Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих контактов. Пожалуй, я могу назвать лишь Валерия Пономарева, чья труба с завидным постоянством появляется то в Новосибирске, то в Москве, то в Анапе...
Сегодня у нас пробует обосноваться еще одно имя — уроженца Владикавказа, а нынче жителя Кливленда — гитариста Эла Красела. Свой мини-тур (Москва, Ростов-на-Дону, Таганрог) он назвал "Across The Ocean", приписав ниже "А1 Krasel And Friends".
Биографическая справка: А1 Krasel (Олег Красильщиков) — гитарист, аранжировщик, композитор. Окончил ДМШ им. П. Чайковского во Владикавказе (класс фортепиано). Затем — Горнометаллургический институт (1985) и параллельно эстрадно-джазовое отделение Владикавказского училища искусств (класс гитары). Продолжил обучение на кафедре эстрадной и джазовой музыки в Ростовской консерватории им. С.Рахманинова (класс Виктора Борилова).
В составе квартета пианиста Петра Назаретова (контрабасист А.Терацуян, барабанщик Г.Пейсахов) принимал участие в джазовых фестивалях, проходивших в Орджоникидзе (1988), Днепропетровске (1989), Донецке (1990).
С 1990 живет и работает в Америке. За это время играл со многими известными музыкантами, такими, как гитарист Джордж Бенсон (George Benson), скрипач Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty), пианист Боб Джеймс (Robert 'Bob' James), саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), пианист и органист Дэн Уолл (Dan Wall).
В 2001 году в Кливлине организовал The А1 Кrasel Trio в составе: пианист и органист Майк Мюррей (Mike Murray), барабанщик Мэтт Перко (Matt Perko).
С 2002 года стал появляться в России, давая концерты преимущественно с владикавказскими (биг-бэнд Николая Кабоева) и ростовскими музыкантами (гитарист Виктор Борилов, саксофонист Андрей Мачнев, пианист Петр Назаретов, контрабасист Адам Терацуян, барабанщик Григорий Дерацуев).
Самые известные композиции — Anti-Rejection, On The Wall, Spring At Last.
Олег! У тебя сразу удачно сложилась жизнь на Западе?
Нет. Становление очень тяжелое. Многие "наши" музыканты бросают, когда долго не получается. Я решил с самого начала идти к цели до победного конца. Приходилось выполнять самую разную работу, даже мыть посуду, что я ненавижу с детства. Но ничего страшного: оно того стоило. В Америке меня часто спрашивают: "А вот если бы ты тут родился, то сейчас был бы..." Я говорю: "Нет"! Конечно, жизнь на Западе мне много дала, но я научился жить "without regret". Я не хочу сожалеть о том, что было бы, а смотреть только вперед. Для меня очень важны корни Владикавказа: там я глубоко усвоил кавказские обычаи и научился отношению с людьми. Потом был Ростов и Ким Назаретов. Это навсегда со мной. Я вот сейчас приехал и увидел ростовскую детскую джазовую школу им. Назаретова. Я был просто поражен и детьми, и педагогами. Такие энтузиасты! А когда узнал, сколько платят этим педагогам.... И все это делается "из любви к искусству. Я тебе скажу честно, в Америке не так много людей, которые "из любви к искусству" отдавали бы детям практически всю свою жизнь. Там в основе лежат другие отношения.
Ты учился в школе Беркли?
Нет. Хотя в свое время меня приглашали с полной оплатой. Но я тогда перевозил родителей, и мне было не до этого.
Прошлый твой приезд в Россию был своего рода "разведкой". А сейчас ты уже ехал целенаправленно и даже со своим проектом.
Во-первых, я обещал приехать (смеется). А во-вторых, это был очень плодотворный год. Я серьезно занялся изучением мышления лучших пианистов мира. Этот концепт я пытаюсь перенести на гитарное мышление. Это довольно сложно и необычно. Здесь иная аппликатура, иной подход к инструменту, не линеарное, а гармоническое мышление. Т.е., надо думать не линиями, как это у гитаристов и духовиков, а гармониями. Достаточно насыщенная полифонизированная фактура. У меня пока это все еще очень сумбурно, хотя уже делаю серьезные попытки использовать концепты Херби Хенкока, Кита Джаррета, Чика Кориа и Дэна Уолла. Кстати, сначала проект выглядел иначе. Я планировал его делать со своим трио. Но по финансам никак "не срасталось".
Кстати, о финансах!
У меня там есть свой бизнес. Это несколько коллективов. Я финансирую поездки, концерты, аппаратуру покупаю. Не подумай, что на этом можно заработать большие деньги. Но меня все устраивает, я не жалуюсь.
Чего на твой взгляд не хватает российскому джазу?
Раскрепощенности. Я каждый раз ребятам говорю: "Забудьте о сцене и постарайтесь получить кайф от того, что мы делаем все вместе". Здесь слишком много теории и слишком мало практики, очень сильная академическая школа, и мало уделяется внимания свободе самовыражения. Когда я уезжал (конец 80- х), контакта с Западом практически не было, даже информация была ограничена. Не было интернета, в Россию почти не приезжали американские музыканты. На сегодняшний день я считаю, если люди хотят стать классными музыкантами, — у них есть все здесь. Надо только поменять ментальность с русской на американскую. Мы все в одном мире живем. Разница только в билете на самолет!
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в ...
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...