Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, прихлопываешь во вторую и четвертую... Но чувствуешь себя как-то скованно. Вроде бы пританцовывать хочется, а неудобно... Или взгрустнуть, опустив голову на руки, прочувствовавшись от лирической композиции...Тоже неловко. И сидишь, держишь спину, улыбаешься. И уходишь, казалось бы, удовлетворенный вечером...
А бывает так, что уходить совершенно не хочется. Желание слушать еще и еще возрастает прямо пропорционально близости окончания концерта. И ты улыбаешься всем и каждому, громко выражаешь свою бурю эмоций (где это стеснение??) хлопками, криком, свистом, танцем.
В совершенное безумие поверг респектабельно-почтительную публику Le Club'а этот гитарист. Hiram Bullock (Хайрем Буллок) совершает "наезд" в Москву не впервые. Буквально летом его можно было видеть/слышать в составе Soul Bop Band Рэнди Брекера и Билла Эванса. И каждый раз атмосфера клуба преображается до неузнаваемости, а поклонники испытывают величайшую радость. Гитара и вокал Буллока звучит более чем на 300 пластинках самых разных звезд. Для тех, кто мало знаком с его творчеством: послушайте записи Майлза Дэвиса, Brecker Brothers, Стинга, Ринго Старра, Эла Грэя, Эрика Клэптона и др.
Огромную благодарность выражаю администрации Ле Клуба за содействие в интервью.
Ая Гладких: Хайрем, не могли бы вы рассказать о своем музыкальном детстве?
Хайрем Буллок: Я начал играть на фортепиано, когда мне было 3 года. Занимался классическим ф-но, играл Моцарта, Шопена. С 9 лет я начал осваивать альт-саксофон, а затем и тенор. Потом я начал учиться игре на бас-гитаре, мне было лет 12-13. А на гитаре – где-то лет в 16-17. (Сам Буллок признается: "Для того, чтобы привлекать больше девушек", – прим. автора.) И в тот же период я начал занятия вокалом.
Ая Гладких: Что вы слушали в молодости, кто были вашими "заочными" учителями?
Хайрем Буллок: Первая пластинка, которую я приобрел, была "Свадьба Фигаро" Моцарта (напевает). Потом был сингл – Tense of Music (Sly and Family Stone). Я много слушал Майлза Дэвиса, Джерри Маллигена, Кэннобола Эддерли. Слушал соул, черную музыку (пластинки моей сестры). Это была музыка 60-х: Supremes, Temptations, Уилсон Пикет, Джеймс Браун. Ну, а когда я стал тинейджером, то начал слушать Джими Хендрикса, Deep Purple, Pink Floyd, Led Zeppelin.
Ая Гладких: Вы играли с Майлзом. Что вам это дало?
Хайрем Буллок: Майлз дал мне большую проблему. Это касается женщины. Но мы не будем об этом говорить... Я играл с ним. Это было в конце его карьеры. По-настоящему он меня ничему не научил. Я просто сыграл с ним, кажется, четыре концерта. Это уже много значило для меня. Он хотел, чтобы я присоединился к его бэнду, но я сказал: "Нет". И, знаете, это было приятно сделать...
Ая Гладких: Вопрос о вашем творчестве. Ваша композиция Greed, которую вы играете с Soul Bop Band, – она о ком или о чем?
Хайрем Буллок: Эта вещь была написана о Джордже Буше. Она об американской системе, например. В мире много очень-очень богатых людей. И много очень-очень бедных. И если бы богатые помогли бедным, хоть немного, жизнь стала бы прекраснее. Вот о чем эта вещь.
Ая Гладких: Вопрос с подвохом: что вы думаете о состоянии современного джаза?
Хайрем Буллок: Ничего! (Смеется.) Не потому, что мне не нравится. Просто сейчас я не слушаю музыку. Я предпочитаю кино.
Ая Гладких: А как бы вы обозначили стиль вашей музыки?
