nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром  Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. Саша представил программу в стиле, который условно можно назвать «неоклассика». Дальше события развивались все более интересно: через некоторое время на столичных афишах появилась информация о премьере 13-й симфонии с электрогитарой Дмитрия Смольского, где партию соло-гитары готовился исполнить новоиспеченный выпускник Минского музыкального училища имени Глинуи (не кто иной, как герой нашего материала). Первый наш разговор состоялся как раз после Сашиного дебюта на сцене Белгосфилармонии, а продолжился после исполнения 13-й симфонии в Витебской филармонии в мае этого года.

Юрий Нестеренко: Саша, в первую очередь хочется спросить о таком событии и в твоей музыкальной карьере, и в культурной жизни страны, как исполнение 13-й симфонии Дмитрия Смольского. Каким образом молодой рок-гитарист привлек внимание мэтров академической музыки?

Александр Целуйко: Прежде всего, хотел бы напомнить, что Дмитрий Смольский не первый раз обращается к такого рода экспериментам. В его 9-й симфонии партию электрогитары исполнил сын Дмитрия Брониславовича, всемирно известный гитарист группы Rage, Виктор Смольский.

Когда я был на третьем курсе, Дмитрий Брониславович представлял свою 11-ю симфонию. Будучи под большим впечатлением от услышанного, я решил поздравить композитора и взять автограф. Дождался его возле подъезда, сказал самые теплые слова о его творчестве, в общем, то, что хотел сказать. Неожиданно для себя получил приглашение зайти домой. Вместо пятиминутной встречи состоялся полуторачасовой разговор. В тот момент дома оказался и Виктор. Так я познакомился с семьей Смольских.

После этого я пригласил Дмитрия Брониславовича на госэкзамен (1 июня 2007), где играл композицию его сына Виктора в собственной аранжировке (для 13 инструментов: флейта, альт-саксофон, струнный квартет, бас-гитара, ударные, перкуссия, синтезатор, рояль, две гитары).

Когда выяснилось, что в премьере 13-й симфонии Виктор, как гитарист, участвовать не сможет (это стало известно где-то в середине июня, как раз после моего госэкзамена), Дмитрий Брониславович пригласил меня. Несмотря на предыдущее знакомство, это приглашение для меня было полной неожиданностью (за что хочу выразить огромную благодарность, и не только Дмитрию Брониславовичу, но всем моим преподавателям, которые оказали непосредственное влияние на мое творческое развитие). Мне предложили подумать, но я сразу сказал, что играть буду, хоть и не знал, с чем мне предстоит столкнуться.

Какие трудности тебе пришлось преодолевать?

В первую очередь это специфика игры в симфоническом оркестре. Темп непостоянный, динамика с огромными перепадами. Необходимо внимательно слушать оркестр и следить за дирижером.

В сентябре была организована первая репетиция, скорее даже просмотр материала. Основная работа началась всего за неделю до премьеры, что меня очень волновало. Всего состоялось пять репетиций. Но я работал с музыкантами высшей квалификации. Самая большая сложность заключалась не в том, чтобы выучить свою партию, а скорее – играть ее с оркестром. После второй репетиции у меня стало получаться, я научился слушать оркестр, следить за дирижером и входить в образ.

В образ музыканта оркестра или рок-музыканта?

Подразумевалось, что исполнитель партии электрогитары должен быть именно рок-музыкант. Это касалось и внешнего вида, и манеры поведения. Дмитрий Брониславович сказал: фрак не нужен, более уместны будут кожаные штаны и распущенные длинные волосы.

Итак, 28 октября 2007 года в зале Белгосфилармонии гитарист Александр Целуйко вышел на сцену с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Что запомнилось больше всего, какие впечатления остались после этого выступления?

На концерте я сыграл лучше, чем на любой из репетиций. Очень волновался перед началом, но на сцене, на удивление, был спокоен и уверен. Ощущение, что перед тобой полный зал, «заводило», придавало энергии. Публика восприняла произведение очень тепло, и вторую часть мы сыграли «на бис». Когда нужно было выходить на поклон (я находился за оркестром, на возвышении), у меня на глазах выступили слезы. Зал аплодировал стоя, со всех сторон – вспышки фотоаппаратов, возгласы «браво!», «молодец!». Непередаваемые ощущения!

Была ли у тебя возможность сыграть это произведение после премьеры?

