nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Владимир Молотков - Профессор джазовой гитары

Владимир Молотков - Профессор джазовой гитары  Имя Владимира Молоткова хорошо известно музыкантам всего постсоветского пространства, особенно гитаристам поколения 70-х и 80-х годов, которое занималось по его учебным пособиям, связанных с джазовой импровизацией и гармонией. И хотя прошло уже почти тридцать лет с момента начала выхода его книг, они и сегодня актуальны, и к ним проявляется огромный интерес со стороны гитаристов и музыкантов других специальностей. При такой известности имени Владимира Молоткова о нем самом почти ничего не известно. Вот по этой причине, учитывая знакомство и многолетнюю дружбу с этим удивительным человеком и большим мастером своего дела, специально для читателей журнала Jazz-Квадрат, я решил взять интервью у Владимира Молоткова. Надеюсь, оно будет интересным для всех тех, кто когда-либо соприкасался или еще соприкоснется с именем Владимира Алексеевича Молоткова, которого можно заслуженно назвать профессором джазовой гитары.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, когда вы начали заниматься музыкой, и кто были ваши первые учителя?

Владимир Молотков: Я начал играть в возрасте семи лет. Дома было две неплохие гитары. Дело в том, что обе мои бабушки хорошо владели гитарой, они и были первыми моими учителями. Хочу подчеркнуть, что они не бренчали, а именно играли. Это были, конечно, вальсы, мазурки, арии, итальянские песни типа Santa Lucia и так далее. Самым "джазовым" в нашем репертуаре был фокстрот "Крокодил". Вся беда была лишь в том, что играли они на семиструнных гитарах со строем РЕ, СИ, СОЛЬ, РЕ, СИ, СОЛЬ, РЕ. Однако я уже тогда знал, что есть шестиструнная гитара с квартовым строем. Я перестраивал гитару и принимался искать аккорды. Каждая новая находка вызывала в буквальном смысле восторг. Но подлинным переворотом в гармоническом мышлении явился первый в моей жизни американский учебник Микки Бэйкера (Micky Baker), где были показаны аккорды в широком расположении с пропущенными струнами. Я не выпускал его из рук, занимался ночи напролет, до тех пор, пока его полностью не освоил. И сейчас я вспоминаю эту книгу с большим теплом, – она открыла окно в другой, заокеанский мир.

Игорь Бойко: Когда вы начали свою профессиональную карьеру?

Владимир Молотков: Это случилось очень рано, в возрасте пятнадцати с половиной лет. Мы жили рядом с Укрконцертом в городе Киеве, куда я постоянно бегал, чтобы послушать репетиции различных групп. И вот однажды случилась какая-то экстремальная ситуация – срочно нужен был гитарист, а я как раз оказался под рукой. Меня взяли в оркестр и сразу стали репетировать. Я, естественно, все сыграл с первого раза, и меня тут же взяли на гастроли. То, что у меня еще не было паспорта, брался уладить администратор группы.

Игорь Бойко: Ну а как же дальше сложилась ваша Судьба?

Владимир Молотков: Что сказать! С этого момента все завертелось колесом. Различные филармонии Союза, Мюзик-Холлы, эстрадно-симфонические оркестры, цирк и, конечно же, рестораны. Должен сказать, что это прекрасная школа для джазмэна – ресторанная работа вырабатывает особую практическую хватку, развивает оперативную технику, когда нужно моментально играть любую мелодию и играть правильно. И не стоит относиться к такому опыту пренебрежительно, ведь хорошо известно, что такие выдающиеся люди, как Д. Шостакович, Ю. Милютин, Л. Орлова работали в молодые годы в кинотеатрах, в качестве обыкновенных таперов. Короче говоря, во всей этой карусели были более или менее творческие периоды, и это зависело от того, с какими именно музыкантами приходилось сотрудничать. Я считаю большим везением, что мне удалось попасть в 1969 году в оркестр под управлением Анатолия Кролла. В то время это была самая настоящая кузница джазовых кадров. Через этот оркестр в разное время прошли десятки джазмэнов, и каждый получил столько, сколько смог унести. Да что говорить, ты ведь и сам прошел эту школу и можешь все это подтвердить.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, кто из гитаристов оказал на вас наибольшее влияние?

