Летом 2005 года Джэй Клэйтон проводила мастер-классы в миланской Академии Вивальди. 12 июня с ней побеседовала наш корреспондент Ева Симонтакки. Ниже представлен текст этого интервью.
Ева Симонтакки: Джэй, как в вашей жизни все начиналось: музыка и пение, и преподавательская деятельность?
Джэй Клэйтон: Я пела всегда, с самого детства. Я всегда немножко пела, но была очень застенчивой. Моя мама была певицей, но она так и не стала профессиональной исполнительницей, потому что тогда это было не принято. Когда она пела стандарты, то не знала, что они были стандартами, потому что в тридцатых все были уверены, что это просто популярная музыка. Я помню, что слышала, как она постоянно пела дома, чем бы ни занималась, но без меня, а я пела в школе, была в составе хора, в тройном трио, я любила музыку, не знала почему, но пела постоянно. Мне хотелось петь.
Когда мне было около семнадцати, мой кузен дал мне три пластинки: это были Дэйв Брубек, Майлз Дэвис и Рэмси Льюис. Я помню это очень, очень отчетливо. Я не знала этих музыкантов и не знала, что это была за музыка, но я полюбила ее, совершенно в нее влюбилась! Раз мы заговорили об этом, я помню дом, помню отчетливо, как он дал мне эти пластинки, разве это не забавно? Ведь столько лет прошло! Это случилось пятьдесят лет тому назад. Помню, как брат сказал: "Эго — Джаз". И я хотела слушать эту музыку все больше и больше. Поэтому' записалась в члены Columbia Record Club, тогда они за пенни высылали вам стопку пластинок. Потом они каждый месяц посылали вам пластинку, и вы должны были заплатить за нее, но в самом начале они высылали приблизительно пять или шесть, и вы должны были выбрать категорию: поп, классика или что-то еще. И я, конечно, выбрала джаз. Вот когда я начала его слушать. К тому же, как я уже говорила, моя мама имела обыкновение постоянно петь дома, но ведь и она пела The Nearness of You или Everything Happens To Me и тому подобное.
Так я начала слушать джаз, когда мне было семнадцать или восемнадцать, это было в 50-х, в середине 50-х, в то время, когда ты все еще мог пойти на танцы, а оркестр начинал играть стандарт.
И помню, как в первый или второй раз, когда пришла на танцы, я набралась мужества сказать себе: "Могу ли я сидеть просто так?", и спела Moonlight In Vermont. Это было в сопровождении целого оркестра, и я помню лишь эйфорию от пения в микрофон, пения с тем оркестром, и уже тогда я понимала, что за "бридж" выиграла, и очень гордилась собой! Тогда же и решила: "Я буду петь, буду играть в эту азартную игру...", словно знала, о чем речь! Так что я действительно помню, как начала слушать музыку.
Так случайно совпало, что это произошло до того, как я пошла учиться в колледж — потому что я действительно решила поступать в колледж, но не знала, в какой, понятия не имела. До меня в нашей семье никто не учился в колледже Я была одной из первых. А тем временем у меня была подруга, чей парень был джазовым басистом. Вы поверите в это? В Янгстауне, штат Огайо... Когда я оглядываюсь назад, меня очень удивляют эти совпадения, потому что не было много джаза в Янгстауне, штат Огайо, джаза было очень мало. Парень моей подруги начал играть в ресторанах, и мы стали ходить туда. Иными словами, все началось именно там! И он действительно знал музыку! Так все и началось!
Затем я пошла в колледж, потому что мне необходимо было стать самостоятельной, уйти из дома! На самом деле я даже понятия не имела. что это был за колледж. В вашу школу приходили разные люди и рассказывали о различных колледжах, и я решила пойти учиться в один из них. Я знала только, что должна пойти учиться в любой колледж штата Огайо, иогому что это было уже не так важно, как сам штат. И у меня была одна подруга, которая сказала: "Пошли в Университет Майами" (он находился в штате Огайо). О'кей, я подала заявление, и меня приняли, а она передумала! Так что я пошла учиться в колледж самостоятельно! Вы можете такое вообразить? Меня, ведь я была такая застенчивая! Я даже не знала, каково это, но я пошла учитьсяl так или иначе. Мои родители привезли меня туда, поездка длилась пять или шесть часов, это было далеко, это было довольно далеко. Но я и хотела уехать достаточно далеко, чтобы не приезжать каждый уикэнд. Понимаете? Я должна была уехать из дома.
