Поинтересуйтесь у кого угодно, и получите в ответ: Эрик Бердон — это The Animals, а The Animals — это песня House Of The Rising Sun, и все вместе - легенда и светоч, а про остальное и говорить не стоит, ибо оно в звонких контурах легенды не просматривается. Меломаны постарше да поопытнее будут перебирать в узловатых пальцах сольную карьеру Бердона, дела джазовые и блюзовые, встречи с удивительными людьми ("Он играл с самим N!") Но все равно: главное — это Animals, конечно. Ну, Дом еще. И название для статьи круглое и со слезой, как сыр — "Дом, который построил Эрик". То есть, песня про Дом восходящего солнца — каламбур и красивое название. Спорим, половина статей про Бердона в уважаемых рокерских журналах именно так и называется? А ведь Бердон, между прочим, построил еще немало удивительных домов, с башнями, подвалами и стеклянными лифтами. Самый недавний — My Secret Life — еще даже плющом не поросший и котами не обжитый. И повод дал интервью, естественно.
Правда, у меня был свой повод, достаточно мстительный. Несколько лет назад к нам в Минск приезжала странная группа под названием Animals II. Правда, на афише было написано просто Animals, это понятно. Там играло, кажется, два человека из оригинального состава группы (в изменчивые 60- е, разумеется, составов было много, но все были чертовски оригинальны!), эффектный Хилтон Валентайн, плюс колоритный молодой солист и еще какой-то яркий блюзовый народ. Для аккредитации на этот парк юрского периода нужно было написать красивую статью о группе. Юное сердце плеснуло вербальным адреналином — цветастая, как обложка "Сержанта", и кучерявая, как прическа Хендрикса, статья лучилась позитивом, но организаторы устроили мне телефонный скандал и даже не хотели аккредитовывать.
"Какие тупые журналисты, просто слов нет! — орала телефонная трубка — Вообще ничего не знают, в музыке не разбираются, сил нет никаких! Что за бред вы пишете—’Бердон записывает альбомы, много гастролирует, но к нынешнему составу группы никакого отношения не имеет"! Эрик Бердон, если у вас не хватило мозгов посмотреть где-нибудь информацию, четыре года назад умер в наркотической клинике в Сан-Франциско! А вы что написали!?"
Мне стало ужасно стыдно — я долго извинялась, признала бездну ошибок, и даже как-то таки выбила аккредитацию на концерт. Концерт, кстати, был ничего себе — классный, мощный, ритм-н-блюзовый. Но все равно осадочек остался. И тут — интервью с Бердоном! Я, конечно, подозревала, что он жив и здоров, но все равно отметила про себя, что это — еще и возможность наябедничать. Но не сразу, конечно. Надо вначале присмотреться.
...Присматриваться к Бердону долго не пришлось— в телефоне он оказался дядькой крепким, деликатно подтрунивающим над чем попало и знаюшим себе цену. С медленным скрипучим голосом и демонстративно мудрыми интонациями. А еще он иногда ругался как настоящий панк. Наверное, для того, чтобы разрушить этот мученический ореол старенькой рок-легенды, которая обязана трогательно воспоминать, шамкать кислотными мозгами и трясти звездной пылью. Никакой пыли — этот "да какой из меня динозавр?", только что записавший альбом душевнейшего черного блюза, всеми способами доказывает, что он — живее всех.
Вы совсем недавно находились в турне, как я понимаю? Или "промо-тур" это не совсем концертная штука?
Да, на самом деле это не совсем традиционное рок-н- ролльное турне. Это даже хорошо, потому что я не устал ни капельки. Можно сказать, я просто путешествовал по Германии для промоушена книги "Моя тайная жизнь", которая только что опубликована на немецком языке. Состав был минимальный: я путешествовал всего лишь с одним музыкантом. Читал аудитории отрывки из книги. И пел песни — немного, полдюжины песен максимум. А в основном отвечал на вопросы, жал всем руки и книжки подписывал.
На ваши шоу больше приходит людей вашего поколения, фанатов Animals, или — молодая поросль?
А по-разному. Когда я делаю обычную рок-н-рольную музыку, на концерты много молодежи приходит. А когда дело касается книги, там приходят люди уже за 40-50 лет, потому что всякая внутренняя жизнь им больше интересна.
Ваш альбом "Тайная жизнь" весь проникнут какими-то аллюзиями и воспоминаниями. Вы хотели записать что-то ностальгичное?
