nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Виктор Леденев - Перелететь через Канал

Виктор Леденев - Перелететь через Канал  По сообщению армейской информационной службы из­вестный музыкант, майор ВВС Глен Миллер пропал без вести над Ла Маншем во время перелета из Лондона в Париж. Поиски продолжаются.
Газета The Times, 24 декабря 1944 года

В половине десятого «виллис" подкатил к офицерско­му клубу. Полковник Блэк­пул удобно расположился на переднем сиденье, и Ал­лену пришлось перелезать на заднее.

- Что с погодой?

Полковник зевнул.

- Аллен! Вы же в Англии! Разве здесь бывает по-на­стоящему хорошая погода? А это еще ничего - туман, да и только.

- Отрадно слышать, что такой густой туман - обыч­ная для этих мест погода, но мне как-то больше нравится летать, когда светит солнце. А вообще, по правде говоря, мне совершенно не нравит­ся летать. На земле как-то надежнее.

Полковник расхохотался.

- Аллен! Вы хоть и музы­кант, но на вас погоны май­ора военно-воздушных сил. Я впервые вижу такое.

- Вы еще многое не виде­ли, полковник...

- Это верно. Но до Фран­ции рукой подать, если уж Линдберг на какой-то древ­ней колымаге перетянул через Атлантику, то нам и вовсе нипочем.

До аэродрома ехали мол­ча. Каждый размышлял о своем или вообще старался ни о чем не думать. На въез­де полковника хорошо зна­ли, часовой лишь взглянул на его спутника и не задал ни единого вопроса, только четко откозырял. Полков­ник и Аллен также вскинули руки к фуражкам.

«Виллис» в тумане заблу­дился среди многочислен­ных самолетов, стоявших, как показалось Аллену, со­вершенно беспорядочно. Иногда прямо пред ними выплывал огромный хвост «ланкастера», иногда они чуть не таранили низкие «спитфайры».

- Боже! Сколько их здесь?!

- О, это еще, можно ска­зать, захолустный аэродром, а вот на настоящей базе их в несколько раз больше.

- Это меня несколько утешает. С такой силой мы покажем «гансам», где раки зимуют, прямо в их черто­вом Берлине.

- Точно! И я себе пред­ставляю, как твой оркестр даст представление прямо у Бранденбургских ворот. Вот будет номер - «Чаттануга» в центре столицы «гансов»! Смех один!

- Туда еще надо добрать­ся...

- Доберемся, если этот растяпа, который называет­ся у нас водителем, найдет наш самолет.

Маленький «норсмэн» стоял почти у края поля. Пилот придирчиво осмат­ривал что-то в низу плос­кости и, увидев прибывших, небрежно поднял руку к шлемофону.

- Наконец-то. Я уж думал, что вы попали не на наш аэ­родром.

- Скажи спасибо этому растяпе, - полковник кив­нул на водителя, - он, по- моему, объехал все поле, прежде чем нашел вас.

- Жалко, что он не проез­дил еще часа два, может, ту­ман бы и рассеялся. Ладно, садитесь. Карета подана.

Аллен критически обо­шел самолет и подивился его маленьким размерам.

- Вы уверены, что на этом... кларнете мы долетим до Парижа?

- Еще как! Мы и даль­ше могли бы, но там пока боши, так что туда мы еще успеем.

Музыкант поднялся по алюминиевой лестнице в крохотный салон, где оди­ноко торчали всего три кресла, и огляделся.

- А что, на таких малень­ких этажерках парашюты не выдают?

Полковник опять расхохо­тался,

- Ты как ребенок, То са­молет для тебя маленький, то парашютов нет... Ты что, собираешься жить вечно?

- Вечно, это слишком сильно сказано, но пожить еще хочу. И я не хочу уми­рать только потому, что на этой швейной машинке не оказалось парашютов!

Пилот внимательно по­смотрел на Аллена.

- Эй, парень, не забудь, что я тоже нахожусь вме­сте с тобой в этой швейной машинке. И у меня тоже нет парашюта.