Так я попала в колледж, и начала петь повсюду в общежитии. Однажды все собрались вокруг меня, и мы принялись петь Green Dolphin Street а капелла Теперь, когда вы спросили, я начинаю вспоминать все это... Я помню нашу прачечную в подвале, и помню, как пела там My Funny Valentine моей соседке по комнате. Потом у меня была другая соседка, которая училась на отделении классического вокала. Мне преподавали лишь начальное музыкальное образование, а я и не знала, что можно изучать классический вокал, понятия не имела! Так что она сказала мне: "Почему бы тебе не перейти на классический вокал? Стать студенткой моего отделения?" И я сказала: "Хорошо, я не знала, что такое возможно..." Поскольку до этого я выбрала фортепиано, то знала теорию. Когда я как маленькая девочка выбрала фортепьяно, моя преподавательница заставила меня дополнительно заниматься теорией по субботам. Когда я говорю "заставила меня", то имею в виду, что не проявляла к этому особого интереса, хоть и изучала гаммы и интервалы... А потом соседка по комнате сказала мне.- "Почему бы тебе не сходить к доктору Нельсону?.." И я пошла к нему — директору музыкального отделения, и он изменил мне музыкальную специальность. Моей профилирующей специальностью теперь стал вокал, а дополнительной — фортепиано. Классическое, все классическое. Никакого джаза не было.
А затем, помнится, таже самая соседка по комнате, Сэлли Уоркмэн, сказала: "Знаешь что?" — в университетском городке был один джазовый музыкант, его звали Джон Уотсон, он был тромбонистом, и он четыре года проработал в сфере обслуживания, а потом решил вернуться в колледж, так что он знал джазовую музыку. Она сказала: "Почему бы тебе не пойти и не спеть для Джона Уотсона? Он скажет, можешь ты петь или нет". Так я и сделала. Он немного играл на фортепьяно, и помню, что я пела What's New, и возможно что- то еще, уж не знаю, но абсолютно уверена, что он слегка улыбался, и—он выступал по выходным дням в кампусе - сказал: "Приходи посидеть там". И, помню это также отчетливо, как говорю с вами, это был 1960-й, помню, как сидела со своим My Funny Valentine в этом небольшом клубе колледжа за электрическим пиано, и больше ничего до того самого дня. Я так нервничала!
Так я начала петь с бэндом... за 10 долларов, знаете... Пианист, играющий на джазовом пиано, был с классическим образованием, и они все многому меня научили. У них было много записей. Они рассказали мне о Мингусе, они рассказали мне о Монке. Я даже не знала, кто такой Монк! Я не знала, кто такой Орнетт Коулмэн... И мы их слушали. Я изучала классику в колледже, но по уикэндам мы слушали музыку. Так что я получила довольно хорошее образование. И после того, как я закончила колледж, оркестр, в котором я работала, получил работу в провинции в штате Нью- Йорк, и у меня был график, я работала официанткой до 10 часов, а после шла выступать с оркестром. Это было действительно здорово! И потом я подумала: "Куда бы мне поехать? Может в Нью- Йорк? Или в Калифорнию?"Я лишь знала, что не хочу возвращаться в Огайо. Я знала это совершенно определенно. Там было мало джаза, а я уже не могла без него жить!
И еще помню, как открыла для себя Downbeat, а найти Downbeat в Огайо было очень трудно, знаете, все эти маленькие городки... Это была тонкая ниточка, связующая меня с джазом. Мне дали Downbeat, когда я была еще в колледже, и я прочитала в нем о Шейле Джордан. До этого я ничего не знала о ней, и помню это так, словно это случилось вчера. Я жалею, что не смогла его сохранить...
Вы говорите о журнале Downbeat, не так ли?
Да. Downbeat Magazine. А теперь, как вы думаете, в скольких Downbeat'ax можно прочитать о Шейле Джордан? Думаю, что в немногих! Их не много! А я нашла тот, где говорилось о ней, и узнала, какая она классная. Я узнала это. И поэтому решила ехать в Нью-Йорк. Я получила высшее образование, получила место в Thousand Islands, и у меня был график, я пела в уикэнды, а затем поехала в Нью-Йорк! У меня было всего лишь несколько сотен долларов, не знаю, как я решилась на такое, и я нашла жилье с той певицей из колледжа, и мы делили апартаменты с еще двумя другими девушками.
А затем я принялась искать музыку! Тогда еще играли все: Монк, Колтрэйн... все! Сонни Роллинз, Мингус, Джон Колтрэйн, все играли. Я была застенчивой, но я должна была ходить и слушать их музыку!
