По мнению европейской прессы, Деннис Роуланд (aka Dennis Compton Rowland) считается одним из выдающихся вокалистов современности. Известность к нему’ пришла в середине 70-х. Именно тогда он убедительно заявил о себе и как об актере, и как о вокалисте.
Конечно же, прежде всего имя Роуланда самым тесным образом связано с оркестром Каунта Бейси, с которым он проработал последние семь лет жизни маэстро. Но любовь к оркестру началась намного раньше. В 5 или 6 лет мальчик впервые услышал пластинку с песней Every Day I Have The Blues (запись 1951 года) солиста оркестра великого "графа" Джо Уильямса (Joseph Goreed "Joe" Williams). И навсегда остался под впечатлением этого уникального голоса.
Творческий диапазон Денниса Роуланда достаточно широк - swing, blues, standards, R&B, pop, funk, мюзиклы... И что бы ни исполнял вокалист, он неизменно добивался успеха благодаря необычайно привлекательному голосу и прекрасному чувству свинга. Наиболее полно богатые возможности вокала Роуланда представлены на диске Now Dig This (1997), посвященном Майлсу Дэвису. Деннис убедительно доказал, что он так же глубоко погружен в джаз, как и Майлс.
Несомненно, выше названный диск более теплый, более эмоциональный по сравнению с "холодными" записями Майлса 50-х — 60- х. Так и было задумано. Для этого в студии Конкорда Деннис объединился с такими величайшими музыкантами-романтиками, как пианист Joe Sample, трубачи Wallace Roney и Sal Marquez, тенорист Terry Harrington, басист Chuck Berghofer, барабанщик (и продюсер) Gregg Field. Вместе они постарались как можно ближе "подойти" к оригиналу и воссоздать "presence of mind" Майлса Дэвиса. Наиболее полно это удалось в таких пьесах, как All Blues, 'Round Midnight, I Could Write A Book и You Don't Know What Love Is. Бархатный баритон Денниса, погруженный в джаз, блюз или ритм-н-блюз, а так же его харизма, помноженная на богатый опыт сценических выступлений, делает Now Dig This истинным образцом вокального мастерства Роуланда.
По собственным словам Денниса, наиболее ценным в его становлении были семь лет, проведенных в одном из величайших оркестров "всех времен". С 77-го по 84-й годы он гастролировал как ведущий вокалист, деля сцену с такими светилами джаза, как Ella Fitzgerald, Sarah Vaughn и Tony Bennett. Сладкий и вместе с тем полный силы голос Денниса в двух композициях альбома On The Road (одна из пьес 'Nat' Addarley — Work Song) был удостоен премии Grammy.
Вторая сторона творчества Денниса — театральная деятельность. В середине 80-х он появился в проектах, которые быстро завоевавали признание: The Seven Deadly Sins (с Cleo Laine), Jesus Christ Superstar, Big River и Little Shop Of Horrors, в проекте, названном Blues In The Night (с композицией Иды Кох Wild Women—Don't Get The Blues). Лучшие номера впервые были собраны студией Конкорд в альбом Rhyme Rhythm & Reason и навсегда вошли в репертуар музыканта.
Следующий релиз Денниса, выпущенный на Конкорде, стал еще одной вехой в творческой жизни актера- певца. Стилистически разноплановый альбом (джаз, блюз, R&B и soul) был назван Get Неге. Помимо этого, в качестве солиста студии Конкорд, Денниса можно услышать в самых разных юбилейных записях компании: А Concord Jazz Christmas и в очень популярных праздниках джаза A Tribute То Carl Jefferson.
В апреле 1997 Деннис был приглашен Уинтоном Марсалисом выступить с джаз-оркестром Линкольн Центра в программе Swinging' The Blues For Count Basie. Принятое шквалом аплодисментов выступление Денниса вдохновило корреспондента New York Times Петера Ватроу на следующее высказывание: "Это особенный блюзовый певец, очень искренний и необычайно щедрый. То, чем он одаривает на концертах, должно продаваться в аптеках как лекарство!"