Мне уже кто-то говорил, что я стал ностальгичным. Гм-гм-гм. Сложный вопрос. А каково определение ностальгии вообще? И чем она отличается от обычной здоровой ретроспекции? Я не совсем уверен. Для меня ностальгия всегда означала коннотацию вещей из прошлого, которые сейчас уже нельзя использовать никаким образом. Обращение к тому, что утратило свою пользу и не может ничего тебе дать. Но... ведь история
— это другое. История для меня — это то, что необходимо исследовать, и то, во что можно заглядывать. Потому что из истории можно многому научиться. В мире нет ничего такого, что бы уже не происходило когда- нибудь. Ничего нового.
При написании книги, не было ли у вас противоречий? Ведь прошлое меняется в зависимости от угла зрения. Человек становится более мудрым, меняется и вдруг обнаруживает, что видит свое прошлое совершенно не таким, каким оно казалось в момент его актуализации. Поэтому любой человек, пишущий подобную книгу, постоянно стоит перед проблемой выбора.
Нет. Я был достаточно безумен. И сейчас вроде как такой же. Самым трудным были технические вещи — то, что мне надо было совмещать писательство с работой. Приходилось писать, когда я был в турах, в автобусах. На клочках бумаги, на салфетках Дома переписывал. А потом давал редактору, и уже он это тоже переписывал. А потом он мне все возвращал и заставлял опять переделывать. Вообще, редактор мне здорово помог. Он учил меня тому, какие вещи нужно в себе развивать, как мыслить при написании — а сам процесс был очень увлекательным, это было как написание детектива. Захватывающее исследование. Пугающее даже. Прикинь, писать книгу о самом себе — это как внезапно обнаружить труп посреди комнаты! То есть тебе необходимо: не испугаться трупа, во-первых; потом выяснить, кто подложил этот труп в комнату. И так далее: чей вообще труп, имя-фамилия трупа, как долго он здесь пролежал, давно ли он умер, каким образом его замочили и за что, кто убийца и так далее. Это, наверное, патологически выглядит, но лично у меня такой взгляд на то, как надо писать книги.
Неплохо
Да, и еще - а потом надо вдохнуть в это жизнь, то есть вот в этот самый труп. Что интереснее всего.
Источники вашего вдохновения — личная история? Судя по альбому, это так и есть.
Скорей, личное, но пропущенное через что-то общее. Это о людях. О человечестве вообще. Как люди делают друг другу плохие вещи и хорошие. Лучшее, что ты можешь сделать как музыкант, это чтобы люди переживали твое шоу как что-то личное, как какой-то серьезный опыт, и если на следующий день они помнят, что на концерте было сказано, и что за музыка была спета, значит, я сделал свою работу хорошо. Если они помнят этот концерта через неделю, то я сделал просто великую работу Если они помнят тебя несколько месяцев или вообще годы, и снова приходят на твой концерт, чтобы испытать те же ощущения, то это и есть успех.
Ваша карьера действительно огромна. Когда читаешь статьи о вашей жизни, критики обычно делят ее на периоды — к примеру, период Animals, период War, период Eric Burdon Band, соло-альбомов и так далее. Делите ли вы свою карьеру на подобные периоды и вообще, как вы сами смотрите на свою жизнь?
Это постоянно происходящая и поэтому вечно незаконченная работа. Иногда я чувствую, что ничего не знаю об этом. Постоянно все переоцениваю. Если буду оценивать свою жизнь на данный момент, то наверняка выяснится, что сейчас у меня гораздо больше комфорта. Концерты — это очень легкая и приятная штука, когда ты в хорошем настроении. Турне — это еще веселее, ведь получается, что я путешествую по миру, и мне еще платят за это! А разницу во временах осознаю только через мелкие предметы. К примеру, раньше никуда не выходил без книги, постоянно надо было читать что-нибудь. Сейчас никуда не отправляюсь без DVD, чтобы в пути было что посмотреть. Сейчас больше пишу и больше планирую каждую деталь своей жизни, потому что очень боюсь тратить время зря. Раньше я так не смотрел на жизнь. Так что если периоды и есть — то это не связано с группами, в которых играл, а связано с меняющимися взглядами на время и себя самого. Я сейчас очень сконцентрирован: это как быть военным, постоянно начеку.
