Roberta Gambarini - Мое упрямство - моя сила, и моя слабость
26.01.2013
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй"
Kevin Lowenthal, Boston Globe
Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, а когда ей исполнилось двенадцать лет, она стала брать уроки игры на кларнете, В семнадцать Роберта уже пела и выступала в джаз-клубах по городам Северной Италии, а когда ей исполнилось восемнадцать, она решила поехать в Милан, чтобы продолжить профессиональную карьеру джазовой певицы.
Вскоре после переезда, когда ей не было еще и двадцати, Роберта заняла третье место в национальном джазовом радио-конкурсе, который транслировался по телевидению, что открыло перед ней возможность выступать на самых разных итальянских джазовых фестивалях. Она принимала участие в джазовых радио- и телепередачах различных итальянских каналов и до сих пор, начиная с 1986 года, записывается в них как под своим собственным именем, так и в качестве приглашенного гостя. В 1997-м, работая с французским исполнителем на Hammond- органе Эммануэлем Бексом (Emmanuel Вех), она гастролировала по джазовым клубам всей Италии.
В 1998-м Роберта отправилась в Соединенные Штаты, получив стипендию от Консерватории Новой Англии в Бостоне. Две недели спустя она буквально ошеломила весь джазовый мир, заняв третье в Thelonius Monk International Jazz Vocal Competition.
С того времени Роберта выступала с Майклом Врекером (Michael Brecker), Роном Картером (Ron Carter), Херби Хэнкоком (Herbie Hancock), Слайдом Хэмптоном (Slide Hampton), Роем Харгрувом (Roy Hargrove), Джимми Хитом (Jimmy Heath), Хэнком Джонсом (Hank Jones), Кристианом МакБрайдом (Christian McBride), Тутсом Тилемансом (Toots Thielemans) и многими другими музыкантами. Она демонстрировала свой талант перед публикой со сцены в Kennedy Center, Lincoln Center, Town Hall и Walt Disney Concert Hall, a также на джазовых фестивалях по всему миру, таких как North Sea и Umbria, на фестивалях в Барбадосе, Лондоне, Монтерее и Торонто.
Как современный динамичный исполнитель с виртуозными вокальными данными, она вызывает восторг у зрителей и приобретает преданных поклонников везде, где бы ни выступала. И, к изумлению многих, всего этого она достигла без какой-либо активной рекламной кампании, не записав в Штатах ни одного диска вплоть до 6 июня 2006, пока на Groovin High не состоялся релиз ее североамериканского рекорд-дебюта - альбома Easy to Love.
На этом диске Роберта в полном объеме показала свои выигрышные подходы к интерпретации музыкальной классики: и мягкий тембр, безупречное попадание и интонирование, невероятную технику; безукоризненные скэттинг и навыки импровизации. В альбом входят двенадцать прекрасных джазовых стандартов и классических песен из Great American Songbook. Альбом также включает два бонус-трэка и демонстрирует способности специального гостя Джэймса Муди в блистательной скэт-дуэли.
Наш корреспондент побеседовал с Робертой Гамбарини во время ее гастрольного итальянского тура в поддержку данного альбома перед началом концерта в клубе Blue Note, Милан.
Ева Симонтакки: Роберта, что ты чувствовала, уезжая в Штаты? И что ты нашла, вернувшись обратно со своим новым альбомом? Когда кто-то уезжает, он оставляет семью, близких, друзей... Но я, вообще-то, о музыке.
Роберта Гамбарини: Если говорить о музыке, то на Родине я ничего не оставляла. Что касается личного - да. Я должна была оставить все - почти всех моих друзей, мою семью, мой дом, все, что у меня было, поэтому отъезд был для меня большой жертвой. А с музыкальной точки зрения - нет, я не оставляла ничего. Наоборот, я все привезла с собой.
Вот что на самом деле я имела в виду! не чувствовала ли ты, что твоя работа в Италии больше ничего нового дать тебе не может? Или ты считала, что, уехав за границу, в Штаты, сможешь дать толчок своей карьере певицы, приобретя новый опыт?
Нет, так я никогда не думала. Я хотела поехать куда- нибудь, потому что чувствовала, что в Италии я сделала все, что могла, и самостоятельно больше ничего сделать не в состоянии. Я не знала точно - куда, но я люблю путешествовать, и постоянно думала о поездке. А потом выпала возможность, благодаря тому конкурсу, двухлетней стипендией и диплому консерватории, и я сказала: O.K., давай попробуем и посмотрим, что из этого получится, в смысле просто поехать, чтобы приобрести новый опыт.
