nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Энвер Измайлов - Игра по своим правилам

Заслуженный артист Украины, "неофициальный" изобретатель техники двуручного тэппинга, легенда гитаризма Энвер Измайлов - выходец из среднеазиатской глубинки. Работал газосварщиком, учился в музыкальном училище по классу фагота, занимался в самодеятельности, самостоятельно освоил электрогитару. Ныне "двуручный" гитарист проживает в Крыму. Большую часть времени проводит в разъездах по европам. Успел поиграть на одной сцене с разными джазовыми знаменитостями, вроде МакЛафлина и Скотфильда. В активе музыканта - десять соло-альбомов и один в составе трио "Минарет". Энвер Измайлов - артист крайне занятой. Дома практически не бывает. "Поймать" его было непросто. Но наша встреча, наконец, состоялась.

- Энвер, по специальности Вы - газосварщик. Интересно, есть ли у Вас трудовая и что в ней написано?

- Трудовая книжка есть и в ней написано: "электро-газосварщик 4-го разряда" (смеется).

- Звание заслуженного артиста Украины что-то дает? Или больше обязывает?

- Нет, ничего не дает. Артисту звания не надо. У него есть имя - и этого достаточно.

- На афишах Ваших недавних выступлений было написано "По великому шелковому пути". Это название новой программы или турне?

- Новой программы и нового диска.

- Когда он выйдет, и что на нем будет?

- По названию Вы можете себе представить содержание. А когда диск выйдет? В этом году точно.

- Кто издатель?

- Я пока еще не определился. Издателем буду я, конечно. Если какая-нибудь звукозаписывающая компании изъявит желание сотрудничать, я не против.

- Вы - артист крайне занятой, дома практически не бываете. Энвер, как Вы переносите издержки кочевой жизни - бытовые неурядицы, дорогу и прочее?

- Все зависит от ситуации. По-разному. Даже дома не каждый день одинаково. Правильно ведь?

- Организацией и планирование гастрольного графика занимаетесь самостоятельно?

- Да, самостоятельно.

- В свое время (еще при СССР) Вы переиграли немало свадьб и "халтур". О той заповедной эпохе ходит куча легенд. Про "лабухов", которые "играют все" - от барокко-джаз-рока до камбоджийского серфа. Про подпольных миллионеров, которые закатывали пьянки-гулянки с размахом аравийских шейхов. Про то, как за вечер можно было заработать целое состояние... Энвер, у Вас наверняка есть свои собственные истории из жизни. Поделитесь, если не жалко.

- У подпольных миллионеров я не играл. Богатые свадьбы были. Возможно, это и были подпольные миллионеры, но кто знал, что они могут быть подпольными (смеется)! "Пьянки-гулянки с размахом аравийским шейхов" - я такого не встречал. Была пара случаев, когда играл у богатых людей. Целого состояния я там не заработал, но за одну свадьбу - как-то было дело - три месячных зарплаты можно было заработать. Огромные деньги по тем временам!

- Когда было лучше - тогда (в СССР) или сейчас?

- Очень интересный вопрос... В те времена я не бедствовал. Тогда каждый человек мог зарабатывать деньги, которые позволяли, в общем, жить до следующей зарплаты. После перестройки многое поменялось. В денежном плане были, конечно, проблемы, но у меня появилась возможность выезжать в Европу. Я увидел Запад. В плане творческой реализации гораздо легче и проще сейчас. Больше возможностей появилось. Ну, да... У каждой революции есть свои достоинства и недостатки. Как бы то ни было, все идет к лучшему. Проблемы преодолимы. Я не жалею, что живу в это время.

- Энвер, Вам, как артисту, как больше нравится - когда публика ведет себя сдержанно, как на концертах классической музыки? Или когда слушатель не ограничивает академическими условностями?

- Это мне совершенно безразлично. Мое дело сыграть так, чтобы публике, как бы она не вела себя сдержанно, понравилось (смеется). Мое дело - играть и доносить музыку до слушателей. А как они будут реагировать - их дело.

