Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", Первой премии "Голос Азии'97". Студентка Белградского университета, изучающая японский язык и литературу. Удивительно чувственная исполнительница джаза, этим летом презентовавшая свой первый CD "Tajna" - сплав фолка и поп-рока. И все это один человек - Светлана Славкович (Svetlana Slavkovic).
Когда в Одессе я подошла к Светлане с просьбой об интервью, то думала, что буду говорить с лучшей, на мой взгляд, исполнительницей моей любимой сербской народной песни "Ласточка", принесшей победу Светлане на "Славянском базаре". И только в ходе самого интервью мы вдруг обе узнали, что нас объединяет еще одна общая страсть - джаз...
- Светлана, можно узнать, как и когда ты стала певицей?
- Это была случайность. В моей семье никто не занимался музыкой, но я всегда была среди музыки. Моей первой музыкальной школой были радио и проигрыватель пластинок. Сколько себя помню, слушала музыку, записывала тексты песен на испанском, русском, английском языках. И, на слух заучивая мелодии, услышанные по радио, пела сама. Когда я училась в средней школе, началась моя любительская карьера певицы: я стала выступать в школьном бэнде. Но началом моей профессиональной деятельности стала "случайность по имени Филипп Жмахер" (обладатель Гран-при "Славянского базара'95". - А.К.). В то время я переехала из Нового Сада в Белград, где поступила в университет. И оказалась абсолютно одинокой в этом большом городе, где мне было ужасно грустно. Но в один прекрасный день я познакомилась с Филиппом, который буквально взял меня за руку и со словами "Все, хватит грустить!" отвел в биг-бэнд Лазара Кошича. С этого дня началась моя профессиональная карьера вокалистки. Мне было тогда 18 лет...
- То есть ты начала с исполнения джаза?
- Да. Это совпало со временем джаз-бума в Югославии - начало 90-х годов. Лично для меня джаз не стал минутным увлечением: большинство пластинок, прослушанных и выученных мною в детстве, были именно джазовыми. Это записи Эллы Фитцджеральд, Сары Воан, Билли Холидей. И к 19-ти годам у меня был уже довольно большой джазовый репертуар. Я всегда старалась петь не под кальку, а импровизировать, делать "скэт". Хотя, может быть, именно тогда как музыкант я еще не доросла до сложной джазовой гармонии. Но, поскольку не знала нот, то невольно импровизировала. Знаешь, во мне, кроме славянской, течет еще и цыганская кровь. Поэтому я (наверное, интуитивно) никогда и не в чем не могла себе позволить фальшивить: ни в любви к джазу, ни в его исполнении. Сегодня я могу сказать: начав с джаза, с исполнения джазовых стандартов, мне теперь в музыке ни один стиль не страшен. Джаз - это огромный труд. По сей день я читаю джазовые партитуры, распеваюсь джазом, продолжаю изучать джазовую гармонию. Джаз - моя любовь. Я отслеживаю всю джазовую жизнь в Югославии: фестивали, телепередачи... Сама я принимала участие во многих джаз-фестивалях. Но сегодня в Югославии серьезно заниматься только джазом было бы абсурдно. Где-то в 1994 году волна джазмании у нас спала так же внезапно, как и появилась. Не стало джазовой публики... Все-таки джаз - это музыка для довольной жизнью души. А в Югославии идет война...
- Но ты ведь по-прежнему включаешь в свой репертуар джазовые композиции?
- Я уже довольно долго занимаюсь поп-музыкой, и в моей карьере джаз отошел на второй план. Но время от времени у меня случается джазовое настроение и как следствие - джазовые выступления вместе с квинтетом Йована Майоковича. Мы даем концерты в крупных городах, а наш репертуар состоит как из джаз-стандартов, так и довольно сложных по технике экспериментов. Я считаю джаз очень интеллектуальной музыкой. Соул, к примеру, подразумевает больше эмоций. А джаз невозможно хорошо исполнять, если ты ничего в импровизации не смыслишь...
