Clare Teal - Мировая звезда с европейского континента
25.08.2013
Клэр Тил родилась в Йоркшире, на севере Англии, с детства увлекала музыкой, хотя родители ее не были музыкантами. В восемь лет она впервые соприкоснулась с джазом, полюбила, и уже с тех пор мечтала петь на профессиональной сцене. Клэр сама научилась играть на фортепиано и кларнете, но всегда хотела именно петь. По воле случая она удачно выступила со своей первой группой на фестивале и смогла записать первую пластинку. Но дебют остался незамеченным критикой. Зато вторая, созданная под руководством продюсера Дэвида Карра (David Carr) имела оглушительный успех. Не прошло и двух лет, как Клэр стала суперзвездой европейского масштаба. На сегодняшний день она — обладательница премии ВВС в области джаза, альбомы занимают первые места в десятке лучших, она наиболее популярный джазовый исполнитель с островов Туманного Альбиона, ее версия старой песни группы Mamas & Papas "California Dreamin" — стала мега-хитом по всей Европе и является визитной карточкой певицы. О ней пишут практически все газеты и журналы, причем не только специализированные, фотографии украшают первые страницы глянцевых изданий, выступать с ней в шоу почитают за честь такие звезды джаза, как Джон Дэнкфорт (John Danкworth), Клео Лэйн (Dame Cleo Laine), Джэйн Монхайт (Jane Monheit), такие популярные поп-исполнители, как Крэг Дэвид (Craig David), ну, а звезда экрана Джуди Дэнч (Judy Dench] с удовольствием выступает с ней в телепередачах. Ее альбомы распродаются в течении одного дня, Candid Records не успевает печатать все новые и новые тиражи.
Знаменитый джазовый критик, писатель и музыкант Хэмфри Лайтелтон (Humphrey Lyttlton) назвал Клэр "действительно великой певицей и композитором", журнал Chronicle сравнил ее с первой Леди джаза Эллой Фитцджеральд, при это подчеркивая, что "Клэр — это Клэр, и у нее свое собственное лицо в джазе". И, наконец, "Клэр лучше всех, была и всегда будет — говорит мама певицы.
После нескольких безуспешных полыток, мне все же удалось связаться с Клэр Тил через ее менеджера Дэвида Карра, которому я глубоко признателен за организацию этого интервью и полный набор альбомов певицы, присланных мне в подарок.
Армен Манукян: Клэр, как Вы пришли в джаз?
Я запала на джаз еще в молодыу годы. Помню, как однажды залезла на чердак нашего домика и нашла коробку со старыми пластинками на 78 оборотов и граммофон. Там были пластинки с записями Дорис Дэй (Doris Day), Джуди Гарланд (Judy Garland), Фреда Астера (Fred Aster) и масса записей оркестра Глена Миллера (Glen Miller). Мне очень нравились эти записи, и я пела вместе с исполнитепями много раз подряд. Кстати, эта привычка сохраниласьу меня до сегодняшнего дня. Я участвовала во многих песенных соревнованиях и часто побеждала на конкурсах типа "спой как..." У меня хорошо получалось подражать различным звездам. Потом я начала подрабатывать на записях для рекламы на радио и ТВ, записывала коротенькие песенки для рекламы самых разных товаров (не буду говорить каких, а то это сочтут за рекламу), выступала на молодежных вечеринках и в маленьких клубах.
А.М.: Как долго длился тот период, и когда Вы все-таки начали петь джаз?
Случайно. Однажды позвонил друг нашей семьи, который >рганизовывал джазовые фестивали местного значения и пюпросил меня выступить на фестивале вместо заболевшей певицы Стейси Кент (Stacey Kent). Он знал, что я люблю и пою джаз, и попросил заполнитъ освободившееся время — никого серьезнее он найти не мог. Меня второй раз просить не пришлось, и через часок-другой я уже мчалась на фестиваль, лишь по дороге начав думать о том, как же я буду выступать с незнакомым коллективом. без единной репетиции, причем не где-то в клубе, а сразу на фестивале. Когда, прибыв на место, я узнала, что группа, с которой должна петь, является хэдлайнером фестиваля, меня начала бить дрожь. Но удача не оставила меня — после короткого разговора с музыкантами мы обсудили детали и прекрасно выступили. Все остались очень довольны. А с ребятами мы подружилсь и вскоре решили вместе сделать демо-запись. (Она получилась длиной в целый альбом и позже получила название "Messin' With Fire"). Мне кажется, она получилась неплохой! Я уж не помню, сколько мы разослали копий в разные фирмы, но заметил нас и поверил в наше будущее лишь Алан Бейтс (Alan Bates), владелец фирмы Candid Records. Он послушал, ему понравилось и он предложил нам контракг.