- На фотографиях разных лет Вы запечатлены с гитарами принципиально отличными по своему функциональному предназначению. Долгое время Вы выступали с мастеровой "доской" "Blade", а на обложке Вашего нового альбома "С наилучшими пожеланиями!" (о нем речь пойдет ниже) Вы - с полуакустикой "Yamaha". Какое Ваше основное требование к гитаре?

- Основное требование к гитаре? Чтобы она была "стройной" и звучала.

- Пополнилась ли Ваша коллекция инструментов? Сколько их теперь у Вас? Какие?

- У меня все секонд-хэндовые гитары за исключением трех - "Godin", "Yamaha" и "Blade" (этот инструмент я выиграл на гитарном конкурсе в Лозанне в 1995-м году. Тогда я взял гран-при). "Yamaha" - презент от фирмы-производителя. "Godin" я приобрел сам, за свои кровные. Хороший инструмент. А всего у меня 7 гитар.

- Какие гитары являются "рабочими лошадками" - постоянно используются в студии и на сцене?

- В разное время - разные. У меня была "Aria Pro II". Рогатая такая. До этого - "Ibanez". Потом его пришлось продать, чтобы выплатить долг за квартиру. Потом играл на всякой дешевке - Чехия, ГДР... Так вот, "Aria Pro II". На ней я долгое время играл. Потом, после конкурса, появился "Blade". По ходу пьесы покупались недорогие секонд-хэндовские инструменты - по 150-200 долларов...

- С какими гитарными мастерами сотрудничаете? Или все-таки предпочитаете "фирмУ"?

- Все зависит от того, какой инструмент. А сотрудничаю я с киевскими мастерами. В частности, с Сергеем Кроличенко. Фирма "Авантарт". Инструменты на уровне. Не знаю, почему они так называются. Назвали бы моим именем (смеется).

- Есть ли у Вас ученики и последователи? Мастер-классы по примеру западных звезд гитаризма практикуете?

- Ученики и последователи есть. В Крыму это Серан Османов.

- Сегодня двуручным тэппингом уже вряд ли кого удивишь. Появилось множество исполнителей (даже исполнительниц!), практикующих этот стиль. Достаточно вспомнить недавний визит в Россию и Украину американки Дженифер Баттен, игравшей у Майкла Джексона и Джеффа Бека. Энвер, кого Вы можете назвать своим ближайшим конкурентом? Кто из представителей "фортепианной школы" Вам ближе по духу?

- Как понять "конкурентом" (пауза)? Понимаете, слово "конкурент" мне не очень нравится. Почему? Потому что я играю свою музыку, и у меня конкурентов просто нет. Есть последователи, есть ученики. Дженифер Баттен - да, она классно играет, но она не сможет сыграть то, что я играю. По духу мне больше импонирует Иван Смирнов. Для меня не важна манера игры. Важна мысль, то, что хочется услышать. И Смирнов это делает.

- О новом альбоме. Где его можно купить? Не у всех ведь есть хорошие связи в музыкальных кругах и возможность ездить в столицы?

- Новый альбом можно купить на моих концертах. А так он, увы, нигде больше не продается. И дело не в том, что в розницу поступают только "раскрученные" имена. Просто очень много хотят заработать на мне (смеется). А я лично не нуждаюсь в чьей-либо помощи, потому что не предлагают того, что я хочу.

- Как записывался диск? Были ли использованы "умные" компьютерные технологии?

- В принципе, были такие моменты. Когда используется метод наложения, то эти "умные" компьютерные технологии просто необходимы. В этом плане, да.

- Цифра или аналог? Дебаты на эту тему не прекращаются? Интересно, а Вы на чьей стороне?

- Я ни в том, ни в другом не разбираюсь, честно говоря. Помню, когда учился в музучилище, у меня был плохой фагот. Но когда педагог начал на нем играть, инструмент почему-то зазвучал, и мне показалось, что это вообще крутой инструмент (смеется). Цифра или аналог? Это удел исключительно звукорежиссеров. Для простого слушателя носитель и способ записи не имеет решающего значения.

