Clare Teal - Мировая звезда с европейского континента
25.08.2013
Клэр Тил родилась в Йоркшире, на севере Англии, с детства увлекала музыкой, хотя родители ее не были музыкантами. В восемь лет она впервые соприкоснулась с джазом, полюбила, и уже с тех пор мечтала петь на профессиональной сцене. Клэр сама научилась играть на фортепиано и кларнете, но всегда хотела именно петь. По воле случая она удачно выступила со своей первой группой на фестивале и смогла записать первую пластинку. Но дебют остался незамеченным критикой. Зато вторая, созданная под руководством продюсера Дэвида Карра (David Carr) имела оглушительный успех. Не прошло и двух лет, как Клэр стала суперзвездой европейского масштаба. На сегодняшний день она — обладательница премии ВВС в области джаза, альбомы занимают первые места в десятке лучших, она наиболее популярный джазовый исполнитель с островов Туманного Альбиона, ее версия старой песни группы Mamas & Papas "California Dreamin" — стала мега-хитом по всей Европе и является визитной карточкой певицы. О ней пишут практически все газеты и журналы, причем не только специализированные, фотографии украшают первые страницы глянцевых изданий, выступать с ней в шоу почитают за честь такие звезды джаза, как Джон Дэнкфорт (John Danкworth), Клео Лэйн (Dame Cleo Laine), Джэйн Монхайт (Jane Monheit), такие популярные поп-исполнители, как Крэг Дэвид (Craig David), ну, а звезда экрана Джуди Дэнч (Judy Dench] с удовольствием выступает с ней в телепередачах. Ее альбомы распродаются в течении одного дня, Candid Records не успевает печатать все новые и новые тиражи.
Знаменитый джазовый критик, писатель и музыкант Хэмфри Лайтелтон (Humphrey Lyttlton) назвал Клэр "действительно великой певицей и композитором", журнал Chronicle сравнил ее с первой Леди джаза Эллой Фитцджеральд, при это подчеркивая, что "Клэр — это Клэр, и у нее свое собственное лицо в джазе". И, наконец, "Клэр лучше всех, была и всегда будет — говорит мама певицы.
После нескольких безуспешных полыток, мне все же удалось связаться с Клэр Тил через ее менеджера Дэвида Карра, которому я глубоко признателен за организацию этого интервью и полный набор альбомов певицы, присланных мне в подарок.
Армен Манукян: Клэр, как Вы пришли в джаз?
Я запала на джаз еще в молодыу годы. Помню, как однажды залезла на чердак нашего домика и нашла коробку со старыми пластинками на 78 оборотов и граммофон. Там были пластинки с записями Дорис Дэй (Doris Day), Джуди Гарланд (Judy Garland), Фреда Астера (Fred Aster) и масса записей оркестра Глена Миллера (Glen Miller). Мне очень нравились эти записи, и я пела вместе с исполнитепями много раз подряд. Кстати, эта привычка сохраниласьу меня до сегодняшнего дня. Я участвовала во многих песенных соревнованиях и часто побеждала на конкурсах типа "спой как..." У меня хорошо получалось подражать различным звездам. Потом я начала подрабатывать на записях для рекламы на радио и ТВ, записывала коротенькие песенки для рекламы самых разных товаров (не буду говорить каких, а то это сочтут за рекламу), выступала на молодежных вечеринках и в маленьких клубах.
А.М.: Как долго длился тот период, и когда Вы все-таки начали петь джаз?
Случайно. Однажды позвонил друг нашей семьи, который >рганизовывал джазовые фестивали местного значения и пюпросил меня выступить на фестивале вместо заболевшей певицы Стейси Кент (Stacey Kent). Он знал, что я люблю и пою джаз, и попросил заполнитъ освободившееся время — никого серьезнее он найти не мог. Меня второй раз просить не пришлось, и через часок-другой я уже мчалась на фестиваль, лишь по дороге начав думать о том, как же я буду выступать с незнакомым коллективом. без единной репетиции, причем не где-то в клубе, а сразу на фестивале. Когда, прибыв на место, я узнала, что группа, с которой должна петь, является хэдлайнером фестиваля, меня начала бить дрожь. Но удача не оставила меня — после короткого разговора с музыкантами мы обсудили детали и прекрасно выступили. Все остались очень довольны. А с ребятами мы подружилсь и вскоре решили вместе сделать демо-запись. (Она получилась длиной в целый альбом и позже получила название "Messin' With Fire"). Мне кажется, она получилась неплохой! Я уж не помню, сколько мы разослали копий в разные фирмы, но заметил нас и поверил в наше будущее лишь Алан Бейтс (Alan Bates), владелец фирмы Candid Records. Он послушал, ему понравилось и он предложил нам контракг.
