"Джазовая принцесса из Швеции" (так окрестила ее мировая музыкальная пресса) Виктория Толстой по материнской линии приходится праправнучкой великому русскому писателю Льву Толстому. К своему знатному происхождению и причастности к роду Льва Толстого Виктория относится легко — просто как к изысканному подарку судьбы.
Когда-то сын знаменитого писателя Лев Львович Толстой основал обширную ветвь шведских Толстых. В 1902 году в имении Хальмбюбуда на свет появился Никита Львович Толстой (будущий прадед Виктории Толстой) — известный в Швеции доктор филологических и экономических наук, преподававший в университете в Упсале. А 72 года спустя в городке Сигтуна на севере Швеции на свет появилась его внучка Виктория. В возрасте 11 лет она вместе с семьей переехала в Упсалу, в университет которой был приглашен работать ее отец, профессор музыки.
Имя Виктории Толстой впервые зазвучало на профессиональной джазовой сцене Европы в 1994 году после появления ее первого альбома Smile, Love and Spices (EMI). Критики и публика были восхищены пением и обаянием 19-ти летней красавицы-вокалистки. Викторию довольно быстро признали в джазовых кругах, и она стала выступать с представителями элиты шведского джаза, такими как Bosse Broberg, Gosta Rundqvist, Arne Domnerus, Putte Wickman и Svante Thuresson. В 1996 году она записывает свой второй альбом Too Loved (EMI). Дальше было знакомство со шведским пианистом и композитором Эсбьорном Свенссоном, совместно с трио которого Виктория записала свой CD White Russian: именно Виктории Толстой была оказана большая честь стать первой шведской артисткой, выпустившей альбом на знаменитой джазовой фирме грамзаписи Blue Note.
Последний альбом Виктории Толстой Shining On You, музыку для которого написал Эсбьорн Свенссон, а продюсером выступил тромбонист Нильс Ландгрен, был записан в знаменитой стокгольмской студии звукозаписи Polar Studios. А специально приглашенным гостем на записи альбома был легендарный Тутс Тилеманс (Toots Thielemans), чья гармоника звучит в треке No Regrets.
Дискография:
1994 Smile, love and spice (EMI)
1996 For alskad (Too Loved) (EMI)
1997 White Russian (Blue Note)
2001 Blameitonmyyouth(Kaza/EMI)
2004 Shining on you (ACT Music)
A. K.: Виктория, мой первый вопрос будет, конечно же, касаться вашей фамилии: расскажите о своих русских корнях!
B. Т.:Я действительно имею родственные связи с великим русским писателем Львом Толстым — это мой прапрадедушка. Сын Льва Толстого по имени Лев Львович приехал в Швецию в конце 19 века. Однажды он нанес визит очень известному шведскому врачу доктору Вестерлунду (dr. Westerlund) и, так случилось, влюбился в его дочь Дору, мою прапрабабушку, и навсегда остался жить в Швеции... По семейной традиции, моя мама — врач, (от нее я унаследовала фамилию), а мой отец — музыковед, играет на фортепиано, и даже написал несколько композиций для моего первого альбома.
Насколько мне известно, Лев Львович Толстой и Дора Вестерлунд имели 10 детей. Кто из них стал вашим предком?
Моего деда звали Никита Львович Толстой — он был третьим сыном в этой большой семье. Я очень любила своего дедушку, но, к сожалению, он умер, когда мне было всего 10 лет. Так что я не успела толком расспросить его о своем легендарном прапрадеде, о чем сейчас невероятно сожалею.
Несмотря на свою легендарную фамилию, я, признаюсь к своему стыду, до сих пор не читала ни одной книги Льва Толстого, но планирую обязательно это сделать! Скорее всего, это будет "Война и мир", которая есть у меня дома, но никак не может дождаться, пока я выкрою свободное время на ее прочтение.
У многочисленных наследников рода Толстых есть традиция встречаться в родовом имении Ясная Поляна. Вы принимаете участие в этих собраниях, видитесь со своими русскими родственниками?
В конце 80-х годов мы с семьей ездили в Россию, были в Ясной Поляне. Я посетила могилу Льва Толстого, видела его имение. Когда несколько лет назад я была в Москве, то побывала в доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас связывает и объединяет на самом глубоком генетическом уровне.
Русская кровь в ваших венах—она как-то дает о себе знать: я имею в виду, может быть, как-то особым образом проявляется в характере, внешности, вашем образе жизни?
