Группа ЯR дебютировала в 2002 году на фестивале "Свежае паветра". После удачной премьеры о ее участницах - Маше "Яр" Лагодич (вокал) и Наталье Петрович (виолончель) - заговорили как о самобытном явлении на национальнай пост-фолковой сцене. От концерта к концерту, от фестиваля к фестивалю учасницы дуэта ЯН удивляли, ошеломляли своей экспрессией, неординарными музыкальными экспериментами, сплавом фолка, вокальной джазовой импровизации, авангардного музыкального минимализма...
Статус самого оригинального пост-фолк-коллектива участницы R подтверждали на всевозможных международных фестивалях: FIMU (Франция), Singetreffen, Burg Waldek (Германия), Mikolajki folkowy (Польша). Когда же на белорусском лэйбле BMAgroup был издан дебютный альбом группы R «Вясна красна», то ни у слушателей, ни у критиков не осталось сомнений в том, что дуэт - первый на Беларуси представитель редкого стилистического направления этно-джаз.
В рецензии на этот альбом авторы книги «222 альбомы беларускага року i ня толью...» В. Мартыненко и А. Мельгуй отмечали: «Оригинальность альбома в том, что, пожалуй, впервые на звуковых дорожках белорусского фолк-модерн-диска представлен такой редкий музыкальный стиль, как этно-джаз. Музыка, записанная на альбоме «Вясна красна», скорее экспериментальная. Звуковое полотно соткано с помощью вокала Маши Лагодич и мелодий в исполнении виолончелистки Натальи Петрович... Синтез виолончели с вокалом вносит в звучание группы HR элемент эксперимен тальности».
Уже на протяжении пяти лет исполнительницы не изменяют избранному пути. Сегодня мы беседуем с Машей Лагодич чтобы выяснить, что дает ей и Наталье силы для экспериментов в наше непростое время, как музыкантам видится будущее такой неординарной группы, как ЯR. Но сначала просим Машу рассказать, как возник ее интерес к пению, к белорусскому фольклору.
Маша «Яр»: В таких случаях говорят: начала петь с детства. Действительно, у меня музыкальная семья, в которой все очень любят музыку и пение. Мы вместе пели песни, которые были популярны в свое время. А моя прабабушка и бабушка любили белорусские фольклорные песни. Наверное, в них я и пошла со своей любовью к народному пению.
Я закончила Брестский музыкальный колледж по классу «Теория музыки» и Белорусский государственный институт культуры по специальности «культуролог». Что касается моего увлечения фольклором, то это пришло как само собой разумеющееся. Случилось это где-то на втором курсе колледжа. Просто раз - и я начала пегь! Пришло понимание, что пение - это мое, и пением я буду заниматься долгие годы. Голос мне никто не «ставил». Думаю, когда есть вкус и желание петь, то можно достичь любых результатов.
Анатолий Мельгуй: Маша, что вам, как вокалистке, дала работа в известной белорусской фолк-рок-группе UR’IA?
Участие в группе UR’IA - один из творческих этапов, когда происходило мое становление, как певицы. До UR’IA я пела в брестской фолк-группе «Кола». А когда приехала в Минск, то однажды увидела, как по коридору Института культуры, где я училась, шел лидер UR’IA Юрий Выдронак - он там работает. Я побежала за ним и сказала: «Добрый день, Юра! Я Маша, послушайте нашу кассету!». Он послушал и после предложил петь в его группе. С тех пор я выступала с UR’IA выезжала с концертами за пределы Беларуси. Когда же у нас с Выдронком начались творческие разногласия, я пришла к твердому убеждению, что нужно делать что-то свое. После того, как из UR’IA ушла и виолончелистка Наталья Петрович, мы объединились и создали группу ЯR.
Мы очень серьезно подошли ко всем организационным нюансам: собирали деньги на издание демо-записи, рассылали демо-кассеты на фестивали... Так впервые нас пригласили на X международный фестиваль этнической музыки Mikolajki folkowy - 2002 в Польшу, где мы сразу стали обладателями Гран-при.
Группа ЯR целенаправленно готовилась к этому творческому конкурсу. Тогда мы с Наташей решили: нам необходим только главный приз! Если мы этого не сделаем, то ЯR скорее всего, существовать не будет. А когда наша цель была достигнута, у нас появилась вера в то, что мы - сильный и перспективный творческий коллектив.
У вашей группы сразу появилась музыкальная концепция? Или вы можете определить этапы ее развития?
Мне кажется, что cлово "концепция" к музыке группы ЯR не очень подходит. Музыка - есть музыка! Поэтому я всегда говорю: концепция творчества группы ЯR пока не определена: у группы есть собственные композиции, этнические импровизации, вокализы, а теоретическое осмысление музыки, наверное, еще впереди...
Значит, говорить о каких- то этапах в нашей истории пока рано. Мы еще молодая группа. Правда. пять лет -тоже срок, хотя это не десять и не пятнадцать лет. когда нужно подводить итоги, писать мемуары. Радостно, что у группы ЯК сразу все «пошло», и сейчас это движение вперед продолжается.