- Расскажи, пожалуйста, о сегодняшней джазовой жизни в Югославии...
- Югославский джаз имеет очень хорошую музыкальную традицию, чего, к сожалению, нельзя сказать о югославской джазовой публике. Сегодня у нас проходит три больших джаз-фестиваля: в Белграде, Вальево и Новом Саде. В Белграде и Новом Саде есть прекрасные биг-бэнды, которые не дают угаснуть традиции проведения подобных фестивалей. Кроме того, что эти фестивали становятся площадками для выступления биг-бэндов, не забывается и экспериментальный джаз. Его, как правило, исполняют довольно молодые музыканты. Наша интеллектуальная молодежь ездит учиться в Европу и Америку. К примеру, бывшие студенты привозят из Беркли знания джазовой школы. Они возвращаются в Югославию с хорошим базисом и желанием делать что-то новое. Самые интересные эксперименты в сегодняшнем югославском джазе - это комбинации народной сербской музыки и джазовых гармоний.
- Значит, Югославию не обошла стороной мода на джаз-фолк?
- Да. Этническая музыка совершила настоящий прорыв и в поп, и в рок и в джаз. Думаю, началось это давно - еще в 30-е годы с довольно простых комбинаций. До сегодняшнего дня все, кроме этнической музыки, музыкальные вдохновения себя изжили. А народная музыка так и осталась бездонным и богатейшим колодцем вдохновения.
- Как ты думаешь, есть ли смысл предлагать тот же сербский джаз-фолк в экспортном варианте на Запад?
- Я могу сказать, что нам - славянам - незачем пытаться заново изобрести или (еще хуже!) - скопировать соул, блюз, черный джаз и заново предлагать его Америке. Это будет всего лишь second hand. А вот наш джаз-фольк - единственный и неповторимый. Он в состоянии заинтересовать слушателя другой национальности своей новизной и экзотичностью. Думаю, за этой музыкой будущее.
Признаться, я мечтаю побывать на каком-нибудь джаз-фестивале в Беларуси или в России и, может быть, даже принять в нем участие...
- Сердечно приглашаем! Думаю, успех твоему выступлению просто гарантирован.
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...
Неисповедимы пути джаза: Неда Малюнавичуте несколько раз приезжала в Минск на фестивали, а интервью с ней корреспонденту "JK" привелось взять в... Бирштонасе. Впрочем, это всего лишь любопытный казус, главное — сама Неда. Неда Малюнавичуте (Neda ...
CD-обзоры иногда получают неожиданное продолжение. Альбомы бразильской певицы и пианистки Тани Марии произвели на редакцию нашего журнала столь сильное впечатление, что захотелось познакомиться (и познакомить вас, дорогие читатели) с ней поближе. ...
Когда-то американские диверсанты забросили в Советский Союз "подарочек" в виде колорадского жука для того, чтобы подорвать передовое сельское хозяйство. А еще раньше проклятые буржуины заразили нас вирусом джаза — музыки, к которой невозможно ...
«Мне нравятся крайности жизни, я надеюсь, что моя открытость и честность по-прежнему звучат правдоподобно». Игорь Киселев (И.К.): Приветствую Вас, Черри! Вы родились и почти всю артистическую жизнь прожили в Нью-Йорке, за исключением детства во ...
Клэр Тил родилась в Йоркшире, на севере Англии, с детства увлекала музыкой, хотя родители ее не были музыкантами. В восемь лет она впервые соприкоснулась с джазом, полюбила, и уже с тех пор мечтала петь на профессиональной сцене. Клэр сама научилась ...
Поинтересуйтесь у кого угодно, и получите в ответ: Эрик Бердон — это The Animals, а The Animals — это песня House Of The Rising Sun, и все вместе - легенда и светоч, а про остальное и говорить не стоит, ибо оно в звонких контурах легенды не ...