Stephanie Nakasian - Семейный портрет в джазовом интерьере
22.06.2013
С этой американской певицей я познакомился, благодаря дружбе с японским музыкантом Ясухито Мори. Так вот, в одной из бесед он упомянул знаменитого американского пианиста Хода О'Брайена, с которым записал свой последний альбом, и добавил, что жена пианиста имеет армянские корни.
"Тебе, наверное, будет интересно познакомиться с ней. Ведь вы, армяне, любите искать везде своих соотечественников". И связал меня со Стефанией Накосян, ее супругом Ходом О'Брайеном и их дочкой Вероникой. Следует отметить, что для армяснких читателей это знакомство было интересным не только из-за того, что отца Стефании звали Самвел, и родом он из Сасуна (часть Западной Армении, ныне находящейся в Турции), но и потому, что все семейство имеет большое отношение к джазу. Причем, не косвенное.
Посудите сами. Папа—Ход О'Брайен, известнейший джазовый пианист, по словам американских специалистов, один из 2-3 музыкантов, кто до сегодняшнего дня (наряду с другим знаменитым пианистом Барри Харрисом) сумел сохранить чистоту стиля и остаться верным рыцарем мятежного стиля би-боп. Он играл и записывался с такими звездами джаза, как Пеппер Адамс, Кенни Баррелл, Оскар Петтифорд, Стэн Гетц, Дональд Берд и другими. Он заправлял собственным джазовым клубом и объездил с гастролями пол-мира. Наконец, ему отведена отдельная статья в Новой Энциклопедии Джаза и посвящен почти весь последний номер журнала Jazz Journal.
Теперь дочка. Первую свою песню Вероника написала в 4 годика. Это было в 1999 году и с тех пор папа — пианист и руководитель группы, и мама — певица всегда открывают этой песней свои концерты. Потом появились новые песни, которые исполняет уже она сама, ее друзья и родители. Все ее творческое наследие уместилось на одном CD-альбоме под названием Veronica's House of Jazz, записать который ей помогали не только молодые музыканты, папа и мама, но и звездные гости, например Ричи Коул. В настоящее время у нее собственный коллектив — Razz- cals — с которым она гастролирует и выступает на джазовых фестивалях.
Ну и, наконец, мама, Стефания Накосян. Впервые о ней заговорили в середине 80-х, когда она выступала в группе величайшего джазового певца Джона Хендрикса. К концу того десятилетия она уже была настолько популярна, что начала сольную карьеру джазовой певицы. На ее счету выступления практически по всей Америке и Европе, участие в крупнейших фестивалях, шесть сольных альбомов и масса записей с другими мастерами джаза в качестве почетного гостя. Она является автором книги по искусству джазового вокала. Уже упоминавшаяся выше Новая Энциклопедия Джаза посвятила ей также отдельную статью и определила как "одну из основных джазовых певиц сегодняшней сцены". И, наконец, американская специализированная пресса часто сравнивает ее с Эллой Фитцджеральд.
Как читатель догадывается, прочитав все это, я не мог удержаться от соблазна связаться со Стефанией и не задать ей несколько вопросов.
Армен Манукян: Как вы пришли в джаз — в результате учебы, домашнего воспитания или это была любовь с первого взгляда?
Стефания Накосян: Я влюбилась в джаз в тот же момент, когда я влюбилась в джазового пианиста Хода О'Брайена в 1980 году. Он тогда играл в клубе, и я была буквально заворожена его техникой, его музыкальностью, его свингом. После выступления мы познакомились, сблизились и вот уже 25 лет мы вместе. Тогда же я высказала ему свое желание петь, и очень скоро мы выступали вместе. Ну, а что касается учебы — то я, как и все прилежные дети, училась играть сначала на фортепиано, потом на скрипке. Что касается высшего образования, то у меня есть диплом экономиста. Джаз я полюбила сразу и навсегда. Когда мое увлечение джазом стало отнимать у меня все больше и больше времени, мне пришлось бросить свою основную работу и стать профессиональной певицей.
Вы помните свое первое выступление на профессиональной сцене?
Конечно! Это был концерт-посвящение Биллу Эвансу. Там играл Зут Зимс, Ход, а я пела. Я тогда так понравилась владельцу зала, что он сразу же предложил мне контракт, и я проработала в этом клубе почти 15 лет.
С кем из известных исполнителей вам приходилось работать?
