nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Mike Stern - Майк Стерн очаровывает слушателей своей музыкой

Mike Stern - Майк Стерн очаровывает слушателей своей музыкой  Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой ауди­тории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего пе­рерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследст­вии он работал в качестве сайдмэна с такими гиганта­ми джаза, как саксофонисты Джо Хендерсон, Боб Берг, Майкл Брекер, Дэвид Сэн­борн, басист Жако Пасториус, гитаристы Джим Холл и Пэт Мартино, трубачи Том Харрелл, Артуро Сандоваль и Тайгер Окоши, группы Steps Ahead и Brecker Brothers. С 1986 по 2001 годы он выпус­тил десять успешных и твор­чески интересных альбомов на лэйбле Atlantic (с 2001 го­да на ESC Records и др)

Эти альбомы сделали его одним из наиболее влия­тельных мастеров игры на электрогитаре, чья стилис­тика оказывает воздействие не только на джазовых и фъюжн-гитаристов, но и на представителей других ви­дов музыки. Диапазон влия­ний в игре самого Стерна весьма широк и простирает­ся от мощи и ярости Джими Хендрикса до деликатной чувственности Джимми Холла. В его технике есть и характерные "саксофоновые" легато, и смачные блюзовые "подтяжки", явно происходя­щие из арсенала героев его детства — Би Би Кинга и Бад­ди Гая, и характерные звуко­вые эффекты, происходя­щие из рок-музыки. Сам Майк говорит, что предпо­читает играть с теми, кто, как и он сам, погружены в тради­цию straight-ahead джаза, но при этом выросли в среде блюза, рока и фанка.

Майк Стерн родился в Бос­тоне 10 января 1953 года и начал играть на гитаре в 12-летнем возрасте, первона­чально подражая Би Би Кин­гу, Эрику Клэптону и Бадди Гаю. Он вспоминает: "Мне нравилась гитара, я увлекал­ся ей, но не относился к это­му серьезно, пока в 1971 году не поступил в колледж Берк­ли". В Беркли его учителями были Мик Гудрик и молодой Пэт Мэтини. Они расшири­ли его кругозор, давая юному музыканту слушать Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, Маккоя Тайнера и Билла Эванса. В число любимых музыкантов Стерна вошли джазовые гитаристы Джим Холл и Уэс Монтгомери, ока­завшие решающее влияние на формирование его собст­венного стиля. В 1976 году его бывший учитель Пэт Мэ­тини дал ему рекомендацию, благодаря которой он попал в популярный коллектив раннего джаз-рока — Blood, Sweat & Tears. Он играл с этой группой два года, записав­шись на их альбомах More Then Ever и Brand New Day. Тогда же он познакомился с двумя музыкантами, кото­рые оказали огромное влия­ние на его дальнейшее раз­витие — Жако Пасториусом и перкуссионистом Доном Аписом.

В 1979 году Майк Стерн вошел в состав одного из ан­самблей, возглавляемых ве­дущим барабанщиком джаз- рока Билли Кобэмом. Он провел в этом коллективе два года, после чего в 1981-м был приглашен в состав но­вой группы Майлса Дэвиса. Его дебют в этом составе со­стоялся 27 июня 1981 года в ночном клубе KIX в Бостоне. Этот концерт оказался запе­чатлен на пленку и был вы­пущен лэйблом CBS (знаме­нитый концертный альбом We Want Miles). В то время Майк брал уроки у местного джазового гуру Чарли Банакоса, он и сейчас продолжа­ет консультироваться с ним по почте. Стерн также запи­сался с Дэвисом на альбомах Man With The Horn и Star People вместе с еще одним гитаристом, Джоном Ско­филдом, который стал его другом (и, кстати, участво­вал в записи его альбома 1999 г. Play). В 1983-84 годах Майк Стерн гастролировал с ансамблем Жако Пасториуса Word Of Mouth ("Устное слово"), а в 1985-м вновь от­правился с Майлсом Дэви­сом в тур, продлившийся почти год. В том же году вы­шел его дебютный сольный альбом Neesh.

С 1986-го, не порывая с га­стролями в чужих составах (в то время он выступал у Дэ­вида Сэнборна и в группе Steps Ahead, где тогда играли вибрафонист Майк Мэниери, саксофонист Майк Брек­ер, басист Виктор Бэйли и барабанщик Стив Смит), Стерн начал активную соль­ную карьеру, выпустив на лэйбле Atlantic успешный альбом Upside Downside с участием Пасториуса, Сэн­борна, барабанщика Дэйва Векла, саксофониста Боба Берга и др. Последовали еще две записи — Time In Place (1988) с участием Питера Эрскина на барабанах, Дона Алиаса на перкуссии, Дона Грольника на органе и др., и Jigsaw (1989). Однако наи­больший успех ожидал аль­бом Standards ( And Other Songs ) (1993), за который Стерн получил от критиков и читателей самого автори­тетного журнала Guitar Player звание лучшего джа­зового гитариста года. А два следующих альбома — Is What It Is (1994) Between The lines (1996) — были номи­нированы на премию Грэмми. С 1997 года Стерн обра­тился к более традицион­ной эстетике, что было за­фиксировано альбомом Give And Take с участием ба­систа Джона Патитуччи, ба­рабанщика Джека ДеДжонетта и перкуссиониста До­на Алиса. Следующий аль­бом, Play, представлял собой встречу трех супергитарис­тов — Стерна, Джона Ско­филда и Билла Фризела.