А.М.: Каково это — чувствовать себя "артистом с официальным контрактом" крупной фирмы?
Прекрасно! Я сидела дома и пила чай. Вдруг раздался звонок. У меня телефон с определителем номера, и я увидела, что звонок из Лондона (Клэр живет в Бате — прим. автора). Вначале я решила, что это звонок типа "сообщаем: яйца в магазине сегодня на 5 процентов дешевле", и была буквально сражена, когда услышала "Привет! Это Алан Бейтс из Candid Records. Пожалуйста, перезвони мне". Я была так возбуждена этими словами, что некоторе время не могла придти в себя. Бегала по комнате и кричала так, что соседи наверняка решили, будто я сошла с ума. На самом деле, они всегда так думали обо мне, но тут, наверное, решили, что у меня обострилась болезнь и начался острый приступ! Наконец я постепенно успокоилась и позвонила Бейтсу. Он оказался милым человеком, и мы хорошо поладили. Я поехала в Лондон, встретилась с ним, подписала контракт и так появилась моя первая пластинка.
А.М.: На Вашем первом альбоме "That's The Way It Is" большинство треков с той демо-записи, не так ли?
Да, это так, но, во-первых, основная часть композиций перемикшированна, а некоторые даже заново записаны. Хотя, не без гордости, хочу отметить, что для демо-записи она более чем удовлетворительная, ей можно поставить твердую "четверку". Она была достаточно качественно записана в профессиональной студии и не являлась "просто записью", чтобы продемонстрировать вокальные данные певца или манеру, в которой работает коллектив. Правда, тем не менее, звуковики Candid Records потратили много времени, чтобы довести нашу запись "до ума". И теперь она просто великолепна — музыка, звучание инструментов, да и я слушаюсь просто здорово! Кстати, я всегда использую микрофоны выпуска 30-40-х годов. Они лучше всего передают звучание джаза, той настоящей эпохи расцвета джаза.
А.М.: Ваш альбом являет собой интересное сочетание джазовых стандартов, переработок поп-песен и Ваших собственных композиций. Немного необычно для дебютного альбома. Ведь чаще всего исполнители записывают хорошо известные, проверенные временем, беспроигрышные стандарты. Не боялись рисковать?
Я хотела, чтобы мой альбом отличался от альбомов джазовых вокалисток, идущих как раз этим путем. Я очень люблю петь стандарты и могла бы записать два десятка альбомов с ними. Но мне всегда хочется сделать что-то новенькое, то, что до меня еще никто не делал. Сейчас я разрабатываю идею диска, в котором известные песни будут исполнены в разном стиле, жанре, духе. Надеюсь, что скоро уже приступим к записи. Кроме того, мои собственные песни тоже нормально звучат. Я написала их достаточно много, и они всегда живо принимаются публикой на концертах. Например, моя песня "Messin' With Fire" так популярна, что без нее не обходится ни одно выступление. Конечно, стандарты — это классика, и сегодняшняя публика с удовольствием слушает их Но что будет слушать завтрашняя публика? Почему бы не добавить к старым стандартам новые? Ведь и сегодня есть прекрасные композиторы и великолепные песни. Кстати, некоторые из своих песен я причисляю к таковым и надеюсь, что они переживут свое время. На моем втором альбоме Orsino's Songя пошла дальше—там есть уже и дуэт с фантастическим Яном Шоу. Эта запись доставила мне большое удовольствие — работать с Яном очень приятно.
А.М.: Говорят у героя Вашей песни "Heber, The Receiver" с первого альбома есть реальный прототип? Не расскажете?
О, это любопытная история. У меня есть друг, которого зовут Эллиот. Так вот, с самого детства он ничего не ел, кроме пирогов. Родителям приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы накормить его. Чего только они не запрятывали в пирог! Потом, правда, все наладилось. Мы с ним до сих пор дружим. И вот, когда я думала над темой для своей новой песни, мне вспомнилась эта история, и я посвятила ей песню.
А.М.: А Эллиот узнал себя в герое?