Владимир Молотков: Это, конечно, был не один человек, поэтому начну по порядку. Первым и самым глубоким впечатлением была игра Кенни Баррела (Kenny Burrell) – его изысканные импровизации в малом составе с альт-саксофонистом Джони Хаджесом (Johny Hodgess) и органистом Вайл "Билл" Дейвисом (Whill "Bill" Davis). Несколько позднее заслушивался игрой Говарда Робертса (Goward Roberts). И тут нечто вроде взрыва – появление на джазовом горизонте Уэс Монтгомери (Wes Montgomery). Доставал все, что возможно из его записей и часами слушал. Кстати сказать, он остался моим кумиром и по сей день, – чем больше его слушаю, тем больше удивляюсь, откуда это море фантазии, а ведь большинство записей сделано тридцать пять и более лет назад. Из новых гитаристов очень впечатляет, конечно, Пэт Мэтини (Pat Metheny), но, по правде сказать, это музыка совсем другого рода и другого поколения. Люблю слушать твоего приятеля Майка Стерна (Mike Stern).

Игорь Бойко: Теперь вопрос несколько другого порядка: как получилось, что ваша семья перебралась в Германию?

Владимир Молотков: Я давно хотел жить в Западной Европе, и только в 1995 году эта возможность представилась. Мы с дочерью оказались в Западном Берлине и получили вид на жительство. С этого времени я попеременно живу то в Берлине, то в Киеве. Здесь меня удерживает преподавательская работа в музыкальном колледже, к которой я очень привязан.

Игорь Бойко: Какие творческие и жизненные возможности появились в Германии?

Владимир Молотков: Пять лет – это слишком короткий срок, чтобы по-настоящему вжиться в иную среду. Эти творческие и жизненные возможности я только начинаю нащупывать. Во всяком случае, находясь там, я ощущаю вежливую доброжелательность. Сказать по правде, очень завидую Майе Плисецкой, которая уже имеет свою собственную балетную школу в Мюнхене.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, расскажите о вашей пластинке, которая вышла в 1978 году, и была первой джазовой пластинкой, вышедшей на Украине.

Владимир Молотков: Я не считаю ее какой-либо творческой удачей. Писалась она на скорую руку, поскольку предложение о записи поступило совершенно неожиданно. Это было связано с тем, что в киевском филиале фирмы грамзаписи "Мелодия" был очень плотный график работы, и неожиданно появилось небольшое окно, которое надо было срочно использовать. Времени на репетиции, таким образом, совершенно не было, и пришлось записывать пластинку фактически экспромтом. Кроме того, у нас не было подходящего басиста, и мне пришлось исполнять партию бас-гитары, а затем путем наложения записать импровизацию и аккомпанемент на гитаре. Это не лучший вариант записи, поскольку я считаю, что запись путем наложения противоречит самой сути джаза, теряется живой эмоциональный контакт с коллегами. Во всяком случае, нельзя не отметить, что эта пластинка была первой ласточкой на джазовом небосклоне Украины, и это обстоятельство трудно переоценить. Записывал пластинку замечательный звукооператор Юрий Винник. Нужно учесть, что запись производилась на довольно примитивной аппаратуре того времени, и ни о какой последующей обработке звука не могло быть и речи.

Игорь Бойко: Расскажите о ваших учебных книгах, по которым, я с уверенностью могу сказать, занимались практически все гитаристы бывшего "союза". И в чем их характерная особенность?

Владимир Молотков: Да, считая вместе с переизданиями – это пять книг. Особенно важными для меня считаю "Джазовую импровизацию на гитаре" ("Музычна Украина", 1983 г.), "Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре" ("Музычна Украина" 1989 г. 2-е издание, переработанное и дополненное), и "Аранжировка для гитары", ("Крещатик", 1997 г.).
Все эти книги построены исключительно на американском джазовом материале, который подобран в хронологическом порядке, по мере его появления в живой исполнительской практике музыкантов-импровизаторов. В первых двух вышеназванных пособиях я выступаю скорее в роли комментатора, человека, который все это тщательно проработал и делится опытом освоения материала. Каждое из этих пособий содержит в себе конспект по крайней мере четырех-пяти американских учебников. Это сейчас можно достать почти любые аудио- и видео-школы, а в те годы подобный материал был малодоступен, да еще и нуждался в некоторых пояснениях.