И я искала кого-нибудь подобно... моему уровню, понимаете? Я знала, куда надо идти, чтобы послушать Монка, но как найти того, с кем выступать самой? У меня уже был репертуар, потому что я выступала в колледже. Такова моя короткая история.
Летом, за год до окончания колледжа, я ездила в Нью- Йорк и сходила послушать Стива Лэйси и Росвелла Радда, они играли всего Монка. Я пошла, чтобы послушать их, вместе с моими товарищами из оркестра колледжа, и чуть с ума не сошла! Так что, когда я приехала в Нью-Йорк, то очень скоро сказала себе: "Как я собираюсь найти единомышленников?" Взяла телефонную книгу и принялась искать номер Стива Лэйси.
О, вы так и поступили?!
Можете себе представить мое безрассудство? Мне с трудом верится в это! Я искала его..., это все равно, что искать номер Майлза Дэвиса, например! Я нашла его номер и позвонила Стиву Лэйси: "Хэллоу, меня зовут Джэй Колэнтоун, я только что приехала в Нью-Йорк, я — джазовая певица". Я сказала: "Я — зеленая джазовая певица, очень зеленая, — потому что я знала это, — я приезжала раньше, чтобы послушать вашу музыку, и это было так здорово". Я сказала: "Извините, что я звоню вам, но может, вы согласитесь мне помочь. Только скажите, куда мне пойти, чтобы найти людей моего возраста". Думаю, он был не намного старше меня, но он уже был признанным музыкантом. Представляю, что он мне ответил! Жаль, что я не записала наш разговор! Помню только, что разговаривала с ним несколько раз. И однажды он мне сказал: "Хорошо, слушай, я собираюсь пойти послушать Монка в Five Spot. Я встречу тебя там".
Иными словами, он помог мне пойти послушать Монка бесплатно, это была серьезная услуга, потому что он знал, где собираются джазовые музыканты. В Five Spot был бар, и позади бара собирался кое-кто из джазовых музыкантов, они не платили за вход. И я пошла с ним. Разве это не захватывающе? Но он был такой прохладный! Я не могу вспомнить... Возможно, я присутствовала там со Стивом лишь раз, но потом я ходила послушать, как играет он. Тогда у него уже был собственный оркестр, они играли не только Монка, и у него был басист Луис Уоррелл. Его уже нет в Нью-Йорке. Во время Вьетнамской войны было много концертов против войны во Вьетнаме, и Луис играл с Марком Левином, Марк Левин — исполнитель на медных духовых, теперь он живет в Копенгагене. У него была фри-группа, он играл фри-музыку, потому что это было в 60-х, так что это была фри-музыка. Я никогда до этого не слышала ее, это было в первый раз. Так, у него был бэнд из семи или восьми участников, играющий фри- музыку на одном концерте против войны во Вьетнаме, и там собиралось выступить также небольшое трио, сначала должно было играть трио, а затем — биг-бэнд. И Луис сказал Марку Левит-: "Почему вы не выступаете с вокалистами? Не пригласить ли тебе Джэй Колэнтоун спеть с твоим трио?" И Марк Левин позвонит мне, и я спою с трио, и барабанщиком там будет Франк Клэйтон. Понимаете? И эти парни — моего возраста, точно такого же возраста, как я. Мы были двадцатилетние И они любили то же, что и я, и они жили в мрачном east side'e, в общей квартире, и они пригласили меня на сешн, и я пришла, чтобы принять участие в сешн. А я жила на мансарде, и могла играть там музыку и проводить сешнз у себя дома, и я пригласила их. Так я начала встречаться с людьми моего возраста и участвовать в сешнз, потому что эти парни, конечно, знали, где они проводятся, и знали, куда пойти вечером. И они стали моимидрузьями, и в конечном итоге я вышла замуж за барабанщика, но поначалу мы были просто друзьями. Затем мы жили на мансарде, перед Сохо, мы нашли лофт, и это было дешево- Фактически, я нашла его! Я нашла его с другом. И мне хотелось этого, потому что мы могли играть музыку в любое время. У нас даже кухни не было.
Что случилось потом?