Не знаю... Но пироги он любит до сих пор!
А.М.: Почему Вы выбрали старый хит "California Dreamin'" в качестве основой песни для своего второго альбома?
Все песни, которые я исполняю, должны мне лично очень нравиться и иметь какое-нибудь значение для меня. Я никогда не пою просто песен, пусть даже хороших, но которые не берут меня за душу. И уж тем более не записываю их на альбомы. Я очень люблю группу Mamas & Papas, а их песня "California Dreamin'" всегда была моей любимой. Мне захотелось представить ее в совсем ином духе — без упора на аккомпанемент, без дурацкого бэк-вокала, с упором на слова, их значение. Я попросила также Алана Барнса (Alan Barnes), нашего саксофониста и прекрасного кларнетиста, сделать соло немного попсоватым и "еврейским". И была потрясена, насколько здорово это ему удалось. Теперь этот трек один из наиболее популярных на европейских радиостанциях.
А.М.: Кстати, этот ваш альбом более чем красочный и немного дурачливый в своем оформлении...
Да, действительно, есть немного. Дело в том, что я хотела, чтобы оформление альбома было выдержано в том же духе, что и песни, записанные на нем. Что-то вроде бродячего цирка, ярмарки. Вначале руководство лэйбла было против, но мне кажется, что сейчас Алан Бейтс смирился и ему уже это тоже нравится.
А.М.: Давайте поговорим о Вашем последнем альбоме "The Road Less Travelled".
Я очень горда этим альбомом Инструменты звучат превосходно, особенно гитара Мелвина Даффа (Melvin Duff). Кажется, что и мне удалось сделать все в лучшем виде. А лучшей песней на этом альбомея считаю заглавную "The Road Less Travelled", которую мы спели вместе с Джэмми Калламом (Jammie Cullum). Он прекрасный певец, симпатяга и просто хороший парень. Мы сделали запись за один день. Было большое удовольствие — работать с ним. Все песни для альбома отбирала я сама. Только "Something I Dreamed Last Night" — желание моего менеджера. Он очень любит Дорис Дэй и нашел эту песню в ее альбоме. Предложил мне исполнить, мне понравилось, и песня была записана.
А.М.: Ну, а что дальше?
Я подписала новый контракт с крупным лейблом на запись нескольких альбомов, и у меня уже готов материал к ним. К сожалению, большего я сейчас сказать не могу Когда диск выйдет — сами услышите.
Уже после того, как я сделал это интервью, стало известно, что Клэр Тил подписала многомиллионный договор с аудиогигантом SONY Music. Контракт подобного масштаба — первый в истории британского джаза, и он несомненно сделает Клэр звездой мирового уровня, а не только европейского. Что-то вроде Дайаны Крол, Норы Джонс... Хотя Клэр гораздо белее джазовая певица, чем эти сегодняшние звезды.
Вместо постскриптума. О снобизме американцев ходят легенды. У них и только у них все самое большое, красивое, лучшее. Чемпионат США по баскетболу приносит победителю "мировое первенство", гастроли по всем штатам Америки автоматически превращаются в"мировое турне" и т.д. Ну, а джаз, само собой разумеется, существует только в Америке. И нигде больше его и бьпъ не может! Вспомнил же о таком подходе после нескольких разговоров с солидными американскими критиками и джазовыми журналистами. Я пытался поговорить с ними о Клэр Тил. Без толку. Они ее не знали и знать не желали. А зря. Европейский джаз давно уже живет своей жизнью, имеет свой почерк (причем не один), своих звезд и, несомненно, свое розовое будущее.
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...
Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", ...
Неисповедимы пути джаза: Неда Малюнавичуте несколько раз приезжала в Минск на фестивали, а интервью с ней корреспонденту "JK" привелось взять в... Бирштонасе. Впрочем, это всего лишь любопытный казус, главное — сама Неда. Неда Малюнавичуте (Neda ...
CD-обзоры иногда получают неожиданное продолжение. Альбомы бразильской певицы и пианистки Тани Марии произвели на редакцию нашего журнала столь сильное впечатление, что захотелось познакомиться (и познакомить вас, дорогие читатели) с ней поближе. ...
Когда-то американские диверсанты забросили в Советский Союз "подарочек" в виде колорадского жука для того, чтобы подорвать передовое сельское хозяйство. А еще раньше проклятые буржуины заразили нас вирусом джаза — музыки, к которой невозможно ...