Я ощущаю себя шведкой и никем иным с тех пор, как родилась на свет. Потому что меня не воспитывали в "русском духе", я не знаю русского языка и народных традиций. Но я, конечно же, очень горда тем, что ношу фамилию Толстой, что во мне течет русская кровь — это все потрясающе приятно.
Скажите, с чего началось ваше увлечение музыкой и конкретно джазом?
С детства я слушала много музыки: это были самые разные стили, совершенно все — джаз, классика, поп, рок Моей музыкальной школой стало музицирование вместе с отцом, прослушивание множества записей, а потом и само пребывание на сцене... Только когда мне было лет 16, я начал а слушать джаз, что называется, по-настоящему, а до этого шведский поп был моим самым большим увлечением. Признаться, с тех пор, как начала слушать джаз, любовь к этой музыке все более растет во мне. Сегодня джаз питает меня даже больше, чем пища. Это мое все.
Если говорить про импульс, какой-то один шаг, один день, изменивший всю мою последующую жизнь, то таким моментом я могу назвать тот вечер, когда однажды отец сел за рояль и сыграл для меня Lover Man Билли Холидей. Мне было 16 лет. И вот я, 16-летняя девушка, была так поражена этой композицией, что напевала ее каждый день. И сейчас помню, когда менялась сама, когда менялось мое настроение, так вместе со мной менялась и эта песня, манера и ритм, с которой ее напевала. Так я открыла для себя импровизацию! (Смеется.) Мне вдруг открылась истина, что та свобода, которую дает тебе джаз, когда ты поешь его — эту свободу невозможно сравнить ни с чем другим! И это было настолько сильное ощущение, что я не захотела с ним расставаться.
Betty Carter, Aretha Franiklin, Ella Fitzgerald, Billy Holiday — какая из этих легендарных исполнительниц оказала на вас наибольшее влияние в то время, когда вы только осваивали вокальный джаз?
Билли Холидей, конечно! Она была моим первым кумиром, и до сих пор мне кажется, что когда она поет, слышно, как поет ее душа. Если говорить про сегодняшний день, то мне очень интересна манера исполнения Нэнси Уилсон (Nancy Wilson) и Даны Уошингтон (Danah Wachington). Я люблю слушать записи Чака Хан (Chaka Khan), потому что в ее пении всегда есть какая-то фантастически динамичная сила. Если быть до конца откровенной, то я всегда слушала больше инструментального джаза: мои "настольные" записи — это Toots Thelemans, Miles Davis, Herbie Hancock. Кстати, пользуясь случаем, хочу посоветовать вашим читателям непременно послушать альбом Affinity с Тутсом Тилемансом и Билом Эвансом — это что-то совершенно прекрасное.
Трудно ли было вам найти свой собственный стиль, свою манеру исполнения, отойдя от подражания великим?
Я думаю, это всегда непросто — найти свой путь (при условии, что ты действительно хочешь его найти). Мне кажется, один из способов — просто петь и жить, так как ты это чувствуешь, и тропинка сама вдруг однажды выведет тебя на твою Дорогу.
Вы очень рано заявили о себе на мировой джазовой сцене: кажется, вам было всего 19 лет, когда вышел в свет ваш первый сольный альбом. Чем вы объясните свой столь ранний и удачный старт?
Это была счастливая случайность. Я совершенно не планировала этот ход. Просто пела в джаз-клубе в своем родном городе Упсала, когда представители одной рекорд- компании заглянули туда, чтобы хорошо провести время. Прослушав всю ночь мое пение. на утро они предложили мне подписать контракт на запись первого альбома. Помню, я даже ущипнула себя, чтобы убедиться, что это не сон.
Насколько мне известно, с вашим третьим альбомом White Russian связана одна интересная история — это был первый шведский альбом, выпущенный престижным лейблом Blue Note. Но на этом ваше сотрудничество завершилось, почему?
Дело в том, что я не подписывала контракт напрямую с Blue Note. Это делалось через шведское представительство EMI. Так что когда немецкий лейбл ACT предложил мне лучшие условия контракта, я, ни минуты не сомневаясь, согласилась работать с ними.
Название альбома White Russian переводится как "белый русский"! Что вы имели в виду: какого-то неизвестного белорусского парня или известный алкогольный коктейль?