Мне все время хочется забежать вперед. Сейчас мы в 60-х_ В конечном итоге мы начали жить вместе с Фрэнком в моем лофте_ Так, куда я пошла выступать? Я помню Village gate, а также вспоминаю название Top of the Gate... "Кто такая Джэй Колэнтоун? Никто. понимаете? Я никогда не забуду Арта Длугоффа, как он сказал: "Почему я найму вас? Никто вас не знает! Давайте поборзеем". Я же страстно хотела петь, так что мы стали организовывать концерты в лофте. Мы проводили концерты прямо там. У меня было фортепьяно, у меня была звуковая система, мы делали маленькие флайеры, и мы проводили концерты. Мы приложили немного усилий, и такие люди, как Сэм Риверс, Джин Ли, Боб Моузис играли у нас, выступали на концертах! Иными словами, вы должны петь! И где вы собираетесь петь? Вы должны придумать это сами! И я придумывала все свои выступления, это так. А потом, был такой бар через улицу от Half-Note, и кто-то, не помню кто, из музыкантов сказал: "Знаете, этому бару нужны музыканты? Их даже не интересует, какие..."Так что я спустилась и получила работу на каждый уикэнд! Это было, кажется, 75 долларов на весь оркестр, за весь уикэнд, только фортепьяно и бас, у нас не было барабанов, а Френк ведь бьи барабанщиком, так он приходил с малым барабаном и играл..
Но я ведь должна была петь! И теперья пела каждый уикэнд и это бьло здорово! Бар назывался Pookie's Pub. Я пела джаз, но это вовсе не походило на то, словно я хотела стать известной. Для меня главным была сама музыка!
А теперь я собираюсь рассказать вам небольшую историю о Мингусе. Так... Мне было чуть больше двадцати, я жила в мансарде. Фактически я тогда сдала свой лофт в субаренду, потому что собиралась ехать в Европу. Я оказала себе: "Еду в Европу",потому что каждый, кто приходил к нам, рассказывал о Европе. Стив Лэйси тогда уже вернулся, но потом снова уехал в Париж. Так что я сдала в поднаем лофт, потому что собиралась ехать в Европу, и сказала: "Причина, по которой я не поеду в Европу, может быть только одна.- если получу возможность выступать'. И действительно, я получила такую возможность! Этот небольшой ангажемент в небольшом баре, каждый уикэнд, через улицу от Half- Mote. где все время играл Люн Колтрэйн.
А в то время произошли все эти события в Камбодже, случилось то несчастье. Это выяо в перерыве, помню, мы выступали, и в этот небольшой бар забрел Чарльз Мингус. Я не могла поверить в это! Он проходил мимо, как он сжазал позже, и думал только о Камбодже, и всех бедах в мире. и заглянул в этот бар, и увидел бас. И подумал: "Что этот бас делает в этом небольшом баре?" Это был Pookie's Pub. Поэтому он вошел_ Вы можете себе такое вообразить? Мне бьшо чуть больше двадцати... И он сидит в баре, и я пою Lush Life и что-то другое... Итак, он разговаривает с владельцем. Я знаю об этом, думаю, от владелъца. Я действительно сказала ему "привет", но, о май Чарли Мингус! Едва ли был еще кто-нибудь в том баре. и кем была я, Джэй Кслэнтоунн... Там бьло всего несколько человек Они передали мне, что он сказал, будто ему понравилось, как я пела Lush Life. Кто знает? Но тогда он сказал этим парням: "Я нанесу это место на свою картуГ Понимаете, что я имею в виду? Он решил помочь собрать там посетителей. Это лишь предположение? Он сказал: "Я буду здесь играть". И на следующей неделе это происходит — Jay Colantone and Charles Mingus — No cover, no minimum. Можете себе представить?
И, будьте уверены, бар был забит битком! Это длилось не слишком долго..., он сыграл со мной лишь две мелодии. Кажется, я пела Cry Me А River, я даже не знаю... Свинговала что-то. Все, что помню — Чарльз Мингус и мое пение! Я поражаюсь... Я только спросила: "Почему вы это сделали?" Но дело бьшо в том, что мое имя каждую неделю фигурировало в Village Voice. Теперь это не делает меня известной — не поймите меня неправильно — но кто-то смотрит ее все время. И — музыканты! Мне жаль, что я не могу найти той записи, был кто-то из студентов NYU, кто делал видеосъемку этого концерта. Я пока не гонялась за ней, но где-нибудь же есть видеозапись того выступления. Я все же попробую найти ее, потому что никто не помнит этого события.
