nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Расул Закаржаев - Гитарист большого калибра

Расул Закаржаев - Гитарист большого калибра  Расул Закаржаев - наита­лантливейший и перспек­тивнейший музыкант; один из лучших выпускников ав­торской школы гитариста Игоря Бойко - «Лаборато­рии профессионального об­разования для гитаристов». Получив профессиональную «путевку в жизнь», Расул без труда поступил во всемирно известный колледж Беркли в американском городе Босто­не, где продолжает успешно учиться. Кроме того, моло­дой музыкант приступил к работе над своим первым сольным проектом...

Михаил Трофимов: По­ведай миру - откуда ты родом и с какого возрас­та увлекся гитарой?

Расул Закаржаев: Я ро­дился в Казани. Там, собст­венно, и вырос. Еще с детства я стал замечать, что нерав­нодушен к музыке. Слушал ее как-то по-другому, неже­ли остальные; то есть, не как фон окружающей жизни, а пытался всматриваться в ее глубину. При этом старался понять, каким образом по­строена та или иная компо­зиция...

Мой отец, как, впрочем, и многие люди его поко­ления, сам играл на гитаре - распространенной тогда «семиструнке» - известные «хиты» своей молодости (кстати, и продолжает это делать сейчас). Однажды я как бы в шутку попросил его показать мне аккорды одной из любимых наших песен - «Алешкина лю­бовь». Поупражнявшись с недельку дома, я понял, что с легкостью играю эту' мело­дию. Вечерами с ребятами в подъезде мы «завывали» ее нараспев, как мартовские коты - в надежде обратить на себя внимание пре­красной половины человечества.

Тогда мне было 16... По­играв на славной гитаре ленинградского производ­ства всякие там популярные песенки, я со временем пе­реключился на рок-музы­ку. Даже «Нирвану» имити­ровал! Затем стало как-то скучно - не было пищи для ума. Как-то однажды, купив первую в своей жизни элек­трическую гитару Jackson, я отправился учиться в Улья­новск Но не любовь к музы­ке меня сподвигла на смену местожительства, а давняя семейная традиция: когда у тебя в семье все летчики - участь твоя предрешена: летное училище... И точка. Правда, и во время учебы я не расставался с гитарой. Проучившись там два года, взял «академ» - дела житей­ские... Вернулся домой и ре­шил уже более серьезно за­ниматься гитарой: любовь к музыке взяла верх! Я пере­играл во многих казанских группах, брал частные уро­ки гитары у нескольких пре­подавателей, даже поступил в музыкальную школу - по классу классической гитары,

А еще через некоторое вре­мя переехал в Москву, чтобы поступить в колледж имени Гнесиных. Через год учебы я покинул это почтеннейшее заведение, окончательно убедившись, что там ника­кого достойного образо­вания, по крайней мepe по гитаре, не получу. Вместе с тем я стал еще больше интересоваться частными урока­ми. Приоритеты менялись со скоростью звука, перехо­дя от «запильного» рока, до джаза и фъюжн.

Как ты оказался в ав­торской школе Игоря Бойко?


Еще до приезда в Москву я слышал об этом музыканте - у меня были его учебные пособия, но самому разо­браться в них тогда мне было трудновато. Я понял, что без помощи автора мне не обойтись - там заключен достаточно сложный мето­дологический материал, а у меня никакой специальной подготовки не было. А очень хотелось импровизировать, причем осознанно...

В один прекрасный день отец сообщил мне, что ско­ро в Казань приезжает с гаст­ролями Игорь Бойко. После концерта я познакомился с ним и напросился прослу­шаться. Что, собственно, и случилось через несколь­ко недель. В первую нашу встречу в Москве мы около трех часов беседовали о му­зыке, пили отменный зеле­ный чай, после чего я сыграл маэстро несколько разученных «соло» и, набравшись наглости, попросил взять в свои ученики. Музыкант от­ветил: «Если тебя не смущает расстояние в тысячу верст, которое придется преодо­левать раз в неделю, давай попробуем». Я исправно приезжал... Вот так, собст­венно говоря, и пролетели полтора года занятий, за время которых я открывал для себя совершенно новые грани музыки.

Что бы ты пожелал ны­нешним ученикам «Ла­боратории профессио­нального образования»?


Подходить к музыке осно­вательно - ведь талант нужно в себе взрастить. Игорь Александрович дает то, что не преподают ни в одной консерватории, а именно - секрет профессионального взаимопонимания. Кроме того, его метод развивает музыкантов во всех стилях и может очень пригодиться каждому, прошедшему его. Дo занятий у этого гитари­ста - моего первого настоя­вшего учителя - я даже толком не знал, что мне играть.
Сегодня же я могу играть практически все.

Как тебе удалось очу­титься в Беркли - столь консервативном и ува­жаемом заведении?

