"Эстонская принцесса джаза" Хедвиг Хансон (Hedvig Hanson) родилась 22 апреля 1975 года в семье потомственного актера и популярной эстрадной певицы и пианистки Новеллы Хансон. Как и положено ребенку из интеллигентной и творческой семьи, в 7-летнем возрасте Хедвиг начала учиться игре на фортепиано, а вскоре и петь под собственный аккомпанемент. Будучи подростком, Хедвиг, самозабвенно подражая Уитни Хьюстон, выиграла республиканский вокальный конкурс в 1993 году, и хотела было реализовать свою детскую мечту — стать самой известной эстонской актрисой, как вдруг в ее жизнь ворвался джаз в лице музыкантов "сборной Эстонии по джазу" — группы Basic Concept. Это они предложили Хедвиг совместную запись альбома Love For Sale, состоявшего исключительно из джазовых стандартов, которые на тот момент казались молодой певице каким-то неведомым реликтом. Но именно джаз стал тем самым долгожданным лучом славы, освятившим весь последующий путь Хедвиг в музыке. О ней заговорили, ее голос захотели слышать, альбомы покупать, концерты посещать...
В 2000 году свет увидел первый сольный диск Хедвиг Let Me Love You, а за вышедший в следующем году альбом Tule Mu Juurde ("Иди ко мне") Хансон получила две престижные национальные премии: как лучшая певица года и автор лучшего джазового альбома года. Но все же самым удачным за всю ее карьеру был 2003 год, в сентябре которого на принадлежащем гиганту музыкальной индустрии компании Universal лейбле EmArcy вышел в свет ее четвертый альбом What Colour is Love, за релизом которого последовал концертный тур по пяти странам мира. По итогам 2003 года именно 28-летней Хансон был вручен титул "Музыкант года", более двадцати лет присуждаемый эстонским радио артисту, чья творческая деятельность способствует наибольшему развитию музыкальной культуры Эстонии. Так на европейском джазовом небосводе взошла новая звезда по имени Хедвиг Хансон...
Любопытно, что, несмотря на так удачно (и с коммерческой, и профессиональной точки зрения) исполняемый ею эстонский contemporary jazz, сама Хедвиг до сих пор охотнее причисляет себя к соул-исполнителям. Это правда, что ритмика ее композиций от альбома к альбому все больше уходит в сторону соул и вообще "городской" поп-музыки, а вовсе не джаза. Но с другой стороны, что бы Хедвиг ни использовала в своей музыке (а она сама пишет аранжировки и больше половины композиций для своих альбомов), делает это в очень приятном джазовом стиле, отлично укладываясь в рамки жанра. Так что на выходе — это фирменный негромкий, мягкий и романтично звучащий эстонский джаз, "холодный, как лед, свежий как мята, со сладкими и чувственными бразильскими нотками в голосе" — так характеризует музыку Хедвиг Хансон ревю авторитетного журнала Billboard. Акустическая гитара и фортепиано с контрабасом, немного перкуссии и девушка с чувственным голосом, поющая о любви. Вокал у Хедвиг, особенно, когда она поет джаз на родном эстонском, необычайно экзотичен и притягателен, тексты песен певучи и плавны, длинные эстонские слова с цепочками гласных звучат очень мелодично и завораживающе. Кажется даже, что салонный джаз был придуман именно для эстонского языка...
. Накануне выхода в свет нового альбома певицы You Bring Me Joy (дуэтная запись с гитаристом Andre Maaker), релиз которого запланирован на февраль 2005 года, Хедвиг Хансон любезно согласилась ответить на вопросы Джаз-Квадрата.
Анастасия Костюкович: Хедвиг, как все-таки получилось, что вы стали джазовой певицей? Насколько мне известно, такой поворот в музыкальной карьере не входил в ваши первоначальные планы?