Конечно же ты не знала, что произойдет, и ты просто поехала, чтобы поэксперементировать, научиться чему-то новому, получить новый опыт, я права?
Думаю, что да, но это все случилось, и я подчиняюсь воле случая. Хотя мне кажется, что так и должно было произойти. Это было перспективно само по себе. Это было как открытие меня самой.
И сейчас ты вернулась со своим новым альбомом. Красивая музыка, ты просто замечательный артист. Ты достигла великолепного уровня, ты безупречна, даже когда поешь живьем и a cappclla. Естественно, мне нравится твой альбом, но когда у меня появилась возможность послушать тебя живьем, тогда я поняла, что ты можешь просто спеть и записать целую песню за один раз! Ты просто идеальна, какой уровень!
О, ну, для начала, я - не безупречна! В любом случае, ошибки есть, но это своего рода погружение в музыку... Действительно, CD делался как живой концерт. И на нем совсем немного дополнений. Скажу только одно: Too Late Now - песни Бартона Лэйна (Burton Lane) - вообще не было в программе. У Тамира Хендельмана (Tamir Hendelman) было выступление, и поэтому эту песню мы сделали за два вечера, четыре часа потратили в первый раз, и три - во второй. Ему нужно было очень рано уезжать, и он сказал: "У меня есть пять минут, мы не сможем записать дуэт!" "O.K., тогда какую другую мелодию мы можем сделать?" И тут я спросила: "Ты знаешь Too Late Now?", а он ответил: "О.К! Чудесная мелодия!" И мы просто взяли и сделали ее!
В чем твоя сила?
Не знаю... Наверное, в том, что я верю во что-то или что-то люблю и стремлюсь к этому. Если я что-то выбираю, то этим и живу'. Я не поеду куда-нибудь только лишь потому; что это выгодно для меня, или я смогу там больше заработать. Когда мне действительно что-то нравится или я что-то люблю, я всегда с этим и остаюсь.
А как тогда насчет твоих слабостей?
Все то же самое... я очень упрямая. В некоторых случаях это может быть серьезной помехой. Мое упрямство одновременно и моя сила, и моя слабость!
Ты была очень близка к тому, чтобы выиграть Грэмми. Что ты чувствуешь по этому поводу? Какие твои впечатления?
Что ж, опять двадцать пять! Я не думала о Грэмми вообще, поэтому была очень удивлена, когда мне сообщили о номинации. Я была в Таиланде, очень долго была в дороге. Мое внимание было сфокусировано исключительно на поездке и выступлениях с музыкантами... Я гасгролировала в Таиланде с Dizzy Gillespie Big Band и бас-тромбонисгам Даугом Парвиэнсом (Doug Purviance). И вот однажды я спустилась вниз на завтрак, а Дауг подошел ко мне, обнял и сказал: "Е-а! Поздравляю!" А я подумала: "С чем это они все меня поздравляют?" "Ты не знаешь? Ты номинирована на Грэмми!", и все музыканты начали скакать вверх-вниз. Но поначалу я им не поверила. Это было слишком большим сюрпризом для меня, потому как эта запись на самом деле... Компания Grooving High - плод наших совместных усилий - моих, Жака Мьюэла (Jaques Muyal), моего продюсера и некогда близкого друга Диззи Гиллеспи, и моего менеджера Ларри Клотъе (Larry Clothier), а потому'это бьла всего лишь частная инициатива за весьма небольшие деньги. А для Грэмми, знаешь.. Конечно, когда ты начинаешь появляться на публике, твое имя отчасти становится твоим капиталом И имя стало моим капиталом исключительно благодаря выступлениям - концертам, непосредственному общению с аудиторией и исполнению песен для нее, этакой строительству собственной аудитории вверх, кирпичик к кирпичику И это вовсе не самый быстрый путь к тому, чтобы приобрести широкую известность, но, как видим, для номинации оказалось достаточно. Так что я была очень счастлива!
Что ты можешь назвать первым в ряду того, что побудило тебя к пению?
Это не что-то одно, а совокупность. Как обычно - мелодия, лирика, гармония... Знаешь, пение само по себе! Это тяжело объяснить Иногда пение резонирует с чем-то, что уже находится внутри тебя, и ты чувствуешь, что оно выходит из тебя наружу: Это всегда - сложная смесь составляющих. Это не что-то одно.