Хайрем Буллок: Полагаю, что ее сложно назвать как-то определенно. Это не рок, каков он есть. Не джаз. Может быть, это больше похоже на "фанки-рок", не знаю... Я не эксперт в музыке. Это просто моя музыка.
Ая Гладких: Пожалуйста, расскажите немного о своей группе.
Хайрем Буллок: Фрэнк Грэйвис – бас-гитара. Это мой учитель. Жако Пасториус – мой первый учитель, потом – Джими Хендрикс и Фрэнк. Джереми (Джереми Гэдди) – барабаны. Я встретил его в одном из клубов Нью-Йорка. Вместе мы работаем уже около пяти лет, и я очень доволен. Бэнни (Бенджамин Харрисон) впервые в Москве. Он играет с нами всего две недели. До этого у меня было трио, а я давно хотел добавить клавиши. Но все мои знакомые музыканты заняты работой, гастролями и, надо сказать, очень дорого стоят (хитро улыбается).
Ая Гладких: Довольны ли вы своей карьерой, жизнью, музыкой? Счастливы ли вы?
Хайрем Буллок: Я зарабатываю достаточно денег, много путешествую. Играю музыку, которая мне нравится. Что бы еще я мог делать? Конечно, я мог бы заняться политикой, но не думаю... Или стать военным. Или, в конце концов, спортсменом – играть в баскетбол, футбол... Но уже поздно. Музыка – это то, что я делаю. Я люблю это.
Ая Гладких: Спасибо, Хайрем! Очень рады видеть вас здесь. Ждем снова! Успехов!
О концерте очень сложно рассказывать. Как говорится, лучше один раз увидеть. Но я попробую…
Представьте себе высоченного афроамериканца с копной косичек. Плотного, с кругленьким животиком, напоминающего медвежонка. Балагур и хулиган – это становится понятно с момента, когда Буллок начинает говорить вступительное слово, приветствуя слушателей. А с первых звуков музыки начинается увлекательное приключение. Вы словно попадаете в воронку музыки, захватывающей ваш разум и тело. Концерт похож на одно произведение продолжительностью в 3 часа, так ловко и оригинально проводит его Хайрем Буллок. Композиции – от написанного самим Буллоком фанка до цитат из классики, кавер-версий рока, поп-музыки.
Буллок гитарист экстра-класса. Техника, бесспорно, великолепна. При ощутимой склонности к вещам "потяжелее", его саунд наполнен цветами. "Запилы" а-ля Джими Хендрикс окрашиваются в лирические или жестко-роковые тона. А уж если композиция медленная, и о любви – держитесь! Своей поющей гитарой заставит растрогаться даже самых крепких. К тому же, яркости добавляет и его голос. Хриплый, с нотками гроула, жестко-блюз-роковый – так бы я охарактеризовала. Хайрем общается с публикой (иногда и на русском!), подкалывает, разыгрывает "комические куплеты" с музыкантами, непосредственно танцует (несмотря на рост-вес) в ритме босса-новы, хип-хопа. И постоянно двигается, словно с метрономом в сердце, создавая живое шоу...
Эвергрин Night in Tunisia получает фирменный текст и новую аранжировку от жизнерадостного Буллока. Summertime после трех исполненных строчек обрывается словами: "О, ну эту песню вы знаете, это неинтересно..." и вжаривает РОК. После взрыва гитарно-басово-ударных эмоций Хайрем делает вид, что устал. Садится на краешек сцены и едва слышно, нежно и просто аккомпанируя себе, поет гимн света и любви Here Comes The Sun Великих Битлов. И снова на него находит тень разбойника – на полном серьёзе, на полную катушку рока бэнд под зорким глазом предводителя исполняет поп-хит Pump It Up. Выглядит забавно и одновременно захватывающе. В дальнейшем фанк-роковом месиве встретятся цитаты и из 9-й симфонии Бетховена, и Pink Floyd, и Evil Ways... Будто специально наводя ностальгию, он прогоняет нас по сладким мгновениям 60-70-х.
