Время и перемены — величины постоянные как в масштабе вселенной, так и в нашей повседневной жизни. Время идет, перемены неизбежны — мы убеждаемся в этом с каждым днем. Когда я впервые открыла для себя вокальный джаз, то подумала, что слишком поздно родилась. К этому времени я могла бы уже пожить с Джо Уильямом на его чикагской квартире, посочинять стихи вместе с Джоном Хендриксом, попеть всю ночь на джем- сешн в Канзас-Сити, посвинговать и попеть с Биг Джо Тернером или покричать вместе с Джимми Роллингом. В джазе есть свои традиции, некий свод правил, которых следует придерживаться. Однако с каждым новым артистом обновляется и сам джаз. Мой собеседник — Кевин Мэхогэни. Кевин привнес в джаз что-то свеженькое. Его музыку приятно слушать, и чувствуется в ней какая-то романтика.
Д-К.: В вашем репертуаре много вещей из Motown. Почему вы остановились именно на этой группе?
К.М.: Дело в том, что промоутеры, владельцы клубов и те, кто нанимал меня, заказывали мне новую публику. Когда я задумался над тем, как этого достичь, то пришел к выводу, что единственный способ привлечь нового либо молодого слушателя — это дать ему тот джаз, который ему нравится, и в то же время зто должен быть джаз и моего поколения. Это — мои стандарты. Конечно, я следую в определенной мере устоявшимся джазовым традициям, однако моя музыка иная, своя. Классику любят наши бабушки и дедушки. Я тоже вырос на ней, и этим объясняется моя приверженность к традиционному джазу. Такую музыку, как моя, могут играть только музыканты моего возраста. Сейчас пришло новое поколение как в джазе, так и в музыке вообще. Ни один DJ, если только он не мой ровесник, не знает практически ничего ни о Бэйзи, ни об Эллингтоне. Именно поэтому я включил в свой репертуар вещи Motown. Мне всегда нравились их песни.
Почти каждая из них — моя любимая.
Да, они замечательные. Но у меня в запасе не только Motown. Я не ограничиваюсь джазом тридцатых, сороковых и пятидесятых годов. Есть много рабочего материала и из более позднего джаза.
Вы прекрасно играете на кларнете и саксофоне. Почему же вы решили сделать карьеру именно вокалиста?
На то было несколько причин. На кларнете я играл классическую музыку — Моцарта и так далее. А попасть в ансамбль или оркестр не так-то просто. Что касается саксофона, это не было моей страстью. Мне нравилось играть в биг-бэндах, но я никогда не хотел быть лидером ансамбля как саксофонист. Иногда я все же поигрываю на саксофоне, так, забавы ради. Могу записать пару саксофонных вещей на альбом. У меня нет такого влечения к этому инструменту, как у настоящего саксофониста по призванию.
Добавив в джаз саунд Motown, вы получили, прямо сказать, новый джаз. Вы сделали это преднамеренно?
Я всегда стремлюсь к творчеству. Можно что-либо скопировать, но это не будет творчеством. С таким успехом я мог бы играть на свадьбах. Копировать то, что уже есть. А идея джаза — творчество. И привнести что-то свое в известное всем произведение —дело творческое. Вот это я и пытался сделать. Сделать песни других исполнителей своими, но так, чтобы они быЛи узнаваемы. Дело это непростое. Некоторые песни публика узнает не сразу. А одну и вовсе — это The Hunter gets Captured by the Game. Это один из самых известных хитов Marvelettes. Эта песня, как и некоторые другие, выдержана в стиле ритм-энд-блюз и больше знакома чернокожей публике. Именно поэтому я выбрал эту музыку: это музыка моего народа. И я бы хотел, чтобы больше моих людей приходили на концерты.
Мужчине-вокалисту, наверное, нелегко в этом кругу, где так много женщин- певиц. К тому же джазмены всем кажутся стариками.
Женщин гораздо больше, вы правы. Но это не имеет большого значения.