Как ты подбираешь свой репертуар?
По вышеперечисленным признакам. Я пою песни, которые сами рвуться наружу изнутри меня, которые, я это чувствую, помогут мне установить контакт с аудиторией, песни-истории, которые я должна рассказать. Всего не перечислишь...
Что ты делаешь с голосом, и как у тебя обстоят дела с обучением? Ты продолжаешь учиться вокализу, делать упражнения? И как проходят твои репетиции? Если у тебя, скажем, пять концертов каждый вечер подряд, как ты репетируешь?
Знаешь, нужно очень много работать, чтобы быть джазовой певицей. Вокализ - лишь часть этой работы. Нужно поддерживать на определенном уровне игру на фортепиано, нужно знать музыку, да, нужно много работать и над этим тоже! Это не только исполнение вокала. Конечно, если поешь пять вечеров подряд, то единственное, что необходимо делать - разогревать голос. Но потом необходимо заняться всем остальным. Так что, быть певицей - это не только исполнение мажорных трезвучий, но и экспериментирование, постоянная работа над песнями, чтобы сохранять их живыми. Знаешь. Диззи говорил, что если бы он не репетировал один день, то на это никто бы не обратил внимания, но если бы он не репетировал два или три дня, то музыканты, которые играли с ним, сразу бы это заметили. А если бы он не репетировал неделю, то это заметила бы даже публика!
Можешь ли ты рассказать о своих планах на будущее, о новых проектах? Я абсолютно уверена - что-нибудь еще в уме ты держишь... Конечно, если ты хочешь об этом говорить!
Да, готов мой новый проект! Он уже выходит в Японии, это дуэт с Хэнком Джонсом (Hank Jones), а затем будут другие проекты. Я только что закончила работу с Dave Bruebeck Quartet в Калифорнии, мы сделали концерт по Dave Bruebeck Songbook и планируем его записать. Также много работы с Dizzy Gillespie Dave All Stars Big Band, это новые записи и много всего другого в перспективе.
Мы непременно желаем снова увидеть тебя здесь, в Италии, как можно скорее, будем надеяться!
Да, возможно - летом.
Концерт Роберты Гамбарини в миланском Blue Note состоялся 21 марта. Она вышла на сцену вместе со Стефеном Скоттом (Stephen Scott, пиано), Реджи Джонсоном (Reggie Johnson, контрабас), Джэйком Ханна (Jake Hanna, ударные), и выступление началось с исполнения Easy То Love Коула Портера, песни, давшей название альбому' который Роберта представляет в данном туре. Этот альбом - трибьют всем артистам, оказавшим влияние на Роберту Гамбарини при становлении ее музыкальной карьеры. Ее пение действительно необычайно, а альбом по праву заслужил восторженные отзывы. На протяжении первого отделения у нас была блестящая возможность прослушать ее прекрасные версии Something То Live For, No More Blues (A.C. Jobim /]. Hendricks), Poor Butterfly, On The Sunny Side of The Street, в которой Роберта Гамбарини написала слова к соло на духовых Сонни Ститта, Диззи Гиллеспи и Сонни Роллинса в аранжировке Диззи с альбома 1957 года Sonny Side Up, а также The Very Thought Of You, It Don’t Mean A Thing, Lush Life, If Уоu Could See me Now и Just Squeeze Me. Несмотря на то, что она способна импровизировать стремительно и безукоризненно, ее фразировка выразительная и музыкальная. Она поет кристально чистым сопрано, необычайно красивым как в высоком, так и в низком регистре. У нее безупречный тон и изысканный свинг.
Сразу после начала Роберта пригласила на сцену необычайно специального гостя, который прекрасно исполнил в большинстве песен свои изумительные, сердцераздирающие соло на трубе - Роя Харгрува (Roy Hargrove).
Во втором отделении Роберта Гамбарини спела Good Morning Heartache, Lover Come Back To Me, Daydream, Sometimes I’m Happy, Rhythmaning и This Is Always. После окончания концерта публика не отпускала ее, и она спела на бис Everything Happens То Me.
Роберта Гамбарини в полной мере доказала, что она - эктраординарная артистка и талантливая певица, и мы надеемся вскоре увидеть ее снова в Италии со следующим альбомом!
Ева СИМОНТАККИ
Перевод с английского Стефании ОСТРОВЦОВОЙ
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...