Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих контактов. Пожалуй, я могу назвать лишь Валерия Пономарева, чья труба с завидным постоянством появляется то в Новосибирске, то в Москве, то в Анапе...
Сегодня у нас пробует обосноваться еще одно имя — уроженца Владикавказа, а нынче жителя Кливленда — гитариста Эла Красела. Свой мини-тур (Москва, Ростов-на-Дону, Таганрог) он назвал "Across The Ocean", приписав ниже "А1 Krasel And Friends".
Биографическая справка: А1 Krasel (Олег Красильщиков) — гитарист, аранжировщик, композитор. Окончил ДМШ им. П. Чайковского во Владикавказе (класс фортепиано). Затем — Горнометаллургический институт (1985) и параллельно эстрадно-джазовое отделение Владикавказского училища искусств (класс гитары). Продолжил обучение на кафедре эстрадной и джазовой музыки в Ростовской консерватории им. С.Рахманинова (класс Виктора Борилова).
В составе квартета пианиста Петра Назаретова (контрабасист А.Терацуян, барабанщик Г.Пейсахов) принимал участие в джазовых фестивалях, проходивших в Орджоникидзе (1988), Днепропетровске (1989), Донецке (1990).
С 1990 живет и работает в Америке. За это время играл со многими известными музыкантами, такими, как гитарист Джордж Бенсон (George Benson), скрипач Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty), пианист Боб Джеймс (Robert 'Bob' James), саксофонист Джо Ловано (Joe Lovano), пианист и органист Дэн Уолл (Dan Wall).
В 2001 году в Кливлине организовал The А1 Кrasel Trio в составе: пианист и органист Майк Мюррей (Mike Murray), барабанщик Мэтт Перко (Matt Perko).
С 2002 года стал появляться в России, давая концерты преимущественно с владикавказскими (биг-бэнд Николая Кабоева) и ростовскими музыкантами (гитарист Виктор Борилов, саксофонист Андрей Мачнев, пианист Петр Назаретов, контрабасист Адам Терацуян, барабанщик Григорий Дерацуев).
Самые известные композиции — Anti-Rejection, On The Wall, Spring At Last.
Олег! У тебя сразу удачно сложилась жизнь на Западе?
Нет. Становление очень тяжелое. Многие "наши" музыканты бросают, когда долго не получается. Я решил с самого начала идти к цели до победного конца. Приходилось выполнять самую разную работу, даже мыть посуду, что я ненавижу с детства. Но ничего страшного: оно того стоило. В Америке меня часто спрашивают: "А вот если бы ты тут родился, то сейчас был бы..." Я говорю: "Нет"! Конечно, жизнь на Западе мне много дала, но я научился жить "without regret". Я не хочу сожалеть о том, что было бы, а смотреть только вперед. Для меня очень важны корни Владикавказа: там я глубоко усвоил кавказские обычаи и научился отношению с людьми. Потом был Ростов и Ким Назаретов. Это навсегда со мной. Я вот сейчас приехал и увидел ростовскую детскую джазовую школу им. Назаретова. Я был просто поражен и детьми, и педагогами. Такие энтузиасты! А когда узнал, сколько платят этим педагогам.... И все это делается "из любви к искусству. Я тебе скажу честно, в Америке не так много людей, которые "из любви к искусству" отдавали бы детям практически всю свою жизнь. Там в основе лежат другие отношения.
Ты учился в школе Беркли?
Нет. Хотя в свое время меня приглашали с полной оплатой. Но я тогда перевозил родителей, и мне было не до этого.
Прошлый твой приезд в Россию был своего рода "разведкой". А сейчас ты уже ехал целенаправленно и даже со своим проектом.
Во-первых, я обещал приехать (смеется). А во-вторых, это был очень плодотворный год. Я серьезно занялся изучением мышления лучших пианистов мира. Этот концепт я пытаюсь перенести на гитарное мышление. Это довольно сложно и необычно. Здесь иная аппликатура, иной подход к инструменту, не линеарное, а гармоническое мышление. Т.е., надо думать не линиями, как это у гитаристов и духовиков, а гармониями. Достаточно насыщенная полифонизированная фактура. У меня пока это все еще очень сумбурно, хотя уже делаю серьезные попытки использовать концепты Херби Хенкока, Кита Джаррета, Чика Кориа и Дэна Уолла. Кстати, сначала проект выглядел иначе. Я планировал его делать со своим трио. Но по финансам никак "не срасталось".
Кстати, о финансах!
У меня там есть свой бизнес. Это несколько коллективов. Я финансирую поездки, концерты, аппаратуру покупаю. Не подумай, что на этом можно заработать большие деньги. Но меня все устраивает, я не жалуюсь.
Чего на твой взгляд не хватает российскому джазу?
Раскрепощенности. Я каждый раз ребятам говорю: "Забудьте о сцене и постарайтесь получить кайф от того, что мы делаем все вместе". Здесь слишком много теории и слишком мало практики, очень сильная академическая школа, и мало уделяется внимания свободе самовыражения. Когда я уезжал (конец 80- х), контакта с Западом практически не было, даже информация была ограничена. Не было интернета, в Россию почти не приезжали американские музыканты. На сегодняшний день я считаю, если люди хотят стать классными музыкантами, — у них есть все здесь. Надо только поменять ментальность с русской на американскую. Мы все в одном мире живем. Разница только в билете на самолет!
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в ...
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в ...
Саймон МакБрайд – стремительно восходящая звезда блюз-роковой сцены. Третий студийный альбом тридцатитрехлетнего ирландского гитариста Crossing The Line увидит свет 25 сентября. Альбом выходит всего лишь через пять месяцев после выпуска концертного ...
Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. ...
Алексей Колосов – российский джазовый музыкант, композитор, организатор и идеолог десятка международных джазовых фестивалей – рассказал об особенностях развития джаза в России, о тонкостях реализации крупных музыкальных проектов и о том, как сделать ...