Roberta Gambarini - Мое упрямство - моя сила, и моя слабость
26.01.2013
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй"
Kevin Lowenthal, Boston Globe
Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, а когда ей исполнилось двенадцать лет, она стала брать уроки игры на кларнете, В семнадцать Роберта уже пела и выступала в джаз-клубах по городам Северной Италии, а когда ей исполнилось восемнадцать, она решила поехать в Милан, чтобы продолжить профессиональную карьеру джазовой певицы.
Вскоре после переезда, когда ей не было еще и двадцати, Роберта заняла третье место в национальном джазовом радио-конкурсе, который транслировался по телевидению, что открыло перед ней возможность выступать на самых разных итальянских джазовых фестивалях. Она принимала участие в джазовых радио- и телепередачах различных итальянских каналов и до сих пор, начиная с 1986 года, записывается в них как под своим собственным именем, так и в качестве приглашенного гостя. В 1997-м, работая с французским исполнителем на Hammond- органе Эммануэлем Бексом (Emmanuel Вех), она гастролировала по джазовым клубам всей Италии.
В 1998-м Роберта отправилась в Соединенные Штаты, получив стипендию от Консерватории Новой Англии в Бостоне. Две недели спустя она буквально ошеломила весь джазовый мир, заняв третье в Thelonius Monk International Jazz Vocal Competition.
С того времени Роберта выступала с Майклом Врекером (Michael Brecker), Роном Картером (Ron Carter), Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Слайдом Хэмптоном (Slide Hampton), Роем Харгрувом (Roy Hargrove), Джимми Хитом (Jimmy Heath), Хэнком Джонсом (Hank Jones), Кристианом МакБрайдом (Christian McBride), Тутсом Тилемансом (Toots Thielemans) и многими другими музыкантами. Она демонстрировала свой талант перед публикой со сцены в Kennedy Center, Lincoln Center, Town Hall и Walt Disney Concert Hall, a также на джазовых фестивалях по всему миру, таких как North Sea и Umbria, на фестивалях в Барбадосе, Лондоне, Монтерее и Торонто.
Как современный динамичный исполнитель с виртуозными вокальными данными, она вызывает восторг у зрителей и приобретает преданных поклонников везде, где бы ни выступала. И, к изумлению многих, всего этого она достигла без какой-либо активной рекламной кампании, не записав в Штатах ни одного диска вплоть до 6 июня 2006, пока на Groovin High не состоялся релиз ее североамериканского рекорд-дебюта - альбома Easy to Love.
На этом диске Роберта в полном объеме показала свои выигрышные подходы к интерпретации музыкальной классики: и мягкий тембр, безупречное попадание и интонирование, невероятную технику; безукоризненные скэттинг и навыки импровизации. В альбом входят двенадцать прекрасных джазовых стандартов и классических песен из Great American Songbook. Альбом также включает два бонус-трэка и демонстрирует способности специального гостя Джэймса Муди в блистательной скэт-дуэли.
Наш корреспондент побеседовал с Робертой Гамбарини во время ее гастрольного итальянского тура в поддержку данного альбома перед началом концерта в клубе Blue Note, Милан.
Ева Симонтакки: Роберта, что ты чувствовала, уезжая в Штаты? И что ты нашла, вернувшись обратно со своим новым альбомом? Когда кто-то уезжает, он оставляет семью, близких, друзей... Но я, вообще-то, о музыке.
Роберта Гамбарини: Если говорить о музыке, то на Родине я ничего не оставляла. Что касается личного - да. Я должна была оставить все - почти всех моих друзей, мою семью, мой дом, все, что у меня было, поэтому отъезд был для меня большой жертвой. А с музыкальной точки зрения - нет, я не оставляла ничего. Наоборот, я все привезла с собой.
Вот что на самом деле я имела в виду! не чувствовала ли ты, что твоя работа в Италии больше ничего нового дать тебе не может? Или ты считала, что, уехав за границу, в Штаты, сможешь дать толчок своей карьере певицы, приобретя новый опыт?
Нет, так я никогда не думала. Я хотела поехать куда- нибудь, потому что чувствовала, что в Италии я сделала все, что могла, и самостоятельно больше ничего сделать не в состоянии. Я не знала точно - куда, но я люблю путешествовать, и постоянно думала о поездке. А потом выпала возможность, благодаря тому конкурсу, двухлетней стипендией и диплому консерватории, и я сказала: O.K., давай попробуем и посмотрим, что из этого получится, в смысле просто поехать, чтобы приобрести новый опыт.
Конечно же ты не знала, что произойдет, и ты просто поехала, чтобы поэксперементировать, научиться чему-то новому, получить новый опыт, я права?
Думаю, что да, но это все случилось, и я подчиняюсь воле случая. Хотя мне кажется, что так и должно было произойти. Это было перспективно само по себе. Это было как открытие меня самой.