В конце прошлого года 13-я симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Академии музыки под управлением Михаила Козинца. Третье исполнение состоялось 12 мая этого года в рамках большого концерта в честь 80-летия Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Была подготовлена симфоническая композиция по произведениям белорусских композиторов «Мы – беларусы». Здесь мы исполняли 2-ю часть 13-й симфонии. Между частями большого произведения, как известно, аплодировать не принято, но после нашего выступления зал не удержался и овацией задержал вступление следующей части.

На следующий день,13 мая, мы выступили в Витебске, в зале областной филармонии. У меня уже был наработан определенный опыт, учтены все плюсы и минусы, звучание мое от выступления к выступлению становилось все лучше. Поэтому к поездке в Витебск я был полностью готов, хотя определенное волнение от того, как воспримет местная публика наше выступление, присутствовало у всех. Оказалось, мы зря волновались. В этом городе принимали нас прекрасно, и меня очень впечатлил культурный уровень витебской публики.

Отвлечемся от академической темы, и поговорим о других сферах профессиональной деятельности гитариста Александра Целуйко. Например, о «Грифомании-2007». Что нового ты играл здесь, и насколько это отличалось от выступления на предыдущем фестивале.

На последнем фестивале я хотел показать по возможности какие-то иные стороны своего творчества. За последний период на меня очень сильно повлияло творчество группы Rage и личное знакомство с Виктором Смольским. На «Грифомании-2007» один из двух подготовленных мной номеров была композиция Unity из репертуара Rage. Это очень сложная композиция, которую я долго не решался сыграть, но в итоге все получилось отлично. Второй номер – попурри из многих известных тем гитаристов и групп (Malmsteen, Ferreri, Joe Taffolo, Rage, Dream Theater). Для публики такая программа, в какой-то степени, оказалась неожиданной. Но для меня самое главное, что «группа поддержки», которая пришла ради меня – мои друзья, родственники, знакомые, восприняли выступление очень хорошо.

Наверно, мама, Любовь Ивановна, была в их числе?

Мама – это отдельный разговор. Для нее любое мое выступление – самое лучшее.

Раньше ты играл с Кириллом Слукой, группой «Цвет Алоэ». Сотрудничаешь еще с какими-нибудь исполнителями?

Продолжаю играть с Кириллом Слукой, а также с группой «Цвет Алоэ» и певицей Eva Shimanski.

А случались какие-нибудь необычные вещи, интересные ситуации, курьезы во время твоих выступлений?

Можно рассказать самый «свежий» случай, который произошел во время выступления в Витебске. Как только прозвучали последние ноты, наш дирижер Александр Анисимов повернулся к залу и сказал примерно следующее: «Вы увидели роль солирующих инструментов, в частности электрогитары, в симфоническом оркестре, а теперь оцените роль дирижера». И ушел со сцены. Для всех музыкантов это была полная неожиданность, а дирижер из-за кулис дал нам понять, что играется 2-я часть 13-й симфонии еще раз. Здесь выручало то, что ритм держал барабанщик… Но главное, что моя аппаратура была уже выключена. И в начале композиции пришлось подключать все заново. Я думал, что не успею, однако музыканты оркестра меня подождали, я подключился и вступил вовремя. В целом, сыграли неплохо.

Вот так шутят дирижеры. А тебя остается поздравить с удачными выступлениями, даже в таких непредсказуемых ситуациях, и пожелать дальнейших успехов.

Юрий НЕСТЕРЕНКО

Jazz-Квадрат, №3/2008


стиль
джаз
страна
Беларусь
музыкальный стиль
академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
  • стиль: джаз, джаз
С хэдлайнерами Третьего ереванского международно­го джаз-фестиваля, прошед­шего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-груп­пой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались огра­дить музыкантов ...
  • стиль: этно, этно
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в Рос­сии знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной ау­дитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
  • стиль: джаз, джаз
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
  • стиль: блюз, блюз
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявле­ние легендарного британско­го блюзмена Криса Ри о завер­шении концертной деятель­ности с самого начала не вы­зывало никаких сомнений в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
  • стиль: джаз, джаз
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой ауди­тории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего пе­рерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследст­вии он работал в ...
  • стиль: блюз, блюз
Саймон МакБрайд – стремительно восходящая звезда блюз-роковой сцены. Третий студийный альбом тридцатитрехлетнего ирландского гитариста Crossing The Line увидит свет 25 сентября. Альбом выходит всего лишь через пять месяцев после выпуска концертного ...
  • стиль: джаз, джаз
Алексей Колосов – российский джазовый музыкант, композитор, организатор и идеолог десятка международных джазовых фестивалей – рассказал об особенностях развития джаза в России, о тонкостях реализации крупных музыкальных проектов и о том, как сделать ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com