Иногда кажется, что в наше время все "классические" рок-музыканты идут, как правило, одним из трех путей. Либо они играют то же что и всегда (Who, Rolling Stones), либо постоянно меняются вне зависимости от моды (Jethro Tull), либо экспериментируют со всеми новыми стилями (как Джефф Бек, к примеру). Какой из этих способов более близок вам?
Я не имею права отвечать на этот вопрос. Ответить на него может любой человек, который достаточно внимательно послушал мой последний диск. Как он решит, так оно на самом деле и есть. Даже если мнения разные—все они правильные. А я не могу оценивать свое творчество объективно и делать заявления о том, двигаюсь ли вперед или стою на месте. Так что вопрос остается без ответа. Можешь вставить сюда свою собственную рецензию на альбом.
А какую музыку вы слушаете?
Я слушаю world beat. В основном эту музыку и все. Она мне больше всего нравится на этот момент. Это даже можно частично отнести к предыдущему вопросу, потому что именно этот стиль я стараюсь как-то развивать, работая со своей группой.
Так, а молодые всякие группы...
Я их не слушаю.
Принципиально? Мол, ничего нового уже создать нельзя...
Нет! Я уверен, что много талантливых ребят делают толковые вещи. Не скажу, что новые. Но это все потому, что я вообще не верю в новое. Мне кажется, ничего нового нет и быть не может. Но хорошую музыку много кто делает. Просто я ее не слушаю, и все. Мне хватает другой хорошей музыки.
Ничего нового быть не может — в музыке или вообще?
Вообще, конечно. Это очень серьезная позиция. Ну, ты посмотри — написать ничего нового точно нельзя. Да все сюжеты мировой литературы на самом деле собраны и записаны еще Шекспиром! К примеру, если взять его пьесу и переделать на современный лад — это же будет сверхактуально, это будет модным и ужасно новым! В общем, каким-то похожим образом современная культура и развивается, а что делать. И с музыкой то же самое. Поэтому классика никогда не исчезнет, да и источники вдохновения для всех одинаковые. Все повторяется, и все начинается заново. И эти вечные и уникальные истории — везде. В каждом звуке — история. Каждый человек — целая история, и каждая мелочь — это целая песня. По- моему, это очень мило. Каждый из нас—звезда. И каждый носит внутри себя целую книгу. Напишет он ее или нет — это другой вопрос. К сожалению, многие не успевают или не догадываются это сделать — они слишком заняты вещами, не имеющими к ним никакого отношения. Они порабощены работой, телевидением и так далее.
В своих интервью и воспоминаниях вы очень много говорите о Джими Хендриксе, о своей дружбе с ним и о том, как он на вас повлиял. А были ли еще у вас герои, люди, которые на вас повлияли или просто вас впечатлили?
О, много было людей. Очень много. Возможно, нет смысла тебе о них говорить — ты все равно их не знаешь. Ну, из известных — Нейл Янг, к примеру. Если говорить о совсем недавних влияниях—тебе же это было интересно, про молодые группы — то это музыканты из группы Calexico. Знаешь такую?
Знаю, но не слушала еще.
Плохо. Ты обязана. Прямо сейчас должна пойти и разыскать диск, много дисков этой группы. Это великая группа, (диктует название группы и альбомов по буквам — Т.З.). Обещаешь найти и послушать?
(Озадаченно.) Хорошо.
Замечательно. Я думаю, что они — лучшие из молодого поколения музыкантов. Их очень любят в Европе, и почти не знают в Штатах. Поскольку они еще молоды, о них, наверное, знают не все, вот как ты. Но это плохо, что не знают. Так что займись этим. Они играют смесь рок-н-ролла, кантри-вестерна, джаза, электроники и еще черт знает чего. У них в составе группы два трубача. Очень эмоциональная музыка, очень классная.
Музыка как она есть сейчас и музыка тогда, в 60-е, когда вы начинали: самое главное различие, по вашему мнению?...
В 60-е почти все музыкальные отношения строились на доверии. Все друг другу доверяли, и, в принципе, никто не обламывался. Правда,у нас был девиз "Никогда не доверяй никому старше тридцати", но это мелочи. Сейчас все не так, но до сих пор я верю в то, что в музыке ничего нельзя сделать без доверия. А так мало что изменилось. То, что мы делали тогда, так или иначе повлияло на все, что происходит сейчас. Мы верили, что можем изменить мир. Ну, и мы его изменили, собственно говоря. Иначе мы с тобой не разговаривали бы сейчас об этом по телефону, находясь в разных точках планеты. Если бы у нас не было общего бэкграунда, мы, люди из разных стран и культур, не могли бы разговаривать про рок-музыку.
