В принципе понятно, откуда у северян такое внимание и такая любовь к мельчайшим деталям окружающей среды. Пышная южная природа искрится водопадом ярких красок. Щедрое изобилие располагает тамошних композиторов к звукописи широкими, сочными мазками, к полотнам, передающим торжествующую полифонию света и радости. Не то на севере. Под скупым здешним солнцем, под аккомпанемент свирепых холодных ветров, в какой-нибудь глухой деревушке событием может стать и пение птицы, и звон колоколов местной церквушки, то ли собирающий жителей на воскресную службу, то ли провожающий кого-то в последний путь.
«Птицы и Колокола» — так назвал свою дебютную работу для ECM датский композитор Бент Соренсен. Его сочинение звучит на этом CD в исполнении симфонического оркестра из Осло и камерного квартета. Главную же солирующую партию Соренсен отдал инструменту, распространенному в джазе и редко выходящему на авансцену в академической музыке — тромбону (Кристиан Линдберг). Мощный низкий голос этого инструмента, его диалоги с оркестром в целом, со струнной группой придали сочинению Соренсена еще и некий сказочно - мистический оттенок. Мне в этой связи вспомнился Григ: резкие, то угрожающе-настойчивые, то печально-торжественные (не зря одна из частей называется «Погребальное шествие») пассажи тромбона вызывают в памяти троллей — хозяев подземного царства из сочинений великого скандинава. Надо здесь отдать должное и техническому мастерству Линдберга, исполнившего свою партию с почти джазовой изобретательностью.
Но в основе своей Соренсен, по крайней мере в этом сочинении, скорее лирик, чем рассказчик драматических историй. Он рисует спокойные, несколько однообразные пейзажи, любуется пением птиц, внимательно вслушивается в звон колоколов, тающий в прозрачном северном воздухе. Такая музыка очень близка концепциям мюнхенской фирмы, благодаря которым понятие «ECM-овское звучание» стало почти что именем нарицательным. Если новые работы датского композитора будут выдержаны в том же русле, что и Birds And Bells, его сотрудничество с ECM наверняка будет продолжено.
Последнее время блюзмены, не без основания опасаясь самоповторений ибанальных штампов, все пытаются разбавить настоящий блюз более-менее родственными направлениями: соул, регги, свинг, кантри, рок-н-ролл и так далее. В итоге получается вполне ...
В советские времена ходила незамысловатая шутка: фильмы бывают хорошие, плохие и киностудии им. Довженко. Если говорить о современном джазе и музыкальном авангарде, то здесь тоже существует одна фирма, работы которой всегда можно выделить в ...
Это голос Нью-Йорка дня сегодняшнего. Здесь иногда он подается раструбом хрипловатого саксофона, а иной раз лихорадочной флейтой. И, конечно, не обошлось без голосов местных негров, которые не столько поют, сколько толкуют о чем-то на своем ...
Михаил Альперин параллельно своим интерпретациям молдавского фольклора и исполнения страстного этноджаза в составе "Moscow Art Trio"развивает, начиная с конца 80–х, еще одну линию — "норвежскую".Он не только прижился в самой Норвегии (переехав туда ...
Брайан Хьюз — нынче восходящая звезда smooth-джазовой гитары. Он канадец, но учился в Лос-Анджелесе. Причем вместе с Эдом Бикертом и Патом Мартино. А теперь уже второй год подряд в своей стране признан лучшим джазовым инструменталистом - ...
Мультидуховик Роско Митчел — весомая фигура в современном постфри–джазе.Он встречался с Альбертом Эйлером на одной сцене в Берлине в 59–ом году,когда об Эйлере еще ничего не знали. Эта встреча, безусловно, повлиялана весь ход музыкальных поисков и ...
Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких ...
Вот музыка, которой не нужны никакие определения, классификациии представления. Она самодостаточна и, честное слово, любое описание будетпросто бледной тенью музыкального ДЕЙСТВА. Оно удивительным образом приковываетк себе внимание любителя любого ...
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...