Аллен смутился от серьез­ного тона летчика и безро­потно занял дальнее кресло. Пытался пристроить куда- нибудь чехол с тромбоном, но под ногами мешало что- то железное. Он напгулся и увидел ствол дчинного пу­лемета.

- А это еще зачем? Вы что, ребята, в перерывах между полетами ходите в атаку?

Пилот усмехнулся.

- Знаешь, парень, мне придется тебя еще раз раз­очаровать. Тут не только нет парашютов, но нет и ника­кого вооружения, а это моя собственная инициатива - таскать с собой «брен».

Блэкпула никак не поки­дало хорошее настроение.

- Вот это понимаю - ВВС! Все свое, даже пулеметы. А танка у тебя нет?

- Нет. Танка нет, - жестко отрезал пилот и прошел в кабину.

- Ну и хорошо, а то бы нам тут места не хватило.

Полковник уселся и вытя­нул ноги в проход.

А ты знаешь, Аллен, что тут даже удобней, чем в пас­сажирском самолете. Там вечно не знаешь, куда де­вать ноги... Ладно, расслабь­ся, пара часов полета, и мы в Париже. А почему ты решил лететь один? Ведь оркестр улетает только послезав­тра?

- Мне нужно кое-что под­готовить к концерту. Сам понимаешь, представление в освобожденном Париже! Я и до войны-то в нем не бывал, а тут вдруг - такой праздник. А ребят я встречу.

Пилот запустил двигатель, немного погонял его на раз­ных оборотах, потом «норсмэн» покатился к взлетной полосе.

- Такой туман, как бы кто на нас не наехал. Я видел эти бомбардировщики, не дай Бог столкнуться...

- Не трясись, Аллен, пилот знает свое дело, опытный парень. На этом самолете он перевозил наших разведчи­ков во Францию много раз. Причем ночью, безо всяких там посадочных огней и взлетных полос. Он настоя­щий ас.

- Дай-то Бог... На него и надежда.

- Хватит тебе, Аллен, не будь таким пессимистом. Ты и так в последнее время исхудал, форма болтается, как на вешалке.

- Сам знаешь, Эдвард, столько концертов, столь­ко переездов, недосып и прочее... Вот после Парижа отдохну, тогда и жирок на­гуляю.

Самолет вырулил в начало взлетной полосы, и пилот ждал разрешения на взлет. Мотор взревел на октаву выше, и «норсмэн», наби­рая скорость, покатился на­встречу' туману. Аллеи успел разглядеть в белой мгле гро­мады «ланкастеров» иВ-17. Потом земля исчезла. Как и исчезло небо. Впрочем, как и все остальное. Было толь­ко плотное молоко тумана и маленький самолетик, несу­щийся неизвестно куда. Но это только казалось. Пилот ориентировался по прибо­рам, самолетик послушно поворачивал влево и вправо, набирал или терял высоту.

- Я же тебе говорил, Ал­лен, он пилот классный, знает дорогу через Канал, как собственную гостиную.

- Дай-то Бог, дай-то Бог, чтоб оно так и было.

Самолет вдруг задрал вверх свой сплюснутый, как у боксера, нос, и упрямо полез вверх. Вокруг посвет­лело, вроде бы туман стал реже. Пилот понимал это и пытался пробить белую стену, устремляя самолет вверх. Внезапно вспыхнуло солнце! После белесой мути за стеклом иллюминатора чистое, яркое солнце каза­лось каким-то неестествен­ным, словно придуманным.

- Ну, вот, видишь, и для нас солнце светит.

- Светит-то, светит, а ты посмотри вниз. Ты что-ни­будь видишь? Куда мы ле­тим?

- Эго пустяки, раз есть солнце, значит, где-то есть и хорошая погода. Погоди, подлетим к Франции, там бу­дет все - и солнце, и тепло.

- Прямо, как в раю, только до него еще добраться.

- Слушай, Алан, вот уж ни­когда не думал, что ты такой зануда. Когда я слушаю твой оркестр, у меня душа поет, да и у миллионов людей тоже. Если бы они знали, какой ты мрачный тип.

