nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Н. Арутюнов (Лига блюза) - размышления на вынужденном отдыхе


Н. Арутюнов (Лига блюза) - размышления на вынужденном отдыхе
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова.

— 7 июля 1998 года. Мы находимся в институте Склифосовского у Николая Арутюнова. Коля, расскажи, пожалуйста, как ты сюда попал?

— Лежу на растяжке (чемпионат мира по футболу начался и я стал первой жертвой). 17 июня сломал ногу. Играл в футбол с сыном на даче. Нарушил святейшую заповедь футбола: не играть на неровной поверхности, нога попала в яму и я всей тяжестью на нее, а как в Минске помнят, я не очень легкий и в результате очень сложный перелом со смещением и осколками. На следующей неделе закуют меня в гипс и отпустят домой. Буду еще в гипсе 1,5—2 месяца.

— Коля, пожелаем тебе скорейшего и полного выздоровления и возвращения к творческой жизни. Давай перейдем к музыкальным делам. Как сейчас "Лига блюза", в каком она составе? Какие творческие события происходят?

— Ну, в связи с моей травмой все события как бы закончились на это лето. Это очень обидно, потому что у нас было много работы в июне. В марте — апреле мы больше напирали на творческую сторону вопроса, то есть готовились к съемкам передачи "Живая коллекция" и потом сводили этот концерт. А как раз в июле нас ожидала уже в некотором роде коммерческая сторона. Должно было быть много концертов, причем таких, достаточно, ну... (С: дорогих). Все это слетело. Вот такая ситуация. Теперь что касается состава? Ну ты же видел. У вас ловит РТР в Минске?

— Да.

—Ты видел этот концерт?

— Видел. Мне очень понравилось то, что в программе опять вместе две очаровательные девушки. Я почему-то думал, что одна из них ушла со своим сольным проектом.

— Да они давно ушли со своими проектами, много лет назад, но почему-то все никак не уйдут. Дело в том, что у всех сольный проект: и у Маши Кац, и у Лады Колосовой, и у Игоря Кожина, нашего гитариста, и у К. Арутюнова, кстати, тоже. Но никто никуда не уходит.

С одной стороны, я их не отпускаю, потому что замену им найти трудно. А с другой стороны, они сами не особо хотят, потому что им тоже непросто в их жизни "Лигу блюза" заменить. Все как-то существуют параллельными курсами. У них идут свои выступления и, как правило, мы делаем так, чтобы это не наслаивалось. Но рано или поздно, скажем так, бэк-вокал будет заменяться. Одну девочку я вроде бы уже нашел. Труднее заменить голос, который Маша Кац поет — там верхние ноты такие серьезные, не все могут петь. Как только я найду, они будут заменены, но, к сожалению, есть такое расхожее мнение, что когда люди уходят, расстаются с ансамблем, то обязательно вследствие каких-то трений. А здесь все с точностью до наоборот. Мало того, что мы друзья, так это еще и надолго — мы расстаемся в хороших отношениях, они ходят ко мне.

— "Лига блюза" удерживает людей?

— Да, конечно, потому что весь этот состав, кроме клавишниц, он существует от 5 до 8 лет. Все люди играют. Кожин 8 лет играет, Асташев — 7, Колосова — 6. Так что это большой срок для группы.

— А бывшая клавишница ушла?

— Бывшая клавишница Армине, которая пользовалась очень большой популярностью у некоторых деятелей белорусского шоу-бизнеса (не будем указывать пальцем), она ушла. Не прижилась. Вернулся старый барабанщик Косорунин, взяли мы новую клавишницу Катю Шемякину, которую вы видели в этой передаче "Живая коллекция". Вот она, я думаю, надолго. Она очень верная, очень способная, и вообще она такая лигоблюзовская, девка такая отрывная. Хотя совсем ребенок — ей 19 лет.

— Здорово! Обновление состава подчас приносит новые неожиданные моменты, новые импульсы, а с другой стороны, старая гвардия — она как горячая печь! Да, Коля? Есть такое, греет?

— Я как раз и говорил: ясно, что не за горами смена половины состава, и я хочу оставить нескольких дедов — меня, Кожина и Осташева, остальных заменить. Кто будет барабанщиком, я еще не знаю. Получится такая смесь людей разных возрастов, но в этом есть сперва проигрыш, потому что трудно влиться в такую группу, как наша, не только в смысле какого-то музыкального уровня, а в смысле и эмоционального посыла. Но Кате Шемякиной это в последнее время вроде бы удается.

