nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Bob Brozman - Музыка - это свобода

стиль:

Bob Brozman - Музыка - это свобода
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в Рос­сии знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной ау­дитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на закрытии фес­тиваля "Музыка Мира", а так­же концерте и мастер-клас­се, прошедших в московских клубах.

Приезд Брозмана стал его первым визитом в Россию. Учитывая уникальность лич­ности, его ангажирован­ность — значимость собы­тия не оставляет сомнения, но для подавляющей части общества оно прошло, увы, совершенно незамеченным.

Решающую роль в органи­зации этих выступлений в Москве сыграла география, точнее, счастливая террито­риальная близость к нам Стокгольма. В сравнении с ЮАР, Мадагаскаром или Ин­дией — излюбленными мес­тами непрерывных брозмановских путешествий.

Благодаря руководству клу­бов "Дом удороги" и "В.В. King" мне удалось побеседовать со знаменитым музыкантом.

Мария Зотова: Вы так много ездите по свету. Как вы умудрялись до сих пор "промахиваться" ми­мо 1/6 части суши?


Боб Брозман: Не звали.

Его имя у посвященных ас­социируется прежде всего с так называемой нэйшнл-гитарой—инструментом со встро­енным резонатором, служив­шим своеобразным усилите­лем (динамиком) до появле­ния элекгро-гитар. Знаком он и ценителям гавайских нацио­нальных традиций — миниа­тюрная чаранга (боливийский аналог укулеле) составила кон­траст трем поблескивающим металлом акустикам, приве­зенным в Москву.

Мария Зотова: Боб, сколько у вас всего гитар?

На самом деле немного. Столько, сколько мне необходимо, чтобы играть. Я не понимаю, зачем коллекцио­нировать гитары. Ведь если у тебя их 500—ты все равно не сможешь играть на всех од­новременно.

В России традиция—да­рить почетным иностран­ным гостям балалайку.

У меня уже есть. Но дарите — я не против!

Это абсолютно странный американец. Его предки с Ук­раины, сам он уроженец Нью-Йорка, в шесть лет по­знакомился с индийской культурой, чью музыку чтит особо, очерчивая в воздухе окружность — показывает значимость ее влияния на все культуры. Боб учился му­зыке и этно-музыкологии в Университете Вашингтона — ему можно верить.

Еще из географических предпочтений: у Брозмана на первом месте Мадагаскар. Легкость, с какой этот чело­век перемещается из полуша­рия в полушарие, отражена в его музыке поразительным богатством смешения музы­кальных культур и сталей. Га­вайские, африканские, карибские, индийские черты — присущи его музыке в равной степени. И это эклектика про­фессионала, знатока и иссле­дователя. Экспериментатор по природе, Брозман лишь условно до сих пор относит­ся к исполнителям блюза — жанра, с которого он начинал свое образование.

Боб Брозман: Я начинал как блюзовый музыкант. Это была первая этническая музы­ка, которую я услышал. Потом я увлекся гавайской музыкой.

Его кругозор уже давно пе­рерос любые рамки, при этом продолжая совершен­ствоваться от года к году.

Боб Брозман: Это как со­ревнование "Способен ли я на большее?". Я постоянно над собой эксперименти­рую — и удачно. Полгода на­зад я мог играть многое, но сейчас могу еще больше.

Боб в 51 год в отличной форме. То, что он выделывает с увесистой нэйшнл-гитарой, сродни жонглированию. За секунду инструмент делает в воздухе несколько полных оборотов вокруг своей оси и к следующей музыкальной до­ле возвращается в обычное положение. Боб продолжает "бить чечётку" по всем частям металлического корпуса, не переставая громко выстуки­вать ногой и выкрикивать ли­хую импровизацию из сло­гов, междометий и прочей бессмысленной и чарующей своей ритмичностью околе­сицы. Публика заворожена и с радостью откликается на призыв "подпеть".

Боб доволен. Русские быс­тро схватывают.

Боб Брозман: Сегодня я еще больше убедился: люди в России ритмичнее даже ев­ропейцев.

Ритм — любимая тема Брозмана. Это основа основ. И не только в отношении к его музыке. Сложившаяся "иерархия" музыкантов в группах от "главного" (соло- гитарист) к "распоследнему" (барабанщик) его совершен­но не устраивает.

Боб Брозман: Вся эта "их" пропаганда фигуры гитариста-героя идет от коммерции, а не от музыки. Кто-то счита­ет, что повесить гитару ниже пояса и рвать струны — это очень сексуально. Но главное драйв, идущий от ритма. Так что главный — барабанщик!

Боб говорит еще много ве­щей: любопытных и про­стых одновременно. Расска­зывает бегло, увлекательно, вставляя шутки и радуясь бы­строй реакции аудитории.

Боб Брозман: О, I like this intelligent nation! Я говорю с вами в своей обычной мане­ре, в обычном темпе, и хотя для вас английский — не пер­вый язык, вы понимаете мои идеи быстрее, чем американ­цы, когда я с ними общаюсь на их родном языке.

Он явно настроен не про­американски. Особенно не жалует Бритни Спирс, Ма­донну и, надо понимать, всю поп-индустрию в их лице.

Боб Брозман: Такая му­зыка создана, чтобы делать людей дураками. Это и не му­зыка вовсе.

К нему быстро привыка­ешь, как ко всему хорошему. Он тоже не долго чувствует себя гостем. Он "свой", и ба­бушка у него из Украины. Он переживает из-за все большего уподобления на­шей культуры американ­ской, советует спасаться бег­ством от популяризуемых примитивных ритмов и из­лагает свою теорию превос­ходства музыки над интел­лектом.

Боб Брозман: Музыка по­явилась гораздо раньше и со­держащаяся в ней информа­ция слишком трудна для ин­теллекта. Он слишком мед­лителен, и если вы постоян­но думаете о нотах — вы не играете. Музыка—это свобо­да!

Мария Зотова: Куда дальше, Боб?

Скандинавия, потом Сло­вакия.

Мы будем ждать тебя снова.

Теперь не раньше, чем че­рез два года. Если только не произойдет чуда. Интерес­но, он верит в чудеса?

Боб Брозман: Нет ничего невозможного.

Мария ЗОТОВА

Jazz-Квадрат, №4/2005


авторы
Мария ЗОТОВА
страна
США
музыкальный стиль
гавайская музыка
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: блюз
  • авторы: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: США
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Михаил ТРОФИМОВ
  • музыкальный стиль: фьюжн
  • страна: Россия
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
  • страна: Беларусь
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — ...
подробнее
© 2019

Сайт работает на платформе Nestorclub.com