- Оркестр - это одно, это моя душа, это мое Я. А вот тело и разум - это совсем другое. И вот у меня они как-то не совсем ладят меж­ду собой.

- Брось. Не стоит раз­мышлять о мрачных вещах. Ты только подумай, через три дня Рождество, а перед ним - твой концерт в Па­риже, и полмира услышит твою чудесную музыку, и еще миллионы людей, ко­торых пока душат эти фа­шистские ублюдки, поймут, что всему этому кошмару скоро придет конец. Ты да­ешь им надежду.

- Эдвард, а ты не пробо­вал себя в качестве пропо­ведника? У тебя неплохо получается.

- Ага, подействовало. Раз ты снова язвишь, значит снова в порядке.

Самолет снова пошел вниз, в пелену тумана.

- Теперь надо держаться пониже, чтобы не прозевать французский берег. Боже, что это?

Огромная тень прошла, казалось в нескольких мет­рах над ними. Полковник бросился в кабину пилота.

- Что это?

- Наши возвращаются с налета, видимо, опять ходи­ли на Рур. Господи Иисусе!

Огромный черный пред­мет, отдаленно напоминаю­щий сигару, пронесся мимо них вниз, в крошево тумана.

- Держитесь! Да хватай­тесь хоть за что-нибудь! Сейчас нас так еб...т!

Пилот не успел догово­рить. Огромная сила отку­да-то снизу швырнула са­молетик вверх и влево. Было слышно, как трещат лонже­роны крыльев. За первым ударом последовал второй, однако, не такой сильный. Пилот изо всех сил держал штурвал, пытаясь сохра­нить управление. К сча­стью, несмотря на потерю высоты, сквозь туман волн они не увидели, значит, вы­сота была еще достаточной. «Норсмэн» выровнялся и пошел ровнее, правда, по­скрипывание лонжеронов все равно явно прослуши­валось.

- Эй, парень, а крылья у тебя не отвалятся, - по­интересовался полковник.

- Что-то уж больно громко они скрипят.

- Надеюсь, не отвалятся.

- А что это было?

- Ничего особенного. Нас бомбили собственные само­леты. Я даже не понял, «ланкастер» это был или В-17...

- Как это - бомбили? Как можно вообще бомбить са­молеты? Им бомбы девать некуда, что они собствен­ные самолеты бомбят?

- Полковник, вы, види­мо, не знаете, что в случае отмены миссии бомбарди­ровщики возвращаются на свои базы. А так как бомбы очень тяжелые, они могут оторваться при посадке, вот пилоты и избавляются от них над Каналом. А мы случайно оказались у них на пути.

Полковник замолчал. Ал­лен тревожно вслушивался в разговор, но понял не так много, как хотел. Но и то, что он услышал, повергло его в настоящее уныние. Свои самолеты чуть не раз­бомбили его! Да еще и на самолете. Невероятно!

Полковник вернулся в кресло.

- Все в порядке. Могло быть гораздо хуже, но нам повезло.

- Повезло? Нас чуть не разбомбили свои, а вы го­ворите...

- Но не разбомбили же! Значит, повезло. Хорошо, что еще туман. Вот это, на­зывается, повезло.

- Час от часу не легче. Чуть не убили - повезло, летим в кромешной тьме - тоже повезло. Скажите, полковник, а что вы считае­те невезением?

- А это когда сидишь на толчке, бросаешь туда оку­рок, а жена перед этим выли­ла в унитаз галлон бензина.

- Да... Вижу с юмором у вас все в порядке. Закален­ный военный юмор... Так в чем же наше везение?

- Аллен, ты хоть и майор ВВС, но откуда тебе знать, что в последнее время мно­го наших самолетов летают через Ла Манш без прикры­тия. Немецкие базы теперь далеко, и «Гансам», в общем- то, здесь делать нечего. Но некоторые отчаянные го­ловы прилетают и охотятся за всеми самолетами, остав­шимися без прикрытия.

- И что?

- Да ничего. Вот и мы летим без прикрытия. Но в таком тумане нас никто не увидит, даже самый лучший ас Геринга.

- Вы уверены?