Так же восторженно отзываются о Деннисе Роуланде и в Европе, где он выступал на престижных площадках: в лондонском парке Pizza и парижском La Villa. К тому же Деннис активно гастролировал с солистом оркестра Kaунта Бэйси тенористом Фрэнком Фостером (Frank Benjamin Foster) и его Loud Minority Big Band.
Ольга Коржова: Для нас Каунт Бэйси — легенда. для тебя — это живой человек, с которым посчастливилось общаться на протяжении 7 лет. Каким он тебе запомнился?
Деннис Роуланд: Прежде всего, человеком "без чувства времени". Он очень любил общаться с музыкантами. Делал это всегда с удовольствием, и видно было, что и сам получал от этого большое удовольствие. В процессе игры он всегда задавал одни и же вопросы: "Что вы делаете, как вы играете?"
Он всегда был внимателен к оркестрантам. Лично мне он очень помог. Не знаю, каким бы я стал, если бы не Бэйси. Можно сказать, он явился определяющим в моем становлении: говорил мне, как петь и что, исправлял, когда я был не прав. Он не хотел, чтобы я был вторым Джо Уильямсом.. Он хотел, чтобы я был "самим собой". Но меня все же всегда сравнивали с Джо. Если я делал что-то так . как и он, говорили: "О, это совсем так же, как у Уильямса. А если я этого не делал, говорили: "О, это совсем не похоже на Уильямса".
Как человек.. Я считал его своим дядей, членом семьи. С ним было легко говорить на любые темы. Я с удовольствием вспоминаю время нашей совместной работы в Чикаго.
Кого ты считаешь своими учителями?
Очень многих. Это Билли стайн, Элла Фицджеральд, Фрэнк Синатра, Тонни Бэннетт, Сэмми Дэвис, Джо Уильямс... В детстве я их слушал каждый день. А когда появилось TV, смог еще и увидеть, сначала я просто подражал. Потом стал задумываться и приглядываться к тому, что и как они делают. С некоторыми мне повезло познакомься лично. Все это мне очень помогло. Для того, чтобы стать хорошим музыкантом, необходимо не только слышать, но и видеть. Что-то брать для себя и пробовать делать это "своим".
Я думаю, мой стиль складывается из трех элементов: то, что я увидел, услышал плюс "я сам". Я стараюсь разобраться в себе и понять, чего хочу и как это надо делать. Когда я стою напротив бэнда, то лишь следую за характером музыки, стараясь соответствовать ему. В молодости я двигался быстрее слов, и Бэйси мне все время говорил: "Спокойнее, спокойнее! Вслушивайся в слова!" С годами я стал мудрее. Я не умею так хорошо танцевать, как другие. Но мне помогает двигаться музыка.
А как проходили репетиции в оркестре Бэйси?
(Смеется.) За 7 лет я видел три репетиции. Правда, к своей первой встрече я готовился очень долго. Первое впечатление от оркестра — колоссальная энергия. Я стоял впереди, и меня буквально "сдувало". Это дыхание оркестра я всегда чувствовал.
И все же, наверное, самым главным годом в моей жизни стал 1979. Тогда я и познакомился с "первой леди-jazz" Эллой Фицджеральд. Мы поехали на джаз-фестиваль в Ватроу. Я уже второй год работал в бэнде Бэйси. На этом фестивале мы должны были выступать первыми. До этого в гримерной был спор: сможем ли мы выступить "на ура" или нет. А у меня был только один вариант: я просто обязан спеть великолепно. Правда, я был тогда молод и "зелен", и оркестранты не хотели рисковать. А я чуть не плакал: "Пожалуйста, пожалуйста, я смогу спеть хорошо!" Мне разрешили спеть песню, которую я привез из Детройта. Это композиция в аранжировке Фрэнка Маркса Work Song. Она вошла в альбом On the Road, который потом получил Гремми за лучшее выступление джаз-оркестра.
Как протекает твоя жизнь в Америке?