А.М.: Каково это — чувствовать себя "артистом с официальным контрактом" крупной фирмы?
Прекрасно! Я сидела дома и пила чай. Вдруг раздался звонок. У меня телефон с определителем номера, и я увидела, что звонок из Лондона (Клэр живет в Бате — прим. автора). Вначале я решила, что это звонок типа "сообщаем: яйца в магазине сегодня на 5 процентов дешевле", и была буквально сражена, когда услышала "Привет! Это Алан Бейтс из Candid Records. Пожалуйста, перезвони мне". Я была так возбуждена этими словами, что некоторе время не могла придти в себя. Бегала по комнате и кричала так, что соседи наверняка решили, будто я сошла с ума. На самом деле, они всегда так думали обо мне, но тут, наверное, решили, что у меня обострилась болезнь и начался острый приступ! Наконец я постепенно успокоилась и позвонила Бейтсу. Он оказался милым человеком, и мы хорошо поладили. Я поехала в Лондон, встретилась с ним, подписала контракт и так появилась моя первая пластинка.
А.М.: На Вашем первом альбоме "That's The Way It Is" большинство треков с той демо-записи, не так ли?
Да, это так, но, во-первых, основная часть композиций перемикшированна, а некоторые даже заново записаны. Хотя, не без гордости, хочу отметить, что для демо-записи она более чем удовлетворительная, ей можно поставить твердую "четверку". Она была достаточно качественно записана в профессиональной студии и не являлась "просто записью", чтобы продемонстрировать вокальные данные певца или манеру, в которой работает коллектив. Правда, тем не менее, звуковики Candid Records потратили много времени, чтобы довести нашу запись "до ума". И теперь она просто великолепна — музыка, звучание инструментов, да и я слушаюсь просто здорово! Кстати, я всегда использую микрофоны выпуска 30-40-х годов. Они лучше всего передают звучание джаза, той настоящей эпохи расцвета джаза.
А.М.: Ваш альбом являет собой интересное сочетание джазовых стандартов, переработок поп-песен и Ваших собственных композиций. Немного необычно для дебютного альбома. Ведь чаще всего исполнители записывают хорошо известные, проверенные временем, беспроигрышные стандарты. Не боялись рисковать?
Я хотела, чтобы мой альбом отличался от альбомов джазовых вокалисток, идущих как раз этим путем. Я очень люблю петь стандарты и могла бы записать два десятка альбомов с ними. Но мне всегда хочется сделать что-то новенькое, то, что до меня еще никто не делал. Сейчас я разрабатываю идею диска, в котором известные песни будут исполнены в разном стиле, жанре, духе. Надеюсь, что скоро уже приступим к записи. Кроме того, мои собственные песни тоже нормально звучат. Я написала их достаточно много, и они всегда живо принимаются публикой на концертах. Например, моя песня "Messin' With Fire" так популярна, что без нее не обходится ни одно выступление. Конечно, стандарты — это классика, и сегодняшняя публика с удовольствием слушает их Но что будет слушать завтрашняя публика? Почему бы не добавить к старым стандартам новые? Ведь и сегодня есть прекрасные композиторы и великолепные песни. Кстати, некоторые из своих песен я причисляю к таковым и надеюсь, что они переживут свое время. На моем втором альбоме Orsino's Songя пошла дальше—там есть уже и дуэт с фантастическим Яном Шоу. Эта запись доставила мне большое удовольствие — работать с Яном очень приятно.
А.М.: Говорят у героя Вашей песни "Heber, The Receiver" с первого альбома есть реальный прототип? Не расскажете?
О, это любопытная история. У меня есть друг, которого зовут Эллиот. Так вот, с самого детства он ничего не ел, кроме пирогов. Родителям приходилось проявлять чудеса изобретательности, чтобы накормить его. Чего только они не запрятывали в пирог! Потом, правда, все наладилось. Мы с ним до сих пор дружим. И вот, когда я думала над темой для своей новой песни, мне вспомнилась эта история, и я посвятила ей песню.
А.М.: А Эллиот узнал себя в герое?
Не знаю... Но пироги он любит до сих пор!
А.М.: Почему Вы выбрали старый хит "California Dreamin'" в качестве основой песни для своего второго альбома?