- Уверенным до конца нельзя быть ни в чем, но здесь, мне кажется, удача на нашей стороне.

Самолет вдруг сделал рез­кие разворот со снижением, потом снова заложил глубо­кий вираж Полковник сно­ва рванулся к кабине.

- Что?

- Немец... Ублюдок, как он на нас наткнулся? Вот неве­зуха! Попробую спуститься пониже, над водой у него не будет возможности для маневра.

- А у тебя?

- Тоже.

- Тогда что это нам даст?

- Я маленький и тихоход­ный, он быстрый. Возмож­но, проскочит мимо.

Пилот и полковник в ка­бине, а Аллен из своего крес­ла через иллюминатор сле­дили, не появится ли снова «мессершмитт». Несколько долгих минут прошли в тре­вожном ожидании, потом напряжение как-то спало.

- Наверно, проскочил мимо, - подумал Аллен. - Мы такие маленькие и ничтож­ные, разве это цель для на­стоящего аса? Так, мошка на стекле. Маленький самоле­тик и три человека - пилот, полковник тыловой службы и музыкант. Разве это добы­ча? Her, мы ему не нужны, он ищет цель покрупнее, вроде того «ланкастера», что чуть не убил нас.

Пилот вертел головой, словно она была у него на оси, вглядываясь в то, что не давало увидеть ничего. Снова появился просвег в тумане, но, как было в первый раз, сейчас это не принесло ра­дости. Теперь и их видно, как на ладони. Оставалось наде­яться, что немецкий ас плю­нул на паршивую летающую табакерку и решил подоб­рать себе сигару посолнднее. Несколько минуг прошли в тревожном ожидании. Ал­лен и полковник приникли к крохотным окошкам по раз­ные стороны фюзеляжа и до боли вглядывались в пустын­ное пространство.

- Вот он!

Полковник с размаху ткнул пальцем в плексиглас и чертыхнулся, «мессер» прошел значительно выше и в обратном направлении. Теперь оставалось надеять­ся, что он мог и не заметить маленький «норсмэн». Од­нако у немецкого пилота глаза были на месте. Хищ­ное тело «мессершмитта» сначала скользнуло назад в туман, потом его лобовой силуэт показался сзади.

- Вот он, - теперь заорал пилот, увидев врага в боко­вом зеркале заднего обзора.

Аллен и полковник вы­ворачивали головы, рас­плющивали носы об ил­люминаторы, но сзади они видеть ничего не могли. Эта неопределенность, когда не видишь противника, давила на них страхом и ожидани­ем чего-то ужасного.

Пилот резко нырнул вниз, однако до воды было не так уж и много, и он вынужден был выровнять самолет поч­ти над самой поверхностью. Теперь они шли на бреющем полете. Опытный пилот по­нимал, что это пока единст­венный шанс уйти от пре­следователя. Ведь у них были разные цели. «Норсмэн» спа­сал свою жизнь и людей, в нем сидевших, а «мессеру» во что бы то ни стало хотелось завалить этот наглый анг­лийский самолетик.

Немецкому' летчику были омерзительны эти эмбле'мы на фюзеляже, именно из самолета с такими же эмблемами упала бомба, и в Берлине погибли его жена и сестра. Мать чудом уцеле­ла и написала ему об этом. Письмо матери немецкий летчик хранил в кармашке своего комбинезона и всегда вспоминал о нем, когда видел ненавистную эмблему. Он понимал, что этот самолетик не такой уж важный трофей, чтобы о нем рассказывать друзьям, но все-таки он несте же эмблемы на фюзеляже и крыльях. И сейчас для него не существовало ничего, кроме ненавистных бело-красных кругов. Он дал очередь из пу­леметов. Не стоило тратить на эту игрушку пушечные снаряды.

Аллен ничего не понял. В обшивке самолета вдруг появились дырки, через ко­торые можно было видеть небо или что-то похожее на него, а полковник странно кувыркнулся и забил ногами по алюминиевому полу сало­на. Как в кошмарном сне все происходило ужасно мед­ленно - полковник подергал ногами и неожиданно затих, а из-под его спины начала растекаться лужа дымящей­ся ярко-красной жидкости. До Аллена сразу и не дошло, что эта жидкость - кровь, и что полковник умер. Он убит. Его убил тот летчик из «мессершмитта», который их преследовал! Совершен­но растерявшись, Аллен бро­сился в кабину пилота.

