"Концерт барокко"... Если вы читали этот поразительный рассказАлехо Карпентьера, то вам проще будет понять фантасмагорически-изощренный мир музыки Майи Хомбургер и Барри Гая. Впрочем, никаких прямых ассоциаций- только дух щемящей высокой грусти и невероятные метаморфозы звуков (как и в рассказе - столь же невероятные метаморфозы героев).
А ведь начинается альбом действительно с... музыки барокко (прелюдияк Сонате таинства #1 Франца Байбера). Коротенькое вступление, создающеенастроение для почти часового альбома - проникновенно-серьезного, но немрачного. Барри Гай, контрабасист и композитор, много играющий с квартетомимпровизационного джаза Ивэна Паркера, написал для этого альбома пять пьес,сочетающих в себе старинную манеру звукоизвлечения, некоторые старинныеже принципы сочетаемости диссонансов и консонансов и совершенно современную,свободную стилистику и технические средства наложения записи. Сам Гай говорит,что он сочинял эту музыку под влиянием идей Перселла, Монтеверди и тогоже Байбера.
Да уж, влияние это сможет ощутить в нервных и рваных пассажах скрипкии контрабаса разве что музыкант с консерваторским образованием. А для менееподготовленного слушателя первым впечатлением от альбома становится то,что скрипка не поет, как это мы привыкли слышать, а разговаривает, ворчит,стонет, вскрикивает, жалуется... партнер же не стремится ее "успокоить"и гармонизировать, а очень тонко поддерживает напряжение, не доводя егоникогда до крайности, но и не отпуская совсем. Но не следует думать, чтоэтот альбом сильно "ударит" по вашим эмоциям - он скорее подброситмного звуковой "пищи" для размышлений.
Кстати, тут есть и чисто сольные пьесы для скрипки с применением многодорожечнойзаписи - воспроизвести их на концерте можно только усилиями несколькихмузыкантов. В одной такой пьесе, "Ceremony", Майя Хомбургер играетна четырех старинных скрипках, имеющих различные тембры, да еще и применяязвуковой процессор для достижения очень низкого и глубокого тона в некоторыхместах. Потом все это звукорежиссер свел вместе, и получилась удивительная, трепещущая обнаженными нервами музыка, в которой главное не мелодия и не ритм, а чистая экспрессия и медитация.
Современный академический авангард уже во многом сблизился с авангардом джазовым, порой до такой степени, что и различить их можно только по характерной фразировке (да и то не всегда). Не считать же сегодня, право слово, джазовым авангардом Сесила Тейлора или Чарльза Ллойда... Так что не хочу проводитьникаких сложных стилистических ассоциаций - ясно одно - те, кому по душелибо Шнитке, либо, скажем, Пол Разерфорд, должны оценить этот альбом по достоинству.
(c) ℗ 1999 ECM Records
6 tks / 53 mins
(Maya Homburger - baroque violin; Barry Guy - bass)
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную ...
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...