Так я сделала первые шаги. А затем это повторилось с Джэки Бьярдом (Jackie Byard), который был очень, очень хорошим парнем, и Тони Скоттом, кларнетистом. Тони Скотт проводил сешнз, и Джекки Бьярд — он играл каждое воскресенье в East Village, не могу вспомнить название места — тоже... Так что время от времени я одевалась и шла к ним... Представляете, как я собираюсь спросить их, могу ли я спеть с ними?.. Помню, Ди Джоннетг только приехал в город... и я пошла к Тони Скотту. А он и не думал, что я смогу хоть что-нибудь спеть. И я ждала до 2 утра. Но продолжала сидеть там... И они были такие классные! А потом все же попросили меня спеть. Поймите, сидеть там специально для того, чтобы спеть, бьшо так страшно! Но я должна была сделать это! Я должна была узнать, смогу ли я это сделать. Не слишком ли я боюсь? Способна ли я выступать с ними? И я смогла, сделала все о'кей.
Когда я преподаю, я всегда указываю на значение счета (Джэй показывает на пальцах), думаю, я помогаю ученикам, правда? Я сама должна была понять это! И это было одним из первых мест, когда я должна была встать, и отсчитать темп! Это было очень важно для меня, потому что позднее Джэки Бьярд будет играть в одном месте, и я приду, и он попросит, чтобы я пела. Он был настолько хорош...
Так я начала встречаться с инструменталистами. Я потом добьюсь их уважения, но очень, очень не скоро. Я всегда должна была ждать, и ждать, и ждать, чтобы спеть. Но это заставило меня понять, что я способна делать это, и это — самое главное. Я не собиралась становиться знаменитой! Кому бьшо интересно знать, кто я такая? Никто не слышал обо мне. А однажды я пела также с Элвином Джонсом. Фактически, Pookie’s Pub в течение короткого времени был обозначен на карте, иными словами, туда стали приходить музыканты, а затем они начали приобретать там имя. Так что через некоторое время я оставила работу... Следующая вещь, которую вспоминаю, это когда Элвин Джонс играл в пабе с Билли Грином на фортепьяно. И я попросилась посидеть там! Я нашла в себе силы присутствовать там. Почему я сделала это? Лишь для того, чтобы узнать, могу ли я встать рядом с ними, с этими гигантами, и делать музыку: Я спела с ними Round Midnight.
В аудитории я всегда повторяю: "Вы должны сделать это! Вы должны найти возможность выступать!" Не имеет значения, много ли вам платят или совсем ничего, но вы должны найти место, чтобыделать это,для того, чтобы делать с каждым разом все лучше и лучше!
Ну,а в 70-х у меня уже были дети, и теперь мы жили в Трибека... Это сразу за Сохо, на квартал дальше. Правда, раньше этот район не имел названия тогда, и получил его как раз тогда, когда мы переехали, так что и он стал дорогим. Когда Сохо получил название, все арендные платы повысились, и мы переехали в даунтаун, а затем и он получил название. И там был другой небольшой бар — Prescott's, и я получила место в нем. Я сказала себе.- "Я должна работать один раз в неделю". Я знала достаточно много музыкантов, и если у них не бьшо работы, то они хотели ее найти, потому что это была хорошая музыка, пусть даже стандарты, но вы действительно получали возможность играть. Это не были выступления лишь ради денег. Хотя кассовый аппарат. конечно, хотел некоторую сумму денег. Он был в доле, скажем, если в него попадало 200 долларов за ночь, то чуть больше 200 получала и я. Так мне платили. И там я встретила Джэйн Айру Блум, сопрано-саксофонистку, она — великая!
В 70-х было еще одно большое для меня выступление с барабанщиком Рашидом Али. Он проживал на Зеленой Улице и имел небольшой клуб, и я буду играть там шесть ночей! Я даже не помню, когда еще делала это шесть ночей подряд! Насколько это больше по сравнению с одним субботним вечером, мэн? Это были выступления ради того, чтобы заработать деньги. А я пробую вспоминать о вехах.
В 80-х я уехала в Сиэтл. Так что теперь я буду вспоминать десятилетиями: 60-е прошли в моем лофте, в котором был представлен весь фри-материал. Так что я начала с исполнения фри-музыки, и только потом стала исполнять стандаргы. И в 70-х эти два направления стали собираться в мою собственную концепцию того, как представить и то и другое в одном выступлении. Я считаю, что мне очень повезло, поскольку мне удалось услышать живые выступления великих музыкантов и тех, кто исполнял мэйнстрим, и исполнителей фри-музыки, достаточно лишь назвать их имена: Орнетт, Боб Берг, который жил по соседству со мной, Боб Моузес, Джин Ли. Было много музыкантов, которые жили в лофтах, и с которыми я могла играть... И я счастлива, что была там тогда и слышала все это. То, что родилось в лофтах- Когда меня спрашивают "Как вы делаете это? Как вы делаете то?", я отвечаю, что надо слушать все. Мингус и Эрик Дсшфи_ Я любила это! Я любила то! Я имела счастье слышать их живыми. Знаете, я не выбирала исполнение фри-музыки! Я не выбирала то, что собиралась петь. Просто так получилось. Я не говорила: "Хочу делать это". Поэтому я и пробую сказать молодым музыкантам: просто следуйте за музыкой, которую вы любите, и эта любовь во что-нибудь разовьется, расцветет.
