Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в своей правдивости, учитывая информацию последних лет о тяжелом состоянии здоровья музыканта. Это обстоятельство стало причиной огромного ажиотажа вокруг его выступлений в Европе, где все билеты на концерты его Farewell Tour были раскуплены еще до начала турне. На постсоветском пространстве Крис Ри дал 6 концертов: в Киеве, Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Риге, Таллинне. Корреспондент Jazz-Квадрата побывал на первом из них — в Киеве — 7 марта 2006года, где нам представилась возможность лично пообщаться с мэтром, за что мы благодарим концертное агентство "АСА".
...Огромный дворец "Украина" чуть ли не под потолок заполнен поклонниками лиричных и мелодичных баллад Криса Ри. Кто-то пришел сюда за хитами, которые во все времена так выручали радио-диджеев, кто-то из интереса не только к музыке, но и состоянию здоровья Криса Ри: хватит ли у него сил на полноценное шоу или это будет "лебединая песня" в худших традициях "прощальных шоу"?
Но как только Ри уверенной походкой вышел на залитую голубым светом сцену, как только взял первый гитарный аккорд и своим хриплым баритоном пропел первые строки Jazzee Blue, все опасения развеялись в этом голубом тумане блюза — он находится в отличной музыкальной и вокальной форме! Накануне Ри жаловался, что немного охрип, и скучает по семье, потому что даже на свой день рождения (он отметил его 4 марта) не смог вырваться домой. Но хрипота в голосе и тоска в душе — это ли не лучшие друзья блюза? Так что это был один из самых удивительных концертов, на которых мне приходилось бывать! Человек, которому хирурги вырезали почти все внутренности, а врачи вообще запрещают выходить на сцену, не то чтобы отправляться в концертное турне — он два часа отыграл как на одном дыхании, ни на минуту не дав залу заскучать ни на одной из 20 исполненных композиций!
Как и было обещано самим музыкантом, программа концерта включала в себя все самые достойные, по мнению самого Криса Ри, композиции с более чем 20 его CD. Началась ретроспектива с исполнения Jazzee Blue (также называется собственный лэйбл музыканта) на голубой гитаре на залитой голубым светом сцене с висящими на длинных проводах лампах с круглыми железными абажурами, создающими атмосферу полуподвального прокуренного блюз-кафе где-то на задворках планеты... На второй композиции кроме гитары Ри играет на гармошке, в третьей — на банджо. Всего за время концерта музыкант сменил 7 гитар, меняя их практически на каждой композиции (была среди них и самая легендарная в коллекции Ри Pink Fender Stratacaster 1963 года выпуска). Трое музыкантов полукругом (клавишные, бас, барабаны) и Крис Ри в центре сцены. Его фирменный пронзительный "слайд" и волнующий хрипловатый баритон: взаимодействие тремоло поющей гитары и бархатистого прокуренного голоса — козыри стиля Криса Ри.
Уже на третьей песне зал криками стал умолять сыграть легендарную Road to Hell. Но у Криса намечен свой путь по страницам дискографии, и с банджо в руках он затягивает Where The Blues Come From, а потом свой главный гимн любви Josephine — посвящение дочери, с гениальным припевом "... I send you all my love". Замечу, что на протяжении всех четырех первых композиций зал аплодировал без остановки, все время (!), совершенно не мешая музыканту, который так отрешенно играл и пел, что казалось, словно он задумчиво в одиночестве листает альбом со своими старыми фотографиями и совершенно погружен в медитацию своих воспоминаний...