— А какой вы сейчас диск готовите? Новые произведения будут или обработки?

— Все по той же формуле 50х50: то есть половина своих песен на русском языке, а 50% классики.

— И когда он выйдет?

— Ну, теперь я не знаю, потому что нужно искать финансирование, это очень сложный момент.

— А, понятно. Материал готов!

— Готов, отчасти вы его видели в передаче "Живая коллекция", там, кроме одной, все новые песни. Может, там не все мое будет, Игорь Кожин, наверное, напишет пару. Когда я выйду, нужно будет сделать несколько новых кавер-версий Клифа Ричарда и Джони Коупленда, значит, все как всегда.

— Интересно, а какой у Коли Арутюнова сольный проект?

— Ну, ты знаешь о нем. Он называется "Четверг Арутюнова". Это с Димой Четверговым. По итогам рейтинга ведущих музыкантов России, где он признан лучшим гитаристом, а я лучшим вокалистом, мы решили собрать группу, которая играет только классик-рок: Бердс, Леонард Коэн, "Лэд Зеппелин", "Битлз", "Тирэкс, Алекс Харви, Боб Дилан, все, что не блюз и не экстремальные какие-то направления. Группа уже пользуется достаточным успехом в клубах. Состав такой же, как и в "Лиге блюза" — 7 человек. Две девочки бэк-вокал — Катя Шемякина и еще одна Катя, барабанщик, басист, клавишник. Все шикарно, по-взрослому, а из "Лиги блюза" только я и Катя. Другой звук, другой продюсер — Дима Четвергов продюсирует. Мне это жутко нравится. Там все достаточно эклектично, но коллектив создан для того, чтобы кайфовать и чтобы люди кайфовали. Нас хорошо принимают. Мы не снимаем в 0, мы играем по-своему.

— Я тоже иногда замечаю, что когда себя жестко ограничишь блюзовыми рамками, то чувствуешь нехватку чего-то.

— Я не ограничиваю себя блюзовыми рамками — я блюзмен, но поскольку я из того поколения, то что я слушал? Элиса Купера, Грандфанк, одно время я увлекался и до сих пор люблю "Эмерсон Лэйк энд Палмер", "Прокол харум", то есть весь классический рок. Я не могу от этого отказаться, оно во мне сидит и я воплощаю свою любовь тем, что я это играю. Я очень доволен, мне нравится такая жизнь. Мы делаем "Тирэкс", там такие песни, от которых башка кругом идет: "Хэв лав", например. Мы выступали по приглашению фан-клуба "Тирэкс" в Москве в прошлом году. И народ просто плакал, когда мы играли, причем мы сделали по-своему, но люди были благодарны и мы с кайфом отыграли всю программу — десять песен.

— Коля, мне в голову пришла такая мысль. У нас сейчас на белорусском телевидении новая передача набирает силу, называется она "Жывы гук" — "Живой звук" (А: — по-белорусски "гук" — звук? С: — Да. А: Клево! По-украински "гукать" — звать? С: Да). И вот интересно, какой для тебя смысл в этом понятии? Допустим, если попсовый певец или певица поет под фонограмму минус один, то многие режиссеры и продюсеры это называют живым звуком. То есть, поет как бы живьем! Или скажем, какой-то коллектив исполняет произведение, абсолютно точно выученное по нотам, и это тоже считается живым звуком. Для меня, например, это не совсем так, а вот как ты бы это понятие для себя определил?

— Ну почему? Я не очень с тобой согласен. Симфонический оркестр — они же играют без импровизации, все по нотам, но это более чем живой звук. Я считаю этот звук живее даже, чем наш. Потому что у нас звук проходит стадию электрофикации, а у них все же акустика, то есть скрипичные, а если играют живые струнные — крыша съезжает, когда слушаешь.

— Да. Ты это серьезно?

— Да, это более чем живой звук. А у нас просто живой. У нас есть импровизации.

— Ну, тогда что же в понятии "Лиги блюза" оживление звука?

— Я могу объяснить... — то, что вы видели в передаче "Живая коллекция". Там не было клавишных инструментов. Я напомню: в обычных концертах Катя, естественно, играет на синтезаторе, клавиши берет с собой и вперед. Это же удобно, экономично, что и говорить. Но в таких важных концертах: как телесъемка в большом зале, юбилейные, презентационные, мы стараемся не играть на синтезаторах. Рояль настоящий, его очень тяжело озвучить, но мы стараемся. Кроме того я приобрел и являюсь практически единственным в Москве обладателем "Хаммонд-органа" — классического блюзового инструмента. Конечно, у нас в программе есть несколько мест, где требуется именно синтезаторный звук, ну такой традиционный синтезаторный — муговый. И пока я еще не приобрел муг-синтезатор, но "Корг МС-20" у меня уже есть. Все это было видно на записи. С Катей там рейв двумя руками: одной рукой на органе, а другой рукой на Корге: у-у-у-у. Помнишь там эти звуки, — классические? А еще я хочу взять себе родекс-пиано.