Игорь Бойко: Пожалуйста, расскажите более подробно, что представляет собой ваша последняя книга "Аранжировка для гитары"?

Владимир Молотков: Вообще-то, идея аранжировки для гитары занимает меня на протяжении всей сознательной музыкальной жизни. Суть идеи проста и крайне сложна одновременно. Имея одноголосно изложенную мелодию, превратить ее в добротную аранжировку для сольного исполнения на гитаре, где в сбалансированном виде присутствует бас, аккомпанемент, всевозможные подголоски и мелодия. Мне всегда хотелось играть одному, и эти разработки последних десяти лет являются реакцией на это желание. В этой книге, как мне кажется, впервые затронут вопрос об аккордовом фонизме применительно к аранжировке. Сонористика созвучий поставлена во взаимосвязь со стилистикой и характером пьесы. Подробно описаны виды фигурации. Особое внимание уделено фигурации среднего голоса, вносящей в аранжировку как бы внутреннюю жизнь. Специальные параграфы посвящены задержанию, предъему и органному пункту. Весьма подробно описана фигурация нижнего голоса, мелодической самостоятельности которого предлагается большое значение в современной концепции аранжировки популярной и джазовой музыки. В третьей главе содержится, на мой взгляд, интересный материал по гармонизации мелодии. Детально разбирается гармонизация неаккордовых тонов. В четвертой главе даются принципиально новые сведения о сочинении промежуточных мотивов. Завершается книга изложением специфики аранжировки в стиле босса нова. В этом пособии, кроме популярного, широко представлен и классический гитарный репертуар. Он иллюстрирует "изначальность" какого-либо явления, приема, вида фактуры, голосоведения, поскольку впервые эти элементы появились в гитарной литературе до джазового периода.

Игорь Бойко: Я знаю, вы сейчас работаете над очередной книгой, о чем она?

Владимир Молотков: В настоящее время я заканчиваю рукопись шестой книги. Это продолжение предыдущей книги "Аранжировка для гитары", которая вышла в 1997 году.

Игорь Бойко: Неужели до сих пор в гитарной литературе не существовало хороших аранжировок или переложений джазовой и популярной музыки?

Владимир Молотков: Хороший вопрос! Сказать по правде, в большинстве своем – это самая настоящая халтура. Все это я добросовестно проигрывал и всегда был очень разочарован.

Игорь Бойко: Чем можно объяснить такое низкое качество существовавших раннее аранжировок для гитары?

Владимир Молотков: Все очень просто. Дело в том, что теоретические сведения, необходимые аранжировщику, рассредоточены по разным источникам и чаще всего не входят в объем информации, получаемой студентами исполнительских факультетов. Кроме того, многочисленные примеры в учебных пособиях по гармонии и аранжировке в большинстве своем не имеют непосредственного отношения к современному этапу развития музыки, а тем более к ее популярным жанрам. Одной из моих целей было совмещение теоретического аспекта аранжировки с практическим. Сделана также попытка осуществить счастливый альянс между аранжировщиком и гитаристом. Ведь гитаристы-исполнители, как правило, незнакомы с основами аранжировки, имеют дело в основном с ансамблями или оркестрами, мало знают возможности собственно гитары.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, все-таки, не могли бы вы рассказать более подробно, что представляет собой новая работа?

Владимир Молотков: Суть ее представляют пятьдесят аранжировок популярных джазовых стандартов в своих оригинальных тональностях. Расположены они по хроматическому восходящему ряду. Таким образом гитарист, разучивая эти пьесы, одновременно осваивает разные тональности и начинает "ощущать" их на грифе.

Игорь Бойко: Предполагается ли в этой книге какой-либо теоретический материал?

Владимир Молотков: Да, конечно. После каждой пьесы дается небольшой анализ наиболее характерных приемов фактуры, которые использованы в данной аранжировке.

Игорь Бойко: Что представляет собой слово "выгородка", о которой вы так часто упоминаете в разговорах со мной?

Владимир Молотков: "Выгородка" – это мое маленькое изобретение, которым я очень горжусь. Сама по себе выгородка известна давно и применялась в театре, а затем и в кино. Это декорации из старых пьес или постановок, из которых собирается, выгораживается условная декорация для репетиций новой пьесы. Иногда используются полностью старые декорации, иногда к ним добавляются новые фрагменты.