Звучит Easy Rider, затем Dancing Down The Stony Road, следом — экстра-романтичная баллада Julia (посвящение второй дочери), Somewhere between highway 61 & 49, Can Hear Your Heartbeat, в которой Ри продемонстрировал свое мастерство в исполнении большинства существующих инструментальных стилей. Композицию увенчала продолжительная импровизация, во время которой музыкант с легкостью переходил от поп-рока к реггей, кантри, фьюжн и блюзу. Право же, было в этом какое-то волшебство: люди, знающие творчество музыканта в наиболее доступном варианте хитов Looking for the Summer, On The Beach, Josephine — заворожено, чуть ли не дыша, слушали блюз в классических "корневых" традициях, в котором гитарные соло Ри, соединяясь с неимоверно мощной и чистой по звучанию ритм-секцией, казалось, порой, расширяли и без того огромное пространство зала. Замечу, что качество звука на концерте, как и световое оформление, были идеальными: как отмечали киевские музыкальные обозреватели, выставить такой качественный звук во Дворце "Украина" до Ри удавалось немногим.
И, наконец, в свете красных прожекторов Крис Ри заводит свою аппокалиптическую симфонию Road to hell, и зал просто взрывается от восторга, и в экстазе поет вместе с ним! Это была первая кульминация концерта: музыканты на минуту уходят со сцены, но рев зала тут же возвращает их обратно играть первый бис, On the beach. Крис Ри делит зал по секторам, заставляя по очереди баритоном подпевать "I say Yeah! — YEAH!". Вместе с припевом из зала летят на сцену букеты (секьюрити не позволяли лично вручать цветы музыканту). Как вдруг на сцену запрыгивает молодой человек с букетом желтых роз, и, догнав Криса, пытается обнять его и сказать пару слов благодарности, прежде чем его силой утягивают со сцены охранники с каменными лицами и ушами.
Благодарный за такой теплый и искренний преем. Крис Ри выходит на второй бис со знаковой композицией Fool (If You're Think It's Over) ("Дурак, если ты думаешь, что это конец"), и завершает концерт, успокаивая зал балладой-колыбельной Moon River, исполненной практически a-capella..
После концерта люди расходились с выражением только что пережитого счастья на лицах и легким сожалением. "Легким", потому что всем стало совершенно ясно, что объявленное Крисом прощание — не тотальное: он находится в такой великолепной музыкальной форме, в которой просто невозможно полностью забросить музыку. Не будет больше концертных туров — но музыка будет!
Анастасия Костюкович: Господин Ри, ваш последний проект Blue Guitars со 137 новыми композициями вышел на 11 CD! Расскажите, как вы решились на такой огромный труд?
Chris Rea: Я сделал это из любви к блюзу, скорее всего. Для меня было крайне увлекательным занятием экспериментировать и узнавать, как разные стили блюза могут взаимодействовать между собой. Каждый месяц я посвятил отдельному виду блюза. Мы даже специальное оборудование устанавливали в студии, которое использовалось в прошлом для записи именного этого вида блюза. Потому что есть существенные различия между звучанием нью-орлеанского и чикагского блюза, например. И для таких гурманов как я и мои музыканты это совершенно увлекательное занятие — воспроизводить эту разницу. Так что это не был для нас тяжелый труд, а только радость. Но для моего менеджера все это свести вместе в один box-set было очень сложно.
Правда ли что это последний проект, в котором вы выступите под своим именем? В пресс-релизах тура говорилось, чю далее вы будете записываться исключительно как член трио The Fire Files.
Нет-нет, это не так! Я только сейчас понял, кто я такой, и могу двигаться дальше. Вы ведь знаете, что несколько лет назад я очень серьезно забелел и принял решение: раз так мало у меня осталось времени, я потрачу его только на то,что хочу делать. И я начал новый отчет с исполнения госпея-бтюза. И больше не намерен уходить в сторону от блюза.
А как же ваше увлечение живописью: это не уход в сторону от музыки?