Я живу в Фениксе с 1985 года. Сразу по окончании тура с оркестром Бэйси меня пригласили поработать в театре. Я играл в Jesus Christ Superstar, играл Билли Флинта в мюзикле Chicago... Было много телевизионных съемок, хотя не столько, сколько бы хотелось. Я занят и в студийной работе на Конкорде.
Мне нравится студийная работа. Хотя и не так, как "живые" концерты. Больше всего мне нравится стоять напротив зрителей. Это действительно захватывает. Студия — это изоляция, это "вычищенный" единичный момент творчества. Вы должны представить себе зрителя, "услышать" зал.
На "живом концерте" ничего представлять не надо. Здесь требуется другое: чувствовать слушателей, читать их настроение во взгляде, улыбке или выкриках. Потому что здесь перед тобой мгновенная реакция на все удачи или промахи. Это здорово подстегивает. И это мне нравится гораздо больше, не зря же я из Детройта (смеется)!
Ты впервые работал с ростовским джаз-оркестром Кима Назаретова. Каковы впечатления?
Они сделали невозможное. Они разобрали и поняли музыку без партитур, только по своим отдельным партиям. Конечно, была и знакомая музыка. Но они не могли знать, чего я захочу от них. Они ведь не знали, что, к примеру, я буду делать во время басового соло или как поведу себя на саксофоновой импровизации!
Обычно перед концертом делается несколько репетиций, и тогда на сцене получается шоу. Работа бэнда была очень трудна не в смысле чтения нот, а в быстром понимании того, что я хочу от них услышать. И на это было очень мало времени. Так что на концерте им пришлось решать сразу две задачи: слушать меня и тут же переводить это в шоу. И они сделали это великолепно. Они — настоящие профессионалы.
Кстати, многое было сделано и без моей просьбы. Например, когда на концерте все саксофонисты встали во время исполнения — я был поражен. Я этого не ожидал от них, потому что мы это не оговаривали на репетиции. Это было настоящее шоу. И я всегда говорю такому: "Да!" Думаю, наше знакомство на этом не закончится. Вот только лучше встречаться летом, когда тепло!!!
Неоднократно слыша от приятелей-джазменов о молодой талантливой певице Тине Кузнецовой, я обратилась к интернету и афишам. К моему удивлению и огорчению, ее фамилии я там не нашла. А то, чем занимается певица сейчас, меня очень заинтересовало. ...
С этой американской певицей я познакомился, благодаря дружбе с японским музыкантом Ясухито Мори. Так вот, в одной из бесед он упомянул знаменитого американского пианиста Хода О'Брайена, с которым записал свой последний альбом, и добавил, что ...
"Эстонская принцесса джаза" Хедвиг Хансон (Hedvig Hanson) родилась 22 апреля 1975 года в семье потомственного актера и популярной эстрадной певицы и пианистки Новеллы Хансон. Как и положено ребенку из интеллигентной и творческой семьи, в ...
Дни прошедшего очередного Месячника джаза-2006 в армянской прессе было достаточно много публикаций, посвященных этому событию и основной гостье Еревана — американской певице Джуди Бейди. Джуди Бейди — джазовая певица, актриса, писатель и ...
Карина Кожевникова - наиболее яркая и быстрорастущая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, прекрасное владение техникой вокальной импровизации "скэт", обширный репертуар, глубокое проникновение в суть ...
Летом 2005 года Джэй Клэйтон проводила мастер-классы в миланской Академии Вивальди. 12 июня с ней побеседовала наш корреспондент Ева Симонтакки. Ниже представлен текст этого интервью. Ева Симонтакки: Джэй, как в вашей жизни все начиналось: ...
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй" Kevin Lowenthal, Boston Globe Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, ...
Джаз-кафе «Поющие фонтаны» стало очередным местом встречи минских поклонников и ценителей джазовых импровизаций с исполнителями мирового уровня. 28 марта 2007 года королевой вечера и богиней «Фонтанов» была сама Neda Malunaviciute, или просто ...
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...