"Концерт барокко"... Если вы читали этот поразительный рассказАлехо Карпентьера, то вам проще будет понять фантасмагорически-изощренный мир музыки Майи Хомбургер и Барри Гая. Впрочем, никаких прямых ассоциаций- только дух щемящей высокой грусти и невероятные метаморфозы звуков (как и в рассказе - столь же невероятные метаморфозы героев).
А ведь начинается альбом действительно с... музыки барокко (прелюдияк Сонате таинства #1 Франца Байбера). Коротенькое вступление, создающеенастроение для почти часового альбома - проникновенно-серьезного, но немрачного. Барри Гай, контрабасист и композитор, много играющий с квартетомимпровизационного джаза Ивэна Паркера, написал для этого альбома пять пьес,сочетающих в себе старинную манеру звукоизвлечения, некоторые старинныеже принципы сочетаемости диссонансов и консонансов и совершенно современную,свободную стилистику и технические средства наложения записи. Сам Гай говорит,что он сочинял эту музыку под влиянием идей Перселла, Монтеверди и тогоже Байбера.
Да уж, влияние это сможет ощутить в нервных и рваных пассажах скрипкии контрабаса разве что музыкант с консерваторским образованием. А для менееподготовленного слушателя первым впечатлением от альбома становится то,что скрипка не поет, как это мы привыкли слышать, а разговаривает, ворчит,стонет, вскрикивает, жалуется... партнер же не стремится ее "успокоить"и гармонизировать, а очень тонко поддерживает напряжение, не доводя егоникогда до крайности, но и не отпуская совсем. Но не следует думать, чтоэтот альбом сильно "ударит" по вашим эмоциям - он скорее подброситмного звуковой "пищи" для размышлений.
Кстати, тут есть и чисто сольные пьесы для скрипки с применением многодорожечнойзаписи - воспроизвести их на концерте можно только усилиями несколькихмузыкантов. В одной такой пьесе, "Ceremony", Майя Хомбургер играетна четырех старинных скрипках, имеющих различные тембры, да еще и применяязвуковой процессор для достижения очень низкого и глубокого тона в некоторыхместах. Потом все это звукорежиссер свел вместе, и получилась удивительная, трепещущая обнаженными нервами музыка, в которой главное не мелодия и не ритм, а чистая экспрессия и медитация.
Современный академический авангард уже во многом сблизился с авангардом джазовым, порой до такой степени, что и различить их можно только по характерной фразировке (да и то не всегда). Не считать же сегодня, право слово, джазовым авангардом Сесила Тейлора или Чарльза Ллойда... Так что не хочу проводитьникаких сложных стилистических ассоциаций - ясно одно - те, кому по душелибо Шнитке, либо, скажем, Пол Разерфорд, должны оценить этот альбом по достоинству.
(c) ℗ 1999 ECM Records
6 tks / 53 mins
(Maya Homburger - baroque violin; Barry Guy - bass)
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...
Давненько я не получал такого огромного и совершенно искреннего удовольствия! Несколько дней подряд слушал практически только этот альбом, наслаждаясь, поражаясь и завидуя. Наслаждался тем, что было сделано болгарским вокальным квинтетом; поражался, ...
Мне необычайно приятно представлять этот альбом. Дело в том, что читатели нашего журнала хорошо знают Альберто Готтарделли, гордо называющего себя Гот – его классные снимки музыкантов постоянно иллюстрируют статьи Евы Симонтакки. Но Альберто – вовсе ...
Трудно поверить, но автор этого альбома — швед, выпускник консерватории Мальме. В шведском джазе похоже становится традицией появление новых ярких звезд с русскими этническими корнями: можно припомнить молодую вокалистку Викторию Толстой, а ...
В принципе понятно, откуда у северян такое внимание и такая любовь к мельчайшим деталям окружающей среды. Пышная южная природа искрится водопадом ярких красок. Щедрое изобилие располагает тамошних композиторов к звукописи широкими, сочными мазками, ...
Мелодичные и изящные, фортепианные пьесы, исполняемые Диком Хайменом и Джоном Шериданом, проникают в душу как забытые мечты; забытые, — но не ставшие от этого менее желанными. Оба пианиста когда- то находились в самом центре американской ...
Весной 1999 года вышел 13-й сольный альбом Дюка Робилларда, причём сразу в двух вариантах. В Штатах он появился под маркой Shanachie как "New Blues for Modern Man", а в Европе (полутора месяцами раньше) на французском лэйбле Dixie Frog под названием ...
Кому-то появление российского переиздания альбома группы Earth, Wind & Fire в джазовом разделе нашего «CD – Обзора» может показаться несколько странным, но в этом есть своя логика. Вырабатывая свой стиль, Морис Уайт и его партнеры ...
Для продвинутого любителя экспериментальной музыки один взгляд на состав «Электро - акустического ансамбля» Ивэна Паркера скажет очень много. Действительно, здесь собраны сливки британского авангарда. Ансамбль образовался в 1992 году и ...
Подзаголовок альбома дословно гласил "Проекг Поэм — 8 поэм и 5 эхо для шести музыкантов". 'Уточню — шести самых, пожалуй, известных авангардистов происхождением "с той стороны Ла-Манша". Их авангардизм тотален — это не банальный фри-джаз, а ...
Альбом Камаля Shamanic Healing, изданный компанией New Earth Records в 1999 году, был переиздан в России. Что можно сказать об этой работе одного из пионеров нью-эйдж музыки? Этот альбом — лучшая работа Камаля из всех, что я слышал. Его ранние ...
Московское переиздание недавнего проекта молодого белого музыканта, в которого явно вселился некий необузданный блюзовый дух. Третий в своей биографии альбом Кенни Уэйн Шеферд записал, пригласив многих не очень широко, как мне показалось, известных ...