(Хохочет.) Помню, я сидела в баре целую ночь, заказывала коктейль White Russian и на каком-то стакане решила, что хочу быть непременно в белом платье на обложке своего нового диска. В ту же ночь в том же баре с тем же напитком в бокале я решила, что именно таким и будет название всего альбома — White Russian.
Продюсером этого альбома выступил известный шведский композитор и пианист Эсбьорн Свенссон (Esbjorn Svensson), а продюсером вашего последнего CD Shining on You стал известный шведский тромбонист Нильс Ланд грен (Nils Landgren) — это случайность или закономерность?
Ой, ну это весьма просто объясняется: они мои лучшие друзья среди музыкантов, мы дружны уже более 10 лет. Если говорить про Эсбьорна, то работа с ним — просто фантастика! Мы очень похожи в душе, и многое нас объединяет уже много лет. Мы оба стараемся быть людьми исключительно открытыми всем ветрам жизни. Может быть потому. что мы так глубоко и тонко чувствуем друг друга, именно композиции Эсбьорна, написанные для меня, лучше всего подходят для моего голоса, и манера Свенссона игры на фортепиано всякий раз заставляет меня петь just perfect. Он умеет открывать самое лучшее во мне — вот в чем весь секрет.
Esbjorn Svensson, Nils Landgren, McCoy Tyner, Ray Brown, Toots Thielemans — какой совместный проект вы вспоминаете с особой теплотой?
Одного моего знакомого саксофониста из Стокгольма пригласил как-то поиграть вместе великий Маккой Тайнер (McCoy Tyner) и захотел, чтобы вокалисткой на этом концерте была я. Представляете? А в другой раз я сама набралась храбрости и позвонила другому великому музыканту, Тутсу Тилемансу. Я сказала, что люблю его музыку, и хотела бы, чтобы он принял участие в записи моего альбома. Я была поражена, услышав, что Туте, во-первых, знает, кто я такая, и ему даже нравится мое пение. И что в ответ на мое предложение он ответил: "Да! Конечно!" Это был один из счастливейших моментов в моей карьере!
Многие инструменталисты, например трубачи или саксофонисты, считают большим комплиментом, когда звучание их инструмента сравнивают с человеческим голосом. Вы когда-нибудь задумывались, со звучанием какого инструмента можно сравнить ваш голос?
Я все время думаю о моем голосе, как о музыкальном инструменте. Что касается сравнения... Иногда люди говорят мне, что мой голос напоминает им тенор-саксофон.
Приходилось ли вам использовать свой голос, так сказать, в личных целях? Скажем, чтобы очаровать понравившегося мужчину?
Ну, это уже позади. Я сейчас очень счастлива в браке. И я пою лучше, когда он где-нибудь поблизости. Кстати, именно Пер (Per Holknekt) написал стихи для шести композиций, вошедших в мой последний альбом Shining on You. Хотя он не поэт и не музыкант. Просто сейчас для нас обоих любовь равняется музыке, а музыка звучит как любовь.
Но ваше знакомство с мужем наверняка состоялось благодаря вашему голосу?
История нашего с Пером знакомства очень смешная. В то время в Швеции шел телепроект Big Brother, во время которого 9 человек были заперты в теледоме под постоянным наблюдением телекамер. Я же была приглашена в телестудию проекта как знаменитость, чтобы прокомментировать происходящее. Пер провел в теледоме 9 недель, и когда вышел из него, мы встретились, и это была любовь с первого взгляда! До этого дня Пер никогда раньше меня не видел, не слышал моего пения. Но потом признался, что когда услышал, как я пою, полюбил еще сильнее. Мы поженились спустя 9 месяцев после первой встречи: это было три года назад.
Вы очень красивы. Скажите, красота помогает или мешает вам строить карьеру джазовой певицы? Несмотря на все плюсы эффектной внешности, не секрет, жив еще стереотип о красотках-блондинках!
Да, вы правы — иногда люди склонны полагать, что разу меня есть внешняя красота, вряд ли имеется еще и талант. Еще труднее при таком сомнительном мнении окружающих быть джазовой певицей, нежели просто симпатичной поп- певицей, потому что джаз — музыка глубокая и сложная. Но я говорю себе: "Кто эти люди, чтобы судить о том, может или нет, имеет ли право красивая женщина петь джаз?!" Я иногда отвечаю таким: мое сердце хранится в такой красивой упаковке, что никакие печали ему не страшны... И, кстати: Билли Холидей была очень красивой.