Вот как отозвался об этой работе сам Майк Стерн: "Джон и Билл мои самые любимые му­зыканты. Мне было очень интересно наблюдать за ни­ми, учиться у них. Безуслов­но, наш совместный проект Play — это нечто новое уни­кальное, совершенно новое. Мы хорошие друзья, можно без скромности сказать, что у нас длинная совместная история. Большинство му­зыкантов, с которыми я ра­ботал на протяжении всей своей жизни, придержива­лись классического джаза, но также как и я экспери­ментировали с блюзом, ро­ком, фанком". Кстати, в за­писи этого альбома также участвовал басист Лин­кольн Гойнс, который еще в 1989-92 годах был участни­ком гастрольной группы Майка Стерна.

В 2001 и 2003 годах Майк Стерн записывает два альбо­ма Voices и These Times, впер­вые используя вокал: Ричард Бона, Филипп Хэмилтон, Элизабет Контомано. В запи­сях также приняли участием Майкл Брекер, Дэнис Чэм­берс, Вини Колаюта, Кенни Га­ррет, Виктор Вутэн и др.

Последний альбом Майка Стерна "Who Let The Cats Out?" 2006-го также номини­рован на Грэмми в номина­ции "Лучший джазовый аль­бом года". Стоит только до­бавить, что вполне заслужен­но. В записи принимали уча­стие старые и новые друзья Майка: Ричард Бона, Рой Харгрув, Дэйа Векл, Виктор Вутен и др.

Далее мы публикуем ин­тервью, готорой Майк Стерн дал в Москве в 2001 году, ког­да приезжал в столицу Рос­сии по приглашению своего друга Игоря Бойко для сов­местного выступления.

Майк Стерн: Я считаю, что попал в нужное место и нуж­ное время. У меня была воз­можность играть с великими музыкантами, такими как Жако Пасториус, Майлз Дэ­вис, Билли Кобэм, Брэкер Бразерс. Работая с ними, я не только выучил много музы­ки, но и попал в центр внима­ния, это очень помогло мне, и сейчас я могу выступать по всему миру со своей группой. Хотя это довольно не просто и в коммерческом, и в фи­нансовом плане. Очень труд­но сбалансировать бизнес и творчество, с этим сталкива­ются многие музыканты, но более или менее получается все лучше и лучше, мы вос­требованы и неплохо прода­ются мои сольные CD. Есть люди, которые очень любят концепцию моей группы, то есть, мы играем музыку с джазовым влиянием и с эле­ментами рок-музыки. Глав­ное это то, что мы играем ее от сердца, и каждый участ­ник моей группы делает на­столько, насколько он может это делать. Так что в целом, я считаю, у меня удачно все складывается.

Игорь Бойко: Всегда ли музыка — номер один в твоей жизни?


Даже больше, хотя, конеч­но моя жена тоже занимает важное место в моей жизни, ведь мы женаты уже больше 20 лет. Но музыка играет большую роль для нас обоих, вот поэтому мы, наверное, и живем вместе так долго. Мы наслаждаемся музыкой друг друга, набираемся опыта друг у друга, иногда Лени да­ет советы, но мы не идем од­ним путем, я имею в виду, мы не играем вместе. Она тоже играет на гитаре. Должен сказать, два гитариста в од­ном доме... Ух!!!

У тебя есть расписание на день?


Стараюсь тренироваться каждый день и все держать под контролем. Много при­ходиться планировать. Ста­раюсь создавать различные идеи, иногда просто читаю с листа классику и учу какие- то отрывки.

В своей игре ты склоня­ешься больше в сторону классического джаза или рок-н-ролла?


Когда впервые научился играть на гитаре, я много слушал Джими Хендрикса, Би Би Кинга, Джеффа Бека. Это было до того, как я начал изучать джаз и слушать Уэса Монтгомери, Джима Холла, Майлса Дэвиса, Джона Колтрейна, которые сильно по­влияли на меня также как и рок- и блюз-исполнители, не знаю, хорошо это или плохо. Джон Колтрейн и Джими Хендрикс являются для меня определенным фундаментом, они играли от сердца, иногда растворя­ясь в музыке, обо всем забы­вая. Мне нравится подоб­ный накал страстей и энер­гии.

Какой у тебя подход к аранжировкам пьес?


Я всегда стараюсь делать аранжировки как можно проще, потому что чем про­ще я сделаю их, тем больше даю свободы музыкантам. В то же время, я не хочу такой простоты, чтобы казалось, будто это — просто сборище.