Не кажется ли вам несколько неконкретным термин «этно-джаз», которым обозначают стилистическое направление группы ЯR?
Нет, название музыкального стиля «этно-джаз» - наиболее подходящее для музыки группы ЯR Вообще, «этно* и «джаз* - это два музыкальных направления, которые мне очень близки. Поэтому, когда наiшу музыку называют «этно-джаз*, мы с Наташей это только приветствуем.
Что же касается одной из особенности этно-джаза - импровизаций, то в песнях группы ЯR они запланированные. Например, мы всегда точно знаем: через несколько тактов в такой-то композиции вокалист или инструменталист должен импровизировать. Также у нас есть музыкальные заготовки, каркас, на который накладывается импровизация. Большинство таких музыкальных моментов - вокальные. Хотя импровизационности в нашей музыке могло быть и больше, если бы мы смогли добиться большей внутренней свободы. А это сложно, ведь ЯR - дуэт, и на сцене мы лишь вдвоем! Но мы будем расширять инструментальный состав группы. Первый шаг уже сделан: у нас появились барабанщик Игорь Москаленко и перкуссионист Андрей Сапоненко. Есть желание добавить в состав группы еще одного инструменталиста, возможно, это будет саксофонист.
Песни какого белорусского фольклорного цикла, с вашей точки зрения, наиболее подходят группе ЯR?
Her таких песен, которые бы нравились больше всех остальных. Например, обрядовые или бытовые песни в каждой области отличается друг от друга. Лично мне импонируют песни свадебного цикла из разных регионов Беларуси. Может нравиться и песня из района Браславских озер, и, в то же время, полесская свадебная песня.
И если при прослушивании появляется чувство, когда песня, что называется, кладется «на уши», тогда она становится частью нашего репертуара.
Отражаются ли эти музыкальные пристрастия на вашем творчестве, как композитора?
Первые мои собственные композиции были этническими, но, в каком-то смысле, и этно-джазовыми. Стремление к написанию песен у меня появилось, когда я вплотную начала заниматься этнической музыкой. И сейчас у меня пишутся новые песни. У нас есть много композиций, которые группа ЯR еще не исполняла. Это мощные, классные песни, большинство из которых ждет своего времени для концертного исполнения. Надеюсь, оно не за горами.
Как происходят ваши репетиции, и до какой степени совершенства вы работаете над аранжировкой каждой песни?
Репетиции у нас теперь случаются довольно редко. Наталья живет в Могилеве, работает в музыкальном лицее. Поэтому, как у большинства аналогичных групп, наши репетиции проходят непосредственно перед концертами. Например, мы узнаем, что через месяц у нас запланировано выступление на фестивале или гастрольный тур, тогда все оставшееся время перед концертами мы активно работаем. Бывает, что каждый день собираемся на репетиции. Когда у нас есть свободное время, мы его посвящаем новым песням. А также совершенствуем аранжировки. Аранжировать песню можно просто, а можно и усложнить ее, подойти к делу с фантазией. У нас с Наташей в этом вопросе полное взаимопонимание - мы прислушиваемся к мнению друг друга. Часто это происходит на интуитивном уровне.
Что происходит с песнями группы ЯR на концертах, понимают ли их ваши слушатели?
Известно, что во время «живого» выступления неожиданно могут выявиться недостатки той или иной песни, а бываег, что именно на концерте все звучит идеально, реально ощущаешь позитивный заряд исполненной композиции. Это зависит от того, как исполнитель чувствует себя на данный момент, как подготовлен к контакту с аудиторией. Естественно, многое зависит от публики, Особенно для нас, с нашей экспериментально-аван- гардной музыкой. И когда мы ощущаем, что нас слушают сердцем, понимают, что мы несем слушателям наше видение фольклора и джаза, тогда и концерт получается, как говорят в Беларуси, фай- ным!
Сохранится ли на новом альбоме группы ЯR этно-джазовая, экспериментальная стихия?
Временами мне кажется, что диски издавать нет смысла - слишком много вкладывается работы над звуком, над собой, и слишком много необходимо средств, чтобы диск появился. Пока мы не можем похвастаться, что зарабатываем большие деньги своими концертами. Поэтому для группы ЯR выход нового диска остается под вопросом. Когда же мы созреем для нового альбома, то у нас есть, чем его наполнить - уже есть запись, которую мы сделали во время концерта в одном из клубов Франкфурта-на-Майне. Сейчас наш звукорежиссер занимается ее мастерингом, много эксперименгируег со звуком. Вторую же половину' альбома хотелось бы дописать уже расширенным составом группы ЯR
Маша, вы недавно вернулись из Германии, где стали участницей крупного международного музыкального проекта. В чем его суть и его важность для вас лично, для группы, для нашей культуры вообще?
