Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром
11.10.2012
Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. Саша представил программу в стиле, который условно можно назвать «неоклассика». Дальше события развивались все более интересно: через некоторое время на столичных афишах появилась информация о премьере 13-й симфонии с электрогитарой Дмитрия Смольского, где партию соло-гитары готовился исполнить новоиспеченный выпускник Минского музыкального училища имени Глинуи (не кто иной, как герой нашего материала). Первый наш разговор состоялся как раз после Сашиного дебюта на сцене Белгосфилармонии, а продолжился после исполнения 13-й симфонии в Витебской филармонии в мае этого года.
АлександрЦелуйко: Прежде всего, хотел бы напомнить, что Дмитрий Смольский не первый раз обращается к такого рода экспериментам. В его 9-й симфонии партию электрогитары исполнил сын Дмитрия Брониславовича, всемирно известный гитарист группы Rage, Виктор Смольский.
Когда я был на третьем курсе, Дмитрий Брониславович представлял свою 11-ю симфонию. Будучи под большим впечатлением от услышанного, я решил поздравить композитора и взять автограф. Дождался его возле подъезда, сказал самые теплые слова о его творчестве, в общем, то, что хотел сказать. Неожиданно для себя получил приглашение зайти домой. Вместо пятиминутной встречи состоялся полуторачасовой разговор. В тот момент дома оказался и Виктор. Так я познакомился с семьей Смольских.
После этого я пригласил Дмитрия Брониславовича на госэкзамен (1 июня 2007), где играл композицию его сына Виктора в собственной аранжировке (для 13 инструментов: флейта, альт-саксофон, струнный квартет, бас-гитара, ударные, перкуссия, синтезатор, рояль, две гитары).
Когда выяснилось, что в премьере 13-й симфонии Виктор, как гитарист, участвовать не сможет (это стало известно где-то в середине июня, как раз после моего госэкзамена), Дмитрий Брониславович пригласил меня. Несмотря на предыдущее знакомство, это приглашение для меня было полной неожиданностью (за что хочу выразить огромную благодарность, и не только Дмитрию Брониславовичу, но всем моим преподавателям, которые оказали непосредственное влияние на мое творческое развитие). Мне предложили подумать, но я сразу сказал, что играть буду, хоть и не знал, с чем мне предстоит столкнуться.
Какиетрудноститебепришлосьпреодолевать?
В первую очередь это специфика игры в симфоническом оркестре. Темп непостоянный, динамика с огромными перепадами. Необходимо внимательно слушать оркестр и следить за дирижером.
В сентябре была организована первая репетиция, скорее даже просмотр материала. Основная работа началась всего за неделю до премьеры, что меня очень волновало. Всего состоялось пять репетиций. Но я работал с музыкантами высшей квалификации. Самая большая сложность заключалась не в том, чтобы выучить свою партию, а скорее – играть ее с оркестром. После второй репетиции у меня стало получаться, я научился слушать оркестр, следить за дирижером и входить в образ.
Вобразмузыкантаоркестраилирок-музыканта?
Подразумевалось, что исполнитель партии электрогитары должен быть именно рок-музыкант. Это касалось и внешнего вида, и манеры поведения. Дмитрий Брониславович сказал: фрак не нужен, более уместны будут кожаные штаны и распущенные длинные волосы.
Итак, 28 октября 2007 года в зале Белгосфилармонии гитарист Александр Целуйко вышел на сцену с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Что запомнилось больше всего, какие впечатления остались после этого выступления?
На концерте я сыграл лучше, чем на любой из репетиций. Очень волновался перед началом, но на сцене, на удивление, был спокоен и уверен. Ощущение, что перед тобой полный зал, «заводило», придавало энергии. Публика восприняла произведение очень тепло, и вторую часть мы сыграли «на бис». Когда нужно было выходить на поклон (я находился за оркестром, на возвышении), у меня на глазах выступили слезы. Зал аплодировал стоя, со всех сторон – вспышки фотоаппаратов, возгласы «браво!», «молодец!». Непередаваемые ощущения!
В конце прошлого года 13-я симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Академии музыки под управлением Михаила Козинца. Третье исполнение состоялось 12 мая этого года в рамках большого концерта в честь 80-летия Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Была подготовлена симфоническая композиция по произведениям белорусских композиторов «Мы – беларусы». Здесь мы исполняли 2-ю часть 13-й симфонии. Между частями большого произведения, как известно, аплодировать не принято, но после нашего выступления зал не удержался и овацией задержал вступление следующей части.
На следующий день,13 мая, мы выступили в Витебске, в зале областной филармонии. У меня уже был наработан определенный опыт, учтены все плюсы и минусы, звучание мое от выступления к выступлению становилось все лучше. Поэтому к поездке в Витебск я был полностью готов, хотя определенное волнение от того, как воспримет местная публика наше выступление, присутствовало у всех. Оказалось, мы зря волновались. В этом городе принимали нас прекрасно, и меня очень впечатлил культурный уровень витебской публики.
Отвлечемся от академической темы, и поговорим о других сферах профессиональной деятельности гитариста Александра Целуйко. Например, о «Грифомании-2007». Что нового ты играл здесь, и насколько это отличалось от выступления на предыдущем фестивале.
На последнем фестивале я хотел показать по возможности какие-то иные стороны своего творчества. За последний период на меня очень сильно повлияло творчество группы Rage и личное знакомство с Виктором Смольским. На «Грифомании-2007» один из двух подготовленных мной номеров была композиция Unity из репертуара Rage. Это очень сложная композиция, которую я долго не решался сыграть, но в итоге все получилось отлично. Второй номер – попурри из многих известных тем гитаристов и групп (Malmsteen, Ferreri, Joe Taffolo, Rage, Dream Theater). Для публики такая программа, в какой-то степени, оказалась неожиданной. Но для меня самое главное, что «группа поддержки», которая пришла ради меня – мои друзья, родственники, знакомые, восприняли выступление очень хорошо.
Наверно, мама, ЛюбовьИвановна, былавихчисле?
Мама – это отдельный разговор. Для нее любое мое выступление – самое лучшее.
РаньшетыигралсКирилломСлукой, группой «ЦветАлоэ». Сотрудничаешьещескакими-нибудьисполнителями?
Продолжаю играть с Кириллом Слукой, а также с группой «Цвет Алоэ» и певицей Eva Shimanski.
Можно рассказать самый «свежий» случай, который произошел во время выступления в Витебске. Как только прозвучали последние ноты, наш дирижер Александр Анисимов повернулся к залу и сказал примерно следующее: «Вы увидели роль солирующих инструментов, в частности электрогитары, в симфоническом оркестре, а теперь оцените роль дирижера». И ушел со сцены. Для всех музыкантов это была полная неожиданность, а дирижер из-за кулис дал нам понять, что играется 2-я часть 13-й симфонии еще раз. Здесь выручало то, что ритм держал барабанщик… Но главное, что моя аппаратура была уже выключена. И в начале композиции пришлось подключать все заново. Я думал, что не успею, однако музыканты оркестра меня подождали, я подключился и вступил вовремя. В целом, сыграли неплохо.
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в ...
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в ...
Саймон МакБрайд – стремительно восходящая звезда блюз-роковой сцены. Третий студийный альбом тридцатитрехлетнего ирландского гитариста Crossing The Line увидит свет 25 сентября. Альбом выходит всего лишь через пять месяцев после выпуска концертного ...
Алексей Колосов – российский джазовый музыкант, композитор, организатор и идеолог десятка международных джазовых фестивалей – рассказал об особенностях развития джаза в России, о тонкостях реализации крупных музыкальных проектов и о том, как сделать ...