(Чувствую себя готовой задать долгожданный провокационный вопрос.) И все таки интересно: что вы думаете по поводу группы Animals II? Я не знаю, как у них сейчас дела, но вроде как они еще пару лет назад успешно гастролировали по Европе, а еще раньше давали множество концертов в России и Беларуси — с Джоном Стилом, Хилтоном Валентайном и остальными "приглашенными" участниками, не имеющими отношения к группе. Вам разве безразлично, что они поют ваши песни и зарабатывают на этом и на ностальгии поклонников?
Могу только сказать, что с нетерпением жду того дня, когда смогу приехать в Россию и kick some ass, как говорят у нас в Америке. Иными словами, показать тем, кто ходил на концерты той группы, что такое НАСТОЯЩИЙ рок-н-ролл Живой и не нафталиновый. От которого крышу рвет. И пусть они сами решают, кто из нас более настоящий.
Да, с этим связана одна милая история (рассказываю уже упомянутую историю с аккредитацией на концерт, которую мне не желали давать, мотивируя это нераскрытой темой трагической смерти Эрика Бердона от некачественного героина). Как вы относитесь к подобным слухам и историям?
(Невозмутимо.) Недавно я заказал себе эксклюзивную футболку Специально для выхода в свет. На ней написано, прости за нецензурщину: Fuck me, I thought he was dead!!! (что-то типа: "...Твою мать, я думал, что он умер!"). Потом пришлось целую партию таких фугболок сделать. Насколько я помню, ни один из элементов одежды с моим изображением так круто не продавался, ха-ха. И во вторых, как уже говорил, не могу дождаться момента, когда наконец-то доберусь до вас. Чтобы вы увидели, как замечательно зажигают на сцене некоторые мертвецы. Потому что мои корни все равно— Animals, мой вокал до сих пор — такой же мощный, как в те времена, даже круче, но в отличие от ТОЙ группы, моя музыка не стоит на месте, а являет собой что- то новое и динамичное, с актуальными элементами. Думаю, слушать Эрика Бердона в 2004 году намного интереснее, чем слушать какие-то трибьюты 60- м Я вовсе не собираюсь ничего плохого делать с людьми, которые притворяются... мной. И которые распространяют слухи о моей смерти. Пусть себе играют где хотят и что хотят. Все, чего я хочу — это дождаться того момента, когда смогу развеять впечатления о них настоящим концертом настоящего Бердона.
Вообще вы не расстраивайтесь. У нас такая примета есть: если человека вдруг случайно объявили мертвым, это значит, что он будет жить долго-предолго.
Ха-ха-ха! Круто! Значит, я могу приехать вместе с Мелом Гибсоном!
Тут сотрудники редакции дружно кричат: "Передай ему, пусть живет вечно!"
Спасибо, передай им, что я так и сделаю. Очень весело с вами разговаривать. У тебя есть еще вопросы?
(Смущенно.) Тут редактор журнала Джаз-Квадрат просил... У нас одно издательство, понимаете... В общем, он списочек вопросов мне дал... Вы не против?
Ну нет.
Гм. Хорошо. Первый вопрос: какую роль в творчестве группы Animals сыграл Georgio Gomelski, и что вы думаете об этом человеке, которого называют "легендой британского рок-н- ролла"?
Жора Гомельский? Он должен мне столько, что ему в жизни не расплатиться! Он обязан мне всей своей судьбой! Я записывал с ним альбомы, и не получил за это ни копейки! Ничего от него не получил. Это прямо РАСПУТИН какой-то! (злобным рычащим голосом). Кошмарный тип.
Здорово!
Здорово? Давай еще вопросы.
Проект War — это ваше сознательное стремление к поиску новых форм и направлений в музыке, либо результат случайного знакомства с продюсером Джерри Гольстейном?