О, со многими! Например, Кларк Терри, Филли Джонс, Бобби Макферрин, Пэт Метени, Томми Фланаган. Чаще всего они выступали или записывались с Ходом. Они играли — я пела. Я выступала в разных по составу коллективах — от дуэта до биг-бэнда, в разных залах — от престижных клубов до круизных лайнеров и крупнейших фестивалей. Побывала в Европе, Японии, на Карибских островах.
А как вы относитесь к тому, что все члены вашей семьи, включая дочку-подростка, всерьез занимаются джазом?
Это что, шутка? Джаз это прекрасная музыка и играть, петь, преподавать джаз — величайшая честь и радость. Когда мы собираемся вместе и исполняем джаз, мы становимся ближе друг другу, мы начинаем лучше понимать друг друга, это дает нам очень большой импульс как жизненной силы, так и творческой энергии. Джаз нас сближает. Так что я очень довольна, что муж у меня джазмэн, а дочка пошла по нашим стопам. Это просто здорово!
А что, по вашему, отличает певиц прошлого от их современных коллег?
Это тема для целой книги, а не для газетного интервью. Но попытаюсь в кратце объяснить. Раньше сама атмосфера в местах, где выступали певицы, была другой. Раньше пели в клубах и ресторанах, где люди собирались, чтобы отдохнуть и потанцевать. Сейчас джаз стал более концертным искусством. Более сложным, если угодно. Но зато он потерял свою чувственность, свои эмоции... Он стал умнее и холоднее. Все сказанное относится как к инструментальному джазу, так и к вокальному.
Сегодня почти не существует певиц, умеющих импровизировать и петь скэтом. Чем вы это объясните?
На самом деле есть и немало. Но дело в том, что крупные фирмы, которые заполняют рынок своей продукцией, не подписывают с ними контрактов на выпуск дисков. Им гораздо выгоднее пригласить для записи молоденьких, смазливых девушек, с опытом исполнения поп и рок-музыки, или же из кабаре. Подготовить для них соответствующий репертуар, зачастую лишь смахивающий на джаз, или позволить им промурлыкать стандарты, которые сами кого хочешь вывезут. С ними, в конце концов, легче работать. А чтобы продать записи настоящей джазовой певицы нужно серьезно постараться — ведь это не поп-музыка, чтобы понять джаз, нужно, бывает, помучиться!
Мне кажется, я понимаю, на кого вы намекате — Нора Джонс и Дайана Кролл. Ну, а в чем же секрет их суперпопулярности?
Их приятно слушать даже неподготовленному в музыкальном плане человеку и легко воспринимать. Дайана, конечно, поет лучше Норы, она неплохо свингует и замечательно аккомпанирует себе на фортепиано. Она достойна уважения. Но она поет слишком раслабляюще, умиротворяюще и тем завоевывает себе огромную аудиторию людей, не желающих думать над музыкой, а лишь отдыхать, использовать музыку как продукт ширпотреба. Я же, напротив, люблю свинговать, петь скэтом, одним словом, заставлять думать и заводить публику.
Чтобы вы посоветовали молодым певцам и певицам, которые хотят стать настоящими джазовыми исполнителями?
У-у-у... Это не просто. Во- первых, существует неписанный закон — ты или родился джазмэном или нет. Тут очень много зависит от данного природой таланта. Он или есть, или его нет. На пустом месте трудно что-то сотворить. Ну а тем, у кого есть задатки, следует слушать как можно больше великих исполнителей прошлого, иметь дело только с правильными людьми, имеющими отношение к настоящему джазу, изучать репертуар звезд и пытаться на начальном этапе их в точности копировать, постепенно добавляя что-то свое. Я, кстати, готова помочь в обучении армянских молодых вокалистов — если меня, например, пригласят, я могла бы организовать мастер-классы, дать показательные концерты-лекции. Так что, подумайте.
Расскажите о своей семье.