Принимаешь ли ты участие в организации концертов, или это рабо­та исключительно мене­джера?


Быть джазовым музыкан­том, вообще-то, очень не простая профессия. Тебе приходится много рабо­тать, чтобы сохранить ан­самбль, устраивать репети­ции. Понятно, что тебе по­могает менеджер, но в моем случае, я координирую боль­шой объем работы: каких му­зыкантов надо набирать, мо­гут ли эти музыканты с тобой играть в нужные сроки, иметь на всякий случай двух барабанщиков. Это все очень не просто.

Помогает ли в импро­визации запас личного мелодического словаря?


Музыка — это язык души, и необходимо выучить доста­точное количество слов, что­бы высказать свое мнение в музыке. Конечно, в процессе есть много технических сто­рон дела, много математики, это тоже приемлемо, но не­обходимо помнить, что глав­ная часть музыки — это эмо­циональность. Но когда ты обращаешь внимание толь­ко на техническую сторону, — ты можешь потерять свою музыкальную чувствен­ность. Мне кажется, музыку надо играть так, как чувству­ешь и от души. Вообще, чем больше я играю с каждым го­дом, тем больше я понимаю, что ничего не знаю и иногда чувствую, что только начи­наю. Это бесконечный про­цесс, так как можно учить по­стоянно, главное — фокуси­ровать на свою душу и серд­це.

Как ты относишься к Интернету?


Думаю, что это важно сего­дня, и это величайшее дости­жение. Интернет придает другой облик нашей работе, но жизнь всегда показывает как позитив, так и негатив. В промышленности сделан ряд революционных изоб­ретений и вместе с этими изобретениями появился и ряд проблем. Вот, благодаря Интернету, люди теряют права на приватность. Суще­ствуют нелегальные копии твоих работ, и за это никто не платит, и еще возникает много других проблем.

Почему ты решил ис­пользовать вокал на сво­ем диске?


Я давно мечтал сделать альбом с вокалом, потому' что когда пишу музыку, то всегда пою мелодию вместе с гитарой. Мне неоднократно говорили многие певцы, что некоторые мои мелодии хо­рошо бы прозвучали с голо­сом. Вот поэтому я и записал последним мой альбом с во­калом. он должен выйти в сентябре этого года. Пока я не очень доволен сведением альбома, так как в студии обычно один звук, а выхо­дишь из нее. и картина меня­ется. но в любом случае, му­зыка получилась.

Как ты видишь буду­щее джаза?


Джаз развивается в разных направлениях. Некоторые музыканты остаются в тра­диционном джазе, некото­рые — в том направлении, в котором я играю. Но для ме­ня по большому счету, не имеет значения, так как я люблю все, главное — чтоб была музыка из души и ис­полнялась искренне. Очень важно быть уверенным в сво­ей идее.

Какие гитару и струны ты используешь на кон­цертах?


Обычно я играю на своей старенькой гитаре, сделан­ной для меня более 20 лет на­зад моим другом из Бостона, она выглядит как телекастер, но это не настоящий телека­стер, у нее старое дерево, она прекрасно звучит, и я очень люблю этот инструмент. Па­ру лет назад, ко мне обрати­лась фирма Yamaha и пред­ложила сделать гитару спе­циально для меня. Они сде­лали хороший инструмент, постепенно я к ней привы­каю, и все больше и больше играю на ней. Это модель Pacifica, и звучит она значи­тельно плотнее и жирнее, чем обычный телекастер. Струны я предпочитаю фир­мы Fender и использую пер­вую струну из комплекта 011, а остальные — из десятки. Звукосниматели у меня на гитаре: нэковый — Seymour Duncan, бриджевый — Hot Rails.

Расскажи немного о музыкантах, с которыми ты приехал в Москву.


С Линкольном Гойнсом я работаю уже очень давно, он удивительный басист. Боб Франческини — феноме­нальный саксофонист, с ним я играю всего один год. Бара­банщик Лайонел Кордью — потрясающий музыкант, он так здорово играет, просто убивает наповал. Меня вдох­новляет, когда я играю с та­кими великими музыканта­ми. В моей группе, а также на записях, часто играет бара­банщик Дэнис Чэмберс, с ко­торым я сотрудничаю уже очень много лет.

Как тебе игралось на московской сцене?


Что касается концертов в "Ле-Клубе", то это было здо­рово! В Москве очень хоро­шая публика. Единствен­ное, что вызывало диском­форт, так это сам звук. Очень было трудно произ­водить звук, чтобы было все слышно во всех точках зала, особенно если играешь не громко.

Майк, огромное спасибо тебе за это общение и за сов­местную игру. Это было неза­бываемо!


Спасибо за приглашение тебе и Игорю Бутману, кото­рый делает все возможное для пропаганды джаза в Рос­сии.

Игорь БОЙКО
Москва, отель "Ренессанс", июнь 2001 г

Jazz-Квадрат, №1/2007



­


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим, фьюжн


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com