"Концерт барокко"... Если вы читали этот поразительный рассказАлехо Карпентьера, то вам проще будет понять фантасмагорически-изощренный мир музыки Майи Хомбургер и Барри Гая. Впрочем, никаких прямых ассоциаций- только дух щемящей высокой грусти и невероятные метаморфозы звуков (как и в рассказе - столь же невероятные метаморфозы героев).
А ведь начинается альбом действительно с... музыки барокко (прелюдияк Сонате таинства #1 Франца Байбера). Коротенькое вступление, создающеенастроение для почти часового альбома - проникновенно-серьезного, но немрачного. Барри Гай, контрабасист и композитор, много играющий с квартетомимпровизационного джаза Ивэна Паркера, написал для этого альбома пять пьес,сочетающих в себе старинную манеру звукоизвлечения, некоторые старинныеже принципы сочетаемости диссонансов и консонансов и совершенно современную,свободную стилистику и технические средства наложения записи. Сам Гай говорит,что он сочинял эту музыку под влиянием идей Перселла, Монтеверди и тогоже Байбера.
Да уж, влияние это сможет ощутить в нервных и рваных пассажах скрипкии контрабаса разве что музыкант с консерваторским образованием. А для менееподготовленного слушателя первым впечатлением от альбома становится то,что скрипка не поет, как это мы привыкли слышать, а разговаривает, ворчит,стонет, вскрикивает, жалуется... партнер же не стремится ее "успокоить"и гармонизировать, а очень тонко поддерживает напряжение, не доводя егоникогда до крайности, но и не отпуская совсем. Но не следует думать, чтоэтот альбом сильно "ударит" по вашим эмоциям - он скорее подброситмного звуковой "пищи" для размышлений.
Кстати, тут есть и чисто сольные пьесы для скрипки с применением многодорожечнойзаписи - воспроизвести их на концерте можно только усилиями несколькихмузыкантов. В одной такой пьесе, "Ceremony", Майя Хомбургер играетна четырех старинных скрипках, имеющих различные тембры, да еще и применяязвуковой процессор для достижения очень низкого и глубокого тона в некоторыхместах. Потом все это звукорежиссер свел вместе, и получилась удивительная, трепещущая обнаженными нервами музыка, в которой главное не мелодия и не ритм, а чистая экспрессия и медитация.
Современный академический авангард уже во многом сблизился с авангардом джазовым, порой до такой степени, что и различить их можно только по характерной фразировке (да и то не всегда). Не считать же сегодня, право слово, джазовым авангардом Сесила Тейлора или Чарльза Ллойда... Так что не хочу проводитьникаких сложных стилистических ассоциаций - ясно одно - те, кому по душелибо Шнитке, либо, скажем, Пол Разерфорд, должны оценить этот альбом по достоинству.
(c) ℗ 1999 ECM Records
6 tks / 53 mins
(Maya Homburger - baroque violin; Barry Guy - bass)
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную ...
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...
Давненько я не получал такого огромного и совершенно искреннего удовольствия! Несколько дней подряд слушал практически только этот альбом, наслаждаясь, поражаясь и завидуя. Наслаждался тем, что было сделано болгарским вокальным квинтетом; поражался, ...
Мне необычайно приятно представлять этот альбом. Дело в том, что читатели нашего журнала хорошо знают Альберто Готтарделли, гордо называющего себя Гот – его классные снимки музыкантов постоянно иллюстрируют статьи Евы Симонтакки. Но Альберто – вовсе ...
Трудно поверить, но автор этого альбома — швед, выпускник консерватории Мальме. В шведском джазе похоже становится традицией появление новых ярких звезд с русскими этническими корнями: можно припомнить молодую вокалистку Викторию Толстой, а ...
В принципе понятно, откуда у северян такое внимание и такая любовь к мельчайшим деталям окружающей среды. Пышная южная природа искрится водопадом ярких красок. Щедрое изобилие располагает тамошних композиторов к звукописи широкими, сочными мазками, ...
Мелодичные и изящные, фортепианные пьесы, исполняемые Диком Хайменом и Джоном Шериданом, проникают в душу как забытые мечты; забытые, — но не ставшие от этого менее желанными. Оба пианиста когда- то находились в самом центре американской ...
Весной 1999 года вышел 13-й сольный альбом Дюка Робилларда, причём сразу в двух вариантах. В Штатах он появился под маркой Shanachie как "New Blues for Modern Man", а в Европе (полутора месяцами раньше) на французском лэйбле Dixie Frog под названием ...
Кому-то появление российского переиздания альбома группы Earth, Wind & Fire в джазовом разделе нашего «CD – Обзора» может показаться несколько странным, но в этом есть своя логика. Вырабатывая свой стиль, Морис Уайт и его партнеры ...