Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был вернуться на сцену. Джим Холл поприветствовал нас с теплой улыбкой и, представившись, мы задали первый вопрос.
М.Л./Е.С.: Мистер Холл, вы всегда утверждали, что соло Чарли Кристиана в Grand Slam оказывает на вас по-настоящему болезненное воздействие, и все же вы иногда исполняете его во время своих выступлений. Неужели, тем не менее, оно всегда звучит в вашем сознании?
Д.Х.: Оно стало для меня чем-то вроде "духовного пробуждения"… Думаю, это было единственное, что я тогда на самом деле приобрел. Мне было тринадцать лет, и я подумал: "Что бы он ни делал, я хочу и могу сделать то же!" И сейчас, когда слышу это соло, повторяю то же самое: "Я хочу и могу сделать это!"
Что ж, оно все еще свежо в вашем сознании, всегда присутствует в нем…
Да...
Что самое важное, по вашему мнению, обязательно должно присутсвовать в жизни молодого гитариста, который стартует сегодня?
Что ж, это интересно! Мне тяжело сказать! Главная мысль, которую я обычно высказываю молодым музыкантам: "наслаждайтесь и реализуйте то, что сама музыка отдает вам в больших количествах – очень много души". Даже если не можете пока зарабатывать этим на жизнь, реализуйте только идею… И особенно это важно для импровизационной музыки. Я слышал то "самое важное" у ранних блюзовых музыкантов, и надо, уверен, хотя бы знать, что оно существует. Но лично для меня самое важное заключается в том, чтобы продолжать расти… Создавать себе возможности для ежедневного роста, как это делал Пикассо (Джим Холл добродушно посмеивается)… Открывать себя, и позволять себе расти.
Вернемся к гитаристам… Признайтесь на чистоту, вы верите в то, что это имеет фундаментальное значение – изучение творчества Чарли Кристиана, Веса, Кессела и… Джима Холла?
(Джим тепло усмехается.) Не изучайте меня! Потому что я не знаю, что делаю… Нет, я не думаю, что это имеет фундаментальное значение… У меня на самом деле нет никаких правил. Наилучшее, что я сделал, как мне кажется, это то, что решил поступить в консерваторию на пять лет… У меня не было никаких денег или чего-то другого, и я ничего не знал о классической музыке. Я был джазовым исполнителем, но хотел стать лучшим музыкантом, поэтому прослушал все от Грегориана Ханта (Gregorian Chant) до двенадцати-тональной музыки, и именно поэтому для меня музыка не ограничивалась лишь игрой Чарли Кристиана или Чарли Паркера…
Вы расширили свои горизонты…
Да… Я думаю, что это, возможно, самое важное… Потому что есть очень много людей, которых я не могу услышать. Но я пытаюсь окружать себя молодыми музыкантами и продолжать расти. (Джим ухмыляется.) Я не достаточно хорош в раздаче советов, потому что сам все еще в поиске каждый день.
Но вы искали в течение долгого времени, и у вас есть опыт. Вы можете передавать часть своих достижений и открытий молодым музыкантам…
Главное заключается в том, что я отчетливо осознал лишь совсем недавно… Я действительно не люблю мировых политиков, и не люблю использовать выражения отдельных личностей, но я счастлив быть гражданином Америки. Я там родился… Но чувствую себя больше гражданином мира. Терри Кларк, Дон Томпсон и я побывали в Южной Корее в прошлом году, как раз перед тем, как наша страна вступила в войну, и я получил такой большой заряд эмоций от людей… Вот поэтому все больше и больше открываю для себя, что музыка – это путь единения между людьми, особенно – как я сказал сегодня вечером во время концерта – единения тех, кто действует… Уверен, что музыка необычайно важна. Я чувствую себя очень привилегированно. Не хочу выносить приговоров кому бы то ни было, но это то, что я чувствую.
Как вам видится эволюция гитары сегодня? Многие музыканты, такие как Фриселл, Метени, Скофилд – с кем вы играли столь впечатляюще – ухитряются вносить новшества в сам инструмент и его игру. Вы согласны с этим?
Да, конечно! Билл Фриселл, и еще один классный парень – Адам Роджерс, который помоложе, и Питер Бернстайн, они по-настоящему продвинули инструмент. Поэтому я слушаю их, но сначала они слушали меня, так что все мы – как одна семья...
Можете ли вы сказать пару слов о вашем дуэте с Биллом Эвансом?
О, с Биллом! Это была такая привелегия, и – интересно! – я и не думал тогда, что все еще буду говорить про те записи... (Джим посмеевается.) Я знал Билла некоторое время, и он оказал большое влияние на мою игру на гитаре... Немного о его подходе к игре на рояле. Когда он добился признания с Майлсом Дэвисом, большинство других пианистов были тогда типа мачо бибопа, а Билл был способен создать сложное настроение, и мне по-настоящему нравилось это. Я тогда работал с Сонни Роллинсом, а Билл пришел однажды ночью и сказал: "Ты хочешь сделать пару записей, возможно только нас двоих?" И это было что-то! Но это были дни его записей, конечно... Это была настоящая привелегия для меня. Многие думают про него, как про трагическую фигуру в среде исполнителей на пиано, но на самом деле он был очень яркий человек, имел хорошее чувство юмора, был хорошим поваром...
Что вы можете сказать о The Bridge? Вы были рядом с Сонни Роллинсом, когда создавалась эта музыка…
Непосредственно на мосту рядом с Сонни меня не было, ведь он действительно практиковался на саксофоне на Бруклинском или на каком-нибудь другом мосту… Но ведь он жил поблизости, и ему нравилось выходить из квартиры и играть на мосту… И это было настоящим подарком – работать с Сонни. Мы общаемся до сих пор.
Это правда, что вы поменяли вашу гитару, и больше не играете на гитаре D'Acquisto? Я имею в виду, что сегодня вечером вы позаимствовали гитару, и мы знаем, что она не ваша… Ну а в других случаях?
Мой друг, который обычно выполнял все ремонтные работы, его зовут Роджер Садовский, не позволял мне делать это, если меня интересовало его одобрение инструмента, и я, на самом деле, никогда этого не делал. (Нас прерывают, потому что наконец привозят гитару Джима Холла из аэропорта, и он выглядит радостным и удовлетворенным: "О! Это моя гитара!") У меня что-то вроде джентльменского соглашения с Джимми Д'Аккусто. Поэтому Роджер попробовал заставить эту гитару походить на D'Acquisto, и теперь она работает красиво. Возможно, только поэтому я всего несколько месяцев назад переключился на эту гитару. Я все еще храню мою D'Acquisto дома. Джимми D'Acquisto был хорошим другом и потрясающим мастером своего дела.
Это ваш первый вечер в Blue Note в Милане, а вы пробудете здесь неделю. Я заметила, что Blue Note был полон музыкантов сегодня…
На сцене тоже! (Мы оба смеемся.)
Я благодарна мистеру Дж. Холлу за уделенное мне время для интервью, и Марко Лозавио, Jazzitalia, и Blue Note Milano за привилегию встречи и беседы с легендой джазовой гитары мистером Джимом Холлом.
Ева Симонтакки Марко Лозавио, Jazzitalia
Фото Альберто Готтарделли
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...