- На мой взгляд, название Вашего нового диска - "С наилучшими пожеланиями!" - было выбрано неслучайно. Энвер Измайлов сильно удивил всех по ряду принципиальных моментов. Интересно, как слушатель принял новый материал?

- Знаете, по-разному, но, в общем, положительно. Сейчас есть желание переделать этот альбом. Чувствую, что отдельные моменты стоит сделать чуть-чуть по-другому.

- Первое, что обращает на себя внимание: три пьесы - "Крымчанка", "Для моей любимой", "Возвращение" - чистой воды Стэнли Джордан. Энвер, Вы устали доказывать свое право изобретение двуручного тэппинга и решили играть по правилам своего заокеанского оппонента? Или все куда прозаичней: просто захотелось чего-то мелодичного, для души?

- "Чистой воды Стэнли Джордан" (смеется). Видимо, Вы плохо слушали Стэнли Джордана, и плохо слушали меня. Там ничего общего и близко нет. Я всегда играю по своим правилам. Для души? А почему бы и нет? Для души - разве плохо?

- Слушатель привык к тому, что Энвер Измайлов исполняет восточные фольк-попурри во всевозможных непонятных для европейского уха размерах. На новом диске Азии очень мало...

- Будет много на следующем диске (смеется)!

- В нашем прошлом интервью Вы сказали, что принципиально не используете "примочки" и гитарные эффекты. Однако, "С наилучшими пожеланиями!" целиком сыгран на гитарном синтезаторе. Что за аппарат? Кто посоветовал?

- Гитарный синтезатор использовался лишь на отдельных номерах - это правда. А аппарат посоветовали ребята-москвичи, представители фирмы "Roland". Штука называется "Roland VG-88".

- В свете Вашего перехода на новейшие гитарные технологии можно ли ожидать, что появится официальный сайт Энвера Измайлова? Ведь Интернет - это практически единственный источник информации о такой музыке?

- Сайт будет открыт. Не в апреле, так в мае точно!

- Поправьте, если ошибаюсь: в двух номерах - "Прелюдия" и "Тарантелла" - чувствуется влияние "King Crimson". По крайней мере, по части геометрического оформления фраз и композиции...

- Не знаю, "King Crimson" я практически не слушал. В музыке всего 7 нот и очень трудно не попасть (смеется)! Заимствование - умышленное или неумышленное - от него никто не застрахован. Так что, упомянув "King Crimson", Вы сделали для меня открытие.

- Завершается диск необычным коллажем из "Эй, ухнем!" и "Во поле береза стояла". Как этот номер попал на диск?

- Он был записан с использованием одной гитары, без "примочек" и синтезатора. Очень хотелось показать возможности инструмента. Эту композицию я в шутку называю "соло хора имени Пятницкого в сопровождении оркестра русских народных инструментов".

- И уж полной неожиданностью было услышать Ваш вокал...

- Я, в общем-то, пел и раньше.

- Энвер, какова вероятность того, что появятся песни с осмысленным текстом, и Вы станете поющим инструменталистом?

- Поющий или непоющий - для меня не принципиально. Может, и запою, если жизнь придавит (смеется)!

Андрей Гончаров (music.com.ua)

2005


стиль
джаз
страна
Украина
музыкальный стиль
этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
  • стиль: джаз, джаз
С хэдлайнерами Третьего ереванского международно­го джаз-фестиваля, прошед­шего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-груп­пой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались огра­дить музыкантов ...
  • стиль: этно, этно
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в Рос­сии знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной ау­дитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
  • стиль: джаз, джаз
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
  • стиль: блюз, блюз
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявле­ние легендарного британско­го блюзмена Криса Ри о завер­шении концертной деятель­ности с самого начала не вы­зывало никаких сомнений в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
  • стиль: джаз, джаз
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой ауди­тории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего пе­рерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследст­вии он работал в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com