Хедвиг Хансон: Сразу скажу, что я никогда не думала становиться певицей и потому никогда не посещала никаких вокальных классов: я самоучка. Моя мама, Новелла Хансон — профессиональная певица, она начала свою карьеру еще в 70-х годах. Так что с детства у нас дома были популярны старенькие аудио-кассеты Basf с записями Ареты Франклин, Рэнди Кроуфорд, Аниты Бэкер, "Earth, Wind and Fire", Эл Джерро, Чака Хан — все это любила слушать моя мама, и на этой музыке я росла. Так сказать, сознательно слушать джаз я начала только в 22 года, будучи увлеченной предложенным мне экспериментом в рамках проекта Basic Concept. А было это так два эстонские музыканта пригласили меня вокалисткой в их проект для записи целого альбома джазовых стандартов. Это был для меня совершенно новый вокальный опыт (до этого никогда не пела джаз), я многому училась на ходу. Повторяю—для меня это был рисковый эксперимент: я всегда была большой поклонницей музыки в стиле соул и фанк, а вот о джазе знала очень мало. Так что так, благодаря предложению Basic Concept, я открыла для себя эти новые музыкальные просторы...
Я слышала, что в юности вашим самым большим кумиром была Уитни Хьюстон, и вы однажды даже...
(Смеясь.).. Да-да, я и вправду это сделала! Обстригла коротко волосы, мелко завила их, как у негритянок, и намазалась темной пудрой — все только ради того, чтобы быть похожей на Уитни! Понимаете, именно с того самого момента, когда в 1985 годуя впервые услышала голос Уитни Хьюстон (если не ошибаюсь, это был сингл Saving all my love for You), я решила, что непременно стану певицей. И мой порыв был настолько сильным и эмоциональным, что я постаралась сделать все, чтобы быть на нее похожей. И я так переделала свою внешность, чтобы мои чувства, когда я исполняю песни Уитни, тоже получили, так сказать, нужную окраску Думала, что если буду выглядеть как она, то смогу петь как она, понимаете? Ну, я тогда была еще слишком молода, чтобы реально осознавать, что этого вовсе недостаточно, чтобы быть второй Уитни Хьюстон. Но все-таки подражание, имитация ее пения стали для меня большой вокальной школой и дали огромный положительный импульс на будущее. Мне кажется, что я смогла открыть свою собственную вокальную манеру именно потому, что всегда находилась под большим количеством различных влияний. Я сама и мое пение — это такая микстура из всего, что я слышала и что пережила.
Уитни Хьюстон до сих пор в вашем иконостасе музыкальных кумиров?
Мои нынешние фавориты — это Pat Metheny, Keith Jarrett, Bobby McFerrin, Kurt Elling. Для меня сегодня "альбом номер один" — это запись Metheny-Haden "Beyond The Missouri Sky (Short Stories)". Как певица сегодня мне очень интересна Дайян Ривз (Dianne Reeves): мне очень нравится ее "африканское" пение, необычные аранжировки, количество оттенков в ее голосе, его динамизм, душевная сила и красота. Пение Дайян действительно меня поражает! "Белыми" голосами такой эффект труднее достигнуть.
Раз уж речь зашла о цветовой палитре, какой, как вы д умаете, цвет у вашего голоса? Не секрет, что критики определяют ваш вокал не иначе как Afro- White.
О, это чудесный вопрос! Видите ли, я не думаю, что у моего голоса есть четко определенный цвет. Мне кажется, что это скорее такой цветной карандаш, способный нарисовать множество оттенков. И сама манера этого рисования бесспорно — импрессионизм. Я стараюсь делать все, чтобы открывать в своем голосе как можно больше цветовых оттенков. Но все же самым приятным и громким, как я считаю, комплиментом в моей жизни был: "That girl sounds black" ("Эта девушка звучит как черная").
Название вашего последнего диска звучит как вопрос: "Какого цвета любовь?" (What Colour Is Love?). Как вы сами на него отвечаете?
Любовь многоцветна, как радуга!
Вы когда-нибудь использовали свою музыку как средство обольщения мужчины?
Я не делаю это умышленно, но думаю, что мужчина, который любит меня, любит и мою музыку тоже, как большую и лучшую часть меня. Могу признаться, что в своих мыслях я всегда посвящаю мои песни конкретному человеку.
Многие вокалисты очень суеверны. У вас есть какие-то ритуалы выхода на сцену?
Есть хорошие приметы,- вот если в животе, что называется, "летают бабочки" — это хороший знак (Смеется.) Всегда перед концертом я делаю несколько дыхательных упражнений, концентрирую все свое внимание на внутреннем мире, на своей душе, собираюсь с духом... и делаю шаг на сцену.
А есть ли какие-то особенные приемы, благодаря которым вы поддерживаете свой голос в форме?
