Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на исполнение родных для себя цыганских напевов, находящих у широкой российской публики значительно больший отклик, чем любое из направлений джаза. Однако, как показывает и данный альбом, старая любовь не ржавеет и нынешняя Пономарева по-прежнему способна громко (forte) заявить о себе в джазе.
Ее новый альбом составлен из разных записей последних лет, в основном он записывался вживую, в Екатеринбургской филармонии с квартетом "AMA-Jazz" в январе 1999 г. и в московском клубе "Forte", 8-го марта 1998 г., в "день Клары Цеткин", как шутит в записи один из ее участников, Сергей Манукян. Атмосфера обоих этих концертов несколько разнится друг от друга. В филармонии все несколько строже, аргументированнее, в клубе — попроще, музыканты более по-свойски общаются друг с другом и запись прекрасно передает эту более теплую, почти домашнюю обстановку.
Среди уральских записей я бы особо отметил стартовую композицию диска, "Караван-99", посвященную Эллингтону, где мелко вибрирующий, захлебывающийся скэт певицы вместе с голосами других инструментов закручивает головокружительную карусель вокруг едва намеченного контура оригинала классической темы. Я не случайно поставил голос Пономаревой в один ряд с инструментами. Практически во всех треках певица использует его именно как уникальный живой инструмент, возможности которого воистину безграничны, что доказывают и дуэт с Брилем, и трио с участием Сергея Летова и ЛаДонны Смит, и пьеса Владимира Николаева "Molto Espressivo", самая длинная композиция диска, где живой голос соперничает с электронными звучаниями.
В отличие от блюза или традиционного джаза, в новоджазовой вокалистике европейские певицы совершенно свободны от комплексов подражательности и вполне на равных конкурируют с американками. В этом смысле вокальные возможности Пономаревой вполне позволяли бы ей претендовать на ведущие места в мировой табели о рангах. Но вольной цыганской душе не прикажешь, свой путь она выбирает сама. Спасибо, что хоть изредка заглядывает она и на огонек джазового костра. И пламя тут сразу разгорается ярче, свидетельством чему служит и данный альбом.
Подзаголовок альбома дословно гласил "Проекг Поэм — 8 поэм и 5 эхо для шести музыкантов". 'Уточню — шести самых, пожалуй, известных авангардистов происхождением "с той стороны Ла-Манша". Их авангардизм тотален — это не банальный фри-джаз, а ...
Альбом Камаля Shamanic Healing, изданный компанией New Earth Records в 1999 году, был переиздан в России. Что можно сказать об этой работе одного из пионеров нью-эйдж музыки? Этот альбом — лучшая работа Камаля из всех, что я слышал. Его ранние ...
Московское переиздание недавнего проекта молодого белого музыканта, в которого явно вселился некий необузданный блюзовый дух. Третий в своей биографии альбом Кенни Уэйн Шеферд записал, пригласив многих не очень широко, как мне показалось, известных ...
Превосходный очередной диск знаменитого индийского скрипача-виргуоза переиздан и в Москве. Лакшминарайана Субраманиам стал известен благодаря своей беспримерной технике игры на скрипке и альбомам, записанным с такими джазовыми грандами, как Стефан ...
Звенящий перебор струн кельтской арфы, переплетающийся с низким голосом виолончели, — так начинается последний альбом самой, пожалуй, известной канадской певицы, работающей в modern/celtic style Лорины МакКеннитт. Мелодичный звук гитарных струн ...
Представленный вашему вниманию замечательный проект трубача Николаса Пэйтона, несомненно, является убедительным доказательством того, что блестящий исполнитель по праву считается одним из наиболее ярких джазовых музыкантов из всех джазменов, ...
«Богема» продолжает методически переводить «на цифру» классику советского джаза. В данном случае под одной обложкой объединены записи с двух виниловых дисков дуэта самых знаменитых отечественных гитаристов: Алексея Кузнецова ...
Очень многим, от репертуара и до дизайна обложки альбома, новый диск мюнхенского секстета напоминает их предыдущий CD Klezmo-Сopter. По-прежнему, основными источниками вдохновения музыкантов остаются два больших фольклорных пласта: еврейский ...
Это третий альбом Питера на Artisan Recordings / Snapper Music. Опять супер-обложка, классный coвременный дизайн, и на этот раз диск записан в формате HDCD! На этом альбоме только две чужие позиции: Madison Blues и There’s A River, остальной ...
Quilt Man — один из людей Теплых Источников или племени пигх (pigh), по-видимому, близкому к оглала. Его племя живет на северо-западе США, в резервации Теплых Источников на севере центральной части штата Орегон. Он поет песни о гармонии и ...
Из левой колонки звучит трио "Паркер-Робке-Церан", а из правой — тоже трио, но уже "Филдс-Дрейк-Штурм". Ну, может быть, и не так явно, как это указано в буклете, но, одев наушники, можно прочувствовать. Почти как в классическом уже проекте Орнетта ...
Среднестатистический техасец, как правило, не большой интеллектуал, зато энергии и напора у него хоть отбавляй. Ничего не могу сказать об интеллектуальности Сонни Родса, но вот с энергией и напором в его техасском блюзе действительно все в порядке. ...