В каждом десятилетии что-нибудь случалось. Был еще Sweet Basil, который теперь называется Sweet Rhythm. Я работала и там. Но так и не стала достаточно именитой, чтобы работать в реально больших клубах. Я и сейчас все еще не собираю аудиторию в больших клубах.
В 70-х я познакомилась с Коби Нэритэ (Cobi Narita) из Universal Jazz Coalition, и она устроила мне ангажемент — каждый уикэнд в Lower East Side. Это был большой ресторан. Я должна была выглядеть нарядно, но могла выступать с тем, с кем хотела сама. Я выступала с Сесилом Макби и Джоном Эберкром- би, который был тогда доступен! Я знала их. У меня снова было трио.
И вот забавная история: однажды в этот ресторан входит... Тони Скотт. И слушает мое выступление! Можете себе представить? Тони Скотт, с которомя пела, когда только начинала..., и он входит, чтобы послушать меня!
А другим человеком, кто туда забрел, был Мьюэл Ричард Эбрэмс (Muhal Richard Abrams). Он был фри-пиани- стом, очень известным. Он — это как Chicago Art Ensemble, целая эпоха... И он был такой прохладный! Я его понимаю, ведь я главным образом исполняла стандарты. И походила на человека, который поет лишь ради денег! Я пою с 63-го года, а это был конец 70-х, и я уже преподавала, сидела в офисе... И была очень угнетена: "Что мне делать дальше?" У меня было уже двое детей... И помню, как лежу в кровати, и тут — телефонный звонок... И звонит — Мьюэл Ричард Эбрэмс. И он хочет, чтобы я выступила с ним на концерте в Joseph Pap Theatre, большом зале в Village, где после спектаклей исполнялся нью джаз, в одиннадца ть часов вечера. И играли Мьюэл Ричард Эбрэмс с Джорджем Льюисом, Роско Митчеллом, Чико Фримэном, Джи Ди Пэррином... И он хочет, чтобы я спела с ними! Я сразу же выздоровела от своей хандры! Да, время от времени ты выздоравливаешь... А ведь я уже была готова уйти из музыки. И затем мы сделали запись, так что есть диск Он называется "Spihumonesty" Spirit Human Honesty, и мы совершили это вместе. Иногда что-то подобное случалось, и это заставляло меня все больше прикипать к музыке. Естественно, это даже немного сделало мне имя. Конечно.
У меня не было намеренна стать известной. Но ведь в этом нет ничего плохого, мне нравится, например, что вы знаете, кто я, я даже не была бы здесь сейчас, не будь этого... Правильно? Это замечательно, что вы знаете мою музыку. И я знала, что должна получить достаточную делю доверия и долю узнаваемости, чтобы иметь возможность работать с некоторыми людьми, работать в некоторых местах. Если ты нипо. ты не получишь этого. Но главное все же не то, где работать, а с кем Я хочу иметь возможность пригласить некоторых людей, которых знаю Ия счастлива, потому что в течение многих лег продвигала их, и все они очень хорошие музыканты, например, Джордж Кэблз (George Cables) и даже Хэйри Бэрта (Gary Bartz), с которым я сделала запись, и он очень уважает меня за это. Они делали это не роди денес ведь я не могла заплатить им много. И чем больше твое желание петь, тем больше ты должен получить доверия и известности.
А также ты становишься лучше! Ты делаешь лучшую работу с лучшими музыкантами! Ты становишься лучшим! Вот так. Это — моя история. Должна сказать совершенно определенна вы всегда должны упорно продолжать делать то, что любите.