Это был "запасной полигон". В 2000 году я заболел, и после этого остался без поджелудочной железы, без желчного пузыря. Тяжелое было время, потому что мне пришлось провести в госпитале 16 недель подряд. После клиники я еще провалялся дома почти полгода, пока не стало ясно, что я могу хоть как-то функционировать без строго медицинского наблюдения. Целый год прошел, прежде чем я просто смог выглянуть в окно, посмотреть, что происходит там, в жизни снаружи... В то время моя бедная жена искала хоть какое-то творческое занятие для меня, потому что я не мог играть на гитаре. И решила, что мне не плохо бы попробовать рисовать. Она очень мудро сказала мне: не просто "учись рисовать", а "давай побалуемся красками". Многие люди, которые принимаются за такое "баловство", уже на второй неделе рисования понимают, стоит ли дальше этим заниматься, получится ли что-то из этой затеи. Я, начав с баловства в краски, постепенно втянулся в это занятие. А теперь живопись для меня как гольф. Все мои друзья играют в гольф — а я рисую.
Люди покупают ваши картины, так же как музыкальные альбомы?
Пока что я не нарисовал ни одной картины на продажу. Я считаю себя учеником в живописи. И хочу продолжать чувствовать себя таковым. Я не хотел бы, чтобы было так, как в музыке, чтобы надо мной что-то довлело, что-то заставляло меня этим заниматься, кроме моего желания. Мне кажется, если думать о том, купят твои картины или нет, все удовольствие от занятия живописью быстро испарится. Я хотел взять с собой в тур несколько моих картин, но не стал этого делать, потому что они очень большие: 2x1,5 метра. Их можно увидеть в моей книге. А проекция некоторых картин будет во время концерта на сцене.
Главная "модель" на ваших картинах — голубая гитара. Скажите, вы помните свою первую гитару?
Да. конечно, это был Hoffner! Она была куплена в second-hand'e за 28 фунтов. Сейчас дома у меня всего три гитары, они настроены на разные блюзы. В тур я взял 8 инструментов, потому что люди в концертном зале не хотят ждать, пока я настрою гитары — приходится все время менять инструменты.
Вы объявили, что Farewell Tour — это ваше последнее концертное турне. Вы легко расстаетесь со статусом гастролирующей звезды?
Ну, никакая не звезда! И никогда не был. Помню, еще во время моего самого первого турне по США у меня исчезло ощущение, что я могу сам что-то делать в своей карьере. Я словно превратился в небольшую курицу, которая несет золотые яйца. И я сказал себе: стоп! Больше ни шагу в эту сторону! Rock-stars — не мои герои. Мне нравятся музыканты. Хотя своих дочерей я вожу на концерты звезд,- мне тоже иногда нравится смотреть на их звездную жизнь, но я никогда даже не думал, что буду какое-то иметь кним отношение. Рок- звезды — это особый тип людей. Это слишком сложно быть таким парнем. Тогда вот так просто не посидишь. Я ведь не заставил вас долго ждать себя, пока меня причесывали и делали make-up? Я лучше буду'тратить время на исполнение своей музыки до конца жизни, чем сделаю три записи и все остальное время посвящу блеску и внешней мишуре. Тем более, сейчас, когда из-за моей болезни многие проекты развалились, а планы на будущее изменились. Многое, что казалось важным, после болезни оказал ось уже совсем не важным.
Как обстоят сегодня дела с вашим лэйблом Jazzee Blue?
Он существует. Но найти кого-то, с кем можно было бы сотрудничать, стало нелегко. Сейчас нужен огромный рынок и огромный бюджет. В Англии, чтобы выпустить среднебюджетный CD, нужно затратить 250—300 тысяч фунтов. Это сумасшествие!
Из своих собственных записей, какой вы более всего гордитесь?
Всего у меня вышло чуть более 20 пластинок. Важнее всего для меня, пожалуй, двойной альбом Dancing Down The Stony Road — он был выпущен в очень сложный период моей жизни. И, разумеется, мой последний релиз, который я представляю в этом туре — The Blue Guitars.
Какую музыку вы слушаете дома? И слушаете ли свои записи?
Признаюсь: я никогда не слушаю записи Криса Ри дома. Мои музыкальные фавориты меняются каждый месяц. Вот сегодня в марте это аргентинская музыка концертино. Но это никогда не Робби Уильямс. Скучно!