Все песни, которые я исполняю, должны мне лично очень нравиться и иметь какое-нибудь значение для меня. Я никогда не пою просто песен, пусть даже хороших, но которые не берут меня за душу. И уж тем более не записываю их на альбомы. Я очень люблю группу Mamas & Papas, а их песня "California Dreamin'" всегда была моей любимой. Мне захотелось представить ее в совсем ином духе — без упора на аккомпанемент, без дурацкого бэк-вокала, с упором на слова, их значение. Я попросила также Алана Барнса (Alan Barnes), нашего саксофониста и прекрасного кларнетиста, сделать соло немного попсоватым и "еврейским". И была потрясена, насколько здорово это ему удалось. Теперь этот трек один из наиболее популярных на европейских радиостанциях.
А.М.: Кстати, этот ваш альбом более чем красочный и немного дурачливый в своем оформлении...
Да, действительно, есть немного. Дело в том, что я хотела, чтобы оформление альбома было выдержано в том же духе, что и песни, записанные на нем. Что-то вроде бродячего цирка, ярмарки. Вначале руководство лэйбла было против, но мне кажется, что сейчас Алан Бейтс смирился и ему уже это тоже нравится.
А.М.: Давайте поговорим о Вашем последнем альбоме "The Road Less Travelled".
Я очень горда этим альбомом Инструменты звучат превосходно, особенно гитара Мелвина Даффа (Melvin Duff). Кажется, что и мне удалось сделать все в лучшем виде. А лучшей песней на этом альбомея считаю заглавную "The Road Less Travelled", которую мы спели вместе с Джэмми Калламом (Jammie Cullum). Он прекрасный певец, симпатяга и просто хороший парень. Мы сделали запись за один день. Было большое удовольствие — работать с ним. Все песни для альбома отбирала я сама. Только "Something I Dreamed Last Night" — желание моего менеджера. Он очень любит Дорис Дэй и нашел эту песню в ее альбоме. Предложил мне исполнить, мне понравилось, и песня была записана.
А.М.: Ну, а что дальше?
Я подписала новый контракт с крупным лейблом на запись нескольких альбомов, и у меня уже готов материал к ним. К сожалению, большего я сейчас сказать не могу Когда диск выйдет — сами услышите.
Уже после того, как я сделал это интервью, стало известно, что Клэр Тил подписала многомиллионный договор с аудиогигантом SONY Music. Контракт подобного масштаба — первый в истории британского джаза, и он несомненно сделает Клэр звездой мирового уровня, а не только европейского. Что-то вроде Дайаны Крол, Норы Джонс... Хотя Клэр гораздо белее джазовая певица, чем эти сегодняшние звезды.
Вместо постскриптума. О снобизме американцев ходят легенды. У них и только у них все самое большое, красивое, лучшее. Чемпионат США по баскетболу приносит победителю "мировое первенство", гастроли по всем штатам Америки автоматически превращаются в"мировое турне" и т.д. Ну, а джаз, само собой разумеется, существует только в Америке. И нигде больше его и бьпъ не может! Вспомнил же о таком подходе после нескольких разговоров с солидными американскими критиками и джазовыми журналистами. Я пытался поговорить с ними о Клэр Тил. Без толку. Они ее не знали и знать не желали. А зря. Европейский джаз давно уже живет своей жизнью, имеет свой почерк (причем не один), своих звезд и, несомненно, свое розовое будущее.
По мнению европейской прессы, Деннис Роуланд (aka Dennis Compton Rowland) считается одним из выдающихся вокалистов современности. Известность к нему’ пришла в середине 70-х. Именно тогда он убедительно заявил о себе и как об актере, и как о ...
"Эстонская принцесса джаза" Хедвиг Хансон (Hedvig Hanson) родилась 22 апреля 1975 года в семье потомственного актера и популярной эстрадной певицы и пианистки Новеллы Хансон. Как и положено ребенку из интеллигентной и творческой семьи, в ...
Дни прошедшего очередного Месячника джаза-2006 в армянской прессе было достаточно много публикаций, посвященных этому событию и основной гостье Еревана — американской певице Джуди Бейди. Джуди Бейди — джазовая певица, актриса, писатель и ...
Карина Кожевникова - наиболее яркая и быстрорастущая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, прекрасное владение техникой вокальной импровизации "скэт", обширный репертуар, глубокое проникновение в суть ...
Летом 2005 года Джэй Клэйтон проводила мастер-классы в миланской Академии Вивальди. 12 июня с ней побеседовала наш корреспондент Ева Симонтакки. Ниже представлен текст этого интервью. Ева Симонтакки: Джэй, как в вашей жизни все начиналось: ...
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй" Kevin Lowenthal, Boston Globe Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, ...
Джаз-кафе «Поющие фонтаны» стало очередным местом встречи минских поклонников и ценителей джазовых импровизаций с исполнителями мирового уровня. 28 марта 2007 года королевой вечера и богиней «Фонтанов» была сама Neda Malunaviciute, или просто ...
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...