А в 80-х меня пригласили преподавать в Сиэтл, штат Вашингтон. Я не хотела ехать, не хотела уезжать из Нью-Йорка Но, знаете, тогда я снова немного выпала из обоймы. В некоторый момент вы утомляетесь быть бедным все время, утомляетесь от постоянной гонки, утомляетесь от постоянной заботы об ангажементе. Так что я была слишком уставшей, и нуждалась в переменах. И меня пригласили, и я согласилась, но не сразу. Сначала я съездила туда провести мастер-класс, а потом приняла приглашение, потому что поняла, что не перестану петь, потому что и там была музыка. Джулиен При- естэ (Julien Priester) все еще там, на факультете были Гэри Пикок (Gary Peacock), Джерри Гранелли (Jerry Granelli), Арт Лэнде (Art Lande). Я бы не пошла преподавать лишь бы куда. Я знала, что буду там в состоянии делать музыку. И я нуждалась в отдыхе. Мне нужна была передышка, и я поехала туда в 1982. Конечно же, я выступала там с концертами, и преподавала, организовала свою программу, и на этот раз впервые в жизни в конце каждого месяца получала небольшой чек. И я даже написала там кое-что из музыки!
Но знаете, жизнь меняется. и я уехала оттуда через 20 лет! Но даже находясь там продолжала путешествовать. У меня был Vocal Summit, с которым я гастролировала. Интересно, как мне все это удавалось? Так что, начиная с 1982-го, и даже в 90-х я совершала туры с Vocal Summit. Да, я уехала, потому что никогда не хотела жить в Сиэтле, штат Вашингтон. Но меня там окружали замечательные люди, вместе с которыми я работала, и я сделала Circle Dancing, и писала музыку, и дети мои были слишком маленькие, и я не хотела, чтобы они жили в Нью-Йор- ке, знаете, все эти подростки, и я думаю, что это было правильное решение. Теперь бы кто-нибудь сказал — и я думаю, что кто-то обязательно скажет—что если бы я не оставила Нью-Йорк, то, возможно, была бы сегодня более известной. Но меня это не беспокоит. Это—не самое важное в жизни. Обо мне не забывали, я все лишь была в туре Конечно, если бы я осталась в Нью-Йорке, то, возможно, могла бы добиться большего признания. Но... на первом месте — жизнь, а искусство —на втором. Это был способ, с помощью которого я тогда получила возможность существовать. И я все же депала мою музыку!
Я не осталась бы там, если бы не могла бы развиваться как музыкант. Там есть своя джазовая среда Jazz Alley... Так что я не переставала заниматься музыкой, совсем наоборот, но... Я нуждалась в небольшом отдыхе от Нью-Йорка, вплоть до того момента, когда пять или шесть лет назад не начала возвращаться в Нью-Йорк на все более длительные периоды времени. Вместо того, чтобы приезжать лишь на концерт, я оставалась в нем на пару недель, затем на целый месяц. Один раз осталась на целое лето. И работала со многими музыкантами... А потом решила оставить мое профессорство, оставить мою работу. Так и сделала, и не сожалею об зтом. Я сказала им, что буду преподавать еще один семестр, а потом возвращаюсь. Потому что собираюсь продолжать петь, пока деньги не закончатся! Знаете, это такая шугка джазовых музыкантов, изторые выиграли много денег "О, я собираюсь продолжать играть, пока не закончатсят деньги!" (Джэй хихикает)
Но я не сожалею, это было правильное решение—оставить Сиэтл и вернуться в Нью-Йорк, потому что сейчас со мной происходит много всего интересного. И в психологическом отношении я чувствую себя здесь ближе — Нью-Йорк ближе, чем Сиэтл—хотя расстояние это—всего лишь полет на самолете, но из Сиэтла все казалось очень далеко. Я мечтала приехать сюда хотя бы на неделю, когда жила в Сиэтле. Но теперь я могу быть здесь в течение недели, и это — совсем не много! А добраться до Сиэтла — всего шесть часов полета. И еще один плюс: у меня больше нет обязательств перед школой, которые заставляют тебя напрягаться. Ты вольна уехать в любое время. Знаете, когда преподавала, я каждый семестр отправлялась в какой-нибудь тур, но продолжала чувствовать ответственность... А теперь я не на постоянной работе, я — во фрилэнсе, и сразу уезжаю, кактолько заканчиваются дела.
Можете ли вы поделиться своими планами?
Что ж, я работаю над совместным проектом с Куртом Ньюроком (Kurt Newrock) и Эмили Дикинсон (Emily Dickinson), и в дуэте — только голос и фортепьяно. Мы работали вместе лет тридцать пять назад, а потом я уехала, но ничто и никогда не проходит бесследно. Мы ходили тогда в студию звукозаписи, и у нас есть много записанных вещей! Так что теперь мы встречаемся каждый уикэнд и разбираем весь этот материал. А также я сотрудничаю со стэписткой Брендой Бафэлино (Brenda Bufalino).
