nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром  Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. Саша представил программу в стиле, который условно можно назвать «неоклассика». Дальше события развивались все более интересно: через некоторое время на столичных афишах появилась информация о премьере 13-й симфонии с электрогитарой Дмитрия Смольского, где партию соло-гитары готовился исполнить новоиспеченный выпускник Минского музыкального училища имени Глинуи (не кто иной, как герой нашего материала). Первый наш разговор состоялся как раз после Сашиного дебюта на сцене Белгосфилармонии, а продолжился после исполнения 13-й симфонии в Витебской филармонии в мае этого года.

Юрий Нестеренко: Саша, в первую очередь хочется спросить о таком событии и в твоей музыкальной карьере, и в культурной жизни страны, как исполнение 13-й симфонии Дмитрия Смольского. Каким образом молодой рок-гитарист привлек внимание мэтров академической музыки?

Александр Целуйко: Прежде всего, хотел бы напомнить, что Дмитрий Смольский не первый раз обращается к такого рода экспериментам. В его 9-й симфонии партию электрогитары исполнил сын Дмитрия Брониславовича, всемирно известный гитарист группы Rage, Виктор Смольский.

Когда я был на третьем курсе, Дмитрий Брониславович представлял свою 11-ю симфонию. Будучи под большим впечатлением от услышанного, я решил поздравить композитора и взять автограф. Дождался его возле подъезда, сказал самые теплые слова о его творчестве, в общем, то, что хотел сказать. Неожиданно для себя получил приглашение зайти домой. Вместо пятиминутной встречи состоялся полуторачасовой разговор. В тот момент дома оказался и Виктор. Так я познакомился с семьей Смольских.

После этого я пригласил Дмитрия Брониславовича на госэкзамен (1 июня 2007), где играл композицию его сына Виктора в собственной аранжировке (для 13 инструментов: флейта, альт-саксофон, струнный квартет, бас-гитара, ударные, перкуссия, синтезатор, рояль, две гитары).

Когда выяснилось, что в премьере 13-й симфонии Виктор, как гитарист, участвовать не сможет (это стало известно где-то в середине июня, как раз после моего госэкзамена), Дмитрий Брониславович пригласил меня. Несмотря на предыдущее знакомство, это приглашение для меня было полной неожиданностью (за что хочу выразить огромную благодарность, и не только Дмитрию Брониславовичу, но всем моим преподавателям, которые оказали непосредственное влияние на мое творческое развитие). Мне предложили подумать, но я сразу сказал, что играть буду, хоть и не знал, с чем мне предстоит столкнуться.

Какие трудности тебе пришлось преодолевать?

В первую очередь это специфика игры в симфоническом оркестре. Темп непостоянный, динамика с огромными перепадами. Необходимо внимательно слушать оркестр и следить за дирижером.

В сентябре была организована первая репетиция, скорее даже просмотр материала. Основная работа началась всего за неделю до премьеры, что меня очень волновало. Всего состоялось пять репетиций. Но я работал с музыкантами высшей квалификации. Самая большая сложность заключалась не в том, чтобы выучить свою партию, а скорее – играть ее с оркестром. После второй репетиции у меня стало получаться, я научился слушать оркестр, следить за дирижером и входить в образ.

В образ музыканта оркестра или рок-музыканта?

Подразумевалось, что исполнитель партии электрогитары должен быть именно рок-музыкант. Это касалось и внешнего вида, и манеры поведения. Дмитрий Брониславович сказал: фрак не нужен, более уместны будут кожаные штаны и распущенные длинные волосы.

Итак, 28 октября 2007 года в зале Белгосфилармонии гитарист Александр Целуйко вышел на сцену с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Что запомнилось больше всего, какие впечатления остались после этого выступления?

На концерте я сыграл лучше, чем на любой из репетиций. Очень волновался перед началом, но на сцене, на удивление, был спокоен и уверен. Ощущение, что перед тобой полный зал, «заводило», придавало энергии. Публика восприняла произведение очень тепло, и вторую часть мы сыграли «на бис». Когда нужно было выходить на поклон (я находился за оркестром, на возвышении), у меня на глазах выступили слезы. Зал аплодировал стоя, со всех сторон – вспышки фотоаппаратов, возгласы «браво!», «молодец!». Непередаваемые ощущения!

Была ли у тебя возможность сыграть это произведение после премьеры?