И сейчас ты вернулась со своим новым альбомом. Красивая музыка, ты просто замечательный артист. Ты достигла великолепного уровня, ты безупречна, даже когда поешь живьем и a cappclla. Естественно, мне нравится твой альбом, но когда у меня появилась возможность послушать тебя живьем, тогда я поняла, что ты можешь просто спеть и записать целую песню за один раз! Ты просто идеальна, какой уровень!
О, ну, для начала, я - не безупречна! В любом случае, ошибки есть, но это своего рода погружение в музыку... Действительно, CD делался как живой концерт. И на нем совсем немного дополнений. Скажу только одно: Too Late Now - песни Бартона Лэйна (Burton Lane) - вообще не было в программе. У Тамира Хендельмана (Tamir Hendelman) было выступление, и поэтому эту песню мы сделали за два вечера, четыре часа потратили в первый раз, и три - во второй. Ему нужно было очень рано уезжать, и он сказал: "У меня есть пять минут, мы не сможем записать дуэт!" "O.K., тогда какую другую мелодию мы можем сделать?" И тут я спросила: "Ты знаешь Too Late Now?", а он ответил: "О.К! Чудесная мелодия!" И мы просто взяли и сделали ее!
В чем твоя сила?
Не знаю... Наверное, в том, что я верю во что-то или что-то люблю и стремлюсь к этому. Если я что-то выбираю, то этим и живу'. Я не поеду куда-нибудь только лишь потому; что это выгодно для меня, или я смогу там больше заработать. Когда мне действительно что-то нравится или я что-то люблю, я всегда с этим и остаюсь.
А как тогда насчет твоих слабостей?
Все то же самое... я очень упрямая. В некоторых случаях это может быть серьезной помехой. Мое упрямство одновременно и моя сила, и моя слабость!
Ты была очень близка к тому, чтобы выиграть Грэмми. Что ты чувствуешь по этому поводу? Какие твои впечатления?
Что ж, опять двадцать пять! Я не думала о Грэмми вообще, поэтому была очень удивлена, когда мне сообщили о номинации. Я была в Таиланде, очень долго была в дороге. Мое внимание было сфокусировано исключительно на поездке и выступлениях с музыкантами... Я гасгролировала в Таиланде с Dizzy Gillespie Big Band и бас-тромбонисгам Даугом Парвиэнсом (Doug Purviance). И вот однажды я спустилась вниз на завтрак, а Дауг подошел ко мне, обнял и сказал: "Е-а! Поздравляю!" А я подумала: "С чем это они все меня поздравляют?" "Ты не знаешь? Ты номинирована на Грэмми!", и все музыканты начали скакать вверх-вниз. Но поначалу я им не поверила. Это было слишком большим сюрпризом для меня, потому как эта запись на самом деле... Компания Grooving High - плод наших совместных усилий - моих, Жака Мьюэла (Jaques Muyal), моего продюсера и некогда близкого друга Диззи Гиллеспи, и моего менеджера Ларри Клотъе (Larry Clothier), а потому'это бьла всего лишь частная инициатива за весьма небольшие деньги. А для Грэмми, знаешь.. Конечно, когда ты начинаешь появляться на публике, твое имя отчасти становится твоим капиталом И имя стало моим капиталом исключительно благодаря выступлениям - концертам, непосредственному общению с аудиторией и исполнению песен для нее, этакой строительству собственной аудитории вверх, кирпичик к кирпичику И это вовсе не самый быстрый путь к тому, чтобы приобрести широкую известность, но, как видим, для номинации оказалось достаточно. Так что я была очень счастлива!
Что ты можешь назвать первым в ряду того, что побудило тебя к пению?
Это не что-то одно, а совокупность. Как обычно - мелодия, лирика, гармония... Знаешь, пение само по себе! Это тяжело объяснить Иногда пение резонирует с чем-то, что уже находится внутри тебя, и ты чувствуешь, что оно выходит из тебя наружу: Это всегда - сложная смесь составляющих. Это не что-то одно.
Как ты подбираешь свой репертуар?
По вышеперечисленным признакам. Я пою песни, которые сами рвуться наружу изнутри меня, которые, я это чувствую, помогут мне установить контакт с аудиторией, песни-истории, которые я должна рассказать. Всего не перечислишь...
Что ты делаешь с голосом, и как у тебя обстоят дела с обучением? Ты продолжаешь учиться вокализу, делать упражнения? И как проходят твои репетиции? Если у тебя, скажем, пять концертов каждый вечер подряд, как ты репетируешь?
