nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Энвер Измайлов - Гитарное "двурушничество"

Энвер Измайлов - Гитарное "двурушничество"  В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет поиск оригинальных звучаний, нестандартных тактовых размеров и диковинных для уха жителя Запада ладов. Побывав на выступлении этого неординарного музыканта, многие меломаны словно заново открывают для себя, казалось бы, изученный вдоль и поперек мир чарующих звуков. Сочиняя музыку, Измайлов чаще всего обращается к фольклорным первоисточникам и, в первую очередь, к музыкальным традициям своих предков – крымских татар. Музыка Узбекистана, Армении, Индии и Балкан тоже оставила глубокий след в его сердце, и он щедро делится со слушателями своими впечатлениями от контакта с ней.

Измайлову довелось путешествовать не только по бескрайним просторам творческой фантазии, но и по вполне реальным земным тропам. Энвер родился и долгое время жил в Фергане (Узбекистан), армейская служба забросила его в Хабаровск, а в 1989 г. он вместе с семьей перебрался в Крым, где поначалу обосновался в колхозе с экзотическим по нынешним меркам названием "Заветы Ленина". Но Измайлов явно руководствовался заветами собственной души, а не Ильича, реорганизуя самым решительным образом манеру игры на гитаре и стараясь донести свою музыку до широчайших слоев населения земного шара. Начиная с 1990 г., он с успехом выступает не только в Украине, но и в Соединенных Штатах Америки, Германии, Франции, Голландии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Бельгии, Дании, Италии, Эстонии, Литве, России, Молдавии и Турции.

В совершенстве освоив тэппинг (манеру игры на гитаре, при которой пальцы обеих рук ударяют по струнам над грифом), Измайлов экспериментирует с особыми строями инструмента (пианист Юрий Кузнецов метко окрестил их "первобытнообщинными") и виртуозно играет сразу на двух шестиструнках. Подобные подвиги не остались незамеченными, и в августе 1995 г. он стал победителем I Международного конкурса гитаристов Европы, проходившего в швейцарском городе Лозанна. Украина тоже отметила доблести музыканта, присвоив ему звание заслуженного артиста республики. В его дискографии – пять альбомов, изданных на Западе: "At A Fergana Bazaar" (1991), "The Eastern Legend" (1991), "Black Sea" (1992), "Dancing Over The Moon" (1995) и "Yarimada" (1997). Энвер охотно всколыхнул волны своей памяти ради читателей "ЕЭ".

– Отчетливо ли ты помнишь момент, когда впервые взял в руки гитару?

– Это очень интересная история. Мне было тогда лет 14. Мой дядя купил гитару и принес ее к нам домой. Это была обычная советская семиструнка по 9,50. Он взял гитару в руки и сразу стал "поливать". А там была такая грубая работа – струны очень далеко отстояли от грифа. Но он у меня штангист и без труда сыграл. Я подумал: "Елки-палки! Вот бы и мне так!" Но я не знал, как правильно извлекать звуки. Думал, что всё очень просто – приставил пальцы и играй. Однако ничего у меня не вышло. Дня два я никак не мог понять, как надо правильно прижимать струны. Играл украдкой: дядя боялся, что я сломаю гитару. Я очень расстраивался из-за того, что у меня ничего не получается. Всё думал: "Почему так? Почему?" Потом я посмотрел внимательнее, как играет мой дядя, и еще раз попробовал. Что-то уже получилось, и это был такой кайф… Ну а там я уже со своими сверстниками обменивался опытом.

– С каких тем всё начиналось?

– Мы с ребятами играли дворовые песни, что-то из "Бременских музыкантов" (поет): "Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету". Я не думал, что потом всё будет так серьезно. Когда я учился в Ферганском музыкальном училище, то специализировался в игре на фаготе – капризный инструмент. Гитара была для души. Я стал уделять ей всё больше и больше внимания, когда уже играл в разных группах. Мы исполняли многое из репертуара Deep Purple. Я "снимал" соло Ричи Блэкмора. Играл темы Карлоса Сантаны.

– А что тебя подвинуло пойти в обход устава гитарной исполнительской техники, согласно которому строго рекомендуется "левой рукой прижимать струны на ладах, а правой ударять по струнам сбоку розетки"? Как сформировалась твоя особенная манера игры?

– Идея играть двумя руками над грифом сформировалась постепенно. Когда я играл на гитаре без медиатора, то звук мне казался более чистым и привлекательным. Струны по-разному колеблются, если играешь с медиатором или когда ударяешь по ним пальцами сверху. Появляется другой тембр, другое звучание. Это первое. А во-вторых, медиатор вносит дополнительные искажения, иногда слышится неприятное шорканье.

– У тебя действительно особенное, индивидуальное звучание. Я уверен, что многие гитаристы проводили эксперименты, подобные твоим, но не все с успехом пользуются такой необычной техникой исполнения. Кроме тебя абсолютно естественно чувствует себя в этой "неуставной" гитарной стихии, пожалуй, лишь Стэнли Джордан.

– Да нет. Уже многие стали так играть.

– Я бы сказал, что они пытаются так играть. Например, у тебя есть абсолютно органичное сочетание необычной техники исполнения и ярких музыкальных идей. Ты пользуешься этой исполнительской манерой настолько легко и естественно, словно с детства играешь так. Для других же гитаристов подобная манера – не способ жизни в музыке, а просто трюк, попытка удивить своей музыкальной эквилибристикой. Мне кажется, что твоя необычная техника игры на гитаре помогает лучше выразить именно восточную тематику.