Мы втроем чувствуем себя великолепно. У меня прекрасная талантливая дочь — ее уже признали в Америке, ее альбомы выпускаются в Японии, она очень старательная, трудолюбивая и послушная. Муж — замечательный любящий человек, один из лучших пианистов стиля би-боп в мире. Очень мало осталось настоящих боперов в наше время — он один из них! Он очень работоспособный и плодовитый — только за последние год- полтора записал и выпустил шесть альбомов и сейчас находится на пике своей формы и славы. А кроме того, он был моим ментором и учителем, и именно он научил меня правильно свинговать и сделал артистом. Если же вы имеете в виду мою "большую" семью, то я, к сожалению, знаю об ее истории немного. Мой папа со своими двумя сестрами и матерью бежали из Сасуна, спасаясь от турок. Их отец был тогда убит. Дети сумели добраться до Америки и долгие годы жили в приюте при церкви. Мать и одна из сестер пропали. Вторая сестра тоже потерялась, но позже все-таки нашлась и какой-то период времени они жили вместе в качестве приемных детей в одной из семей, работая на молочной ферме. Вся эта история описана была позднее в его книге "Приемный сын Америки". К сожалению, он забыл язык и не являлся носителем культуры своего народа. А так как у меня мать была наполовину австриячка — наполовину англичанка, то, к моему огромному стыду я не знаю ни одного слова на языке моих предков! и плохо знакома с культурой армянского народа. Дома не говорили на языке и редко вспоминали армянскую историю... Но я надеюсь узнать больше о родине отца и выучить хотя бы основы языка. А может и смогу приехать в Армению в ближайшее время — ведь пути музыкант неисповедимы!
Клэр Тил родилась в Йоркшире, на севере Англии, с детства увлекала музыкой, хотя родители ее не были музыкантами. В восемь лет она впервые соприкоснулась с джазом, полюбила, и уже с тех пор мечтала петь на профессиональной сцене. Клэр сама научилась ...
Поинтересуйтесь у кого угодно, и получите в ответ: Эрик Бердон — это The Animals, а The Animals — это песня House Of The Rising Sun, и все вместе - легенда и светоч, а про остальное и говорить не стоит, ибо оно в звонких контурах легенды не ...
Джулиан Оуинс подарил нам интересный и значительный проект, появившийся в то время, когда в нем особенно нуждались. Музыка захватывает слушателя гармонией и страстностью. Он принес хвалу и молитву в джазовый мир. Послание стало ключом каждой ...
Время и перемены — величины постоянные как в масштабе вселенной, так и в нашей повседневной жизни. Время идет, перемены неизбежны — мы убеждаемся в этом с каждым днем. Когда я впервые открыла для себя вокальный джаз, то подумала, что слишком ...
Ламия Бедьỳи (Lamia Bedioui) - тунисская певица и, что весьма необычно для нас, сказительница, живущая в Греции с 1992 года. Ламия изучала экономику в Тунисском Университете, где получила степень бакалавра и магистра. Музыке и вокалу Ламия обучалась ...
От переводчика: У этого материала две героини. Первая — это известная американская рказовая певица Шейла Джордан, блестящий мастер скэт-вокала, свидетель и участник многих важных событий в джазе, начиная с 50-х годов грошлого века, вторая — ...
Е.С.: Знаете, как я обычно работаю с учениками? Я знаю, что даже капля зависти может выбить человека из колеи, а кто-то может в конец расстроиться из-за того, что у кого-то голос сильнее, мощнее или лучше резонирует... И поэтому говорю: "Я люблю ...
Когда поет Ширли Хорн, трепетнь!е паузы между ее артистически исполненными вокальными фразами настолько выразительны, что становятся неотъемлемой частью Музыки. И значение того, что хочет выразить этим певица, всегда доходит до слушателей. "Я ...
Обаятельная вокалистка Шуня Балашова и ее дружный коллектив Shoo – украшение любого концерта. Их с охотой приглашают на крупные фестивали, разогревы и другие значимые музыкальные акции. Свой стиль ребята называют не иначе, как absolute soul, ведь их ...
Первая известность пришла к Силье Нергаард в 16 лет, когда она присоединилась к импровизированному джэм-сейшну на концерте состава Джако Пасториуса (гастролировавшего после его смерти), и неожиданно заслужила международное признание. Это произошло ...
"Джазовая принцесса из Швеции" (так окрестила ее мировая музыкальная пресса) Виктория Толстой по материнской линии приходится праправнучкой великому русскому писателю Льву Толстому. К своему знатному происхождению и причастности к роду Льва Толстого ...
Анна Гофман – личность удивительная. Красивая, изящная, талантливая и многогранная. Художник, дизайнер, певица и основатель музыкальных коллективов Romancero Sefardi и Mazal Bueno Orquesta. По ее собственным словам, всего того, что она успела ...