— Коля, может быть, расскажешь о своих контактах с зарубежными музыкантами? Мне приходит на память фотография, она у нас в клубе часто просматривается — ты и Би Би Кинг. Расскажи, что это было? Сейшн?

— Да нет. Это были последние гастроли Би Би Кинга в Москве два года назад. Алексей Семенович Козлов был ведущим концерта и вообще организовал все это дело. И он предложил, чтобы "Лига блюза" была саппортом. Мы играли полчаса перед его концертом. Концерты были грандиозные, во Дворце спорта "Динамо". И на второй день он пригласил меня в свой концерт и я с ним спел две песни. Вот откуда эти фотографии. Это не где-нибудь посиделки, а это концерт, волнующий момент был, исторический.

— Не было ощущения, что этот великий мастер как бы давит, была ли корректность с его стороны?

— Не было ощущения, что он давит, или что он помогает, вернее — он слегка помогал, но не было ощущения, что он относится снисходительно. Было отношение отца и сына. А так он не дал понять, что я ниже или выше, то есть сложились чисто музыкантские отношения. Он ведь фактически отец всех современных блюзменов. Я видел несколько джемов молодых музыкантов с Б. К. и сам это ощутил. Происходила передача опыта, таким спиритическим путем. То же самое у меня случилось и с Джонни Коуплэндом. Был в моей биографии такой великий момент.

— Вы выступали вместе?

— Да, мы были в Монтре на юниорском конкурсе в 1994 году и выступали на улице, там в двух залах играли звезды, а молодые — на улице. Вот, кстати, ответственная вещь: ведь публика та же — люди приходят с утра и слушают молодые бэнды. И нас там слушали большие толпы, мы играли пять концертов и к концу нашего выступления у нас даже свой фан-клуб образовался. А потом о нас прознал хозяин фестиваля — легендарный человек Клод Нобс и он пригласил меня (всю группу нельзя было пригласить) на шоу Дж. К. Вернее, на двойной концерт: в первом отделении играл Уоллес Рони — знаменитый джазовый трубач, а во втором отделении был Дж. К. Я спел с ним две песни.

Ну это атас полный — в зале Стравинского, прямая трансляция на центральную Европу. Он заранее спросил, какие классические песни я знаю. На джеме вышли: Уоллес Рони, еще какой-то чумовой американский гитарист, какой-то швейцарец-клавишник, ну то есть, как Джонни говорил — сборная мира по блюзу. "А певец у нас будет из России", — сказал он. Зал прямо офигел. Я выхожу на сцену, а у меня все слегка подрагивает. Он говорит: "Ну что петь будем?". Я сказал, ну давайте "Хучи Кучи Мэн" споем. "Какая тональность?", — "Не имеет значения". Ну они и заиграли. Мы довольно долго исполняли, он пел, еще один американец, но в основном пел я. А потом никто никого ни о чем не спрашивал, сразу заиграли "Свит Хоум Чикаго". Я был первый русский музыкант, который выступал на сцене "Стравинский-холл". Старик, поверь, это было очень круто. Мы стали первой русской группой, которая выступала в Монтре. Параллельно с нами выступал ансамбль Кролла, но они играли все-таки на неделю позже. С Коуплендом мы даже подружились, насколько это возможно. И когда он умер в прошлом году, мы организовали концерт его памяти в Москве. Хочу отослать его родственникам видео этого концерта, мы ведь играли его песни.

Вот и все. Там не возится никто ни с кем. Если тебя взяли, то ты выходишь на сцену (если ты говно, то ты на сцену не выйдешь). И никаких разговоров во время исполнения — кто чего играет или нет, полная импровизация. Я понял, что такое американский драйв, свинг. У Би Би Кинга слабее бэнд, чем у Коупленда, кстати.

