Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на исполнение родных для себя цыганских напевов, находящих у широкой российской публики значительно больший отклик, чем любое из направлений джаза. Однако, как показывает и данный альбом, старая любовь не ржавеет и нынешняя Пономарева по-прежнему способна громко (forte) заявить о себе в джазе.
Ее новый альбом составлен из разных записей последних лет, в основном он записывался вживую, в Екатеринбургской филармонии с квартетом "AMA-Jazz" в январе 1999 г. и в московском клубе "Forte", 8-го марта 1998 г., в "день Клары Цеткин", как шутит в записи один из ее участников, Сергей Манукян. Атмосфера обоих этих концертов несколько разнится друг от друга. В филармонии все несколько строже, аргументированнее, в клубе — попроще, музыканты более по-свойски общаются друг с другом и запись прекрасно передает эту более теплую, почти домашнюю обстановку.
Среди уральских записей я бы особо отметил стартовую композицию диска, "Караван-99", посвященную Эллингтону, где мелко вибрирующий, захлебывающийся скэт певицы вместе с голосами других инструментов закручивает головокружительную карусель вокруг едва намеченного контура оригинала классической темы. Я не случайно поставил голос Пономаревой в один ряд с инструментами. Практически во всех треках певица использует его именно как уникальный живой инструмент, возможности которого воистину безграничны, что доказывают и дуэт с Брилем, и трио с участием Сергея Летова и ЛаДонны Смит, и пьеса Владимира Николаева "Molto Espressivo", самая длинная композиция диска, где живой голос соперничает с электронными звучаниями.
В отличие от блюза или традиционного джаза, в новоджазовой вокалистике европейские певицы совершенно свободны от комплексов подражательности и вполне на равных конкурируют с американками. В этом смысле вокальные возможности Пономаревой вполне позволяли бы ей претендовать на ведущие места в мировой табели о рангах. Но вольной цыганской душе не прикажешь, свой путь она выбирает сама. Спасибо, что хоть изредка заглядывает она и на огонек джазового костра. И пламя тут сразу разгорается ярче, свидетельством чему служит и данный альбом.
Представьте себе трехлучевую звезду, вроде "мерседесовской". Пусть один луч символизирует ньюэйдж, другой — world music, а третий — smooth jazz. Тогда в центре звезды вполне можно поместить альбом Криса Сфириса "Dancing With The Muse". Думается, ...
Альбом этот представляет собой запись, сделанную на фестивале "Vilnius Jazz ’98". Те, кто слышал предыдущие альбомы и другие концертные выступления группы, будут несколько удивлены: "Осенняя сюита" во многом на них непохожа. Прозрачное легкое ...
Канадский джаз — не частый гость в нашем "CD-обзоре". Альбом "Fleeting Thoughts" дает возможность познакомиться с весьма симпатичным образчиком того, как играют сегодня джаз к северу от его родины. Глен Холлз, главное действующее лицо этого ...
Что и говорить, удивительный проект. Нет, сама по себе религиозная музыка любой конфессии уже очень давно занимает свою особую нишу в музыкальной культуре. Соль здесь в том, как, кем и где она исполнена в этом проекте. Известно, что суббота (шаббат) ...
Итальянский современный джаз я слышал первый раз и, надосказать, если бы не знал заранее его происхождение, то долго гадал бы,кто такое сотворил. С одной стороны, музыка ближе всего к эйсид-джазу сочевидным влиянием трип-хопа, но, с другой стороны, ...
Рождественская музыка — совершенно особая творческая ниша. С одной стороны, она предоставляет богатое сезонное поле для заработков многочисленным халтурщикам: если одни "куют денежки" в предрождественские дни в личине Санта-Клаусов, другие ...
Да, действительно основными центрами "джазового производства" в Штатах являются Нью-Йорк и Западное побережье. Однако и за их пределами тоже происходит немало интересного, примером чему может служить и данный релиз. Любопытный слушатель познакомится ...
...Чистый, прозрачный женский голос, незатейливая, но завораживающе-притягательная мелодия песни, упругий, но не навязчивый ритм, сплетение голосов скрипки, цимбал, духовых — наверное, так могла бы выглядеть эльфийская музыка толкиеновских ...
Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами ...
Имя грузинского композитора Гия Канчели хорошо знакомо любителям современной академической музыки во всем мире. Сочиняя в различных музыкальных формах (от инструментальных миниатюр до балета), он создает произведения, полные неповторимого ...
Альберт Мангельсдорф — пожалуй, самый известный европейский новоджазовый тромбонист, играет в разнообразных проектах, но наиболее новаторским и современным из всех их является швейцарская группа "Movin’ On". Швейцарский джаз для нас за небольшим ...
Очень редкое в джазе, но, право слово, шикарное сочетание инструментов — 5-струнный контрабас и аккордеон. Особенно если учесть, что француз Гарсия-Фонс большую часть времени играет не пиццикато, а смычком. Исполнители хорошо знают друг друга — их ...