– Но шло не от этого. Ты можешь использовать любую другую тематику. Главное – создать интересный образ. Просто я больше знаком с восточной музыкой. Она мне ближе, и так мне легче воплощать свои идеи. Если, например, немец станет играть узбекскую музыку, то у него не сразу всё получится. Да и слушать его будет не так интересно – ведь он не вжился в нее. Есть и узбеки, которые играют джаз в Америке, но, опять же, это выглядит не совсем натурально по сравнению с тем, как это делают американцы. Я ведь тоже не сыграю в оригинале Восток, как истинно восточный музыкант. Не сыграю и джаз, как Стэнли Джордан. Но зато я могу совместить оба этих компонента, и у меня получится интересная музыка.

– И на 100% твоя!

– Да, и тут уже получается такая история: ни тот не сыграет, как я, ни другой. И я играю так не потому, что хочу показать – вот я какой особенный. Просто мне это интересно, это мне нравится. А ведь в свое время я играл и джаз, и рок, и эстрадную музыку.

– Когда ты впервые использовал необычную манеру игры на гитаре?

– В Фергане у меня была своя группа "Сато". Мы играли джаз-рок. В нашем репертуаре всегда были один-два моих сольных номера. Вот тогда я и демонстрировал всё свое умение. Когда же я переехал в Крым, то остался без бэнда. Аккомпанировать было некому, и я решил сам всё делать.

– Насколько трудно держать на себе весь концерт?

– Знаешь, когда интересно – нетрудно. Когда ты загораешься делом, то трудностей нет никаких. Только кажется, что трудно. Трудно, когда ты вынужден что-то делать по принуждению. Когда же дело манит тебя – трудностей нет.

– Но ведь ты, наверное, ощущаешь сильную эмоциональную усталость после концерта. Во время твоего выступления в зал уходит очень сильный положительный заряд энергии.

– Понимаешь, это нормально для меня. Я даже не чувствую усталость во время выступления. Усталость возникает после концерта только из-за того, что я теряюсь среди людей. Подходят знакомые, друзья. Я ни с кем не могу нормально поздороваться и пообщаться, и это меня начинает утомлять. Конечно, приятно, что мне оказывают так много внимания, но мне не хотелось бы участвовать во всём этом. Но, с другой стороны, никуда от этого не денешься. Никто, конечно, не обидится, если я сразу после концерта уйду, но (смеется) я же не могу всё бросить – у меня инструменты на сцене лежат.

– Очень интересно слушать, когда одновременно звучат сразу две гитары, с совершенно разным строем. Возникает впечатление, что слушаешь диалог людей с разными характерами.

– А я еще люблю добавлять немного вокала при таком исполнении.

– Удается ли тебе насытить музыку тем же уровнем эмоций при работе в студии?

– О, студийная запись и концертное выступление в любом случае всегда отличаются: совсем другая атмосфера, другое настроение. В студии как-то всё математически просчитано. Ты можешь записать еще один дубль темы и исправить те ошибки, которые сделал при первом ее исполнении. Но можешь при этом потерять вдохновение и сыграть не с теми эмоциями. Очень важную роль играет возможность выступить на одном дыхании. Есть, конечно, и приятные моменты при работе в студии, но во время концерта их больше.

– Ты давно перебрался в Симферополь. А раньше, когда жил в "Заветах Ленина", давало ли тебе природное окружение дополнительный творческий импульс?

– Да, но природа – это одно. Много значило и то, что я имел возможность оставаться наедине с собой. Никто мне не мешал, не отвлекал меня. Ты знаешь, что некуда пойти, концентрируешься на музыке. При этом остается один выбор – играть. Это сильно мне помогло. Я работал в местном клубе музыкальным руководителем детского коллектива. Проводил по вечерам двухчасовые занятия, а остальное время у меня было свободное. Сидишь один – играешь на гитаре, никто тебя не отвлекает.

– Вот они, истоки исполнительской супертехники!

– Ну, техника у меня была, в общем-то. Просто уже появлялись интересные идеи. Техника всегда нужна. Без нее оригинальные задумки не реализуешь.

– Ты продолжаешь совершенствовать технику игры на гитаре помногу часов в сутки?

– Уже нет, потому что город отвлекает. Всё время возникают какие-то мелкие проблемы. Куда-то надо сходить или съездить, кому-то позвонить.

– Некоторые музыканты говорят, что боятся впускать в себя чужие идеи и стили, а поэтому стараются не слушать музыку других исполнителей. Что ты думаешь по этому поводу?

– Слушать надо в любом случае. Мне всякая музыка нравится. Хорошая музыка, хорошие идеи. Предпочитаю слушать истинно восточную музыку. Люблю зажигательные балканские мелодии. Нравится слушать аккордеонистов.

– А где планируешь выступить в будущем?

– Планирую играть там, где меня хотят видеть. Идея придет, чтобы я поиграл, и – пожалуйста.

(c)Europa Express

Сергей ГАВРИЛОВ (Europa Express)

2005



стиль
джаз
страна
Украина
музыкальный стиль
этно-джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: блюз, блюз
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
  • стиль: джаз, джаз
Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com