладывается под незатейливый народный мотивчик. И получается "прикольно". Современные деятели этнотроники "прикалываться" как раз явно не хотят — они искренне ищут живую и плодотворную, а не оскорбительно-китчевую связь народной и электронной музыки (положительный пример — "риалуорлдовский" альбом People's Colony 1 англо-пакистанского проекта Temple Of Sound & Rizwan-Muazzam). Пользуясь современным инструментарием, деятели этнотроники по ходу дела иногда буквально осуществляют интересный принцип: чтобы голос звучал как инструмент, а инструмент — как голос. Так, например, лидер молдавского "Тригона" Александр Мурзак играл на скрипке через "примочку", на выходе получая протяжный вздох-стон- крик. Так что ухищрения современной умной техники, в общем-то, не особенно противоречат в этом смысле всяким дудочкам с птичьими голосами, на которых играли наши далекие предки. "Тритон" поначалу звучал довольно холодно, но к концу выступления слегка разогрелся, даже явив собравшимся какие-то приколы, типа "Полета шмеля", скрещенного с молдавским "Жаворонком". Басист играл в странной технике — теппингом, но положив бас-гитару на колени.
Минималист Алексей Айги (непонятно какое отношение имеющий к этнике) выступил, как обычно. То есть хорошо. Но — как обычно. Публика танцевала, как на дискотеке. В одной из композиций с характерным пульсирующим, как в диско, басом тромбонист ансамбля "4.33" остроумно напел I Was Made For Lovin' You из репертуара Kiss. Та же "фишка" — играть роковые риффы на народных инструментах — проскочила у безупречного Сергея Старостина, который победил темперацию рожка, продудев "Подмосковные вечера" и — о, боже! — Smoke On The Water. Хорошо, когда такие вещи случаются один раз — это, наверное, весело. Если бы я не слышал то же самое на концерте "Альянса" несколько месяцев назад. Такой "кроссовер" звучит довольно по-дурацки и неуместно, но публика радуется — как же, "наше"! (Примерно также все радуются, когда Бутман играет какую- нибудь детскую песенку'.)
"Ашхабад" поначалу играл как-то спокойно и медитативно, если не сказать салонно. Зал реагировал вяло, но потом лидер и скрипач группы Гасан Мамедов вышел в танцевальный партер, и зал оживился. Но наибольшее внимание и аплодисменты снискал барабанщик "Ашхабада" —дядя в огромной папахе, барабанивший сольно черт-те сколько времени. "Ашхабад" явно перебрал по времени, и Дмитриеву пришлось мягко и интеллигентно согнать со сцены туркменских гостей.
Мэтр мэтров Дживан Гаспарян выступил с зауженным составом — ему аккомпанировали только два дудукиста и какой-то новый барабанщик. Это мало что изменило — звучал Гаспарян, как всегда, романтично-медитативно.
Александр БЕЛЯЕВ, Москва на фото - Сергей Старостин
Союз Нерушимый может быть джазовым и даже евро В Петрозаводске прошел традиционный фестиваль джазовой музыки "Звезды и мы". В самом его названии, (первый состоялся почти 20 лет назад, в середине 80-х), было заложено не только, в хорошем смысле, ...
Фестиваль "Альтернатива" впервые был организован замечательным московским пианистом и клавесинистом, первым пропагандистом и исполнителем новой музыки в СССР Алексеем Любимовым в 1988. Первая "Альтернатива", кажется "Альтернатива-?" проходила в ...
"Ах, что такое движется там…?!" (Леонид Утесов, "Пароход") Еще Леонид Осипович Утесов высказывал предположение, что один из видов джаза - диксиленд - зародился в конце XIX века на одесских свадьбах и уж потом "неизвестно каким евреем" был завезен в ...
В июле более 70 тысяч знатоков и любители джаза со всего мира ежегодно съезжаются в Гаагу на Джазовый фестиваль Северного моря – самый большой и самый престижный фестиваль джаза в закрытом помещении. Уже 29 лет они знают, что здесь в течение трех ...
5 декабря большим воскресным концертом польско-американского дуэта -- пианиста Брэда Мельдау (Brad Mehldau) и контрабасиста Дариуша Олешкевича -- завершился в польском Калише 31-ый Международный фестиваль джазовых пианистов. Фестиваль в Калише -- ...
У "Каунас Джаза" есть своя забавная традиция: после каждого фестиваля его продюсер Йонас Ючас, обхватив голову руками, в сердцах произносит свою коронную фразу: "No more jazz!". Это значит, что в следующем году "Каунас Джазу" снова быть… С такой же ...
В Гааге открылся 29-й джазовый фестиваль Северного моря - самый большой в мире фестиваль джазовой музыки в закрытом помещении. В течение трех дней в 15 залах Нидерландского конгресс-центра одновременно выступят ведущие мировые мастера джаза. Всего ...
Ежегодный международный фестиваль Vilnius Jazz, целиком и полностью посвященный авангардному джазу признается крупнейшим в Восточной Европе новоджазовым форумом. Бессменный продюсер и идеолог вильнюсского фестиваля Антанас Густис не собирается ...
Это не критическое обозрение, это чувства и впечатления, вызванные посещением 2 концертов, "выплеснутые" на бумагу и представленные на снисходительный суд читателей. Днепропетровск посетила муза. У нее было как минимум три горла и четыре руки. В ...
Немного секса в большом городе Что такое фламенко, у нас знают все. Любимая музыка диктатора Франко, страстный красивый танец. Что такое испанский джаз, знают только знатоки. Первый российско-испанский джазовый фестиваль восполнил этот пробел. На ...
21 июня в Минске состоялся концерт участников международного фестиваля "Клезмер Фест 2004", проводившегося в Петербурге в этом году уже в восьмой раз. Впервые, совершая послефестивальное турне, клезмеры из разных стран приехали и в Беларусь. 20 июня ...
26-28 марта 2004 года в московском доме композиторов прошел 1-й Московский фестиваль «ВСЕ ЗВЕЗДЫ ДЖАЗА». По словам организатора и вдохновителя джаз-события народного артиста России Анатолия Кролла, в нем приняли участие только самые лучшие силы ...