- Что там?

- Полковника убило... Полно крови...

- Хватит хныкать, му­зыкант. Там под сиденьем «бреда, это все оружие, что у меня есть. Я его всегда возил с собой, когда летал еще в оккупированную Францию, на случай, если меня собьют и придется вынужденно са­диться. Я не хотел им сда­ваться задаром... Достань пулемет, лента заправлена. Открой боковую дверь, а я постараюсь развернуться, чтобы та мог стрелять. Ты сгрелять-то умеешь?

- Да, вроде умею...

- Вроде, вроде... Представь, что у тебя в руках тромбон. Короче, я развернусь к нему, а ты влепи этому гаду очередь. Целься по кабине, из этого пулемета такой самолет не собьешь, разве что случайно. Понял, музыкант?

- Все понял.

- Ну, раз понял, действуй. Сначала приготовь пулемет, а уж потом открывай дверь. Да смотри, не свались за борт, майор...

«Брен» застрял под си­деньем и Аллен немало помучился, пока его выта­щил. И подивился тяжести оружия. Это не «томпсон» какой-нибудь или «стен», это игрушка серьезная. Да еще и лента, висящая из замка пулемета, все время путалась в ногах. Наконец Аллен подтащил его к крес­лу, уложил на спинку и дви­нулся к двери. Она раскры­лась без особых хлопот, и встречным потоком ее от­бросило к борту фюзеля­жа. Аллену открылся кусок белесого пространства. Он увидел на миг даже волны пролива, видимо, погода внизу была не такой уж и спокойной....

Немец зашел еще раз и неторопливо выдал еще одну прицельную очередь, на этот раз целясь но носо­вой части самолета. Аллен почувствовал удар в плечо и упал лицом вниз.

- Боже, меня убили! Или нет? Если я кричу, стало быть, еще живой?

Он ощупал плечо. Рука оказалась в крови, хотя осо­бой боли не чувствовалось.

- Ага, так всегда быва­ет сгоряча. Рассказывали... Сначала вроде ничего, зато потом...

Но это «потом» почему-то не наступало. Аллен поднял­ся и как раз вовремя. Немец­кий летчик хотел прове­рить результаты и точность своей стрельбы - он ре­шил обогнать тихоходный «норсмэн» сверху и слева. Его голова была повернута к смертельно раненому им самолету, и на лице явно вы­ражалось недоумение: поче­му он до сих пор не падает?

Аллен встал и плюхнулся в кресло. Приклад «брена» точно улегся ему в плечо. Он протер очки, так, на всякий случай, прицелился прямо в голову немецкого пилота и нажал на спуск. Очередь ока­залась короткой. Отдачей Аллена чуть не выбросило из кресла, но, главное, он отпус­тил от неожиданности спуск Полулежа между креслом и полом, Аллен видел, как за­прокинулось лицо немца, а самолет его неожиданно ис­чез из проема двери, нырнув куда-то вниз.

- Эй, я сделал это! Нет, ты видел?!

Аллен попробовал встать на ноги и понял, что не мо­жет. Плечо и почти вся грудь онемели, а ноги наотрез от­казывались слушаться.

- Эй, парень! Слышишь, я все-таки сделал это....

Аллену вновь показалось, что он кричал, но на самом деле только его посиневшие губы двигались в такт тем словам, которые он хотел прокричать. Пилот все рав­но не мог его услышать, так как лежал на приборной па­нели, заливая стекла много­численных циферблатов и приборов кровью, хлестав­шей из его головы.

Немецкому пилоту пуля из короткой очереди Ала­на попала в горло, и хотя он мог еще дышать, но по­нимал, что уже мертв. В го­лове почему-то крутилась несуразная мысль: хорошо, что друзья-летчики никогда не узнают, что его сбил ка­кой-то вшивый безоружный «норсмэн»....