Вообще пробиться в этот круг не было трудным. Все меня приветствовали, принимали как своего. Но иногда я чувствую себя не совсем комфортно. Часто я не могу найти, с кем бы поговорить. Поговорить о музыке и вообще о том, чем человек занимается. А некоторые меня и вовсе игнорируют. Не то чтобы они неприятные люди, просто здесь нужно самому заботиться о себе — это здешнее правило. А почему нас считают стариками, я вам объясню. У меня есть пару теорий, не знаю, имеют ли они какое- нибудь научное обоснование. Одна из них заключается в том, что в сороковые и пятидесятые годы, когда эти джентльмены пели джаз, это была поп-музыка того времени, и для них она не называлась "джазом". А сегодня поп- музыка имеет много направлений и стилей. Например, Билли Экстайн или Артур Прайсок не считаются в настоящее время именно джаз- вокалистами, коими они всегда были. И чернокожим певцам сейчас более выгодно делать ритм-энд-блюз. Но мужчина в этом стиле долго не продержится. В самом деле, кому нравится смотреть на шестидесятилетнего мужика, поющего ритм-энд-блюз? (смеется). В публике сейчас преобладает молодежь. А джазом можно заниматься всю жизнь, чего не скажешь о ритм-энд-блюзе. Вот единственное отличие джаза как такового от других направлений — он более долговечен. В качестве доказательства этому можно привести примеры Джо Уильяма, Мела Торма, Тони Беннета и Джона Хендрикса. Хендриксу уже 80 лет, а он по-прежнему в джазе. Звезды моего поколения — Стиви Уандер, Лютер Вандросс, Джеймс Ингрэм. И где все они сейчас? Они по-прежнему в голосе. Однако для молодой, прогрессивной публики они не представляют большого интереса. Такая же ситуация и с артистками, работающими в стиле ритм-энд-блюз. Единственные, кто еще держится, это Арета Франклин и Пэтти Лабелль.
Расскажите, пожалуйста, как вы начинали.
Моя джазовая карьера началась, когда мне было двенадцать лет. Я тогда играл в биг- бэнде в Канзас-Сити. Для меня это было очень важно, поскольку я, во-первых, был в кругу профессионалов, а во- вторых, благодаря биг-бэнду, я приобщился к вокалу. Я слушал, как поет солист, и понял, что такое джазовый вокал. У меня появилось много друзей, которые говорили мне, какие песни петь и что я должен делать, чтобы стать джазовым вокалистом.
Есть ли у вас своя любимая песня из Pride and Joy? Мне лично очень понравилась Neither One Of Us. Мой компакт-диск уже практически износился. (Смеется)
Эта песня была популярна еще до моей версии.
У вас она звучит иначе.
Спасибо. Все привыкли к женскому исполнению этой песни, и когда ее поет мужчина, она преображается. Наверное, моя любимая композиция — последняя на диске Just My Imagination. Барри Стронг, один из ее создателей, попросил меня исполнить эту песню для него. Это произошло на одном из концертов. Мы уже сыграли почти все песни из альбома, и, когда начали Imagination, Барри опустил голову. Он плакал. К концу песни не осталось ни одного человека в зале, который бы не прослезился. И тогда я почувствовал, что дал именно то, чего хотел от меня в этой песне Барри. Музыканты вроде Барри Стронга заслуживают уважения как яркие представители целого поколения.
Наверняка вам говорили, что у вас есть какое-то сходство с Джо Уильямсом. Оказало ли его творчество какое-то влияние на вас?
Мне нравились многие вокалисты, но Джо особенно. Возможно, потому, что у него тот же диапазон, что и у меня — он баритон. Сейчас это редкое явление в джазе.
Могли бы вы дать какой- нибудь совет начинающему вокалисту?
Необходимо быть в постоянной готовности — шанс может появиться в любой момент. Нужно держать наготове свои кассеты, демо-версии, фотографии. Нужно многим пожертвовать. Единственный способ преуспеть в этом деле — это желание творить, желание более сильное, чем желание жить. Необходимо определиться, чем для тебя является музыка — либо способом подзаработать, либо это твоя жизнь. Если ты выбрал второе, то ты на верном пути. Но путь этот труден, придется попотеть.
Замечательное пожелание, поскольку многие талантливые артисты рано сдаются.
Все потому, что сейчас больше спрос на молодых артистов. 21 или 22 года — уже неподходящий возраст.
У вас была музыкальная семья?
Мама отдала нас в музыкальную школу. Но ни один из нас не решил продолжить музыкальное образование.
Собираетесь ли вы записать еще что-нибудь из Motown?