Действительно, мне довелось стать участницей семинара Liederbuchseminar, который проводится в рамках международного музыкального проекта Rythmus global. Его цель - собрать музыкантов из различных стран континента, чтобы совместно создавать музы- куна стыке европейских музыкальных культур. Песни участников этого проекта публикуются в специально изданных сборниках, к которым прилагаются аудио- CD с записями песен, представленных в проекте. Так, в теперешнее издание войдут белорусские фольклорные песни, которые мы записали с польской группой Ensi Репсе. Кроме этого, во время семинара мы наиграли общие композиции, в которых можно будет ощутить влияние музыкальных и мелодических традиций различных народов Европы.
Маша, многим белорусским слушателям вы известны своей авторской программой «Каля Рока», которая постоянно звучит на FM-радиостанции «АвтоРадио». Много ли вы уделяете внимания белорусским исполнителям джазовой музыки, джазу вообще?
На самом деле я большая поклонница джазовой музыки. Хотя, до работы на «АвтоРадио» плохо разбиралась в джазовых стилях, не знала исполнителей, не ощущала прелести этой музыки. Работа на «АвтоРадио» дала понимание того, что моя любимая музыка - джаз в различных его трансформациях. И когда я готовлю передачи, то с большой радостью предлагаю для эфира произведения белорусских джазовых музыкантов. Также с удовольствием приглашаю наших джазовых музыкантов на интервью в рамках передачи «Каля Рока». Я считаю, что джазовая школа в Беларуси очень хорошо развита, все время появлется много интересной музыки и классных исполнителей, которым под силу не только джазовые стандарты, но и исполнение своих собственных неповторных джазовых композиций.
Поэтму на волнах «Авто- Радио» частыми гостями бывает, например, джаз-группа Apple Tea. Также у нас выступали группа Павла Аракеляна, замечательная джазовая вокалистка Евгения Летун, группа интуитивной музыки «Князь Мышкин». А недавно замечательный белорусский инструменталист и педагог Александр Сапега представил слушателям молодых участников традиционного фестиваля исполнителей на ударной установке «Барабанный 6iT-2007»...
Вниманию читателей предлагается интервью Фредди Ангстманна (Freddy J. Angstmann), продюсера вокального госпел-квинтета "The Johnny Thompson Singers", данное им Серене Бланко (Serena Blanco). Три года назад коллектив побывал в Минске (см. ДК №2 за ...
Первое же появление на большой сцене музыкантов литовской группы, объединенных музыкой и именем своего лидера Дэйнюса Пулаускаса, самые первые аккорды их музыки породили фурор в Литве. "Новое веяние в литовской джазовой музыке", — так громок был ...
Мы в редакции узнали о существовании этого коллектива благодаря их последним альбомам "Love Is A Golden Glue" (2000г., см. "Jazz-Квадрат" №1/02) и "Uncovered" (2002г., см. "Jazz-Квадрат" №2/02). Оба они были изданы фирмой "Timeless" и попали к нам ...
"...Они выходят на сцену, садятся на стулья и начинают играть. Зал замирает. Проходит десять минут, случайно пришедший слушатель спрашивает: "А когда они закончат настраиваться и начнут играть?". "А они уже играют. Это же Князь Мышкин", – отвечают ...
Svet Boogie Band признается блюзовым коллективом №1 в Беларуси. Группа играет в лучших белорусских музыкальных клубах, а также является одним из лидеров клубной блюзовой сцены Москвы. Кроме того, Svet Boogie Band выступает во многих городах России и ...
Интересно, порой, оборачивается жизнь музыканта… Как ни крути, но, похоже, именно разнообразие стилей и направлений в музыке, которыми ему подвластны, делает музыканта настоящим профессионалом. Все это справедливо и в отношении моего собеседника, ...
В комедии "Blues Brothers 2000" все шутки звучат как-то безгранично печально. Удивляться не приходится: без энергетики покойного Джона Белуши данная киноверсия, несмотря на целый взвод участвовавших в съемках суперзвед, была обречена на провал. Вот ...
Очередной концерт в рамках проекта Екатеринбургского Центра Современного искусства, посвященного НИМ, состоялся 19 января в местном Камерном театре. В нем приняли участие квартет SAX-МАФИЯ и ансамбль НЕ ТЕ, работающий в жанре так наз. авант-фолка ...
И обернется прошлое давно забытым сном, Но стоит ли печалиться душе о мире том, Где не постигнуть разумом ни вечность, ни покой, Но разве одиночество расстанется с душой. Уютный, ласкающий душу теплый субботний сумрак блюзового ресторана-бара ...
Биографическая справка. В 1997 году несколько молодых санкт-петербургских музыкантов решили поиграть вместе в стиле Майлса Дэвиса, организовавшись в группу с соответствующим названием: "Doo Bop Sound". Однако первоначальный замысел уже заметно ...
IV фестиваль вокального джаза в Москве уже не в первый раз принимал эту великолепную команду из Украины, да и мы уже неоднократно упоминали о них в разных репортажах, но вот пришел черед поговорить обстоятельно и "по душам"... "Мы никому не поем ...
"Тригон" — геометрическая фигура, базирующаяся на трех углах. И название молдовской группы из трех музыкантов, представляющих совершенно разные музыкальные миры. Сама музыка "Тригон" — столь же единое и одновременно разнородное сочетание молдавского ...