Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в России знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной аудитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на закрытии фестиваля "Музыка Мира", а также концерте и мастер-классе, прошедших в московских клубах.
Приезд Брозмана стал его первым визитом в Россию. Учитывая уникальность личности, его ангажированность — значимость события не оставляет сомнения, но для подавляющей части общества оно прошло, увы, совершенно незамеченным.
Решающую роль в организации этих выступлений в Москве сыграла география, точнее, счастливая территориальная близость к нам Стокгольма. В сравнении с ЮАР, Мадагаскаром или Индией — излюбленными местами непрерывных брозмановских путешествий.
Благодаря руководству клубов "Дом удороги" и "В.В. King" мне удалось побеседовать со знаменитым музыкантом.
Мария Зотова: Вы так много ездите по свету. Как вы умудрялись до сих пор "промахиваться" мимо 1/6 части суши?
Боб Брозман: Не звали.
Его имя у посвященных ассоциируется прежде всего с так называемой нэйшнл-гитарой—инструментом со встроенным резонатором, служившим своеобразным усилителем (динамиком) до появления элекгро-гитар. Знаком он и ценителям гавайских национальных традиций — миниатюрная чаранга (боливийский аналог укулеле) составила контраст трем поблескивающим металлом акустикам, привезенным в Москву.
Мария Зотова: Боб, сколько у вас всего гитар?
На самом деле немного. Столько, сколько мне необходимо, чтобы играть. Я не понимаю, зачем коллекционировать гитары. Ведь если у тебя их 500—ты все равно не сможешь играть на всех одновременно.
В России традиция—дарить почетным иностранным гостям балалайку.
У меня уже есть. Но дарите — я не против!
Это абсолютно странный американец. Его предки с Украины, сам он уроженец Нью-Йорка, в шесть лет познакомился с индийской культурой, чью музыку чтит особо, очерчивая в воздухе окружность — показывает значимость ее влияния на все культуры. Боб учился музыке и этно-музыкологии в Университете Вашингтона — ему можно верить.
Еще из географических предпочтений: у Брозмана на первом месте Мадагаскар. Легкость, с какой этот человек перемещается из полушария в полушарие, отражена в его музыке поразительным богатством смешения музыкальных культур и сталей. Гавайские, африканские, карибские, индийские черты — присущи его музыке в равной степени. И это эклектика профессионала, знатока и исследователя. Экспериментатор по природе, Брозман лишь условно до сих пор относится к исполнителям блюза — жанра, с которого он начинал свое образование.
Боб Брозман: Я начинал как блюзовый музыкант. Это была первая этническая музыка, которую я услышал. Потом я увлекся гавайской музыкой.
Его кругозор уже давно перерос любые рамки, при этом продолжая совершенствоваться от года к году.
Боб Брозман: Это как соревнование "Способен ли я на большее?". Я постоянно над собой экспериментирую — и удачно. Полгода назад я мог играть многое, но сейчас могу еще больше.
Боб в 51 год в отличной форме. То, что он выделывает с увесистой нэйшнл-гитарой, сродни жонглированию. За секунду инструмент делает в воздухе несколько полных оборотов вокруг своей оси и к следующей музыкальной доле возвращается в обычное положение. Боб продолжает "бить чечётку" по всем частям металлического корпуса, не переставая громко выстукивать ногой и выкрикивать лихую импровизацию из слогов, междометий и прочей бессмысленной и чарующей своей ритмичностью околесицы. Публика заворожена и с радостью откликается на призыв "подпеть".
Боб доволен. Русские быстро схватывают.
Боб Брозман: Сегодня я еще больше убедился: люди в России ритмичнее даже европейцев.
Ритм — любимая тема Брозмана. Это основа основ. И не только в отношении к его музыке. Сложившаяся "иерархия" музыкантов в группах от "главного" (соло- гитарист) к "распоследнему" (барабанщик) его совершенно не устраивает.
Боб Брозман: Вся эта "их" пропаганда фигуры гитариста-героя идет от коммерции, а не от музыки. Кто-то считает, что повесить гитару ниже пояса и рвать струны — это очень сексуально. Но главное драйв, идущий от ритма. Так что главный — барабанщик!
Боб говорит еще много вещей: любопытных и простых одновременно. Рассказывает бегло, увлекательно, вставляя шутки и радуясь быстрой реакции аудитории.
Боб Брозман: О, I like this intelligent nation! Я говорю с вами в своей обычной манере, в обычном темпе, и хотя для вас английский — не первый язык, вы понимаете мои идеи быстрее, чем американцы, когда я с ними общаюсь на их родном языке.
Он явно настроен не проамерикански. Особенно не жалует Бритни Спирс, Мадонну и, надо понимать, всю поп-индустрию в их лице.
Боб Брозман: Такая музыка создана, чтобы делать людей дураками. Это и не музыка вовсе.
К нему быстро привыкаешь, как ко всему хорошему. Он тоже не долго чувствует себя гостем. Он "свой", и бабушка у него из Украины. Он переживает из-за все большего уподобления нашей культуры американской, советует спасаться бегством от популяризуемых примитивных ритмов и излагает свою теорию превосходства музыки над интеллектом.
Боб Брозман: Музыка появилась гораздо раньше и содержащаяся в ней информация слишком трудна для интеллекта. Он слишком медлителен, и если вы постоянно думаете о нотах — вы не играете. Музыка—это свобода!
Мария Зотова: Куда дальше, Боб?
Скандинавия, потом Словакия.
Мы будем ждать тебя снова.
Теперь не раньше, чем через два года. Если только не произойдет чуда. Интересно, он верит в чудеса?
Заслуженный артист Украины, "неофициальный" изобретатель техники двуручного тэппинга, легенда гитаризма Энвер Измайлов - выходец из среднеазиатской глубинки. Работал газосварщиком, учился в музыкальном училище по классу фагота, занимался в ...
Би Би Кинг принадлежит к тем музыкантам, представлять которых аудитории совершенно излишне практически в любой стране. На его счету уже столько концертов и столько альбомов, что заниматься их подсчетом и перечислением — пустое занятие. Представляем ...
Терье Рипдал — гитарист, уважаемый и джазфэнами, и рок-фанатами, и поклонниками академического авангарда… Кто он на самом деле? Сегодня мы постараемся немного приоткрыть вам суть этого человека. 1. РИПДАЛ РАЗБУДИТ ИХ ВСЕХ Терье Рипдал по жизни ...
— Игорь, когда ты начал свою профессиональную карьеру? — С 1980 года я стал работать в филармонии г. Сумы, где, кстати, родился, именно в эти годы я ощутил свою привязанность к фанку и джазу. Хочу сказать, что моим первым учителем был магнитофон, но ...
Долговязый черный парень, весь одетый по последней моде 1939 года. Шляпа стильно примята посередине, просторные брюки, истоптанные ботинки, рубашка с пристяжным воротничком, жилетка и твидовый пиджак. Он развалился на старом студийном табурете со ...
Я все ищу такой инструмент, в который хотел бы влюбиться. Мне многие нравятся, но я все–таки отношусь к своим гитарам как холодный профессионал. Не люблю, а дружу. Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в ...
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...