Игорь Бойко: Не пойму, какое отношение это имеет собственно к аранжировке?

Владимир Молотков: Самое непосредственное! Создание такой музыкальной выгородки предполагает транспозицию нескольких уже готовых аранжировок из смежных тональностей, на тон или полтона выше и ниже нашей рабочей тональности. Затем мы будем проигрывать их одну за другой в произвольном порядке и переходить с одного стандарта на другой совершенно свободно. Правда, на такое "озвучивание" новой тональности может понадобиться не один день, однако через некоторое время начнут возникать новые, неожиданные фактурные комбинации, на стыках и в промежутках между уже известными раннее ходами. С каждым новым разом напряжение этого мелодического поля будет все более и более повышаться. Начнет появляться своего рода мелодическая индукция. Реальными показателями результата этой работы будут обострение мелодической интуиции, когда любой мелодический оборот или мотив немедленно будет вызывать целую серию подходящих фактурных решений.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, ведете ли вы сейчас преподавательскую работу и что вы можете сказать о молодом поколении гитаристов?

Владимир Молотков: Да, я веду класс джазовой гитары в Киевском высшем музыкальном колледже им. Р.М. Глиера с 1980 года, т.е. со дня открытия в Киеве эстрадно-джазового отделения. За это время наш отдел закончило около 80-ти гитаристов с различной жанровой направленностью. Каждый выпускник готовит программу госэкзамена в том стиле, который ему наиболее близок. Здесь у нас нет жесткой схемы, и подход к оценке выпускника достаточно либеральный.

Игорь Бойко: Кого вы могли бы отметить из числа ваших бывших студентов?

Владимир Молотков: Игорь! Чего греха таить, конечно же в первую очередь тебя. И давай отбросим чувство ложной скромности – я считаю тебя плоть от плоти, продолжением моей музыкальной и жизненной концепции. Это могут подтвердить и мои старшие коллеги. Кроме того, что ты прекрасный исполнитель, мне особенно импонирует в тебе то, что ты ведешь теоретическую, исследовательскую работу. Я имею ввиду твою книгу "Мой метод", в которую вошли 4 части, выпущенные раннее под общим названием "Импровизация на электрогитаре". Она сделана тщательно и добротно, а это для меня высший критерий оценки. Это прекрасный материал для любого стиля исполнения джаза и фьюжн.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, безмерно признателен вам за такой комплемент, потому как для меня это большая честь слышать его именно от вас. Но вернемся к нашей беседе, и у меня к вам, наверное, чисто гитарный, профессиональный вопрос: какие инструменты и усилители вы сейчас предпочитаете и используете?

Владимир Молотков: Как и у многих других гитаристов, в разное время у меня были различные симпатии и антипатии. Долгое время находился под гипнозом фирмы Gibson, но скажу по правде, мне ни разу не попадался удобный инструмент. С годами пришел к выводу, что самое важное в гитаре, это не название фирмы, а живое ощущение в руках. Как-то в Берлине несколько дней подряд выбирал себе инструмент. Мое внимание сразу привлек к себе Ibanez-JP (Joe Pass), это серьезный акустический инструмент, но играя на нем, я все время чувствовал дискомфорт. Это весьма субъективное ощущение, которое объяснить довольно трудно. И здесь же рядом висела Washburn HB-35, полуакустик (Artist). Когда я взял ее в руки, то сразу почувствовал, что это мой инструмент, и никаких сомнений уже не оставалось. А вообще, должен тебе сказать, что любой серьезный профессионал должен иметь несколько разных инструментов, и в отношении моделей, и в отношении качества звука. Ведь нам часто приходиться исполнять довольно разную музыку, и здесь одним инструментом не обойтись.
Что касается усилителей. Конечно, предпочтение следует отдать ламповым усилителям, таким, например, как Mesa/Boogie. В последнее время замечаю, что многие джазовые гитаристы вернулись к старому, доброму VOX – их снова стали выпускать во многих модификациях. Лично я пользуюсь английским усилителем Carlsbro Sherwood Baby. Его 30 ватт вполне достаточно для почти любой площадки, поскольку он имеет сильное звуковое давление.