В конце прошлого года 13-я симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Академии музыки под управлением Михаила Козинца. Третье исполнение состоялось 12 мая этого года в рамках большого концерта в честь 80-летия Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Была подготовлена симфоническая композиция по произведениям белорусских композиторов «Мы – беларусы». Здесь мы исполняли 2-ю часть 13-й симфонии. Между частями большого произведения, как известно, аплодировать не принято, но после нашего выступления зал не удержался и овацией задержал вступление следующей части.

На следующий день,13 мая, мы выступили в Витебске, в зале областной филармонии. У меня уже был наработан определенный опыт, учтены все плюсы и минусы, звучание мое от выступления к выступлению становилось все лучше. Поэтому к поездке в Витебск я был полностью готов, хотя определенное волнение от того, как воспримет местная публика наше выступление, присутствовало у всех. Оказалось, мы зря волновались. В этом городе принимали нас прекрасно, и меня очень впечатлил культурный уровень витебской публики.

Отвлечемся от академической темы, и поговорим о других сферах профессиональной деятельности гитариста Александра Целуйко. Например, о «Грифомании-2007». Что нового ты играл здесь, и насколько это отличалось от выступления на предыдущем фестивале.

На последнем фестивале я хотел показать по возможности какие-то иные стороны своего творчества. За последний период на меня очень сильно повлияло творчество группы Rage и личное знакомство с Виктором Смольским. На «Грифомании-2007» один из двух подготовленных мной номеров была композиция Unity из репертуара Rage. Это очень сложная композиция, которую я долго не решался сыграть, но в итоге все получилось отлично. Второй номер – попурри из многих известных тем гитаристов и групп (Malmsteen, Ferreri, Joe Taffolo, Rage, Dream Theater). Для публики такая программа, в какой-то степени, оказалась неожиданной. Но для меня самое главное, что «группа поддержки», которая пришла ради меня – мои друзья, родственники, знакомые, восприняли выступление очень хорошо.

Наверно, мама, Любовь Ивановна, была в их числе?

Мама – это отдельный разговор. Для нее любое мое выступление – самое лучшее.

Раньше ты играл с Кириллом Слукой, группой «Цвет Алоэ». Сотрудничаешь еще с какими-нибудь исполнителями?

Продолжаю играть с Кириллом Слукой, а также с группой «Цвет Алоэ» и певицей Eva Shimanski.

А случались какие-нибудь необычные вещи, интересные ситуации, курьезы во время твоих выступлений?

Можно рассказать самый «свежий» случай, который произошел во время выступления в Витебске. Как только прозвучали последние ноты, наш дирижер Александр Анисимов повернулся к залу и сказал примерно следующее: «Вы увидели роль солирующих инструментов, в частности электрогитары, в симфоническом оркестре, а теперь оцените роль дирижера». И ушел со сцены. Для всех музыкантов это была полная неожиданность, а дирижер из-за кулис дал нам понять, что играется 2-я часть 13-й симфонии еще раз. Здесь выручало то, что ритм держал барабанщик… Но главное, что моя аппаратура была уже выключена. И в начале композиции пришлось подключать все заново. Я думал, что не успею, однако музыканты оркестра меня подождали, я подключился и вступил вовремя. В целом, сыграли неплохо.

Вот так шутят дирижеры. А тебя остается поздравить с удачными выступлениями, даже в таких непредсказуемых ситуациях, и пожелать дальнейших успехов.

Юрий НЕСТЕРЕНКО

Jazz-Квадрат, №3/2008


стиль
джаз
страна
Беларусь
музыкальный стиль
академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
— Игорь, когда ты начал свою профессиональную карьеру? — С 1980 года я стал работать в филармонии г. Сумы, где, кстати, родился, именно в эти годы я ощутил свою привязанность к фанку и джазу. Хочу сказать, что моим первым учителем был магнитофон, но ...
  • стиль: блюз, блюз
Долговязый черный парень, весь одетый по последней моде 1939 года. Шляпа стильно примята посередине, просторные брюки, истоптанные ботинки, рубашка с пристяжным воротничком, жилетка и твидовый пиджак. Он развалился на старом студийном табурете со ...
  • стиль: джаз, джаз
Я все ищу такой инструмент, в который хотел бы влюбиться. Мне многие нравятся, но я все–таки отношусь к своим гитарам как холодный профессионал. Не люблю, а дружу. Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в ...
  • стиль: джаз, джаз
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
  • стиль: джаз, джаз
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
  • стиль: блюз, блюз
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com