Скажите, был ли в вашей жизни другой путь, кроме музыки? Если бы вы не стали певицей, кем бы вы могли или хотели стать?
Может быть, мой ответ вас разочарует, но всю свою жизнь я мечтала стать именно певицей. Никем другим. Но когда я сама себе сегодня задаю подобный вопрос, кем бы я хотела стать, кем-то другим, то мой ответ — актрисой. Или же могла б с большим удовольствием заниматься каким-то делом, связанным с животными. Собаки — вот еще одна моя большая страсть.
Как бы вы сформулировали "свой путь в музыке"?
Самый важный для меня момент в моей музыкальной карьере — встречи с публикой и ощущение ее любви ко мне. И мои чувства, которые возникают во время работы с музыкантами на сцене. Все-таки взаимодействие людей на сцене — это всегда в чем-то магическое действие. И потом, должна признаться: всякий раз момент совместного творчества музыки — это исполнение моих самых сокровенных желаний. Поэтому я думаю, что по причине всего выше oписанного буду стараться оставаться певицей до самого последнего дня моей жизни, пока кто-то свыше не скажет мне:"Стоп!" Музыка — это жизнь. И жизнь — как музыка!
Что, кроме музы любви, составляет радости вашей сегодняшней жизни?
На следующей неделе я иду на концерт Стиви Уандера - это долгое время было моей несбыточной мечтой, побывать на его выступлении. Радости... Это когда вокруг меня мои друзья, природа, океан. Мне нравится возиться с цветами в садике возле дома, нравится кататься верхом на лошади — все это радость. Над какими проектами вы сейчас работаете?
Сейчас я нахожусь на трассе своего мирового концертного турне. Параллельно веду переговоры по поводу записи очередного альбома. Я еще не могу с уверенностью сказать, в каком стиле и настроении он будет записан. Скорее всего, альбом увидит свет в 2005 году. Также я продолжу давать концерты с симфоническим оркестром и моим собственным трио-составом.
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...
Существует несколько факторов привлекательности артистов. Путь, которым они добиваются самореализации. Их способность притягивать массы, относящиеся к разным культурам. Уважение, которое они получают за свои способности. И, конечно, за вокальные ...
Мы беседуем в Blue Note с Куртом Эллингом, обладателем одного из самых интересных голосов на международной джазовой сцене. Мы разговариваем с артистом, сумевшим предложить собственные творческие интерпретации стандартов в совершенно оригинальном ...
Мэри Сетракян родилась и выросла в Сан-Франциско. В последние 20 лет своей профессиональной карьеры вокальной исполнительницы она живет в Нью-Йорке, при этом занимается преподаванием вокала для артистов в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, а также по всей ...
Не знаю, как в других городах, но к джазовым инструменталистам в Ростове уже как-то привыкли. А вот к вокалистам – да ещё из самого чрева родины джаза! – более чем "нет". Можно смело сказать, что за последние 20 лет такого уровня исполнители в ...
На концерты люди ходят по самым разным надобностям, а не только - музыку послушать. Профессионально пишущие и говорящие о музыке - понятно, на работе; кто-то - в культпоход; кто-то - в напряженном поиске интеллектуальной пищи; здесь всегда есть ...
Признаюсь, я просто в восторге от этой девушки. Судите сами. Сербская красавица с капелькой цыганской крови. Титулованная звезда югославской эстрады: обладательница Гран-при "Славянского базара'97", Первой премии "Eurofest'97", премии "Mak-Fest'97", ...
Неисповедимы пути джаза: Неда Малюнавичуте несколько раз приезжала в Минск на фестивали, а интервью с ней корреспонденту "JK" привелось взять в... Бирштонасе. Впрочем, это всего лишь любопытный казус, главное — сама Неда. Неда Малюнавичуте (Neda ...
CD-обзоры иногда получают неожиданное продолжение. Альбомы бразильской певицы и пианистки Тани Марии произвели на редакцию нашего журнала столь сильное впечатление, что захотелось познакомиться (и познакомить вас, дорогие читатели) с ней поближе. ...
Когда-то американские диверсанты забросили в Советский Союз "подарочек" в виде колорадского жука для того, чтобы подорвать передовое сельское хозяйство. А еще раньше проклятые буржуины заразили нас вирусом джаза — музыки, к которой невозможно ...