— Вернувшись к Б. К., я хочу спросить о тонкой, этической стороне блюза. Свершился недавно такой интересный факт: Б. К. подарил папе римскому Иоанну Павлу II свою именную гитару и я с ужасом эти слова читал, в ожидании следующей фразы: принял папа этот подарок или нет. Но когда я прочитал, что папа с благодарностью принял эту именную гитару "Люси", то я спокойно вздохнул, потому что некоторые формы музыки: рок, хард-блюз, блюз-рок подозреваются в том, они не от Бога, то есть люди делят музыку на ту, которая как бы от дьявола (душу продал, то есть чертовщина какая-то) с разрушительной энергией и ту, которая божественная. И важна была реакция папы. Если он принял от Б. К. эту гитару, то это был символический акт — значит церковь поддерживает, одобряет эту музыку, это движение.

— Я никогда не делил музыку на божественную и на дьявольскую. Этого нет и в помине. На самом деле я считаю блюз музыкой земли, от сохи. Из человеческих органов ближе всего к земле ноги и то, что повыше ног. Вот это и определяет первый толчок блюза — то, что повыше ног, но ниже живота, а уже потом хорошо бы добавить голову и сердце. Блюз, на мой взгляд, самая естественная музыка. Так же могут сказать кантримэны и соулмэны.

— У тебя ведь нет заноса в религиозную сторону, как это было у Харрисона?

— Абсолютно нет, а Харрисон — он не блюзмэн. Блюзмэны — это люди, которые не отличаются какими-то излишествами, в том числе и чрезмерной набожностью. Тема религиозности в блюзе вообще не эксплуатируется. Может, кем-то и эксплуатируется, но я воспринимаю это как естественные человеческие проявления у человека с музыкальным слухом.

— Коля, перейдем к московской теме. Что сейчас делается в Москве среди коллег по блюзу?

— Мало у нас, к сожалению, новостей. У нас все те же люди, появляются новые группы, но, к сожалению, на уровень звукозаписи они не выходят. За последний год появилась амбициозная команда, которая мне лично нравится, это группа "Блюз-казинз", под руководством Левана Ломидзе. Трио а-ля Джонни Винтер. Мне нравится. Они хорошо кайфуют, они честолюбивы, и я думаю, что они прорвутся! Ну, и "Кроссроудз", "Удачное приобретение" и другие — все те же, кто был пять лет тому назад. Группа "Лига блюза" тоже выступает.

— Коля, что ты можешь пожелать минским музыкантам, членам нашего клуба?

— Всем привет, я обожаю всех! Лешке привет большой Козловскому, Оксанке привет, благодаря ей я сохранил свой пиджак, кольца и все прибамбасы. Я до сих пор благодарен, что она помогла это все обнаружить. Я люблю Минск еще с 1988 года, когда мы приезжали в первый раз. Нам посчастливилось выступить на минском Международном фестивале блюза, который организовал "Старклуб" — мы его закрывали. Там был очень высокий музыкальный уровень, благодарнейшая публика и отличная организация.

Есть города, где я себя физически чувствую хорошо. В Белгороде у нас успех огромный, но это не тот город, где я вышел на улицу и мне хорошо. Мне хорошо в зале с их публикой. В Ростове то же самое. Но Минск — это город, в котором я могу гулять, мне просто в кайф там. Сама архитектура и остальное... Если говорить о национальных особенностях, то атмосфера белорусского менталитета меня очень устраивает. Мне в Минске очень комфортно. Я все время скучаю по Минску, хочу туда приехать, там есть люди, которые знают толк в блюзе, это видно, когда ты играешь классику — публика узнает. А не просто откликается на ритм. В Минске есть фэны "Лиги блюза", а это всегда подогревает.

— Мы решили зарегистрироваться нашим клубом как общественная творческая организация. И сразу вопрос: будешь одним из учредителей, хоть на расстоянии, хоть из Москвы?

— Мои условия вступления в клуб: банкет..., а если серьезно, то, конечно буду. Мне нравятся кое-какие минские команды, и я считаю: то что "Крама" делает на белорусском языке, это потрясающе, я преклоняюсь перед ними. Ваши блюзмены, которых я слышал, особенно Леня Веренич — чума, просто великолепно играет. Мне нравится вся тусовка, я вижу, что есть блюзовое движение. Получится международная организация — блюз: Минск—Москва...

Фото Виктора ЗАЙКОВСКОГО

1998


стиль
блюз
страна
Россия
музыкальный стиль
современный блюз

Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Михаил ТРОФИМОВ
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: фьюжн
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и ...
подробнее
  • стиль: блюз, блюз
  • автор: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: США
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в ...
подробнее
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Михаил ТРОФИМОВ
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: фьюжн
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как ...
подробнее
© 2019 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com