Скажем так: я был обречен играть в "черной" группе, потому что мне было жизненно необходимо исследовать корни негритянской музыки для того, чтобы делать что-то свое. Я встретил ребят из War, когда они играли в маленьких клубах, в Лос Анджелесе, и подумал, что группа очень талантлива. Поэтому мы играли и выступали вместе на протяжении двух лет и записали два прекрасных альбома. Это было прекрасное время, но оно больше никогда не повторится. Благодаря Джерри Гольстейну. Потому что название War теперь принадлежит ему.
А сейчас вы общаетесь с бывшими участниками War?
Ну... да. От случая к случаю, не слишком часто. Одного из бывших коллег я встретил буквально неделю назад.
Так, дальше. Знаете ли вы что-либо о нынешней жизни и творчестве Оскара Ли — того гармошечника, которого признавали гениальным?
С этим парнем я встречался буквально на днях.
И что? Чем он занимается?
Он бизнесмен. Весьма успешный. Он связался со мной по бизнес-вопросу. Спросил, не против ли я того, чтобы мой голос использовался в какой-то новой модели автоответчика. На этом можно заработать, сказал он. Денег мне предложил. Я ответил ему: "Иди и трахни сам себя". Вот, в общем- то, и все о гениальном гармошечнике Оскаре Ли.
(Со смехом.) Я так понимаю, музицировать вместе вы уже вряд ли будете!
Я бы этого и не очень хотел. Не люблю reunions, я против воссоединений. Не люблю возвращаться или смотреть в прошлое. Хочу идти вперед, быстро вперед, а не назад. Поэтому так люблю кататься на мотоцикле.
Один критик назвал вас "величайшим негрофилом рок-н-ролла", вы с ним согласны?
"Негрофил?" "Негрофил", "негрофил"... (задумчиво). Какое странное слово. В смысле, что мне нравится черная музыка? Гм. Подожди, а что за вопрос был, повтори. Согласен ли? Да не знаю (заинтересованно, в духе "а вот кому бы морду набить" — Т.З.) А кто, кто это написал, что это за критик так написал?
Да не знаю я! Это не мои вопросы, а редактора Джаз-Квадрата!
А, вот в чем дело. Ну, скажи ему, что я так не думаю. Некоторые говорят, что я пою "черным" голосом. Это все ерунда, потому что пою голосом своим собственным.
Вы работали во множестве разных стилей. Нашли ли вы среди них наиболее близкий вам лично?
Нашел ли я себя? Ну да, во всем, что играл, находил себя. Хотя это зависит не от стиля, в котором играю, а от реакции аудитории на то, что я делаю.
Что выдумаете по поводу ситуации в нынешнем музыкальном бизнесе? Легко ли сейчас музыканту оставаться креативным и делать то, что ему нравится, не обращая внимания на требования продюсеров и рынка?
Ну да, это проблема, когда ты делаешь то, что тебе нравится, идешь с записью к продюсеру, а он начинает пробовать тебя контролировать. Причем при помощи денег. Просто надо забить на деньги и заниматься своим делом. Все равно деньги имеют привычку быстро исчезать. А талант, если это настоящий талант, все равно кто-нибудь заметит, разве не так?
Этот вопрос уже от меня лично. Странно, что многие считают вас всего л и ш ь частью Animals и челове- ком-который-написал-ту- самую-песню? Это вас не раздражает?
Да нет. Не раздражает. До тех пор, пока я говорю все, что мне хочется, при помощи своей музыки, люди тоже вправе говорить и думать обо мне все, что им угодно. Вообще мне кажется, что мнение обо мне в разных странах зависит от того, чем я им там запомнился, В Германии, к примеру, все говорят со мной в основном о проекте War (мы же там очень много выступали), а в Штатах все говорят только про Animals. А в Англии вообще не знают, о чем со мной разговаривать и кто я такой, потому что там я не работал уже лет 20-25. А в России вообще никогда не занимался музыкой: поэтому даже не представляю, как здесь можно меня воспринимать и за кого меня чаще всего принимают. Как я говорил уже, дождитесь моего приезда и только тогда делайте вьводы. Вообще это ужасно весело восстать из мертвых! (Смеется)
И последний вопрос: Вы многого достигли, это понятно. Чем из достигнутого вы гордитесь больше всего?
Тем, что я все еще жив, разумеется. И тем, что мой голос с годами становится все сильнее, становится более зрелым.
Ну, тогда никаких больше вопросов! Приятно было с вами поговорить и спасибо вам за все.
Вам тоже спасибо, надеюсь, скоро увидимся. Всего хорошего, tovarisch!
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...