Настроение внезапно меняется, и перед нами – лирик-романтик. Композиция Try Livin' It (с последнего его альбома с одноименным названием) начинается с простого, чуткого чередования звуков гитары и голоса. Грув пронизывает даже стоп-таймы. Риффы бесконечно повторяются и доходят до агонии инструмента. Может, не всегда все гладко, не всегда "дотянуты" ноты. Но этого не замечаешь... Иногда сложно определить, что звучит – гитара с примочкой или гитарист поет в унисон с инструментом, создавая такой эффект. Рок сменяется фанком, попса – утяжеленной боссой, соулом, R-n-B и так до конца концерта. Буллок объявляет "romantical rock" – и хрипло, сексуально поет Missin' You Tonight, выходя на дуэль с Грэйвисом (ох уж эти низкие частоты...). Едва успеваешь отдышаться – и снова в бой... В самом конце концерта Буллок командует залу встать ("If you really wonna my music?")... и зал его слушается. Поразительно. А на десерт – соло, сыгранное почти под потолком клуба – на барной стойке. И какое соло! Энергии можно позавидовать...
Вот такое маленькое приключение, скорей похожее на сумасшествие. И обязательно скажу немного об остальных музыкантах – они достойны своего главаря.
Фрэнк Грэйвис – замечательно владеет как бас-гитарой, так и голосом. Ему довелось сыграть сольную композицию. Тот еще романтик! Бас звучал, словно две или 3 гитары, многоголосно и изысканно плюс отличная техника (вот что досталось ученику).
Джереми Гэдди. Трудно сказать, что он обладает собственным неповторимым саундом. Но никого откровенно не копируя, создает крепкую, мясистую сетку для коллег. И очень умно обращается с cow-bell'ом. Все на своих местах.
Бенни Харрисон – человечек, похожий на Чарли Чаплина. Забавный с виду. Но умелый в деле. Фанк без него не удался бы – "квакающее" варево клавишных отменно дополняло общую палитру. А в сольной композиции Бенни раскрылся и как вокалист. Необычный тембр, сильный голос – и народ покорен.
В этот вечер недовольных гостями не было... Зал был выжат, опустошен и счастлив. Провокатор, хулиган, профессионал высшего класса и весельчак, Хайрем покинул сцену со словами: "О, как я люблю это место!!! Мы вернемся к вам!"
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
Не многие отечественные джазмены, благополучно эмигрировавшие на Запад, получают там признание как музыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
С хэдлайнерами Третьего ереванского международного джаз-фестиваля, прошедшего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-группой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались оградить музыкантов ...
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявление легендарного британского блюзмена Криса Ри о завершении концертной деятельности с самого начала не вызывало никаких сомнений в ...
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
Имя бельгийского гитариста и композитора Мишеля Дельвиля уже неоднократно встречалось в наших обзорах дисков. При этом его имя фигурировало в работах разных ансамблей - Machine Mass Trio, doubt, а совсем недавно - The Wrong Object. Но данными ...
Майк Стерн появился на большой джазовой сцене в начале 80-х, когда попал в поле зрения массовой аудитории и критики в составе группы вернувшегося на сцену после семилетнего перерыва великого трубача Майлса Дэвиса. Впоследствии он работал в ...
Саймон МакБрайд – стремительно восходящая звезда блюз-роковой сцены. Третий студийный альбом тридцатитрехлетнего ирландского гитариста Crossing The Line увидит свет 25 сентября. Альбом выходит всего лишь через пять месяцев после выпуска концертного ...
Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. ...
Алексей Колосов – российский джазовый музыкант, композитор, организатор и идеолог десятка международных джазовых фестивалей – рассказал об особенностях развития джаза в России, о тонкостях реализации крупных музыкальных проектов и о том, как сделать ...