Аллен окончательно сполз на пол и теперь лихо­радочно думал: что же будет, когда они приземлятся пря­мо посредине Ла Манша? Он же плохо плавает...

Удар о воду оказался на­столько силен, что Аллен не успел до конца пожалеть о том, что плавать так и не научился.

Jazz-Квадрат №5/2007


стиль
джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела проза

  • стиль: джаз
Развивая свою музыку, джазовые музыканты находили приёмы игры, которые отличались от традиционных. Некоторые из специфических джазовых звуков извлекались дутьём в инструменты нетрадиционным способом, использованием необычной аппликатуры, ...
  • стиль: джаз
Джазмены были обеспечены работой везде, где был спрос на весёлую музыку. В начале 1900-х годов чёрные и креольские районы Нового Орлеана были в этом отношении особо благоприятными, поскольку музыка там составляла неотъемлемую часть жизни. Однако ...
  • стиль: джаз
Представляется уместным в книге под названием Jazz Anecdotes одну главу посвятить слову «джаз» как таковому. Попыток дать точное определение этого слова было множество, но ни одна из них не была успешной. Некоторые исследователи обнаружили его корни ...
  • стиль: джаз
Лишь немногие музыканты обходились без учителей или наставников. Если человек не получил даже школьного образования, всегда находился кто-то, кто помогал ему пойти по пути настоящего джаза. Вот таких людей было немало. Благодарные джазмены охотно ...
  • стиль: джаз
Фортепиано – важный элемент большинства джазовых составов, но джазовые пианисты считают удачей, если им попадается приличный инструмент там, где они работают. Ведь на уход за фортепиано требуются деньги. Необходимо регулярное техническое ...
    «ДиКое дело!» (смачно, с упором на каждое слово, с некоторой задержкой на «К»). Так резюмировал всякую невероятную сцену, чрезвычайную ситуацию, «дикий» случай Юрий Верменич (1934-2016) – российский джазовый публицист, критик, историк, педагог, ...
    • стиль: джаз
    От редакции: благодаря любезности составителей сборника Альманах «Эрмитаж». JAZZ: серьезное и курьезное", мы получили возможность познакомить и наших читателей с главами из книги американского контрабасиста Билла Кроу Jazz Anecdotes, составляющими ...
    • стиль: джаз, джаз
    Исполнитель и композитор музыку делают. Лейблы записывают ее, издают альбомы. Мы, коллекционеры, по­купаем компакт-диски. Но есть еще люди, которые нам помогают, предлагают вы­брать то или иное, советуют. Мы, конечно, решаем сами, но часто ...
    • стиль: джаз, джаз
    Да, у нас не Америка и не Европа — настоящие любители музыки ста­раются купить люби­мые альбомы не в су­пермаркете и даже не в специализированном магазине, а у хорошего надежного знакомого, который и что-то расскажет-посоветует, и личное мнение ...
    • стиль: джаз
    ПРЕДИСЛОВИЕ Книга, которую вы держите в руках, уникальна. Известный джазмен, музыкант и исполнитель Валерий Сергеевич Кацнельсон, сменив привычную ему музыкальную стезю на неизведанную им дотоле писательско-публицистическую, создал, неожиданно, ...
    • стиль: джаз
    ГЛАВА 5. НАСТОЯЩИЙ ДЖАЗ А между тем назревали большие перемены. Отец Саши Банных был военнослужащий. Его перевели на новое место назначения, и семья переехала в Воронеж. Пришлось искать трубача на замену Саши, и наш кружок разомкнулся. Нашли двоих. ...
    • стиль: джаз
    ГЛАВА 9. «ДЖАЗ 68» 1967 год стал для меня годом сближения с группой музыкантов — приверженцев джазовой традиции, идейным лидером которой был Виталий Клейнот. Я поигрывал с такими музыкантами, как Ваня Васенин, Миша Брансбург, Леша Исплатовский и др. ...
    © 2012-2025 Jazz-квадрат
                                  

    Сайт работает на платформе Nestorclub.com