Еще не решил. Но думаю, да. Мне нравится эта музыка. Надеюсь, она нравится и моим слушателям. Я собираюсь дальше сотрудничать со Staxx Records. Еще хочу записать что-ни- будь из репертуара Смоки Робинсона. Я поддерживаю отношения со Смоки, и, надеюсь, его заинтересует мой проект. У Робинсона очень богатый репертуар. Если я не ошибаюсь, он написал более семисот песен. Я хочу сделать вместе с ним что-нибудь новое, а также поработать над уже известными вещами, над Tears Of A Clown, например.
Ведущие журналисты называют вас "образцовым джазовым вокалистом своего поколения". Это не лесть — вы вполне заслуживаете таких слов. Что вы на это скажете?
Ну, пускай тогда сами отвечают за свои слова. Если я не оправдаю себя как "образец", я за это не в ответе. (Смеется) У меня свой образец. Я стараюсь для себя и делаю то, что умею. Самое главное для меня — быть довольным собой.
Чем еще порадует нас Кевин Мэхогэни в ближайшие пять лет?
Я собираюсь продолжить свою джазовую карьеру. Хочу создать новое поколение джазовых артистов. Есть еще парочка задумок. Я преподаю в университете Беркли и хочу выпустить какое-нибудь пособие для своих студентов. А пару лет назад я написал одноактную пьесу о джазовом вокалисте и планирую ее продолжить. Это будет уже трехактная пьеса, трилогия о том же герое. Сюжет придумаю со временем. Литература, наверное, моя вторая страсть.
Я считаю, что творческий человек не ограничивается чем-то одним. У него всегда есть что-то еще, в чем он может проявить свои способности. В моем случае это литература. Не назову себя писателем, но мне это нужно, поскольку только так я могу самовыражаться. К тому же мне это доставляет удовольствие.
Pride & Joy Кевина Мэхогэни дает нам представление о его поколении джаза. Джаз Кевина имеет ритм-энд-блюзовую окраску, которая делает его удивительно приятным для слуха. После Pride & Joy от Кевина Мэхогэни можно с уверенностью ожидать новых, еще более впечатляющих работ.
С этой американской певицей я познакомился, благодаря дружбе с японским музыкантом Ясухито Мори. Так вот, в одной из бесед он упомянул знаменитого американского пианиста Хода О'Брайена, с которым записал свой последний альбом, и добавил, что ...
По мнению европейской прессы, Деннис Роуланд (aka Dennis Compton Rowland) считается одним из выдающихся вокалистов современности. Известность к нему’ пришла в середине 70-х. Именно тогда он убедительно заявил о себе и как об актере, и как о ...
"Эстонская принцесса джаза" Хедвиг Хансон (Hedvig Hanson) родилась 22 апреля 1975 года в семье потомственного актера и популярной эстрадной певицы и пианистки Новеллы Хансон. Как и положено ребенку из интеллигентной и творческой семьи, в ...
Дни прошедшего очередного Месячника джаза-2006 в армянской прессе было достаточно много публикаций, посвященных этому событию и основной гостье Еревана — американской певице Джуди Бейди. Джуди Бейди — джазовая певица, актриса, писатель и ...
Карина Кожевникова - наиболее яркая и быстрорастущая звезда на российской джазовой сцене. Уникальный, завораживающий тембр ее голоса, прекрасное владение техникой вокальной импровизации "скэт", обширный репертуар, глубокое проникновение в суть ...
Летом 2005 года Джэй Клэйтон проводила мастер-классы в миланской Академии Вивальди. 12 июня с ней побеседовала наш корреспондент Ева Симонтакки. Ниже представлен текст этого интервью. Ева Симонтакки: Джэй, как в вашей жизни все начиналось: ...
"Гамбарини - истинная наследница Эллы Фитцджеральд, Сары Воэн и Кармен МакРэй" Kevin Lowenthal, Boston Globe Роберта Гамбарини родилась в Турине, Италия, в семье, где джаз очень любили и разбирались в нем. Еще ребенком она начала слушать музыку, ...
Джаз-кафе «Поющие фонтаны» стало очередным местом встречи минских поклонников и ценителей джазовых импровизаций с исполнителями мирового уровня. 28 марта 2007 года королевой вечера и богиней «Фонтанов» была сама Neda Malunaviciute, или просто ...
10 декабря 2012 года в Минске в рамках фестиваля «Alfa Jazz Rock Fest in Belarus» состоится концерт легендарного джазового вокалиста Эла Джерро (Al Jarreau). Концерт на сцене Белорусского академического музыкального театра начнется в 19:00, а с 16 ...
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...