Elliott Sharp - The Velocity of Hue. Live in Cologne
16.02.2013
Впервые к нам поступили диски с логотипом, изображающим мифологического бога Пана со свирелью. Принадлежит этот логотип компании PanRec, расположенной в Бонне, бывшей столице ФРГ. PanRec выпускает фильмы и DVD, посвященные авангардному джазу и современной импровизационной музыке. Основал этот лэйбл режиссер и продюсер с типично немецким именем и фамилией: Павел Бородин. Знакомство с продукцией PanRec начинаем с наиболее раннего диска – это запись выступления Эллиота Шарпа в Кельне в сентябре 2005 года.
Для тех, кто в теме, это имя в пояснениях не нуждается. Но для остальных все же скажу, что американский мультиинструменталист и композитор Эллиот Шарп (р.1951г.) на сегодняшний день – один из крупнейших в мире мастеров авангардного джаза, видный представитель нью-йоркской даунтаун-сцены, переигравший в самых разнообразных проектах со множеством музыкантов из США, Европы и Японии.
В Кельне Эллиот исполнял музыку из своих последних на тот период альбомов - Velocity of Hue (2004), давшего название и этому релизу, а также Quadrature (2005). Для сольного концерта на сцене кельнского «Лофта» Шарп использовал модифицированную электроакустическую гитару и компьютер. Основную программу выступления составили две большие композиции (при этом первая продолжительностью более получаса), за которыми последовало еще два номера «на бис». На диске между композициями сделаны перебивки в виде фрагментов интервью Шарпа. Кроме того, в качестве бонуса можно посмотреть еще и эпизод саундчека перед концертом.
Формат концерта вроде бы сам подсказывает способ съемки: внимание камер устремлено только на одного человека. Но операторы PanRec, работавшие четырьмя камерами, ухитрились сделать фокусировку внимания зрителя особенно акцентированной. Темная сцена, в центре – Шарп с гитарой, одежда в темных тонах, два главных световых пятна – лицо и руки музыканта, рядом тумбочка, накрытая красной материей, на которой расположено компьютерное хозяйство Шарпа. Камеры постоянно следят за лицом и руками. У Шарпа своеобразная внешность: худая фигура, продолговатое лицо, бритый череп, очень выразительные длинные пальцы. На протяжении всего концерта я засек может быть секунд пять, когда Эллиот покачивал головой в такт музыке – все остальное время на лице не отражается никаких эмоций и только морщинки в уголках глаз выдают предельную сосредоточенность музыканта. Зато пальцы рук словно живут отдельной жизнью, они в непрестанном движении. Они бегут по струнам гитары, постукивают по корпусу, превращая ее в перкуссионный инструмент, иногда Шарп одевает на мизинец одной руки металлический цилиндр и играет слайдом, иногда закрепляет тонкую металлическую палочку на струнах, параллельно что-то постоянно подправляя и выставляя на компьютере – звук меняется, деформируется, срывается в стон или скрежет, и снова возвращается к квазиакустической чистоте. Поток звуков так увлекает, так ведет внимательного слушателя за собой, что солидного времени звучания композиций просто не замечаешь, словно оно сжимается по эйнштейновским законам силой мастерства музыканта. Ну, а когда во втором выходе «на бис», отбросив авангардные изыски, Эллиот просто играет блюз, то делает это так лихо, что ему зааплодировал бы и любой из грандов чикагского блюза или блюза Дельты.
На протяжении всего фильма мы видим только Эллиота Шарпа. По окончании каждой композиции только слышны аплодисменты и музыкант встает, благодарит публику, уходит куда-то в глубь зрительного зала. Из эпизодов интервью изъяты вопросы – оставлены только ответы: Шарп говорит о своей музыке, об ее алгоритмизации, о компьютерах, о своих инструментах. В эпизоде саундчека мы несколько секунд видим музыканта проходящим по улице, поднимающимся по лестнице и только в зале одна из камер несколько раз общим планом проезжает по тем, кто снимал этот эпизод.
Мне кажется, The Velocity of Hue Live in Cologne должен произвести сильное впечатление даже на человека, не слишком знакомого с экспериментальной музыкой, но внимательного и непредвзятого. Мне кажется, то, как снят этот фильм, сделает его настоящей видеошколой для гитаристов. Впрочем, чтобы играть, как Эллиот Шарп, надо, извините за банальность, быть просто Эллиотом Шарпом…
В № 3/07 «Jazz-Квадрата», а еще ранее – в электронной версии журнала мне уже доводилось рецензировать Vol.1 альбома с тем же названием. Но мадридская фирма Vampisoul Records столь активными темпами продолжает свою работу по ...
Знаменитый трубач Кларк Терри пятьдесят лет назад, когда записывался этот диск, еще не был знаменитым. Но талантливым профессионалом с отличной репутацией он уже был. К 1957 году Терри уже записал несколько альбомов в качестве лидера, но продолжал ...
Кому-то манера пения Дайаны Кролл может нравиться, кому-то – нет, но никто не сможет отрицать, что она – одна из ярчайших звезд джазовой вокалистики конца прошлого и начала нынешнего века. Платиновая блондинка из Канады смогла стать ...
Афганец по происхождению, Омар Акрам родился и вырос в Нью-Йорке – его отец был дипломатом и представлял свою страну в ООН. В силу специфики профессии отца Омар подолгу жил в самых разных странах мира. Не самая обычная биография дала этому ...
Давным-давно, еще в эпоху Великого переселения народов, поселившихся в Испании вандалов, вытеснили в Северную Африку вестготы. Но, как оказалось, не всех. Пятеро из уцелевших возродились в начале ХХI века под нетривиальным названием The Sweet ...
Внешне загадочное название ансамбля расшифровывается довольно просто: в нем переплетены первые слоги фамилий участников трио из Санкт-Петербурга. Это вокалистка Полина Руновская, контрабасист Владимир Шостак и пианист и кларнетист Вадим Бондаренко. ...
Испанский лейбл Vampisoul расширяет сферу своих интересов. Как явствует из названия представляемого альбома, теперь в нее попала и Африка. В Мадриде осуществили два фундаментальных релиза: выпущен в формате 2CD и 3LP полный комплект записей 70-х ...
Первая встреча двух выдающихся гитаристов произошла в далёком 1974 году, когда уже очень занятой сессионный музыкант Ларри Карлтон не смог поехать в составе группы L. A. Express в концертное турне с Джони Митчелл. Ему на замену был приглашён ещё ...
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...