Это чисто эмоциональные приемы, как правило. Я забочусь о своем теле и душе, тем самым берегу и лелею свой голос. Я вот слышала, например, что оперные певцы вообще не позволяют себе разговаривать на улице в холодное время года. Я же — будучи джазовой певицей — напротив, просто обязана делать все, всегда и везде для того, чтобы мой голос становился интереснее. Переживания и какие- то необычные ситуации только идут мне на пользу. Я считаю, что насыщенность голоса эмоциями в джазе гораздо важнее чистоты вокала.
Но приходилось ли вам выступать в экстремальных условиях, скажем, на открытых площадках зимой?
Для меня в понятие "экстремальные условия" входит скорее полностью прокуренные джаз-клубы! Я не могу петь в таких условиях, просто задыхаюсь! Мне тяжело петь, когда я устала и чувствую себя совершенно эмоционально опустошенной, когда настроение аудитории не совпадает с моим, когда люди не могут или не хотят понять мое пение. Я думаю, все это потому, что моя музыка—это не badly jazz, поэтому мне больше нравится выступить в больших залах, где много простора и воздуха; в концерт-холлах, театрах, соборах...
На концерте какого музыканта вы сами мечтаете побывать?
Некоторые мои мечты уже сбылись — я побывала на концертах Пэта Метини и Дайян Ривз, но с огромным удовольствием сделала бы это еще не раз. Если же говорить о первом опыте, то хотелось бы непременно посмотреть живое выступление Кейта Джаррета.
Как бы вы сформулировали философию своей музыки? Что для вас главное в ней?
Искренность! Я думаю, если ты честен сам с собой, только тогда ты способен создать что-то значимое в музыке и в искусстве вообще. Только тогда твое творчество может быть интересно и другим людям, если ты уникален и неповторим, а не копия кого-то, пусть даже весьма искусно сделанная.
Как вы относитесь к критике?
Каждого из нас за жизнь не раз критикуют по разным поводам, но что касается творчества, то в последнее время я получаю в основном положительные отзывы. Может быть, потому, что я сама достаточно критично и требовательно отношусь к себе. Во всем, что связано со мной и моей работой — я стопроцентная перфекционистка. А как же иначе? Я перестала б уважать саму себя, и другие люди потеряли бы ко мне уважение, если б я не стремилась к совершенству. Я не стремлюсь стать мировой знаменитостью и сказочно разбогатеть, но хочу честно, со всей душой делать то, что я больше всего люблю в этой жизни.
Вам еще нет и 30 лет, а ваш багаж из призов и почетных титулов уже велик. Вас ничуть не страшат большой успех и громкая слава?
Поверьте мне на слово: у меня достаточно большой опыт ошибок и промахов, чтобы я понимала вполне трезво, кто я и чего стою на самом деле. Но это не мешает мне думать, что я способна записывать альбомы, которые будут хорошо продаваться по всему миру. Просто если успех и слава приходят слишком рано и слишком просто, когда человек не имеет еще за собой опыта ошибок и потерь, тогда ему трудно совладать с собой и своей славой. Но если все твои достижение добыты трудом и борьбой, тогда, уж поверьте, гораздо проще "держать голову в холоде".
Что вас интересует кроме музыки?
Меня увлекает чтение. Мой самый любимый писатель — Антон Павлович Чехов. Еще мне нравится проводить много времени на природе, а если я в городе — то гулять подолгу в парке. Я, признаться, по натуре своей совершенно не городской персонаж.. Когда я в туре, и мне предстоит позднее выступление, то перед концертом я занимаюсь йогой, чтобы успокоиться и дать музыке возможность завладеть мною полностью.
Как вы думаете, если бы вы не стали певицей, кто из вас мог бы получиться с таким же успехом?
Ну, может быть, музыкант- инструменталист?.. Видите ли, я всегда хотела стать актрисой, как мой папа, мой дедушка и моя бабушка. Я даже поступила на актерский факультет, но вскоре бросила учебу, во-первых, потому что влюбилась, да к тому же оказалось, что актерская игра — сродни лжи: чтобы играть, ты должен уметь обманывать, а я хочу быть честной и искренней во всем. С тех пор я занимаюсь музыкой и джазом, и чувствую, что не ошиблась, сделав такой выбор...
Дискография:
1997 Love For Sale
2000 Let Me Love You
2001 Tulemujuurde
2003 What Colour Is Love? (Universal Emarcy)
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...