А что насчет Vocal Summit?
Vocal Summit не на первом месте в моем списке, но Vocal Summit должен получить продолжение, правда, уже не с тем менеджментом. Если бы мы собрались сделать запись, то собрались бы все:i Норма Уинстон, Микеле Хендрикс и Урсула Дудзяк. Но все мы живем в разных местах, так что это снижает место этого проекта в моем списке, он явно не на его вершине...
Я работаю над собственными сольными проектами: моя поэзия с электроникой. А также хочу сделать кое-что с Хэйри Томасом, Энтони Коксом (Anthony Сох) и Гра- нелли, и могу это сделать легко, потому что мы работали вместе в самых разных ситуациях, и они хорошо знают друг друга. Это было бы весьма существенно.
Затем у меня есть дуэт с гитаристом Джэком Уилкинсом (Jack Wilkins). Мы исполняли стандарты в течение многих лет, так что нужно все это записать. Кроме того, я только что получила грант от Chamber Music America на запись альбома с Джэй Айрой Блум и Джерри Граннелли. У нас трио под названием Outskirts, где все мы используем электронику. Я сама написала не много, но структурировала фри-составяяющую, все получилось весьма совместимо, и мы, честно, очень хорошо играем вместе... Иными словами, не так много людей, которым хочется сказать: "Давайте играть вместе"... Не так много людей. И мы можем сделать это, так что должна бьггь запись.
И есть у меня одно трио с Фрицем Пауэром (Fritz Power) и Эдом Ньюмейсте- ром (Ed Newmeister), и я была бы счастлива поработать с ними в ближайшее время, но они сейчас в Европе. Мы уже сделали запись, но пока она лежит на полке, и я должна предоставить ее вам. Альбом называется Three For The Road, мы записали его в Вене, когда я преподавала там. В основном это — свободная импровизация.
Какие советы вы можете дать вокалистам и тем, кто пока только изучает вокал?
Вы можете ходить в школу в течение десяти лет, но если вы не слушаете музыку, то вы все время будете что-то упускать. Да, вы будете способны играть, но не больше этого. А если вы не можете ходить в школу, но продолжаете слушать музыку, вы все равно будете изучать ее. Да, я очень серьезно отношусь к этому, и уверена, что одна из главных вещей для певцов заключается в том, чтобы продолжать постоянно изучать музыкальный язык Слушайте все, что слушают музыканты. И я скажу музыкантам: слушайте певцов тоже! Слушать — вещь вовсе не второстепенная. Это — самое важное. Когда преподаю, я даю вам много всего, но все это не будет работать, если вы не будете слушать. Музыка изучается через постижение. Менее опытные учатся у более опытных. И каждому из нас дается в жизни кто-то более опытный, чтобы учиться у него.
С этой американской певицей я познакомился, благодаря дружбе с японским музыкантом Ясухито Мори. Так вот, в одной из бесед он упомянул знаменитого американского пианиста Хода О'Брайена, с которым записал свой последний альбом, и добавил, что ...
По мнению европейской прессы, Деннис Роуланд (aka Dennis Compton Rowland) считается одним из выдающихся вокалистов современности. Известность к нему’ пришла в середине 70-х. Именно тогда он убедительно заявил о себе и как об актере, и как о ...
"Эстонская принцесса джаза" Хедвиг Хансон (Hedvig Hanson) родилась 22 апреля 1975 года в семье потомственного актера и популярной эстрадной певицы и пианистки Новеллы Хансон. Как и положено ребенку из интеллигентной и творческой семьи, в ...
Дни прошедшего очередного Месячника джаза-2006 в армянской прессе было достаточно много публикаций, посвященных этому событию и основной гостье Еревана — американской певице Джуди Бейди. Джуди Бейди — джазовая певица, актриса, писатель и ...
Карина Кожевникова - наиболее яркая и быстрорастущая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, прекрасное владение техникой вокальной импровизации "скэт", обширный репертуар, глубокое проникновение в суть ...
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй" Kevin Lowenthal, Boston Globe Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, ...
Джаз-кафе «Поющие фонтаны» стало очередным местом встречи минских поклонников и ценителей джазовых импровизаций с исполнителями мирового уровня. 28 марта 2007 года королевой вечера и богиней «Фонтанов» была сама Neda Malunaviciute, или просто ...
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...