Знаешь, нужно очень много работать, чтобы быть джазовой певицей. Вокализ - лишь часть этой работы. Нужно поддерживать на определенном уровне игру на фортепиано, нужно знать музыку, да, нужно много работать и над этим тоже! Это не только исполнение вокала. Конечно, если поешь пять вечеров подряд, то единственное, что необходимо делать - разогревать голос. Но потом необходимо заняться всем остальным. Так что, быть певицей - это не только исполнение мажорных трезвучий, но и экспериментирование, постоянная работа над песнями, чтобы сохранять их живыми. Знаешь. Диззи говорил, что если бы он не репетировал один день, то на это никто бы не обратил внимания, но если бы он не репетировал два или три дня, то музыканты, которые играли с ним, сразу бы это заметили. А если бы он не репетировал неделю, то это заметила бы даже публика!
Можешь ли ты рассказать о своих планах на будущее, о новых проектах? Я абсолютно уверена - что-нибудь еще в уме ты держишь... Конечно, если ты хочешь об этом говорить!
Да, готов мой новый проект! Он уже выходит в Японии, это дуэт с Хэнком Джонсом (Hank Jones), а затем будут другие проекты. Я только что закончила работу с Dave Bruebeck Quartet в Калифорнии, мы сделали концерт по Dave Bruebeck Songbook и планируем его записать. Также много работы с Dizzy Gillespie Dave All Stars Big Band, это новые записи и много всего другого в перспективе.
Мы непременно желаем снова увидеть тебя здесь, в Италии, как можно скорее, будем надеяться!
Да, возможно - летом.
Концерт Роберты Гамбарини в миланском Blue Note состоялся 21 марта. Она вышла на сцену вместе со Стефеном Скоттом (Stephen Scott, пиано), Реджи Джонсоном (Reggie Johnson, контрабас), Джэйком Ханна (Jake Hanna, ударные), и выступление началось с исполнения Easy То Love Коула Портера, песни, давшей название альбому' который Роберта представляет в данном туре. Этот альбом - трибьют всем артистам, оказавшим влияние на Роберту Гамбарини при становлении ее музыкальной карьеры. Ее пение действительно необычайно, а альбом по праву заслужил восторженные отзывы. На протяжении первого отделения у нас была блестящая возможность прослушать ее прекрасные версии Something То Live For, No More Blues (A.C. Jobim /]. Hendricks), Poor Butterfly, On The Sunny Side of The Street, в которой Роберта Гамбарини написала слова к соло на духовых Сонни Ститта, Диззи Гиллеспи и Сонни Роллинса в аранжировке Диззи с альбома 1957 года Sonny Side Up, а также The Very Thought Of You, It Don’t Mean A Thing, Lush Life, If Уоu Could See me Now и Just Squeeze Me. Несмотря на то, что она способна импровизировать стремительно и безукоризненно, ее фразировка выразительная и музыкальная. Она поет кристально чистым сопрано, необычайно красивым как в высоком, так и в низком регистре. У нее безупречный тон и изысканный свинг.
Сразу после начала Роберта пригласила на сцену необычайно специального гостя, который прекрасно исполнил в большинстве песен свои изумительные, сердцераздирающие соло на трубе - Роя Харгрува (Roy Hargrove).
Во втором отделении Роберта Гамбарини спела Good Morning Heartache, Lover Come Back To Me, Daydream, Sometimes I’m Happy, Rhythmaning и This Is Always. После окончания концерта публика не отпускала ее, и она спела на бис Everything Happens То Me.
Роберта Гамбарини в полной мере доказала, что она - эктраординарная артистка и талантливая певица, и мы надеемся вскоре увидеть ее снова в Италии со следующим альбомом!
Ева СИМОНТАККИ
Перевод с английского Стефании ОСТРОВЦОВОЙ
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...
Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", ...
Неисповедимы пути джаза: Неда Малюнавичуте несколько раз приезжала в Минск на фестивали, а интервью с ней корреспонденту "JK" привелось взять в... Бирштонасе. Впрочем, это всего лишь любопытный казус, главное — сама Неда. Неда Малюнавичуте (Neda ...
CD-обзоры иногда получают неожиданное продолжение. Альбомы бразильской певицы и пианистки Тани Марии произвели на редакцию нашего журнала столь сильное впечатление, что захотелось познакомиться (и познакомить вас, дорогие читатели) с ней поближе. ...
Когда-то американские диверсанты забросили в Советский Союз "подарочек" в виде колорадского жука для того, чтобы подорвать передовое сельское хозяйство. А еще раньше проклятые буржуины заразили нас вирусом джаза — музыки, к которой невозможно ...
«Мне нравятся крайности жизни, я надеюсь, что моя открытость и честность по-прежнему звучат правдоподобно». Игорь Киселев (И.К.): Приветствую Вас, Черри! Вы родились и почти всю артистическую жизнь прожили в Нью-Йорке, за исключением детства во ...
Клэр Тил родилась в Йоркшире, на севере Англии, с детства увлекала музыкой, хотя родители ее не были музыкантами. В восемь лет она впервые соприкоснулась с джазом, полюбила, и уже с тех пор мечтала петь на профессиональной сцене. Клэр сама научилась ...