Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих контактов. Пожалуй, я могу назвать лишь Валерия Пономарева, чья труба с завидным постоянством появляется то в Новосибирске, то в Москве, то в Анапе...
Сегодня у нас пробует обосноваться еще одно имя — уроженца Владикавказа, а нынче жителя Кливленда — гитариста Эла Красела. Свой мини-тур (Москва, Ростов-на-Дону, Таганрог) он назвал "Across The Ocean", приписав ниже "А1 Krasel And Friends".
Биографическая справка: А1 Krasel (Олег Красильщиков) — гитарист, аранжировщик, композитор. Окончил ДМШ им. П. Чайковского во Владикавказе (класс фортепиано). Затем — Горнометаллургический институт (1985) и параллельно эстрадно-джазовое отделение Владикавказского училища искусств (класс гитары). Продолжил обучение на кафедре эстрадной и джазовой музыки в Ростовской консерватории им. С.Рахманинова (класс Виктора Борилова).
В составе квартета пианиста Петра Назаретова (контрабасист А.Терацуян, барабанщик Г.Пейсахов) принимал участие в джазовых фестивалях, проходивших в Орджоникидзе (1988), Днепропетровске (1989), Донецке (1990).
С 1990 живет и работает в Америке. За это время играл со многими известными музыкантами, такими, как гитарист Джордж Бенсон (George Benson), скрипач Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty), пианист Боб Джеймс (Robert 'Bob' James), саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), пианист и органист Дэн Уолл (Dan Wall).
В 2001 году в Кливлине организовал The А1 Кrasel Trio в составе: пианист и органист Майк Мюррей (Mike Murray), барабанщик Мэтт Перко (Matt Perko).
С 2002 года стал появляться в России, давая концерты преимущественно с владикавказскими (биг-бэнд Николая Кабоева) и ростовскими музыкантами (гитарист Виктор Борилов, саксофонист Андрей Мачнев, пианист Петр Назаретов, контрабасист Адам Терацуян, барабанщик Григорий Дерацуев).
Самые известные композиции — Anti-Rejection, On The Wall, Spring At Last.
Олег! У тебя сразу удачно сложилась жизнь на Западе?
Нет. Становление очень тяжелое. Многие "наши" музыканты бросают, когда долго не получается. Я решил с самого начала идти к цели до победного конца. Приходилось выполнять самую разную работу, даже мыть посуду, что я ненавижу с детства. Но ничего страшного: оно того стоило. В Америке меня часто спрашивают: "А вот если бы ты тут родился, то сейчас был бы..." Я говорю: "Нет"! Конечно, жизнь на Западе мне много дала, но я научился жить "without regret". Я не хочу сожалеть о том, что было бы, а смотреть только вперед. Для меня очень важны корни Владикавказа: там я глубоко усвоил кавказские обычаи и научился отношению с людьми. Потом был Ростов и Ким Назаретов. Это навсегда со мной. Я вот сейчас приехал и увидел ростовскую детскую джазовую школу им. Назаретова. Я был просто поражен и детьми, и педагогами. Такие энтузиасты! А когда узнал, сколько платят этим педагогам.... И все это делается "из любви к искусству. Я тебе скажу честно, в Америке не так много людей, которые "из любви к искусству" отдавали бы детям практически всю свою жизнь. Там в основе лежат другие отношения.
Ты учился в школе Беркли?
Нет. Хотя в свое время меня приглашали с полной оплатой. Но я тогда перевозил родителей, и мне было не до этого.
Прошлый твой приезд в Россию был своего рода "разведкой". А сейчас ты уже ехал целенаправленно и даже со своим проектом.
Во-первых, я обещал приехать (смеется). А во-вторых, это был очень плодотворный год. Я серьезно занялся изучением мышления лучших пианистов мира. Этот концепт я пытаюсь перенести на гитарное мышление. Это довольно сложно и необычно. Здесь иная аппликатура, иной подход к инструменту, не линеарное, а гармоническое мышление. Т.е., надо думать не линиями, как это у гитаристов и духовиков, а гармониями. Достаточно насыщенная полифонизированная фактура. У меня пока это все еще очень сумбурно, хотя уже делаю серьезные попытки использовать концепты Херби Хенкока, Кита Джаррета, Чика Кориа и Дэна Уолла. Кстати, сначала проект выглядел иначе. Я планировал его делать со своим трио. Но по финансам никак "не срасталось".
Кстати, о финансах!
У меня там есть свой бизнес. Это несколько коллективов. Я финансирую поездки, концерты, аппаратуру покупаю. Не подумай, что на этом можно заработать большие деньги. Но меня все устраивает, я не жалуюсь.
Чего на твой взгляд не хватает российскому джазу?
Раскрепощенности. Я каждый раз ребятам говорю: "Забудьте о сцене и постарайтесь получить кайф от того, что мы делаем все вместе". Здесь слишком много теории и слишком мало практики, очень сильная академическая школа, и мало уделяется внимания свободе самовыражения. Когда я уезжал (конец 80- х), контакта с Западом практически не было, даже информация была ограничена. Не было интернета, в Россию почти не приезжали американские музыканты. На сегодняшний день я считаю, если люди хотят стать классными музыкантами, — у них есть все здесь. Надо только поменять ментальность с русской на американскую. Мы все в одном мире живем. Разница только в билете на самолет!
Би Би Кинг принадлежит к тем музыкантам, представлять которых аудитории совершенно излишне практически в любой стране. На его счету уже столько концертов и столько альбомов, что заниматься их подсчетом и перечислением — пустое занятие. Представляем ...
Терье Рипдал — гитарист, уважаемый и джазфэнами, и рок-фанатами, и поклонниками академического авангарда… Кто он на самом деле? Сегодня мы постараемся немного приоткрыть вам суть этого человека. 1. РИПДАЛ РАЗБУДИТ ИХ ВСЕХ Терье Рипдал по жизни ...
— Игорь, когда ты начал свою профессиональную карьеру? — С 1980 года я стал работать в филармонии г. Сумы, где, кстати, родился, именно в эти годы я ощутил свою привязанность к фанку и джазу. Хочу сказать, что моим первым учителем был магнитофон, но ...
Долговязый черный парень, весь одетый по последней моде 1939 года. Шляпа стильно примята посередине, просторные брюки, истоптанные ботинки, рубашка с пристяжным воротничком, жилетка и твидовый пиджак. Он развалился на старом студийном табурете со ...
Я все ищу такой инструмент, в который хотел бы влюбиться. Мне многие нравятся, но я все–таки отношусь к своим гитарам как холодный профессионал. Не люблю, а дружу. Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в ...
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...