Игорь Бойко: И напоследок, Владимир Алексеевич: есть ли у вас "хрустальная мечта" всей жизни?

Владимир Молотков: Безусловно, Игорь. В отличие от Остапа Бендера, я хочу иметь собственную музыкальную школу. Первое и самое главное ее отличие будет в том, что учебный план не будет загроможден необязательными предметами. Основными дисциплинами будут специальность (технология игры), сольфеджио и импровизация. Конечно же, и общее фортепиано. Предполагается несколько возрастных групп. Особенный интерес представляет младшая группа. По моему глубокому убеждению, джазовую технологию детям можно давать сразу и вовсе не обязательно начинать с диатонических гамм и простых трезвучий. Это только тормозит развитие и отдаляет момент начала активного музицирования. Пока что более реальным представляется открытие такой школы в Берлине. Хотелось бы, конечно, иметь эту школу здесь, на Украине, но, к сожалению, здешняя нестабильность и неопределенность мало способствует этому предприятию.

Игорь Бойко: Владимир Алексеевич, спасибо за интересную беседу, думаю, что это интервью будет интересно многим гитаристам, которые формировали свой профессиональный уровень по вашим книгам. Я, как и многие гитаристы, также с нетерпением буду ждать выхода ваших новых учебных работ и от всего гитарного цеха хочу пожелать вам больших творческих успехов и реализации задуманных планов.

Владимир Молотков: Спасибо!

Фото автора

Игорь БОЙКО

2005


стиль
джаз
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
  • стиль: джаз, джаз
Альберто Готтарделли и я встретились с Джимом Холлом между первым и вторым отделениями в клубе Blue Note в Милане, где он выступал со своим трио и Энрико Пьеранунци. У нас было всего несколько минут для интервью, потому что очень скоро он должен был ...
  • стиль: джаз, джаз
На обложке альбома Джона Скофилда (John Scofield) под названием Uberjam, датированным 2002 годом, изображена специфическая особа: обнаженная фигура Будды с лицом Скофилда, играющего на гитаре. Подобно тому, первая пьеса в этом альбоме начинается ...
  • стиль: джаз, джаз
Игорь Бойко: Расскажите о Вашей последней книге "Аранжировка для гитары". Владимир Молотков: Предлагаемая вниманию гитаристов работа посвящена наименее изученному вопросу – технике гитарной аранжировки. В ней рассмотрены разнообразные возможности ...
  • стиль: джаз, джаз
В Берлине прошла Неделя крымско-татарской культуры, программу которой украсили выступления гитариста и композитора Энвера Измайлова. Он из тех творцов, которые категорически не воспринимают оседлый образ жизни в искусстве. Измайлов неустанно ведет ...
  • стиль: джаз, джаз
Не многие отечественные джазмены, благополучно эми­грировавшие на Запад, получают там признание как му­зыканты. И в каждом конкретном случае на то имеются свои причины. Еще реже спустя годы они приезжают в бывший СССР для налаживания творческих ...
  • стиль: джаз, джаз
С хэдлайнерами Третьего ереванского международно­го джаз-фестиваля, прошед­шего в столице Армении 16- 17 июля 2006 г., фанк-груп­пой А1 МасКау All Stars Band встретиться было трудно. Организаторы фестиваля почему-то пытались огра­дить музыкантов ...
  • стиль: этно, этно
Только два дня и только в Москве — таковы были жеcткие рамки пребывания в Рос­сии знаменитого гитариста- виртуоза Боба Брозмана. Со стороны отечественной ау­дитории знакомство с музыкантом-антропологом, как он сам себя иногда называет, состоялось на ...
  • стиль: джаз, джаз
Мой коллега Е.Долгих, рецензируя один из дисков Хантера (см. № 4/98), вроде бы весьма точно определил основное поле деятельности этого музыканта: фанк, джаз-рок и эсид-джаз. Но каждый новый проект Хантера все равно отличается от предыдущих. Вот и ...
  • стиль: блюз, блюз
Несмотря на то, что зачастую в шоу-бизнесе объявление "прощального турне" не более чем рекламная уловка, заявле­ние легендарного британско­го блюзмена Криса Ри о завер­шении концертной деятель­ности с самого начала не вы­зывало никаких сомнений в ...
  • стиль: джаз, джаз
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com