Stephanie Nakasian - Семейный портрет в джазовом интерьере
22.06.2013
С этой американской певицей я познакомился, благодаря дружбе с японским музыкантом Ясухито Мори. Так вот, в одной из бесед он упомянул знаменитого американского пианиста Хода О'Брайена, с которым записал свой последний альбом, и добавил, что жена пианиста имеет армянские корни.
"Тебе, наверное, будет интересно познакомиться с ней. Ведь вы, армяне, любите искать везде своих соотечественников". И связал меня со Стефанией Накосян, ее супругом Ходом О'Брайеном и их дочкой Вероникой. Следует отметить, что для армяснких читателей это знакомство было интересным не только из-за того, что отца Стефании звали Самвел, и родом он из Сасуна (часть Западной Армении, ныне находящейся в Турции), но и потому, что все семейство имеет большое отношение к джазу. Причем, не косвенное.
Посудите сами. Папа—Ход О'Брайен, известнейший джазовый пианист, по словам американских специалистов, один из 2-3 музыкантов, кто до сегодняшнего дня (наряду с другим знаменитым пианистом Барри Харрисом) сумел сохранить чистоту стиля и остаться верным рыцарем мятежного стиля би-боп. Он играл и записывался с такими звездами джаза, как Пеппер Адамс, Кенни Баррелл, Оскар Петтифорд, Стэн Гетц, Дональд Берд и другими. Он заправлял собственным джазовым клубом и объездил с гастролями пол-мира. Наконец, ему отведена отдельная статья в Новой Энциклопедии Джаза и посвящен почти весь последний номер журнала Jazz Journal.
Теперь дочка. Первую свою песню Вероника написала в 4 годика. Это было в 1999 году и с тех пор папа — пианист и руководитель группы, и мама — певица всегда открывают этой песней свои концерты. Потом появились новые песни, которые исполняет уже она сама, ее друзья и родители. Все ее творческое наследие уместилось на одном CD-альбоме под названием Veronica's House of Jazz, записать который ей помогали не только молодые музыканты, папа и мама, но и звездные гости, например Ричи Коул. В настоящее время у нее собственный коллектив — Razz- cals — с которым она гастролирует и выступает на джазовых фестивалях.
Ну и, наконец, мама, Стефания Накосян. Впервые о ней заговорили в середине 80-х, когда она выступала в группе величайшего джазового певца Джона Хендрикса. К концу того десятилетия она уже была настолько популярна, что начала сольную карьеру джазовой певицы. На ее счету выступления практически по всей Америке и Европе, участие в крупнейших фестивалях, шесть сольных альбомов и масса записей с другими мастерами джаза в качестве почетного гостя. Она является автором книги по искусству джазового вокала. Уже упоминавшаяся выше Новая Энциклопедия Джаза посвятила ей также отдельную статью и определила как "одну из основных джазовых певиц сегодняшней сцены". И, наконец, американская специализированная пресса часто сравнивает ее с Эллой Фитцджеральд.
Как читатель догадывается, прочитав все это, я не мог удержаться от соблазна связаться со Стефанией и не задать ей несколько вопросов.
Армен Манукян: Как вы пришли в джаз — в результате учебы, домашнего воспитания или это была любовь с первого взгляда?
Стефания Накосян: Я влюбилась в джаз в тот же момент, когда я влюбилась в джазового пианиста Хода О'Брайена в 1980 году. Он тогда играл в клубе, и я была буквально заворожена его техникой, его музыкальностью, его свингом. После выступления мы познакомились, сблизились и вот уже 25 лет мы вместе. Тогда же я высказала ему свое желание петь, и очень скоро мы выступали вместе. Ну, а что касается учебы — то я, как и все прилежные дети, училась играть сначала на фортепиано, потом на скрипке. Что касается высшего образования, то у меня есть диплом экономиста. Джаз я полюбила сразу и навсегда. Когда мое увлечение джазом стало отнимать у меня все больше и больше времени, мне пришлось бросить свою основную работу и стать профессиональной певицей.
Вы помните свое первое выступление на профессиональной сцене?
Конечно! Это был концерт-посвящение Биллу Эвансу. Там играл Зут Зимс, Ход, а я пела. Я тогда так понравилась владельцу зала, что он сразу же предложил мне контракт, и я проработала в этом клубе почти 15 лет.
С кем из известных исполнителей вам приходилось работать?
О, со многими! Например, Кларк Терри, Филли Джонс, Бобби Макферрин, Пэт Метени, Томми Фланаган. Чаще всего они выступали или записывались с Ходом. Они играли — я пела. Я выступала в разных по составу коллективах — от дуэта до биг-бэнда, в разных залах — от престижных клубов до круизных лайнеров и крупнейших фестивалей. Побывала в Европе, Японии, на Карибских островах.
А как вы относитесь к тому, что все члены вашей семьи, включая дочку-подростка, всерьез занимаются джазом?