Завершая учебу по про­грамме «Лаборатории», я твердо решил попробовать свои силы в этом всемирно известном американском колледже. Первоначальное прослушивание состоя­лось в Германии, куда в тот момент приезжали аме­риканские представители. Прослушивание оказалось чисто формальным - чет­кость требовалась не столь­ко в исполнении, сколько в оплате счетов на обуче­ние и сборе всевозможных справок: отечественный бюрократизм отдыхает... Правда, существовала сла­бая надежда на получение скидки в оплате за учебу. Не повезло...

Стоимость полного кур­са обучения в Беркли равна стоимости нового спор­тивного авто, и я благода­рен родителям, имеющим возможность оплатить мне это, прямо скажем, недеше­вое удовольствие. Понимаю, что далеко не каждый у нас сегодня способен оплатить даже малую часть этой сум­мы; тем ответственнее я старался подходить к ока­занному мне доверию.

Способствовали ли тебе в дальнейшем обуче­нии те знания, которые ты получил в гитарной школе Игоря Бойко?

Еще бы! Иначе я бы просто-напросто не оказался в Беркли. Метод этого пе­дагога помог мне освоить профессиональный импро­визационный язык - гармо­нический и мелодический. Я стал играть более осознанно, узнал для себя, как работают на практике разнообразные, предложенные им идеи.

В первое время пребыва­ния на американской зем­ле было тяжело вдвойне, поскольку одновременно я продолжал закреплять знания, полученные в «Ла­боратории», и в полном объеме осваивать предме­ты по программе колледжа. Прибавьте сюда уроки по вокалу, частные уроки фор­тепиано.

Расскажи о своих впе­чатлениях об американ­ском колледже.

До поступления в это учебное заведение мои ожи­дания были несколько пре­увеличены, и когда я начал учиться, меня некоторые моменты серьезно разоча­ровали. Особенно это каса­ется специальности, кото­рой в колледже уделяется не так много времени, как ка­залось. Правда, я многое уз­нал об общетеоретических предметах - композиции и аранжировке, интересных мне для использования в та­ких стилях как; Funk, Disco- Funk, Soul-Funk, Bossa-Funk, Rap-Funk, Latino-Salsa, Bossa- Nova, а также - в кубинской музыке, на которую я неров­но дышу.

Вообще, меня всегда ин­тересовала взаимосвязь ин­струментов в той или иной аранжировке - примени­тельно к тому или иному стилю. Что касается глав­ного достоинства обучения в бостонском колледже, на мой взгляд, это - аутентич­ная среда общения. Обще­ния с себе подобными - му­зыкантами, съехавшимися со всех континентов.

Ты сейчас работаешь над своим сольным аль­бомом. Это правда?


Чистая правда. Идея за­писи альбома пришла мне в голову уже в Америке. Да, собственно, кто из нашего брата-музыканта не меч­тает иметь сольный диск? Первым шагом в реализа­ции этой идеи послужили поиски продюсера.

На втором семестре обуче­ния я познакомился с амери­канским продюсером. Пре­жде чем начать работать, мы подписали с ним контракт. Сразу стоит сказать, что ус­луги продюсера на Западе - удовольствие не из дешевых. Мы вместе с ним пригласили для записи нескольких авто­ритетных в США музыкантов и уже записали почти поло­вину материала.

Свой авторский диск я решил записать с элемен­тами собственного вокала. На мой взгляд, альбом полу­чается стилистически раз­ноплановым. Для роковых композиций был приглашен барабанщик Кэнни Аронов (Kenny Aronov). Фанковые пьесы будут записывать два брата Грэнджерс (Grengers Brothers) из Балтимора, один басист, другой барабанщик. Сделать джазовые зарисов­ки и песни в стиле «босса- нова» мы попросили пре­подавателей из Беркли. На клавишных играет пианист Юкки Хирано (Uki Hirano). Скоро мы планируем запи­сать пару треков с именитым барабанщиком Луисом Като (Louis Cato) - кроме того, он там же запишет и партии бас-гитары. Этот исполни­тель обладает одной весьма интересной особенностью: сначала он записывает бас, а уже на'него наложением пи­шет барабаны; очень своеоб­разная техника. В настоящее время мы ведем переговоры с еще одним известным сак­софонистом - Эриком Мариенталем (Eric Mariental) по поводу его участия в запи­си. Кстати, несколько треков на саксофоне уже исполнил Николай Моисеенко - наш соотечественник, который тоже учится в Беркли. Еще мы пригласили струнную группу, также планируем позвать полную духовую секцию.

В какой студии прово­дится запись альбома?