Какой последний концерт вы посетили?
Это было выступление White Stripes в конце октября прошлого года в Амстердаме: я как раз выставлял там свои картины в местной галерее Donkersloot. Очень хорошо ребята выступили! Знаете, блюз — как животное. Есть огромное количество его видов, и они постоянно размножаются. Самый лучший пример — White Stripes: они фантастичны! Они фактически придали блюзу абсолютно новое и молодое лицо.
А как вы относитесь к последним записям Эрика Клэптона?
Ничего не могу сказать про Эрика, ибо то, что я о нем думаю, его не волнует. Он мне как старший брат, и может делать все что захочет.
А у вас есть кумир в блюзе?
Блайнд Уилли Джонсон (Blind Willie Johnson). Что-то в этой музыке есть такое, что заставляет мурашки бегать по телу, если вы настоящий ценитель блюза. Особенно — сочетание ирландского церковного пения с африканским. Жаль, что осталось только 8 его записей. И самая история его жизни очень печальна: его ведь ослепила ревнивая мачеха. Очень, очень тяжелую жизнь прожил этот гений блюза (Всю жизнь до старости он играл на улице, жил в крошечном доме, а когда заболел, то оказался старым беспомощным негром без цента в кармане и его не приняли ни в одну больницу. О его судьбе есть потрясающий документальный фильм Вима Вендерса "Душа человека" — прим. АК.). Гений! Потому что даже Сеговия, который считается лучшим гитаристом, хотел бы знать, как он это делал, как он играл, Блайнд Уилли Джонсон. Скажу вам по секрету: даже Эрик Клэптон вероятно не понимает, как можно было так играть.
Как вы отметили свой 55-й день рождения?
Не очень хорошо, потому что я был в туре вдали от семьи. Ребята из группы повели меня в ресторан, а я заплатил по счету..
Знаете, всю жизнь главным недостатком моей гастрольной жизни состоял в том, что я не мог быть с моей семьей так часто, как этого бы мне хотелось. К тому же порой я даже не знаю, куда мы завтра едем — то ли в Москву, то ли в Сталинград. (Хохочет.) Хотя это конечно огромный опыт — выступать перед людьми в разных странах, видеть, как по-разному они реагируют на одни и теже твои композиции — сидя в студии об этом не узнаешь! А ведь есть огромная разница в зрителе. Самая сложная публика для меня — в Лондоне: они приходят на концерт и даже не дышат, уставятся на тебя и разве что не молятся. (Смеется.)
Как вы отдыхаете?
Когда мне нечего делать, я играю на гитаре. Если гитары нет под рукой, рисую или читаю. Пытаюсь потихоньку снова водить гоночную машину. Но я и до болезни не был хорошим гонщиком, а теперь и подавно. У меня недорогая маленькая гоночная машина, грех, чтобы она простаивала в гараже..
А свой старенький Volvo вы продали?
Нет-нет, Volvo forever!
Что в сегодняшней жизни доставляет вам больше всего радости?
Единственное, что доставляет мне абсолютную радость — это процесс написания, создания музыки А когда она написана — я перехожу к другим занятиям. По-моему, это прекрасно, что сегодня я могу одновременно рисовать. писать музыку и изучать блюз. За 25 лет карьеры я продал свыше 30 миллионов дисков по всей планете. Сейчас я занят написанием музыки для своего нового проекта, работаю над книгой моих рисунков. У меня много работы и без поездок в туры!
Но. конечно, я должен найти способ и дальше встречаться с публикой. Может быть буду давать концерты только в Британии... Надо придумать, как это сделать. Потому что без поджелудочной железы у меня конечно слишком много медицинских забот. Каждый день мне нужно делать 7 уколов и принимать 32 разные таблетки. А еще пить специальные пилюли в лень концерта. Я сейчас очень откровенен с вами. Поверьте. мне очень важно быть на сцене, а не в туалете Но таковы факты моей сегодняшней жизни: много таблеток много боли, много врачей...
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...