Это что, шутка? Джаз это прекрасная музыка и играть, петь, преподавать джаз — величайшая честь и радость. Когда мы собираемся вместе и исполняем джаз, мы становимся ближе друг другу, мы начинаем лучше понимать друг друга, это дает нам очень большой импульс как жизненной силы, так и творческой энергии. Джаз нас сближает. Так что я очень довольна, что муж у меня джазмэн, а дочка пошла по нашим стопам. Это просто здорово!
А что, по вашему, отличает певиц прошлого от их современных коллег?
Это тема для целой книги, а не для газетного интервью. Но попытаюсь в кратце объяснить. Раньше сама атмосфера в местах, где выступали певицы, была другой. Раньше пели в клубах и ресторанах, где люди собирались, чтобы отдохнуть и потанцевать. Сейчас джаз стал более концертным искусством. Более сложным, если угодно. Но зато он потерял свою чувственность, свои эмоции... Он стал умнее и холоднее. Все сказанное относится как к инструментальному джазу, так и к вокальному.
Сегодня почти не существует певиц, умеющих импровизировать и петь скэтом. Чем вы это объясните?
На самом деле есть и немало. Но дело в том, что крупные фирмы, которые заполняют рынок своей продукцией, не подписывают с ними контрактов на выпуск дисков. Им гораздо выгоднее пригласить для записи молоденьких, смазливых девушек, с опытом исполнения поп и рок-музыки, или же из кабаре. Подготовить для них соответствующий репертуар, зачастую лишь смахивающий на джаз, или позволить им промурлыкать стандарты, которые сами кого хочешь вывезут. С ними, в конце концов, легче работать. А чтобы продать записи настоящей джазовой певицы нужно серьезно постараться — ведь это не поп-музыка, чтобы понять джаз, нужно, бывает, помучиться!
Мне кажется, я понимаю, на кого вы намекате — Нора Джонс и Дайана Кролл. Ну, а в чем же секрет их суперпопулярности?
Их приятно слушать даже неподготовленному в музыкальном плане человеку и легко воспринимать. Дайана, конечно, поет лучше Норы, она неплохо свингует и замечательно аккомпанирует себе на фортепиано. Она достойна уважения. Но она поет слишком раслабляюще, умиротворяюще и тем завоевывает себе огромную аудиторию людей, не желающих думать над музыкой, а лишь отдыхать, использовать музыку как продукт ширпотреба. Я же, напротив, люблю свинговать, петь скэтом, одним словом, заставлять думать и заводить публику.
Чтобы вы посоветовали молодым певцам и певицам, которые хотят стать настоящими джазовыми исполнителями?
У-у-у... Это не просто. Во- первых, существует неписанный закон — ты или родился джазмэном или нет. Тут очень много зависит от данного природой таланта. Он или есть, или его нет. На пустом месте трудно что-то сотворить. Ну а тем, у кого есть задатки, следует слушать как можно больше великих исполнителей прошлого, иметь дело только с правильными людьми, имеющими отношение к настоящему джазу, изучать репертуар звезд и пытаться на начальном этапе их в точности копировать, постепенно добавляя что-то свое. Я, кстати, готова помочь в обучении армянских молодых вокалистов — если меня, например, пригласят, я могла бы организовать мастер-классы, дать показательные концерты-лекции. Так что, подумайте.
Расскажите о своей семье.
Мы втроем чувствуем себя великолепно. У меня прекрасная талантливая дочь — ее уже признали в Америке, ее альбомы выпускаются в Японии, она очень старательная, трудолюбивая и послушная. Муж — замечательный любящий человек, один из лучших пианистов стиля би-боп в мире. Очень мало осталось настоящих боперов в наше время — он один из них! Он очень работоспособный и плодовитый — только за последние год- полтора записал и выпустил шесть альбомов и сейчас находится на пике своей формы и славы. А кроме того, он был моим ментором и учителем, и именно он научил меня правильно свинговать и сделал артистом. Если же вы имеете в виду мою "большую" семью, то я, к сожалению, знаю об ее истории немного. Мой папа со своими двумя сестрами и матерью бежали из Сасуна, спасаясь от турок. Их отец был тогда убит. Дети сумели добраться до Америки и долгие годы жили в приюте при церкви. Мать и одна из сестер пропали. Вторая сестра тоже потерялась, но позже все-таки нашлась и какой-то период времени они жили вместе в качестве приемных детей в одной из семей, работая на молочной ферме. Вся эта история описана была позднее в его книге "Приемный сын Америки". К сожалению, он забыл язык и не являлся носителем культуры своего народа. А так как у меня мать была наполовину австриячка — наполовину англичанка, то, к моему огромному стыду я не знаю ни одного слова на языке моих предков! и плохо знакома с культурой армянского народа. Дома не говорили на языке и редко вспоминали армянскую историю... Но я надеюсь узнать больше о родине отца и выучить хотя бы основы языка. А может и смогу приехать в Армению в ближайшее время — ведь пути музыкант неисповедимы!
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...