Запись производится в одной из нью-йоркских студий. Пишем на Pro Tools, а некоторые «ювелирные» места мы «закидываем» в Logic Express - ведь там го­раздо больше возможностей для редакции и компонов­ки. Когда все будет готово, в этой же студии будет сдела­но и предварительное сведе­ние. Затем на специальной, так называемой, «mixing»-студии будут накидываться спецэффекты и произойдет окончательное выравнива­ние треков по балансу - све­дение, проще говоря. Масте­ринг, скорее всего, мы будем делать в одной из профиль­ных студий Лос-Анджелеса или Нью-Йорка.

Скажу по секрету, еще я со­бираюсь спеть с известными вокалистами. Понимаю, зву­чит пафосно, но «не боги горшки обжигают»... Будем приглашать еще несколько бэк-вокалисток и даже рэп-исполнителей, чтобы доба­вить некоторой остроты в общий музыкальный кок­тейль. Понимаю, что такая запись не делается за два дня. Думаю, мне понадобиться еще год, чтобы записать свой альбом и... окончить Беркли.

Каким бы стилем ты определил свой альбом?

В двух словах и не ска­жешь. Хотя бы потому, что американские тенденции в музыке - Rap, Heavy Metal, Country, Blues, Pop - не очень похожи на то, что делаю я - это ближе к европейскому стилю. Здесь есть многое: от фанк-поп до рок-баллады, от босса-новы до направ­ления «латина», еще много другого примешано. Короче говоря, сплав стилей.

О женских предпочте­ниях не спрашиваю, но какие гитары ты предпо­читаешь?

С удовольствием расска­зал бы и о своих женских пристрастиях, но, боюсь, что это тема для отдельного раз­говора. Хотя в момент игры ты принадлежишь гитаре, как любимой женщине, и отдаешься ей без остатка.

В прошлом году, когда я приезжал на каникулы в Рос­сию, конечно же, встречался с Игорем Бойко. Он мне по­казал одну из своих недавно приобретенных гитар Ibanez George Benson. Я записал на ней несколько демо-пьес для видеоархива «Лаборатории». Вот было нелегко играть то­гда на ней - на струнах тол­щиной 012мм, тогда, как до этого всю свою сознатель­ную жизнь я использовал калибр струн 009мм. Тем не менее, мне очень понравил­ся звук той гитары. Вскоре в Америке я купил себе точно такой же инструмент. Осво­ился где-то за пару месяцев, так как пришлось перестраи­вать положение руки. Зато сейчас пальцы сами бегают, и совсем другие ощущения: все под контролем и очень напористый и яркий звук А еще у меня остался старень­кий инструмент Ibanez JS 10 Satriani chrom, я его исполь­зую в сочетании с гитар­ным синтезатором Roland VG 88. Кстати, есть в моей «коллекции» очень хорошие акустические гитары Taylor и Ovation. И, конечно же, у меня есть Fender stratocaster. Из «примочек» я исполь­зую недавно приобретен­ные педали фирмы Electro Harmonic, это stereo reverb и Pan Chorus - не жалуюсь.

Какой тебе явилась Америка?

Признаться, мои впечат­ления не самые лучшие. Во-первых, очень дорого снимать квартиру, а суще­ствовать в общежитии кол­леджа - уму непостижимо. Советский «стройбат» пока­жется раем-, в местной обща­ге клопы настолько глубоко вползли в мою жизнь, что вторгались в кошмарные сны - как в фильмах Хич­кока, я просыпался от ужаса и... стряхивал их со своей постели горстями! Я уже не говорю о том, сколько сто­ит обучение. К тому же, из- за калорийной здешней еды - гамбургеров и хот-догов - за год проживания в Амери­ке я поправился на 10 кило! Из плюсов могу сказать, что Бостон - один из старейших городов страны, здесь много живописных мест, музеев, памятников архитектуры. И именно здесь, в этой «Мекке музыки», я могу реализовы­вать свои мечты: приглашать для записи прославленных музыкантов, на которых ко­гда-то молился, и которые теперь могут зазвучать на моей собственной пластин­ке. И все это, знаете, вселяет надежду и веру в лучшее.

И напоследок; расска­жи что-нибудь забавное из жизни рядового аме­риканского студента.

Со мной, конечно, не смогу припомнить ничего «этако­го», а вот с моими сокурсни­ками кое-что бывало. Напри­мер, недавно мой знакомый басист шел на занятия со своей бас-гитарой на плече. Райончик-то такой, прямо скажем - неблагополучный, населенный в основном темнокожими и выходцами из Латинской Америки. Вне­запно за своей спиной он услышал перестрелку, сломя голову, примчался в Беркли и когда расчехиил свой бас, то обнаружил в корпусе пулю - 9-го калибра, между прочим. Решил оставить «на добрую память»...

Михаил Трофимов

Jazz-Квадрат, №3/2007




стиль
джаз
автор
Михаил ТРОФИМОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим, кроссовер


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
  • стиль: джаз, джаз
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
  • стиль: блюз, блюз
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com